Операторы и голосовые звонки. Куда уходит голос?

Привет.

Думаю, что вы наверняка сталкивались с ситуацией, когда ваши друзья или знакомые звонят вам в мессенджере, например, WhatsApp или Telegram. Эти приложения стали полноценной заменой обычным голосовым звонкам, пусть качество голоса в них зачастую не дотягивает до того, что обеспечивает оператор, а само соединение не является гарантированным. Удивительно то, как быстро ключевая и главная услуга любого оператора, а именно голосовые звонки, стала аутсайдером рынка и не пользуется тем же спросом, что и раньше. И у меня есть несколько фактов, которые докажут это утверждение.

Первое и косвенное доказательство заключается в том, что при выборе тарифного плана, его смене нас волнует количество включенных ГБ трафика, но почти никогда мы не обращаем внимания на минуты голосовых звонков и SMS, как правило, нам их всегда хватает. И вопрос не в том, что все входящие бесплатны, а в том, что звонить по телефону мы стали заметно меньше. Попытался понять, кому я звоню по телефону, и поймал себя на мысли, что это заказ столика в ресторане, какие-то присутственные места, магазины и так далее. Обычно это долгие “разговоры”, в которых большую часть занимает ожидание на линии, пока освободится оператор, содержательная часть чаще всего умещается в пару минут. Разговариваю с близкими по телефону, но сказать, что мы говорим часами, невозможно, общение перешло в мессенджеры, где быстрее и удобнее обсудить все вопросы, причем как текстом, так и голосом. То есть мессенджеры вытесняют не только голосовые звонки, но и SMS-сообщения.

Ежедневно меня дергают разные издания с просьбой прокомментировать события, происходящие на рынке, поэтому у меня много голосовых вызовов, заметно больше, чем у среднестатистического человека. Можно сказать, что большинство людей стали меньше говорить по телефону, точнее, говорят они столько же, но вот часть общения перешла в мессенджеры.

Вторым доказательством будет служить объективный параметр — MOU (число используемых минут в сети оператора). В 2000-е все операторы любили сообщать в отчетности MOU, но сегодня только «Билайн» сохранил приверженность этой цифре. Максимальный показатель MOU был достигнут к 2010 году, он составлял порядка 400 минут на абонента в России. Понятно, что это среднее по стране и не отражает реального положения дел в конкретном регионе. Тем не менее, если отталкиваться от этой цифры, то затем мы увидим падение показателя. В сети «Билайн» в 2019 году MOU составил 314 минут, годом позже упал ниже 300 минут. Пандемия частично вернула голосовые звонки, но это был временный эффект. Около десяти лет назад операторы придумывали разные уловки для того, чтобы повысить число минут в статистике. Например, стали считать время соединения с голосовым почтовым ящиком (не надиктовку сообщения, а именно гудки — это минута, шедшая в общий зачет). Проблема была слишком заметной, чтобы ее можно было игнорировать, затем произошел отказ от множества параметров в отчетах. Посмотрите, как этот отказ на протяжении десятилетия объясняется в отчетах МТС.

Многие переходят на звонки через интернет, в том числе с использованием технологий от операторов, например, VoLTE или VoWiFi. Они учитываются операторами как обычные звонки, хотя, по сути, голос идет ровно так же, как в мессенджерах, через интернет-соединение. Но операторы считают это своими звонками. В то же время учитывать звонки в рамках мессенджеров ни один из операторов не способен.

Удивительным тут является то, что операторы повышают качество голосовых звонков и сегодня оно по умолчанию несоизмеримо лучше, чем в любом мессенджере. Если у вас современный смартфон, есть поддержка VoLTE, то, скорее всего, доступен HD-кодек, вы можете слышать дыхание собеседника или вместе с ним прослушать концерт (не рок-концерт, а, например, что-то в консерватории).

Мне нравится этот момент в голосовых звонках, люблю говорить именно из-за качества звучания, того, как слышу собеседника. В то же время для многих звонки в мессенджерах — это прямая и неприкрытая экономия, не тратятся минуты звонков, а трафика на них уходит с гулькин нос. Самый прожорливый — Skype, у него на минуту уходит до 3 МБ, меньше всего тратит Telegram, но и качество может быть не очень хорошим, тот же WhatsApp на минуту тратит до 1 МБ. Как понимаете, это слезы, то есть такие звонки вам не стоят ровным счетом ничего.

Мне нравится подход Apple, они первыми в силу разных причин осознали, что нет разницы, как звонит человек, в списке вызовов нужно показывать все звонки. Так, в общем списке голосовых вызовов показываются не только те, что сделаны через оператора, но и, например, по WhatsApp. Это логично, просто и понятно, ведь на первый план выходит именно общение, а не что-то иное.

Исчезновение интереса к голосовым звонкам для операторов превратилось в проблему, ведь каждый тариф содержит какое-то число звонков и это отличает их. Бессмысленность минут приводит к тому, что им нужно придать хоть какую-то ценность. Так, какое-то время назад операторы придумали обмен минут на трафик, что логично. Теперь в «Теле2» пошли еще дальше и устраивают обмен минут на кофе или что-то иное.

Обратите внимание на обменный курс, стоимость чашки кофе в «Шоколаднице» — 250 минут, то есть примерно те самые 250 рублей, что эта чашка стоит. Обмен минут на товар тут выглядит реальным, оператор пытается поднять привлекательность этих минут, которые де-факто никому особо не нужны. Это показывает, что операторы будут до последнего цепляться за минуты, придавать им дополнительную ценность через совместные проекты. Для них это какой-никакой отличительный признак и то, что было ключевой услугой всегда.

В конце 90-х я платил за минуту разговора в Москве около одного доллара (кажется, это было чуть меньше, 0.8 доллара). Но даже если округлить сумму, то получится, что 250 минут — это грубо больше 200 долларов, сумма по тем временам космическая. Примерно равная средней зарплате, хорошей зарплатой тогда считалось 500 долларов. В месяц на связь у меня убегало порядка 100-120 долларов, а никакой передачи данных тогда и вовсе не было! За двадцать с небольшим лет все коренным образом изменилось, и то, что стоило безумных денег, стало никому не нужным, хотя мы все так же общаемся и никуда не делись из этой жизни.

Ответьте на вопрос, как вы общаетесь, каков профиль использования голосовых звонков. Они ушли в мессенджеры, вы стали меньше общаться? Как это происходит у вас?

Время голоса в сетях сотовых операторов не ушло, думаю, что MOU останется на уровне 5 часов в месяц в среднем и дальше падать не будет. В качестве примера скажу, что домашние телефоны все еще звонят, хотя мы пользуемся ими очень мало, их заменили обычные сотовые аппараты. Тем не менее, MOU на фиксированных сетях перестал падать, причина — в колл-центрах, тех бизнесах, что используют такие аппараты. Нечто подобное произойдет и в сотовых сетях, хотя удивительна тут конкуренция не с другим типом связи, а с приложениями для звонков и общения.

[email protected]
наверх