Привет.
В трубке раздается уверенный голос, кажется, что на другом конце молодой, крепко сбитый парень. Бывают такие интонации, которые сразу рисуют образ говорящего — короткая стрижка, кожанка. В девяностые это всегда ставило в тупик, то ли перед тобой бандит, то ли оперативник из милиции. А дальше случился вот такой разговор:
— Здравствуйте, Анатолий Васильевич?
— Добрый день.
— Вы Анатолий Васильевич?
— Кто это?
— Меня зовут Андрей К., беспокою вас в рамках уголовного дела, возбужденного по признакам преступления…
— (Перебивает.) Как же вы достали, мошенники, чего вам опять нужно, денег миллион?
— Анатолий Васильевич, я не мошенник, а сотрудник полиции.
— А я Папа Римский!
— Хорошо, я понимаю ваше недоверие, пожалуйста, найдите в интернете телефон отделения Х, запомните мою фамилию. Можете позвонить или сразу прийти для дачи показаний, я работаю завтра и послезавтра в отделении.
— Зачем мне это? Вы шутите?
— Анатолий Васильевич, я могу вызвать вас повесткой для дачи показаний.
— Хорошо, в чем дело, можете сказать по телефону?
— Конечно, на вас оформлено несколько десятков SIM-карт, и по ним есть вопросы. Никаких проблем для вас это не несет, но я обязан получить от вас разъяснения и свидетельства. Идет следствие.
— Хм, это незаконно?
— Приезжайте, все подробно расскажу, по телефону долго и неудобно.
— Я перезвоню и узнаю, кто вы и правда ли это.
— Конечно, звоните, хорошего вам дня, Анатолий Васильевич.
Странный разговор, не так ли? Полное ощущение, что позвонил мошенник, но слишком выбивается этот разговор из привычного русла. В России операторы нашли способ борьбы с недобросовестными сотрудниками, теми, кто за их счет создает свои маленькие свечные заводики, и этот звонок — пример расследования, которое ведет полиция по вполне реальным делам.
Чем примечателен Анатолий Васильевич? Он живет обычной жизнью, не имеет никакого отношения к криминалу, никогда не использовал поддельные документы для оформления SIM-карт. Но есть один нюанс, Анатолий Васильевич всегда любил искать выгоду, которую он обнаружил на одном из форумов, где предлагалось подключение к тарифам оператора по специальным ценам, где-то они стоили в два раза дешевле, где-то и того меньше. Оформил одну SIM-карту на пробу, все получилось. Затем как-то втянулся, стал оформлять карты для знакомых, продавать их, одним словом, это превратилось в небольшой бизнес. Часто покупатели не успевали передать свои данные, поэтому оформлял их карты на себя. Это уже вызывает сомнения в разумности человека, но, видимо, деньги притупляют здравый смысл.
В данный момент у Анатолия Васильевича около 50 SIM-карт, оформленных на него, все они работают. Примечательны эти SIM-карты тем, что за 200 рублей в месяц на них есть безлимитный интернет, включая полную раздачу на другие устройства. Продавали эти SIM-карты с разовым платежом, он варьировался, но обычно укладывался в 1 000 рублей. Если посмотреть на сайте оператора, то предложение в этом регионе значительно дороже, покупка такой SIM-карты экономически оправданна.
Как в операторе планируют найти своих сотрудников, что оформили эти SIM-карты? Да очень просто, в биллинге есть цифровые отпечатки всех, кто оформлял SIM-карты, создавал скидки, которые предоставлял абонентам. В прошлом такие свечные заводики были распространены повсеместно, год назад службы безопасности всех операторов недвусмысленно дали понять, что компании терпеть убытки не будут. Многие сотрудники посчитали это лаем беззубых собак, могли бы — тогда бы сделали. Несколько показательных порок не решили вопроса, воровство корпоративных денег и продажа услуг за бесценок продолжились.
Схема выглядит до безобразия просто. Один из сотрудников, имеющих возможность давать скидки, получает от менеджера список SIM-карт, которые оформляются для корпоративного клиента либо для абонента, который якобы хочет куда-то перейти по MNP. Зачастую такого сотрудника используют втемную, пользуются тем, что он загружен и не может проверять в потоке все SIM-карты и то, кому они выдаются. В системе остаются именно его цифровые следы. Дальше такие SIM-карты просто продаются на сторону. Красиво? Не то слово. Фактически человек, выполняя свои служебные обязанности, попадает под служебное расследование, в котором могут посчитать, что он имел отношение к такой схеме.
Оператор обращается в полицию и просит возбудить уголовное дело по признакам состава преступления статьи 272 ч.3 Уголовного кодекса РФ. В этой статье описывается неправомочный доступ к охраняемой законом информации.
В поручении, которое получает сотрудник полиции, содержится информация о номерах телефонов и SIM-карт, на кого они оформлены. Помимо этого поручение содержит другие вопросы, посмотрите на скриншоте.
Указываются ФИО подозреваемых сотрудников оператора, относительно которых идет расследование. Но тут самое интересное, что оператор и полиция, так или иначе, найдут организаторов свечного заводика, в этом нет никаких сомнений. Чем большее число продаж левых SIM-карт со скидками, тем больше ущерб для оператора и тем быстрее будут происходить поиски.
Правоприменительная практика статьи 272 ч.3 широка, многие сотрудники операторов столкнулись с реальными сроками за доступ к информации, мошеннические схемы, это десятки случаев, и начались они не вчера. Почитайте хорошо разобранную историю из Самары вот тут.
Или вот другая история на ту же тему.
Оператор в своем праве, они ищут собственных сотрудников, которые нарушили целый ряд законов, и то, что наказание будет максимальным, включая компенсацию потерь оператора, не вызывает сомнений. И это не страшилка, а реальность. По мелочи за полгода на десятках SIM-карт может набежать очень приличная сумма.
Формально абонент может быть также привлечен к ответственности за покупку с рук SIM-карт с заведомо низкой стоимостью услуг. То есть покупку вне оборудованного офиса, через интернет или как-то еще. Будут ли операторы связываться с абонентами? Вопрос открытый, никакого решения пока нет, так как операторы взвешивают все за и против, насколько в публичном поле это вызовет резонанс. Юристы, работающие у операторов, считают, что как минимум нужно требовать компенсации стоимости услуг, чтобы впредь неповадно было покупать с рук услуги. Но, скорее всего, на этот раз все для абонентов обойдется легким испугом.
Можно ли отнекиваться от визита в полицию? В теории, конечно, это возможно, особенно если вас приглашают по телефону. Но если вы получаете повестку, то явиться для дачи показаний обязаны, отказаться вы не можете, только если у вас уважительная причина, например, вы лежите в больнице. Ситуация для покупателя не такая критичная, но все равно неприятная и будет стоить нервов.
Удивительность этих историй в том, что одновременно все операторы начали борьбу с таким способом заработка своих сотрудников. Никто не хочет публично комментировать эту тему, она слишком щекотливая, но шила в мешке не утаить. На правах анонимности в двух из четырех операторов рассказали, что можно считать происходящее сейчас кампанией, убытки операторов от такой деятельности слишком заметны, и в текущий момент никто не готов дарить деньги предприимчивым сотрудникам.