Уголок изобретателя №32. VR-позиционер

Привет.

Уверен, что появление всего нового воспринимается с некоторым напряжением и опаской. Далеко ходить не нужно. Пример из детства. Сплав по реке. Так уж сложилось, что наш класс состоял из детей, чьи родители не отличались очень уж высоким достатком, а следовательно, о приобретении какой-то продвинутой иностранной экипировки речь не шла. К тому же это был конец 90-х, и в свободном доступе ее было не так много. Как итог, часть снаряги готовилась из подручных средств. Уже на реке мы встретили более состоятельных туристов и с удивлением обнаружили, что они греют воду не на костре, как мы, а на миниатюрных газовых горелках, которые еще и с кнопки загораются. Никаких тебе блужданий по лесу в поисках хвороста и сухих упавших деревьев на дрова. Какие только минусы от нашего закаленного в походах советского времени руководителя в адрес этих горелок не звучали. И тяжело нести баллоны с газом (по реке-то на катамаране, ага), и взрывоопасно, и ненадежно, и так далее, и тому подобное. К слову, именно в том походе девчонку сильно ошпарило из-за того, что перекладина (прут из тонкого древесного ствола), на которой висело ведро с кипятком, переломилась (высохла над постоянным жаром) и ей знатно обдало водой ноги. Однако спустя пару лет все разорились на горелки и обращались к костру только в форс-мажорных обстоятельствах. Но первая реакция была при этом именно отторгающего характера. Сегодня порассуждаем об этом применительно к VR-устройствам. Но сначала пару слов о роботах.

Обратная связь

К прошлому изобретению критики было немного, но дельных мнений хватало. Примечательно, что их объединяет насущная потребность человека в удалении из своей жизни нежелательных занятий. Кто-то это сделал через упоминание игры Detroit: Become Human, отметив идентичность конструкции скелету человека для максимально полной имитации последнего. Кого-то заинтересовала возможность сгрузить на робота все рутинные работы по дому. Не обошлось и без упоминания интимной близости. И я согласен со всеми точками зрения, если бы таковой робот был возможен и доступен для широкого покупателя сегодня. Менталитет людей меняется. Те привычки, которые формируются в нас под влиянием технологий и наших умных карманных устройств, меняют сам образ жизни. Уверен, каждый из вас по меньшей мере слышал, а то и сам сторонник мнения, что звонить и разговаривать по телефону — это вчерашний день. Чаты стали нормой. Если у кого-то сложилось иное мнение, подумайте, что для вас будет удобнее: дождаться ответа оператора или все же написать в чат? Подобное развитие событий указывает на плавный уход от межчеловеческого взаимодействия. Отдельные исследования даже указывают на отказ от физического контакта в рамках естественных потребностей:

Изображение с сайта Lenta.ru

Это подталкивает к осознанию, что роботизация будет плавно входить в нашу жизнь и не совершая революции вроде той, которую нам показывают в голливудских фильмах. Впрочем, сами убедимся. Давайте поговорим о новом изобретении.

Проблема

Главным препятствием для изобретений прошлого были техпроцессы, материалы и развитость существующих производств. Когда-то даже появление полиуретановых колесиков для скейтборда было огромным событием. О том, как продвигалось развитие скейтбординга, есть неплохая документалка:

И если тогда любая фантазия упиралась в сплошные препятствия, то сегодня уровень промпроизводств таков, что при самом примитивном уровне знаний и умений можно сделать все, что вашей душе угодно. Только деньги плати.

Но, несмотря на доступность реализации, возникла другая сложность. А именно — клиповое мышление. Сегодня пользователя нужно буквально сразу «приклеивать» к новому товару и сервису. Если внимание мгновенно не переключилось на новинку и пытается вырваться, то продукт может оказаться провальным, несмотря на все затраты.

В «Уголке №29» мы упомянули об одном из сценариев, который бы оправдал необходимость шлема. Со статьей можно ознакомиться вот здесь:

Суть заключалась в использовании смартфона с маленькой диагональю типа iPhone 4 (раз уж обсуждался продукт от Apple), посредством которого пользователь лишь получает уведомления и выполняет базовое взаимодействие с информацией, а при необходимости просмотра видео или изображений в хорошем качестве — надевает гарнитуру, а смартфон использует в качестве управляющего элемента для навигации по виртуальному интерфейсу шлема и набора текстов. Если смоделировать подобную ситуацию и взглянуть на нее со стороны, то перед нами как минимум человек либо с гарнитурой, прижатой к темени, как неиспользуемые солнечные очки, либо с ней же, но висящей на шее, как колье. И, в принципе, существует пример, который можно было рассмотреть в качестве аналога.

Видео с сайта Freepik

Сегодня подобное движение уже не собирает взгляды, но когда-то и оно было дикостью. Думаю, что нечто подобное можно было бы провернуть и с гарнитурами AR/VR. Таким образом, задача, которая стоит перед разработчиками, — это слом психологической инерции. Может показаться, что сегодня это уже не такая уж и проблема, но нет. Осуждение окружающих и указывающие пальцы легко могут поспособствовать утрате уверенности в себе. Одни только разноцветные «пузырьки» сообщений в чате iMessage для пользователей iPhone и Android чего стоят:

Подробнее о ситуации выше можно почитать здесь.

В общем, требуется устройство и удобным сделать, и чтобы пальцем не тыкали.

Уровень техники

Сегодня AR и VR представлены несколькими незначительно различающимися форм-факторами, и никакой из них органично в окружающую нас реальность не вписывается. Более миниатюрные, безусловно, устройства AR:

Это иллюстрация из патента компании Magic Leap. Все мы о ней наслышаны. Ее выделяет крайне оптимистичный взгляд на будущее. А точнее, нереалистичный. Габариты устройства жутко преуменьшены. Вот так устройство выглядело бы в лучшем случае:

Это вариант от Lenovo. Причем заметьте, что это патент на промышленный образец (дизайн). А значит, устройство должно быть максимально схожим и в реальности. Впрочем, умные очки ThinkReality A3, которые вышли чуть позднее даты подачи заявки, все же отличались:

В принципе, такие очки уже можно таскать на «ботанском» шнурке на шее, но едва ли это будет похоже на «магию» и будущее. Что есть еще?

Это уже про VR. Шарниры конструкции, безусловно, придадут образу налет технологического будущего, но носить такое устройство удастся только в случае его закрепления на затылке, а столь радикальные имплантаты мы не приветствуем.

Есть вариант от HTC. Он максимально приближен к реальности и даже похож на Vision Pro:

В принципе, если бы устройство было компактнее и легче, то можно было бы носить его вместо козырька от солнца (сарказм). Кстати, более компактные варианты тоже есть:

Однако все устройства с иллюстраций выше объединяет один общий недостаток. Позиционировать их на лице для просмотра контента с комфортом быстро не получится. И если наушники прощают некоторую погрешность, то в случае AR/VR-гарнитур все должно быть максимально точно.

Нам потребуется еще одно техническое решение, которое убьет сразу двух зайцев. Разберется со скоростью надевания очков, а также добавит «эмейзинга». Вот это:

Осуществление изобретения

Пользователь получает уведомление на смартфон. В уведомлении оказывается ссылка на видеоролик, снятый в высоком качестве. Просмотр комфортнее осуществить на большом экране для максимального погружения. Пользователь решает воспользоваться для этой цели гарнитурой смешанной реальности, которая выполнена в виде маски и висит у него на шее. После поднятия передней части с экраном перед глазами устройство распознало лицо пользователя, и активировался механизм установки. Обод, который был на шее в момент режима ожидания гарнитуры, при поднятии передней части оказался на уровне затылка из-за отсутствия шарниров и возможности изгиба в горизонтальной плоскости. Обод посредством механизма установки стягивается вокруг головы, прижимая переднюю часть гарнитуры к лицу. Оптические элементы внутри передней части позиционируются самостоятельно, отслеживая положение глаз пользователя. Когда в использовании гарнитуры более нет надобности, пользователю доступно несколько способов снятия ее с лица. Механическая кнопка на внешней стороне передней части, голосовая команда либо же деактивация механизма установки с помощью смартфона. Также обод может быть оборудован устройствами выведения звука, которые в момент установки располагаются напротив ушей пользователя.

Может показаться, что изобретение никак не решает проблему осуждающего вращения пальцем у виска со стороны окружающих при виде пользователя с маской на шее, но это не совсем так. Суть в том, что проблема сильно перекликается с таковой в раскладушках типа Fold. Если размер диагонали внешнего экрана достаточен для всех операций со смартфоном, то необходимость его открывать пропадает. Если же внешний экран мал для видео, то открытие не заставит себя ждать. Аналогично и здесь. В прошлых выпусках я местами упоминал, что управление шлемом AR/VR было бы удобно организовать с помощью уже имеющегося у пользователя смартфона. А уменьшение экрана позволило бы не только комфортно пользоваться устройством одной рукой, но и чаще обращаться к большему экрану. В нашем случае надевать гарнитуру. То есть здесь ограничение идет во благо. А если устройство оказывается не просто игрушкой, а реальной необходимостью, то пользователи должны будут быстрее перейти к новому сценарию, учитывая, что и остальные действуют аналогично. Внешний вид? Ну а что внешний вид? С годик пошутим, а потом привыкнем. Просто в дизайн одежды придет плотный воротник а-ля CyberPunk 2077:

Формула изобретения

1. Устройство смешанной реальности, содержащее корпус, по меньшей мере дисплей, электронные компоненты, механические элементы, аккумулятор, модуль памяти, программное обеспечение и обод крепления;

2. Устройство смешанной реальности по п.1, отличающееся тем, что корпус содержит мягкую накладку с внутренней стороны, обращенной к лицу пользователя.

3. Устройство смешанной реальности по п.1 и п.2, отличающееся тем, что обод содержит устройства вывода звука.

Думаю, что обыграть дизайн в духе гламурного киберпанка можно. Сделать этакий «Обливион»-стайл:

Представьте на месте автомата VR-маску в аналогичной стилистике

Вот такой сюжет развития. В комментариях поделитесь, что, по вашему мнению, будет способствовать продвижению подобных устройств в массы?

Смелых идей, отличных изобретений и успешных продуктов. Удачи!

P.S. Кстати, хотел спросить. Мы в «Уголках» обсуждаем изобретения, и вам приходится полагаться исключительно на словесно-описательные пассажи. Но можно представлять частные варианты и в виде изображений для промышленных образцов. Будет ли такой подход интересным?

[email protected]
наверх