Не киберпанк, а хайтек-социализм

Привет.

Разумеется, мнения касательно художественных произведений не могут быть одинаковыми. Это не научные трактаты, которые можно высекать в граните. Зритель всегда изучает произведение через призму собственных, устоявшихся взглядов. В этом легче всего убедиться, наблюдая за тем, как в пылу дискуссии люди начинают искать в Интернете аргументы в пользу своей точки зрения. Например, спор о том, на чем лучше играть, на консолях или на мощном настольном компьютере. Когда субъективные аргументы заканчиваются, начинается поиск объективных. В этом случае окошко запроса поисковика заполняется «беспристрастными» фразами вроде «почему лучше играть на консоли, а не на PC». ПК-бояре строят запрос так же, но меняют «консоль» и «PC» местами. Конечно же, никакой объективности в найденных доводах найти не получится. Поэтому играйте там, где считаете нужным, и храните это втайне. В конце концов, это только ваши эмоции.

Однако есть ситуации, в которых пользователи неосознанно объединяются против общего врага, посягнувшего на сформировавшиеся ценности. Первый раз я обратил внимание на эту концепцию еще в школе. На уроке литературы мы обсуждали произведение Н.В. Гоголя «Мертвые души». И учитель поведала интересную деталь о театральной постановке этого произведения, которая была прохладно встречена публикой из-за того, что культурная аудитория узнала себя в героях произведения, которые были показаны отнюдь не с лучшей стороны. Я надолго забыл об этом, поскольку мне подобное поведение показалось чем-то из разряда причуд состоятельных людей. Ведь если перенести эту ситуацию в наше время, то получится что-то вроде недовольства Марка Цукерберга финчеровской «Социальной сетью». Нам же простым смертным картина понравилась, и рассуждать о том, сколько там было правды, а сколько выдумки, особого смысла нет. Интереснее, когда происходит наоборот…

Так случается, когда произведение поднимает насущную проблему, которую общество настойчиво отвергает. Зависимость от смартфонов, например. Если таковую проблему показать в сериале, то узнавшие себя пользователи по меньшей мере не признаются в существовании оной, но оценят тонкий намек, мысленно адресовав его кому-то другому. В худшем же случае они укажут на ошибочность умозаключений авторов и снова ни в чем не признаются.

Сегодня кинематограф отлично освоил такие ходы, как метафоры и отсылки, а пользователи, в свою очередь, поднаторели в дешифровке этих приемов. Этот процесс добавляет изюминки просмотру. Нужно думать. А это занятие делает зрителя уже фактически интеллектуалом. И когда конечный результат приводит к мысли, что зритель и ему подобные движутся не туда, начинается путешествие по пяти стадиям принятия. В случае с современным кинематографом отрицание и гнев проявляются в негативных отзывах и отрицательных оценках. Подобное и случилось с последним сезоном «Черного зеркала»:

Если сюжеты эпизодов первых сезонов были максимально абстрактными и своими персонажами указывали на кого-то другого, то пять последних выпусков ткнули пальцем буквально во всех. Это случилось по причине того, что создатели уделили куда меньше экранного времени технологиям, сконцентрировавшись на людях. Обычно мне подобный подход не нравится. Ведь все те же самые людские поступки и поведенческие особенности мы видим каждый день. Но авторам удалось меня зацепить. Но не тем, что людей показали как-то необычно или лучше раскрыли их характеры. Всех людей уравняли. Давайте обсудим, разумеется, вспоминая о задействованных технологиях. Предупреждать о спойлерах глупо. Сериал вышел почти год назад, так что те, кто хотел его посмотреть, уже посмотрели, а кто не посмотрел, скорее всего, и не собирался.

Эпизод №1

Нам рассказывают о менеджере в IT-компании. Женщина со стандартными проблемами. Небольшие трения в коллективе, неудовлетворенность в новых отношениях, сомнения в будущем, психоаналитик.

Изображение с сайта Letterboxd

Но все меняется, когда эти проблемы выставляются на всеобщее обозрение из-за согласия с условиями пользования стриминговым сервисом, которые никто не читает. Буквально каждый момент жизни выкладывается в Сеть. Жизнь героини рушится. Всему виной повсеместные устройства «слежки». Смартфоны, камеры, умный дом, социальные сети и т.п. Вкупе с огромными мощностями вычислительных устройств генерация соответствующего реальной жизни видеоряда становится делом техники. Более того, стриминговая платформа еще и обладает работающим квантовым компьютером. Примечательно, что на экране «рушит» жизнь главной героини образ Сальмы Хайек, который буквально повторяет все ее действия. Именно на этом и играет бедная женщина, начав творить непотребства и обратив тем самым внимание уже настоящей Сальмы на ту же подпись под пользовательским соглашением со стриминговым сервисом, которая позволяет использовать ее сгенерированный образ как угодно. Мистические научные бредни о квантовом компьютере можно смело пропустить, но посыл о том, что перед технологиями все равны, отметим. Что там дальше?

Эпизод №2

Начавшийся с красивых горных мест Шотландии эпизод рассказывает о поездке главного героя и его спутницы в родные края с целью навестить мать и снять фильм в рамках обучения на кинокурсах.

Изображение с сайта Letterboxd

После красот природы первое, чем меня поразил эпизод, — это способность двух зумеров подключить видеомагнитофон к ноутбуку. Понимаю, что их как бы чему-то близкому должны были учить, но все равно не верится, что подобная аппаратура у них была. Поправьте, если неправ. Технологическая составляющая крутится вокруг монтажа документалки. Часто сверкает интерфейс программы и кадры необработанной съемки.

Интрига же эпизода раскалывается на раз, и скелеты из шкафа смиренной женщины из провинциальной деревушки не заставляют себя долго ждать. Однако замысел показать, как на чужой трагедии наживаются другие, критики сочли неоригинальным. Мне понравились слова главного редактора раздела «Технологии» интернет-издания The Verge:

Второй эпизод шестого сезона хоть и соответствует идее разлагающего влияния развлечений, где реальная боль одних людей становится пищей для удовольствия других, но на удивление анемичен: в нем не исследуется потенциальное уродство его предпосылки и не раскрываются персонажи, которые должны быть выше этого.

На мой же взгляд, все дело в том, что люди и не оказались выше. Возможности оцифровки записи старой видеокассеты не только раскрыли секреты, которые должны были исчезнуть навсегда, но и вновь продемонстрировали, что люди остались прежними и нисколько не возвысились над собственными пороками.

Эпизод №3

Технологически мы видим клон фильма «Суррогаты», только со стопроцентно оправданным применением. Перед нами многолетняя космическая миссия с двумя астронавтами, сознание которых может присутствовать в их точных физических клонах на Земле и управлять искусственными телами в точности так же, как и собственными живыми.

Изображение с сайта Letterboxd

Поскольку перед нами конец 60-х годов прошлого века, из технологий нам показывают только лишь космический корабль, перенос сознания и продвинутую робототехнику.

Каждый из астронавтов живет привычной для них жизнью, пока фанатики на Земле не убивают семью одного из них и не уничтожают его копию. Опасаясь за собственную безопасность и успех миссии, второй астронавт предлагает товарищу воспользоваться его клоном для того, чтобы отдохнуть от замкнутого пространства и погулять по лесу. Заканчивается затея трагедией. И может показаться, что причина в том, что разум потерявшего семью астронавта помутился, но причина банальнее. Нам показали всего лишь немой запрос на справедливость. Или у меня и у тебя есть все, или ни у кого нет ничего. Технологии здесь выступили катализатором и только выделили отличия в судьбах двух товарищей. Они и спровоцировали радикальные действия, приведшие к непоправимым последствиям.

Эпизод №4

История посвящена папарацци. Стандартный ход, когда нам внушают хорошо известную русскому человеку установку «не мы такие, жизнь такая». Придавленная умеренной нуждой девушка берется за работу по перемещению на свет чужого грязного белья. Работа оборачивается гибелью объекта слежки.

Изображение с сайта Letterboxd

Но все меняется, когда одна из актрис в состоянии расширенного сознания сбивает на машине человека. Угрызения совести бросают ее на дно, и в отчаянии она обращается к доктору с неоднозначной репутацией. Технологии эпизода представлены в виде обыденных сегодня вещей. Смартфоны, ноутбуки, зеркальные камеры и т.п. Авторы лишь подчеркивают, что эти устройства в связке с социальной инженерией дают огромные возможности. Серия, кстати, довольно забавная. Она так выстроена, что только ты заскучаешь, как начинается активная часть, по завершении которой ты ставишь на паузу и пытаешься понять, что хотел сказать создатель. А мораль такова: монстра на привязи не удержать, а сосуществование классов невозможно.

Эпизод №5

Небольшое отступление. Так получилось, что данный эпизод я посмотрел четвертым, а потому четвертый мне не показался сильным уходом в сторону. К слову, где-то читал, что такая очередность приветствуется. У меня же получилось так случайно.

Изображение с сайта Letterboxd

История повествует о нелегкой участи мигрантов в Англии 70-х годов. Технологии здесь не стали освещать вовсе. Кроме телевидения и ядерного оружия. Эпизод построен вокруг мистики, которая активирует скрывающуюся внутри главной героини жажду насилия. Демон снабжает девушку информацией о прошлых и будущих злодеяниях, а она вершит судьбы негодяев. При этом среди негодяев также есть и полезные негодяи, которых желательно не трогать. И это, по сути, и есть метафора привычного общества, информационных технологий и тех, кто ими управляет. Сегодня за кадром остается множество сведений, которые становятся основой для судьбоносных решений. Причем сюжет выстроен таким образом, что обязательное следование плану оправдывает даже невинные жертвы. Мораль эпизода такова: не спрашивай, верь и делай, а если не выгорит, то случится катастрофа, но ты все равно будешь счастлив и цел.

Почему не киберпанк?

Если следовать буквальному определению, то при снижении уровня жизни и повышении уровня технологий подсвечивается расслоение общества. Транснациональные корпорации, избыточный контроль государства, часто клептократия и мафиозные кланы и т.п. И многие эпизоды первых сезонов напрямую на это указывали. Однако шестой сезон в каждой из серий подчеркивает, что технологии реализуются с целью максимально уравнять людей. Финал первого эпизода демонстрирует, что классовое расслоение — это явление временное и роли быстро могут поменяться. Второй эпизод демонстрирует, что успех вообще не стоит того, чтобы идти к нему в стремлении выделиться среди остальных. Сюжет третьей серии намекает на то, что счастье любит тишину. История с папарацци призывает задуматься о контроле своего поведения на фоне остальных людей, а серия с демоном (пятая) — это живая ирония на звездно-полосатую политику. Но тоненькой нитью через все истории проглядывает либо одинаковость людей, либо их принудительное выравнивание.

Нас, в принципе, этим не удивить. Мы все видели iPhone как в руках топ-менеджеров, так и у третьеклашек. Нам также хорошо знакомы профессионалы, на каналы которых подписывается столько же людей, сколько и на канал условного школьника Пети со стримами Minecraft. И восприятие всегда подсказывало, что держатели платформ и производители — единственные бенефициары. Но сегодня мы видим, что Apple вынуждают ставить type-C и разрешать сторонние магазины приложений. Бренды в буквальном смысле отменяют из-за неудачных шуток или коллабораций с «токсичными» звездами. У общества появляется свой запрос на справедливость, и именно технологии и их доступность являются его основой. А как вам кажется? Нас ждут тлен и мрак киберпанка с закатами на жк-дисплеях или все-таки общество продавит производителей, которые в конкурентной борьбе за аудиторию будут идти на уступки? Будем признательны за ваше мнение.

Также рекомендую в комментариях обсудить лучшие, на ваш взгляд, эпизоды «Черного зеркала». Моими фаворитами являются «Ненависть нации», «USS Каллистер», «Осколки», «Металлист» и «Крокодил». В переводе «Кубик в кубе» названия отличаются. Вот здесь можете сравнить собственные рейтинги с субъективными мнениями различных изданий: раз, два, три, четыре, пять.

Смелых идей, отличных изобретений и успешных продуктов. Удачи!

[email protected]
наверх