Как люди рассказывают о себе в общественных местах. Мнимая безопасность незнакомцев

Привет.

Накопилось небольшое число зарисовок из жизни, объединенных темой воспитания, этики, а также, пожалуй, информационной безопасности. Расскажу несколько историй, которые вместе дают очень интересный взгляд на отношение людей к собственной информации и к тому, что они делают в повседневной жизни. Начну с зарисовки из магазина рядом с моим домом.

На кассе многие покупатели не хотят доставать дисконтную карту, искать ее в телефоне, диктуют свой номер телефона кассиру. Никакого секрета в этой информации, на первый взгляд, нет. Молодая девушка поступила ровно таким образом — продиктовала свой телефон. Громко и четко. Передо мной стояли молодые ребята, они старательно занесли продиктованный номер телефона в записную книжку, тайком сфотографировали лицо девушки. Зачем? Не знаю. Когда выходил из магазина, обратил внимание, что, помимо этого, они еще сделали фотографию машины, на которой девушка уехала. То есть у этих молодых ребят появилась масса информации о человеке, с помощью этих данных можно найти домашний адрес, узнать про круг общения девушки и далее по списку. Можно предположить, что кому-то из них девушка понравилась, а познакомиться в магазине духа не хватило. Возможно. Но насколько их поступок оправдан? Никакой закон не запрещает так поступать, в конце концов, они не вели целенаправленную слежку за человеком, но все-таки осадок от этой сцены у меня остался.

Мы очень часто не обращаем внимания на то, как диктуем кому-то свой номер телефона, зачастую еще произносим вслух фамилию и имя. В книжном магазине «Москва» такая картина на кассах каждые пять минут, люди не носят свои дисконтные карты, а просто диктуют номера и имена. Связка фамилии и собственного номера — это уже персональные данные, которые мы во всеуслышание сообщаем всем окружающим. Мошенникам любых мастей не нужны сложные базы данных, достаточно постоять в магазине у касс, чтобы наметить себе жертв. За полчаса наберется информации на день работы.

Какое-то время назад я развлекался тем, что давал свой номер телефона (не основной) и указывал разные имена. Когда начинали звонить мошенники или спамеры, я точно знал, где именно они нашли мой номер. Потом развлечение наскучило, тем более что утекали номера практически везде. Отдельная песня — это крупные банки, где мой номер для связи оставляла моя мама, она не любит, чтобы ей звонили. Единожды попав в базу мошенников, он кочует там в таком виде, с женским именем и фамилией. И каждый раз эти люди искренне оскорбляются, что я отзываюсь на женское имя, грозят мне всеми карами небесными. Но уходят несолоно хлебавши.

Вспоминаю мир до появления мобильных телефонов, разговоры в общественных местах шли между людьми, которые находились рядом. Иногда кто-то вел себя вызывающе, громко что-то обсуждал, но скорее это были отклонения от нормы. Этикет более-менее выдерживался. В нынешние времена разговор на улице, в транспорте, где-то еще выглядит нормой. Писал текст о современном этикете и раздражающих моментах в поведении других людей. Мало что изменилось, за исключением того, что говорить, на мой взгляд, стали больше.

Больше года назад поинтересовался, насколько часто люди говорят в общественных местах. Опрос можно найти по ссылке.

Ответы более-менее совпадают, кажется, что ничего не изменилось. На самом деле изменилось многое, люди стали чаще обсуждать вещи, о которых не принято говорить на публике.

Невольно стал участником звонка с обсуждением каких-то корпоративных задач. И ведь ничто не предвещало такого развития событий. Был в книжном, решил прокатиться на автобусе, он для меня крайне удобен. И меня удивило то, что я увидел.

Одно из сидений занимала девушка, на коленях ноутбук, в ушах наушники. Периодически она начинала говорить и объяснять коллегам какие-то задачи. Окружающие люди ее совсем не смущали. Стало интересно, что на экране, а там заставка с виртуальным фоном. Смотреть и слушать это «кино» до конца не стал.

Зачем было вести конференц-звонок в автобусе, что мешало найти другое место, где можно было не мешать такому числу людей? Бывают разные ситуации, но, в конце концов, можно взять такси, судя по всему, бюджет позволял это сделать.

Особую пикантность ситуации придает то, что на девушке были расстегнуты куртка и пиджак, а под пиджаком белая рубашка с вышитым логотипом компании. Просто из любопытства посмотрел сайт этой компании, через пять минут нашел девушку, узнал ее позицию и сферу ответственности (менеджер, два года в Москве, из CV на портале поиска работы почерпнул еще массу забавного, в социальной сети увидел детали ее жизни). Неожиданно анонимность исчезает как таковая, ее просто не существует. И многие об этом даже не задумываются.

Другой пример, который вспоминается, это случай в такси. Был искренне уверен, что в такси не только пассажир видит имя водителя, но и последний знает, как зовут пассажира. Меня всегда удивляло, что никто не обращается по имени, думал, что это некий скрипт общения, заданный компанией. На деле все намного проще, таксист просто не знает вашего имени, для него вы пассажир с таким-то рейтингом. Функция, то есть тело, которое нужно перевезти из точки А в точку Б.

Наверное, я хороший пассажир, во всяком случае, мне постоянно выставляют высокие оценки. Не играю в эту игру и не ставлю оценки, если только водитель не попросит это сделать. Но какое-то время назад у меня случился интересный разговор. У меня есть правило, что в такси я не обсуждаю какие-то серьезные вопросы по телефону, честно предупреждаю собеседника, что мне неудобно, я нахожусь в машине и готов поговорить через такое-то время. При этом дать комментарии для радио, объяснить журналистам какие-то моменты — все это пожалуйста. Но обсуждать информацию рабочего порядка в большинстве случаев просто не решусь, если не происходит какого-то форс-мажора здесь и сейчас. Если звоню сам или даже принимаю звонок, то извиняюсь перед водителем, предупреждаю о том, что мне нужно поговорить.

Однажды в машине случилось вот что. Мне позвонили, я привычно обратился к водителю: «Извините, я отвечу на звонок». Звонили по рабочим вопросам, я не был готов их обсуждать. Повесил трубку, а водитель в этот момент мне сказал: «Вы редкость, люди относятся к водителям как к предметам мебели и обсуждают все что угодно». Мы разговорились, и передо мной открылся огромный мир, в котором пассажиры такси общаются с другими людьми по телефону, рассказывают свои истории и переживания. Порой строят подлости и ничуть не стесняются «предмета мебели», который крутит баранку. Фактически водитель — это просто функция, а не человек, который может с этой информацией что-то сделать. В чем-то проявляется эффект попутчика, когда незнакомцу можно рассказать о своей жизни что угодно и не ждать подвоха.

Знаете, что самое интересное? В машине работал видеорегистратор, впрочем, как и в большинстве машин такси, даже если он не виден, убран из поля зрения. Как сказал водитель, «однажды я сделаю очень большой ролик, в котором покажу, как мои пассажиры общаются с другими людьми, когда думают, что они в одиночестве».

Меня это натолкнуло на мысль, что если взять такой подход шире, то мы совершенно не задумываемся, что нас окружают другие люди, которые могут слышать наши разговоры, воспринимать их и каким-то образом влиять на нас. Нам кажется, что вокруг незнакомцы и что-то узнать они просто не могут. Камеры пишут нон-стоп в магазинах, в том числе зачастую и звук. И люди ведут себя так, словно этого не происходит. Устраивают истерики, считая, что те пройдут незамеченными, а потом оскорбляются, что запись такой истерики становится доступной в сети и над ней потешаются другие люди. Приватности в публичных местах не стало, но главное, что многие люди еще к этому не привыкли. Как следствие, они говорят вслух вещи, которые в принципе нельзя говорить в общественных местах. И в этом коренное отличие от прошлого.

В качестве яркого примера, который мне понравился больше всего и отлично иллюстрирует эту мысль. Центр Москвы, «Кофемания», молодой человек обсуждает с кем-то по телефону вопрос своего загранпаспорта. Он разборчиво бубнит в наушники, что ему нужно срочно уехать, так как, возможно, выезд для него закроют, идет какое-то судебное заседание, и он его точно проиграет. Вслух он диктует свои паспортные данные, ФИО, повторяет суммы, которые называют на другом конце провода. Можно сказать только одно — это мир непуганых идиотов, людей, готовых обсуждать в общественных местах что угодно вне зависимости от того, кто их окружает. Мир стал эгоистичным, и многие просто не осознали, что могут навредить сами себе в этом мире, когда что-то говорят на публике. Но уверен, что это наплевательское отношение пройдет после первой серьезной истории, конечно, если человек поймет, как он навредил себе сам, а не спишет все это на происки враждебных сил, которые украли его личную информацию где-то еще.

Расскажите, каких правил придерживаетесь вы. Ведете на публике разговоры, которые содержат важную информацию о вас и вашей жизни? Задумывались об этом или считаете, что все это ерунда?

[email protected]
наверх