Бирюльки №722. Продажа билайн топ-менеджерам. И целая россыпь устройств

Привет.

Ключевой темой для России стала своего рода национализация «Яндекса», которая состоится до конца года. Президент назначает в компанию своего управленца Алексея Кудрина, коммерческая компания всецело поддерживает изменения и никак не сопротивляется. Договорная игра выглядит абсурдной для внешних наблюдателей, но логики в этих пертурбациях намного больше, чем кажется. Об этом вы можете прочитать отдельный текст.

Прошедшая неделя была суетливой, но насыщенной. Люблю недели, когда есть возможность покрутить множество новых устройств, про некоторые из них расскажу в этом тексте мимоходом, а подробнее — уже в отдельных материалах. «Бирюльки» для того и созданы, чтобы затрагивать то, что привлекло внимание и было интересным. Давайте взглянем на эти темы вместе. Поехали!

Table of Contents

Veon продает “Вымпелком” топ-менеджерам компании

В Veon на данный момент не нашли покупателя на российский актив, но время не терпит, и нидерландский холдинг хочет выйти из владения российской компанией, так как оно создает множество проблем в других странах. О первопричинах мы подробно говорили, так что повторяться не будем.

Официально продажа случится в середине 2023 года, покупателями выступают шесть топ-менеджеров компании — генеральный директор Александр Торбахов, исполнительный вице-президент по розничному бизнесу Светлана Кирсанова, исполнительный вице-президент по развитию корпоративного бизнеса Максим Зайков, вице-президент Валерий Шоржин, вице-президент по корпоративному развитию, слияниям и поглощениям Ренат Настрединов.

В Veon оценили компанию в 370 млрд рублей, холдинг из них получит только 130 млрд рублей, остальные деньги останутся в виде долга на российской структуре. В обсуждениях этой сделки меня удивило, как много людей искренне считают, что топ-менеджеры билайн просто достали эти деньги из своего кармана и купили компанию. Ничего подобного, конечно же, не происходит. Давайте вспомним что у Veon есть европейские бонды, их общая сумма — около 5 млрд долларов, в России разные структуры держат их на 2 млрд долларов. После наступления санкций российские держатели бондов оказались с чемоданом без ручки. Обратите внимание на то, что сумма сделки в 130 млрд рублей совпадает с объемом бондов, принадлежащих российским компаниям. Рокировка в данном случае выглядит любопытной, Veon решает свои проблемы изящно, а топ-менеджмент в качестве покупателя получает все преимущества, так как де-факто уже развивает оператора и операционные показатели доказывают, что все происходит на качественном уровне. Под сделку привлекаются деньги финансовых организаций внутри России.

При этом у Veon были альтернативы в лице других покупателей, но проблема с ними заключается в полной потере контроля над компанией. Тут же сказать, что Veon навсегда прощается с “Вымпелкомом”, видимо, нельзя. В сделке даже есть пункт о том, что в течение 30 месяцев после закрытия этой сделки новые владельцы компании не могут ее продать без разрешения Veon, последний может разорвать сделку. Получается, что продажа “Вымпелкома” в данный момент носит промежуточный характер, в течение трех лет все может измениться. Рассматривать ситуацию нужно именно в таком ключе.

Для тех, кто пользуется билайн, никаких изменений в работе оператора не будет, сделка никак не влияет на операционную деятельность компании.

Энергетика на Украине и отсутствие связи. Масштабные отключения

На Украине продолжают балансировать на грани катастрофы в энергетике, гасят электростанции, чтобы ослабить удары по инфраструктуре, добиться правильного распределения электричества. Веерных отключений как таковых нет, хотя в украинской прессе пытаются все представить именно так. Можно назвать такие отключения аварийными, но все мобильные операторы заранее получили распоряжения о необходимости отключения сетей, им дали время погасить оборудование, чтобы избежать сбоев. И это лучше всего говорит о том, что выключение носит рукотворный характер. Склоняюсь к тому, что оно продиктовано не политическими причинами, энергетики пытаются найти баланс в работе энергосистемы, и это нетривиальная задача.

В день выключения операторы впервые применили аварийную схему, выделили небольшое число базовых станций, которые продолжили работу. Выбирали их по нескольким признакам — наличие магистральной оптики, оснащение дизель-генераторами, заметное число потребителей рядом. В день отключения трафик на мобильных сетях упал до 30% от обычного, зона покрытия сократилась на 60%. Длилось это не так долго, как можно было предположить, всего около шести часов. Потом сети постепенно начали поднимать, возвращать в строй базовые станции. С ШПД-провайдерами происходило примерно то же самое, но с одним отличием — их никто не предупреждал о том, что нужно гасить оборудование, они столкнулись с отключениями, о которых ничего не знали. В целом, информация о рукотворной природе кризиса на Украине считается чем-то недопустимым, проще объяснить все это ударами по инфраструктуре.

Для многих стран, и Россия не исключение, Украина стала полигоном, на котором отрабатываются элементы современных войн. Впервые можно в реальности посмотреть, как энергетика реагирует на удары, насколько устойчива сеть поставок электричества. Ничего подобного в новейшей истории просто не было, таким опытом не обладает ни одна страна мира.

Без электричества невозможно существование связи, и отсутствие интернета быстро ввергает любую страну в прошлое. Именно это и произошло на Украине, причем экономический эффект от этого таков, что его даже трудно оценить. Многие украинцы продолжали удаленно работать на российские компании или частных лиц, занимались этим и для других стран. Монтаж видео, создание иллюстраций, написание текстов или кода — всего и не упомнить. В отсутствие интернета, при его нестабильности такая работа стала практически невозможной, люди потеряли средства к существованию. И это наибольший удар по их кошелькам, так как внутри Украины заработать сравнимые деньги они не могут. Только среди моих знакомых около десятка людей стали носиться как подожженные, так как у них исчезли люди, которые закрывали большой фронт работ и при этом их труд не стоил каких-то космических денег. Далек от какого-либо злорадства, но Украина погружается в темные годы. Страна, превращенная Европой и США в полигон для испытания оружия, решения геополитических задач, не имеет права на самоопределение. А это означает, что исход жителей в места, где есть связь, интернет, — это всего лишь вопрос времени.

Частичным решением становится тот же Starlink, в городской застройке ставят антенны, раздают интернет на соседние роутеры. Но решить вопрос полностью таким образом нельзя, да и это очень дорого в конечном итоге. Зимой первоочередным станет вопрос отопления больших городов, который, видимо, не удастся решить для всех. Повторение блокады Армении в 90-е годы, но климат там намного более мягкий и всегда плюсовые температуры, на Украине этого нет. Одним словом, очень быстрая деградация в технологическом аспекте и уровне жизни на десятки лет назад. Важно оценивать опыт Украины по решению таких нетривиальных задач, конечно, если он появится. Есть ощущение, что решить эти вопросы как-то адекватно не выйдет.

Tele2 и плата за VoLTE — странное решение

Операторы ищут способы поднять свои доходы, и о том, почему им нужно это сделать, мы говорили много раз. Но это вовсе не значит, что любые действия, направленные на увеличение выручки, автоматически получат мое одобрение, всегда нужно рассматривать контекст. У Tele2 поддержка VoLTE работает далеко не во всех регионах, оператор очень медленно добавляет эту опцию. Неожиданно в Петербурге появилась платная услуга — VoLTE, стоит она 50 рублей в месяц.

Найти описание услуги можно вот здесь

На ряде высоких тарифов услуга включена по умолчанию, во всех остальных за нее нужно заплатить. Реакция людей на такое нововведение однозначна, им оно не нравится. И поддержать оператора в этом невозможно, кто-то не подумал перед введением такой услуги. Это мелочно, и при этом у других операторов VoLTE доступен практически везде, а заодно и бесплатно. Когда у тебя нет полностью рабочей услуги на территории всей сети, а ты еще пытаешься взять за нее деньги, выглядит это как минимум странно.

Другой вопрос, который у меня возник. Допустим, я включу VoLTE на своем аппарате и позвоню другому абоненту Tele2, у которого не включена поддержка VoLTE. Главное достоинство услуги в том, что при звонке должен включиться HD-кодек. Но он не работает, если у другого человека нет поддержки VoLTE. И получается, что работа HD-кодека вовсе не гарантирована, как это и происходит в большинстве случаев. В МТС и «МегаФоне» HD-кодек включается часто, вижу при звонках соответствующий значок на экране телефона. В Tele2, несмотря на наличие HD-кодеков, я их не вижу практически никогда, тем более при звонках в другие сети.

И вот тут возникает вопрос, что продают нам кота в мешке, пусть и за небольшие деньги. Мне такой подход совсем не нравится, он выглядит надуманным. По этой логике можно взимать деньги за любой чих, разобрать каждую опцию на сети на составляющие и брать за них плату. Абсурдно? Да. Но эта услуга выглядит именно так.

Надеюсь, что в Tele2 в итоге свой эксперимент свернут и не распространят его на другие города. Для имиджа оператора это однозначно плохой ход.

Удешевление производства на примере наушников от Sony

В прошлом году говорил, что 2022 год ознаменуется тотальным удешевлением электроники, в кризис компании будут экономить на всем, в буквальном смысле считать копейки. На таком продукте, как наушники, это хорошо заметно, давайте поговорим про конструктивные отличия Sony WH-1000XM5 от предыдущей модели XM4. И те и другие наушники вышли по одной стоимости, обе модели считаются флагманскими. В предыдущие годы, покупая после XM2 следующие модели, не испытывал сомнений, передо мной был ровно тот же продукт с рядом мелким или заметных улучшений. Экономии как таковой там не было, если не считать отказа от кодеков AptX/AptX HD в XM4, но тут причина этого — скорее грабительская политика Qualcomm, наличие собственного, и неплохого, кодека LDAC.

Но в 2022 году Sony взялись за экономию, и это хорошо видно в упрощении всех аспектов наушников. Например, из комплекта выкинули адаптер для самолета. Мелочь, которая практически не нужна, от нее действительно можно отказаться. За все время использовал этот адаптер от силы пару-тройку раз, а летаю я намного чаще среднестатистического человека. Но раньше в комплект его добавляли, так как пытались предусмотреть все желания клиента.

Упаковка максимально упрощена — переработанный картон, и объяснение этого в том, что нужно заботиться об экологии. Из наушников выкинули NFC, что тоже некритично, хоть и приятно прикоснуться чашкой наушника к телефону и получить моментальное подключение. Большинству это нужно проделать единожды, так что от NFC тоже можно отказаться. Упрощение и удешевление.

Футляр для наушников сделали еще дешевле, чем раньше. Отказались от дополнительного кармашка, куда можно было положить билет на самолет. И это можно пережить, ничего такого, не правда ли?

Давайте взглянем на оголовье наушников.

В XM4 мы видим прострочку, в XM5 на оголовье проклейка. Нетрудно догадаться, что проклейка дешевле в производстве. Посмотрим на фактуру экокожи в двух моделях.

В XM4 имитация кожи максимально близка к оригиналу, есть характерный узор, чешуйки, материал мягкий, но главное, что он дышит. В XM5 это материал, похожий на напечатанный на принтере, ряд одинаковых точек. И при этом он не пропускает воздух! Уши за час в этих наушниках разогреваются до неприличия, те, кто страдает от перепадов давления в самолете, могут испытать дополнительные неприятности, наушники просто подогревают вас, а заодно обеспечивают более сильный эффект заложенности. И все это благодаря такой малости, как экономия на экокоже, ведь она тоже отличается по качеству и цене.

Надпись Sony в XM5 просто нарисована на ободке наушников. В XM4 буквы выдавлены, а еще есть оформление выводов на чашках, они хорошо видны. Дешевле написать имя компании краской, тут также нет сомнений.

Сама конструкция XM5 не складная, то есть это жестко фиксированные направляющие, они из пластика. В то время как в XM4 металл, конструкция раскладная. Упрощение конструкции — это удешевление.

Динамики в XM4 имели диаметр 40 мм, в XM5 их уменьшили до 30 мм — на качестве звука это, безусловно, сказывается. Но главное, что падает себестоимость для Sony. Продолжать собирать разные мелочи в сравнении этих двух моделей, разделенных одним годом, можно и дальше. Но думаю, что перечисленного хватит за глаза — XM5 выглядит не как флагманская модель, а как некий средний сегмент, удешевленная версия XM4. Удивительно тут то, что XM4 все еще присутствует на рынке и продается по сравнимой стоимости в России, на Западе эта модель дешевле. Выйди эти модели одновременно, и позиционирование не вызвало бы затруднений, XM4 — флагман за 350 долларов, XM5 — упрощенный вариант за 250 долларов. Но, как видите, произошло скрытое повышение цены, а недовольство многих людей XM5 напрямую вытекает из того, что это не флагманская модель, в Sony маскируют модель среднего сегмента под флагман. И выглядит это неприятно, такого многие не ожидали. В будущем этот подход сохранится у многих компаний, но еще на него наложится то, что новые устройства будут расти в цене. Поэтому теперь признак новизны вовсе не означает, что у вас что-то заметно лучшее, помните об этом. Зачастую старые модели намного интереснее, чем новые.

Необычный realme GT2 Explorer Master

В мире одинаковых смартфонов, где похожие прямоугольники заполнили полки магазинов, мне интересно смотреть на выдумки дизайнеров, которые пытаются выделиться из толпы. В realme стараются придать своим аппаратам блеск, не стесняются работать с различными дизайнерами, нам хорошо известны продукты, созданные в сотрудничестве с японским дизайнером Наото Фукасавой (Naoto Fukasawa). У компании realme выходила модель GT Master Edition, которая напоминала чемодан, так и тянет сказать — без ручки.

Летом этого года появился смартфон GT2 Explorer Master, но только для родного китайского рынка. Мне его задняя стенка напоминает чемоданы от LV, возможно, сыграла свою роль цветовая гамма.

Дизайнер этого аппарата — Jae-Jung, его имя, скорее всего, вам ничего не скажет. Он работает с BMW, рядом крупных заказчиков, живет в Нью-Йорке. Специализация на рекламе, визуальных образах, и они получаются достаточно яркими. Экспериментов по созданию облика смартфонов не было, это первый случай.

Использованные материалы обычны — это пластик с текстурой кожи, причем многие могут перепутать одно с другим, слишком хорошо подобрана та самая текстура. С точки зрения производства аппарат недорог, тут нет особых технологий исполнения, игры с материалами, во многом это как раз заслуга дизайнера. Мне такие игры однозначно нравятся, так как показывают, что при изрядной доле выдумки можно создать нечто новое, необычное.

И вот тут возникает вопрос, что часто необычный аппарат получает очень обычный чехол, в который прячут все эти изыски.

И задаешься вопросом, почему так происходит. Зачем прятать внешность аппарата? Помните другой яркий realme, где спинка из кожи и прятать такую красоту в чехол точно не стоит? Одно радует, что на рынке вновь возникает желание экспериментировать и показывать необычные модели, искать новые формы.

Небольшое зарядное устройство — Anker Nano II на 45 Вт

Продолжаю разбирать устройства от Anker, которыми меня одарили (большой рюкзак всякой всячины). Из приятных мелочей отмечу зарядное устройство Nano II на 45 Вт, есть зарядка меньшей мощности или на 65 Вт. При этом зарядка достаточно небольшая, посмотрите в сравнении с 45-ваттным зарядным устройством от Samsung, и рядом зарядка на 25 Вт.

Причина небольшого размера в использовании нитрида галлия, этот материал позволяет добиться иного размера зарядного устройства. В зарядных устройствах главная проблема при высокой мощности — это тепловыделение. Импульсный блок питания работает на транзисторах, которые включаются и выключаются с определенной периодичностью, что дает нужное напряжение. Чем больше переключений, тем большее количество тепла в теории выделяется. Кремниевые транзисторы требуют большего размера, чем таковые на нитриде галлия (разница примерно в 40%, то есть размер можно уменьшить почти вдвое). Из других плюсов отмечу, что зарядки на GaN-транзисторах меньше греются. Из минусов — только высокий удельный вес, несмотря на компактные размеры, зарядное устройство будет увесистым.

Описываемая зарядка Nano II поставляется в приятной коробке, отдельно можно докупить нужный кабель. Отличная сборка, никаких изъянов. При зарядке не свистит, есть встроенная защита от перегрева и короткого замыкания. Одним словом, качественный продукт.

При любом раскладе себестоимость зарядных устройств с использованием GaN-транзисторов будет выше, они дороже своих кремниевых собратьев. Слово «лучше» тут не очень применимо, так как в конечном итоге вы получаете тот же заряд для подключенного устройства, скорее зарядка иная по размерам и не греется. В таком аспекте их и нужно рассматривать.

Помимо Anker, такие зарядные устройства выпускают многие китайские производители, но вот большие компании на этом привычно экономят. Широкое распространение такие зарядные устройства получили с 2020 года, так что имейте в виду, что есть некий опыт их использования. Несколько раз встречал обсуждения того, что долговечность зарядок под вопросом, но никаких подтверждающих рассуждений не увидел. Скорее всего, это неприятие всего нового, так как срок службы транзисторов одинаков вне зависимости от используемого материала (в теории нитрид галлия живет даже дольше, у него меньше воздействие температур).

Фоторедактор Lensa — маркетинг сырого продукта и тест за деньги пользователей

Помните приложение Prisma, которое пропускало портретные снимки через фильтр и превращало их в любопытные картинки? Ничего нового в приложении не было, оно просто неожиданно поймало волну и стало популярным. На рынке существовали десятки аналогичных приложений, но именно Prisma стала популярной. Тогда все сходили с ума по таким картинкам, приложение было доступно только на iOS и только позднее появилось на Android.

В ленте у своего товарища наткнулся на описание фоторедактора Lensa, который появился совсем недавно и умеет создавать AI-аватары на основании ваших фотографий. В короткие сроки на iOS это приложение стало номером один в своей категории, сработал ровно тот же подход, что когда-то для Prisma. Но сейчас приложение есть и для iOS, и для Android. Куча платных функций, подписка на год, как у многих редакторов, которые хотят брать деньги за свою работу.

В России оплата в приложении не работает, то есть нужно ровно так же придумывать, как это сделать, причем это касается любой платформы. Меня прибило то, что внутри приложения предлагается разная цена подписки на год, все зависит от того, где вы нажали, какой платный вариант выбрали. Ощущение, что слепили все это на коленке.

Опция Magic Avatars исключительно платная, но вам об этом сообщают только после того, как вы выбрали фотографии и хотите сделать портреты. Подход, мягко говоря, дурацкий — предупреждать нужно на берегу.

Да и то, что эта опция стоит дорого плюс она в бета-режиме, делает ее использование странным. То есть за деньги пользователей хотят натренировать AI-алгоритм. Очень удивительно, в приложении буквально каждый пункт кричит о том, что разработчикам очень нужны деньги.

Как по мне, так Lensa — обычный редактор, в котором продвигают AI-фишки, вот только они сделаны зачастую крайне криво и работают плохо. Попытался поменять цвет волос у главной героини “Периферийных устройств”. Получилось так, что хочется прослезиться.

Куча настроек, что производит впечатление, но почти всегда в них есть что-то кривое и недоделанное. Ощущение, что приложение находится в стадии бета-версии, глубокой бета-версии.

Кажется, что Lensa метит в конкуренты фоторедактору от InShot, но сам продукт сырой и пока не вытягивает такой конкуренции. Придуманные для привлечения внимания фишки слишком дорогие для большинства людей, а значит, не сработают. С точки зрения маркетинга приложение прожигает аудиторию здесь и сейчас. И такой подход характерен для компаний, которым срочно нужны средства на развитие.

Но еще хотел добавить вот что — на рынке огромное количество приложений, которые продают функции и возможности, доступные бесплатно. Расчет на то, что люди просто не знают об альтернативах, не умеют искать информацию и так далее. Чем-то напоминает людей, продающих “синюю галочку” в Twitter, словно они обладают тайным знанием, как заплатить за нее Twitter, а другие настолько недалекие, что не смогут этого сделать. Самое время кому-то начать продавать “умение” загружать приложения из Play Store, ведь, возможно, и это тяжело для некоторых людей.

Выставка “Найти Бэнкси” — тотальная инсталляция в «Севкабеле»

Случайно попал на выставку Бэнкси в Питере, она идет в «Севкабеле». Там же идет выставка “Балабанов”, куда идет основная масса посетителей, в то же время на Бэнкси людей было довольно немного. Из всего, что было в России, эта выставка Бэнкси выглядит одной из лучших, при этом нужно понимать, что она никак не авторизована художником, отсюда в названии фраза “по мотивам творчества”.

То есть выставку собрали из воссозданных работ, что не представляет труда — фотографий этих работ огромное количество. Авторские права в силу условной анонимности Бэнкси не соблюдаются нигде в мире. Но его творчество важно не с художественной точки зрения, рисунки просты и незамысловаты, они отличаются встраиванием в актуальные события. И тут Бэнкси нет равных, он хорошо играет с публикой, устоявшимися нормами.

Обожаю стритарт, видел живьем целый ряд работ Бэнкси, так что мне выставка приглянулась.

Проникновение технологий меняет нашу жизнь, поэтому у Бэнкси много работ об этом. Люлька под прицелом камер наблюдения, картинка, которая не загрузилась до конца, на стене здания.

Уверен, что искусство любого толка должно делать мир лучше. “Уличная мазня”, как ее иногда называют, в моем представлении также искусство, причем Бэнкси подсвечивает реальные проблемы, происходящие в мире. Меня поразило то, что люди делят художников на своих и чужих. Недавно Бэнкси разместил несколько рисунков на Украине, что вызвало реакцию — мол, “художник” рисует на Украине, а мы его выставки устраиваем? Не было даже попытки осознать, что именно он нарисовал, впрочем, в оправданиях Бэнкси не нуждается, он явно не сторона конфликта в этой истории и просто привязал свои работы к громкому событию, как делал всегда до этого.

На выставке есть экскурсии, стоит пройтись с комментариями, если вы не знаете творчество Бэнкси. Последняя работа — “Выход через сувенирную лавку”, это напоминание об одноименном фильме, советую его также посмотреть, если вам понравится на выставке. Идти туда точно стоит, а если не видели “Балабанова”, то совместите посещение двух выставок.

P.S. Хорошей вам недели, пусть она будет наполнена интересными событиями и людьми. Удачи в добрых делах, пусть все складывается так, как должно. Встретимся на наших страницах, у нас заготовлены для вас очень любопытные темы! Хорошего дня и удачной недели.

[email protected]
наверх