Привет.
Помнится, как-то уже упоминал, что часто мысль приобретает законченный вид только по прошествии времени. Как правило, в этот период происходит ее дополнение недостающими фактами или отсутствующими деталями. Эта статья — очередной пример, подтверждающий этот довод.
Буквально на днях после небольшого спора с детьми о том, что можно и что нельзя, закономерно оказался в победителях и отправил капитулировавших подростков поизучать что-то кроме компьютера и Play Station. Спустя час, заинтригованный восторженными возгласами из комнаты, не выдержал и пошел убедиться, чем же они там заняты. Как выяснилось, у них оказалось много такого, о чем даже я не знал. Объектом их внимания стала 4D-энциклопедия, посредством которой они изучали Солнечную систему. Механика простая. В книге излагается основная скучная информация в цифрах и фактах, а между делом дается ссылка на Google Play, где можно скачать приложение, в котором с помощью камеры смартфона и QR-кода на странице можно запустить в режиме дополненной реальности маленькую Солнечную систему над столом. И в ней даже планеты вращаться будут! Как в Pokemon Go, когда мелкие (и не очень) животные появлялись прямо на улице и скакали вокруг, пока вы пытались загнать их в шар.
Полное видео можно глянуть вот здесь. Там можно увидеть, как в игровой форме управляют марсоходом. Такой вариант использования QR-кодов, между прочим, лишний раз убеждает в крайне большом потенциале технологии при сравнительно небольших входных требованиях. На эту тему, кстати, у нас есть статья:
Увиденное мной взаимодействие с 4D-энциклопедией окончательно оформило мысль о том, что не просто так данные технологии называются информационными. Но давайте самостоятельно по шагам проследим за тем, как они развивались. Однако сначала небольшое допущение. Дело в том, что информационные технологии предполагают, кроме системы взаимосвязанных методов и способов сбора, хранения, накопления, поиска и обработки информации, еще и осуществлять все это на основе применения средств вычислительной техники. А вычислительная техника, в свою очередь, предполагает наличие устройств. Так что если кому-то это критично, дальше мы рассмотрим развитие элементов информационных технологий. Итак, приступаем.
Да. Именно пещерная, или, как ее часто называют, наскальная живопись может служить точкой отсчета на пути развития информационных технологий. Уверен, места с подобными художествами были древними «третьяковками», а старейшины, рассказывающие о подвигах своих соплеменников, изображенных на сводах пещер, — экскурсоводами. Так продолжалось ровно до момента, когда 5500 лет до н.э. где-то в Месопотамии шумерам надоело ходить до ближайшей пещеры и они стали брать куски ее стен с собой. Ну или выбивали копии текста на соседних камнях.
Позднее с развитием ручного инструмента носитель информации существенно облегчился. Египет с третьего тысячелетия до н. э. и еще 12 веков после вовсю практиковал папирус:
На территории современной России же в ходу были берестяные вариации:
Ну а когда китайское изобретение (бумага) дошло до развитого мира, ключевым вопросом стал тот форм-фактор, в котором максимально удобно хранить, собирать и накапливать знания.
Именно с таким внешним видом книгу знает каждый из нас. Примечательно, что даже тот самый телефон с проводом-пружинкой, дисковым номеронабирателем и формой трубки, подарившей свой внешний вид одноименному приложению, канул в Лету и вызывает легкое недоумение у поколения Альфа (это те, кто идет после зумеров), а вот книгу узнают даже младенцы. А во многих приложениях и читалках даже есть специальный режим, имитирующий листание страниц.
Но мы отвлеклись. У книг просматривалось логичное продолжение. С развитием технологий мир начал меняться, и эти изменения были лакомым куском для голодных до информации людей. А отсюда и…
Вариант, безусловно, не совсем подходящий для хранения знаний, но, например, мне еще помнится фраза: «Миш, принеси мне подшивку “Металлурга” за 91-й». Кстати, удобство обработки такой информации было на высоте. Были и дата, и содержание, а при должной мотивации — и картотека по годам.
И все бы, наверное, так и шло в русле использования информационных технологий исключительно для знаний, если бы не внутренняя жажда человека к зрелищам.
Сначала вместо текста стали хранить картинки и фотографии, а потом решение получило неожиданное продолжение в следующей вариации:
Это кинеограф. Он был запатентован в 1868 году и представляет собой устройство для создания анимационного изображения. Достаточно лишь быстро перелистывать страницы. На заре мультипликации такой способ был весьма популярен.
Устройства создания информации начали усложняться, а следом за ними усложнялись носители этой информации (магнитная пленка, компакт-диски, карты памяти) и устройства ее воспроизведения.
Стоит упомянуть, что усложнялась не только база, на которой создавалась информация. Сами способы создания с использованием одних и тех же инструментов также отличались. И если можно попытаться вспомнить жанры, в которых творят писатели и киноделы, то едва ли это получится сделать в отношении творчества художников или музыкантов. Слишком уж их много. Таким образом, каким бы требовательным ценителем вы ни были, всегда найдется «блюдо», способное утолить ваш информационный голод.
А затем случилась Apple Vision Pro.
И тут сразу возник ряд вопросов. Самый главный: чей голод утоляют? Простая аналогия. Рождается ребенок. Ему интересен окружающий мир, и он начинает его познавать. Глядя на взаимодействие родителей, он начинает повторять обращенные к нему звуки и постепенно учится говорить. Затем ему показывают буквы, и он учится записывать то, что произносит. С гарнитурой Apple, как мне кажется, обратная ситуация. Нас учат тому, чего мы не жаждем. Многие возразят, мол, шлемы виртуальной реальности тоже не сильно-то и требовались, но ничего, нашли свою нишу. Однако давайте вспомним позиционирование шлемов. Игры вкупе с камерами, отслеживающими движения лампочек в контроллерах, виртуальные путешествия и погружение в непродолжительные игровые фильмы, отправляющие полетать между небоскребами или проехаться по кладбищу, чтобы пощекотать себе нервы, а затем логичный шаг с созданием полноценной MMO только с нами в главных ролях. Я говорю о метавселенной от Facebook*.
Недавно, кстати, Марк Цукерберг, сравнивая собственную гарнитуру Quest с Vision Pro, высказался следующими словами:
Quest — это про людей, взаимодействующих по-новому и ищущих способ стать ближе. Эти люди активны и настроены на созидание. И напротив, каждый сценарий использования Vision Pro, который нам показывали, был с человеком, сидящим на диване в одиночестве.
И здесь, конечно, можно поспорить. С одной стороны, такое явление, как «чувство локтя», местами даже как-то чересчур проявляется, и немного дистанцироваться от людей было бы неплохо. С другой же — использование подобной гарнитуры просто немыслимо без погружения в социум. На ней ведь даже глаза пользователя прорисовывают на специальном внешнем экране.
Безусловно, это пик технологического развития информационных технологий. С подобными устройствами мы, по сути, растворяемся в информационном потоке. Если картинку визуализировать, то на ум приходят кадры из фильма «Джонни Мнемоник», на которых художники по спецэффектам продемонстрировали собственное видение информационного потока:
Еще более глубокое взаимодействие станет возможно только после интеграции всех необходимых модулей непосредственно в тело человека.
Однако Apple словно и дела нет ни до каких погружений куда бы то ни было. Они просто предлагают пользоваться привычным набором приложений, только теперь с железкой на голове. И это вполне в духе компании. Ведь именно так мы себе и представляем человека, который пользуется техникой компании. Дизайнер за письменным столом из дубового массива в минималистичной студии, оформленной в стиле Баухаус. Он никуда, по большому-то счету, и не погружен. Он просто отключается от мира на время обработки изображений, а затем снова в него возвращается.
У Meta* же подход иной. Компания (а точнее, лично Марк Цукерберг) очень хочет поместить человека непосредственно внутрь информационных потоков. Чтобы они буквально «цеплялись» за пронизывающие метавселенную информационные нити. Разбудить их от реальной жизни, предоставив им небывалый простор в мире виртуальном. Реалистичнее всего это, пожалуй, описано в книге «Первому игроку приготовиться». Именно в книге, поскольку экранизация Спилберга вышла какой-то уж слишком позитивной. Если вкратце, то мир будущего Эрнеста Клайна (писателя) предполагал виртуальную реальность со всеракурсными беговыми дорожками для перемещения в виртуальном пространстве, визорами, генераторами запахов, костюмами, сконструированными с возможностью точечного воздействия на тело оператора, а также взаимодействие с виртуальным миром, которое было плотно переплетено с миром реальным. Например, генератор запаха, сработавший при посещении пиццерии в компьютерном мире, провоцировал героя сделать заказ в сети данных пиццерий и получить его в реальном мире. И до всего этого Meta* рукой подать. Да, их вселенная выглядит, как кто-то высказался в комментариях к материалу по данной тематике, как мультфильм «Щенячий патруль», но ведь и игры не сразу стали фотореалистичными. Думаю, что разработчикам еще только предстоит продумать механизмы улучшения графики. Например, у фирменного движка Epic Games есть такая фишка (слышал на какой-то презентации), которая позволяет максимально снижать графику предмета, который плохо виден, и повышать ее локально только для тех объектов, что участвуют во взаимодействии прямо сейчас. Иными словами, если принять тот факт, что цель — повторить виртуальную вселенную книги «Первому игроку приготовиться» Клайна или «Лабиринт отражений» Лукьяненко, то можно сказать, что Цукерберг на верном пути.
Еще одним доводом не в пользу шлемов VR был тот, что пользователю для того, чтобы «распробовать» возможности, нужно максимально бюджетное решение. И тут Apple как будто бы сами себе наступили на горло. Ведь цена их гарнитуры натурально пугает. И это, как мне кажется, может очень помочь остальным игрокам. Ведь функционал устройств (за минусом «магии» Apple) идентичный. И, возможно, появление гарнитуры Apple — это как раз та самая искорка, из которой и вспыхнет пламя. Только не для Apple.
И еще кое-что. Многие, возможно, недоумевают, к чему был экскурс в историю возникновения письменности и книг. Все дело в том, что письменность и книги ставили целью поделиться знаниями и умениями. Читатель открывал для себя неизведанное. И несмотря на то, что книги по-прежнему пользуются популярностью, их стараются адаптировать под веяния времени. Занятым — аудиокниги, подросткам — 4D-варианты, самым маленьким — книги-трансформеры.
И все эти носители информации предполагали (и до сих пор предполагают) старания авторов создать нечто необычное. Каждый писатель, например, старается как-то выделиться из общей массы своей собственной диковинной выдумкой. Это может быть необычный слог, стилизованный под ИИ, или интерактивный вариант, где читатель сам выбирает финал. А это возможно только при наличии обратной связи и вовлечении в социум. Apple же не предлагает нового результата. Она дает возможность добиваться того же, чего и раньше, только с помощью нового инструмента. Такой подход, кстати, отлично работает в изобретательстве. Вот только новый продукт должен быть максимально удешевлен, а это вовсе не про Vision Pro. Но тем интереснее будет наблюдать, заколдует ли компания человечество на этот раз.
Смелых идей, отличных изобретений и успешных продуктов. Удачи!
*Компания Meta Platforms, в которую входят социальные сети Facebook и Instagram, признана экстремистской организацией и запрещена в РФ.
"Дело в том, что информационные технологии предполагают, кроме системы взаимосвязанных методов и способов сбора, хранения, накопления, поиска и обработки информации, еще и осуществлять все это на основе применения средств вычислительной техники" дело в том, что вот именно такое определение ИТ неверное, оно приводит к мысли, что без вычислительной техники не может быть никаких ИТ, а это уже чистая неправда. многие могут мне написать, что вычислительную технику человечество придумывает регулярно, но не надо забывать, что вся вычислительная техника, придуманная до эры ЭВМ, была узкоспециализированной — даже те же счеты (которые абак) предназначены именно для выполнения арифметических действий, и для обработки нечисловой информации непригодны. а вот примеров ИТ без какой-либо вычислительной техники известно много — начиная от библиотечных каталогов и заканчивая индейскими кипу.
"Позднее с развитием ручного инструмента носитель информации существенно облегчился" а вычтех тут причем? вы начинаете рассказ с разговора о смычке ИТ с ВТ, но на ходу переключаетесь на информационные носители — где логика? от такой популяризации науки один только вред — научпоп должен повышать грамотность обывателя, а не понижать ее.
по моему скромному мнению, вместо того, чтобы простимулировать вендоров на производство VR-гарнитур, функционально аналогичных Vision Pro, но классом пониже, и соотв. подешевле, Apple может добиться противоположного эффекта. на память первым делом приходит попытка Microsoft вывести на рынок планшеты на Windows, точнее, две попытки, и обе провальные — партнеры-вендоры не пожелали разделить с MS тяготы по выводу на рынок нового типа устройств, и в итоге, Surface на рынке как бы есть, но доля его околонулевая. и это если учесть тот факт, что проблема обеспечения контентом не стояла вообще, т.к. по форматам данных и приложений предполагалась полная совместимость. а в случае с Vision Pro, китайские вендоры должны еще и о достаточности контента позаботиться, т.к. их поделкам на Apple'вскую платформу доставки контента путь будет закрыт с вероятностью в 146%
Филипп Мастяев, все верно. Потому и указал, что «допущение», чтобы спецы не ткнули носом.
Филипп Мастяев, ,
>> вы начинаете рассказ с разговора о смычке ИТ с ВТ, но на ходу переключаетесь на информационные носители
Так ведь честно и сказал, что будем рассматривать элементы информационных технологий. Одно без другого не работает.
>> научпоп должен повышать грамотность обывателя, а не понижать ее
Во-первых, он должен не грамотность повышать, а увлекать. Вы же не считаете пару-тройку новых достоверных сведений повышением грамотности? Энциклопедические знания валяются на просторах интернета сплошь и рядом и что-то гениев как-то больше не стало. А все потому, что знания нужно уметь применять.
Во-вторых, механизм снижения грамотности ну очень далек от того, который задействован при составлении материала)
Пик развития?
Olegk0t, не согласны?
Пользователю, для того чтобы «распробовать» возможности, нужно понимание — зачем? Легко понять, что дает телевизор в отличии от театра, музыкальный центр в отличии от концерта, электронное чтение в отличии от бумажного, интерактивные учебники в отличии от статичных и так далее. Но что дает VR относительно плоского экрана, оценивается с трудом. Пока список только из одного пункта — игры. Все остальное из разряда — лучшее враг хорошего. Может что-то в этом есть, но и так не плохо.
И да, все перечисленное может полностью заменить предшественника. Использовать только телевизор, муз.центр, электронное чтение и интерактивные учебники. А вот использовать только VR не получится. И пока это так, пока VR лишь дополнение к классике, толку не будет. Потому что, повторю, "Таити, Таити, нас и здесь неплохо кормят!".
Единственный путь широкого внедрения вижу — планшет в форм-факторе гарнитуры. Настолько же удобный по свойствам (включая цену), чтобы его полностью заменить. При этом, сверх того, автоматически получить внешний монитор к другим устройствам.
Lecron, лучшее враг хорошего — это, как мне кажется, как раз про Apple. Цукерберг кроме устройства предлагает еще и метавселенную. А это кардинально новое направление, которое в перспективе может заменить очень много всего.
Mikhail Volkov, Думаю вы заметили, я задаю вопрос "Зачем?", а не "Что?". Разница большая. Реорганизация подхода решения задач в гарнитуре, должна привести либо к более качественному, либо к более быстрому их решению, чем на плоском экране. Причем задачи должны быть не высосаны из пальца, а быть ближе к народу, насущными. Иначе, как с 3Д-телевизорами, поигрались и в тумбочку.
Поэтому "лучшее враг хорошего", отношу не к производителям и их концепциям, а к гарнитурам в целом.
Lecron, я как бы и не спорю. Просто если уж начали двигать тему, то логичнее не только характеристики улучшать.
А ответить на вопрос «зачем?», кстати, проще, чем кажется. Ответ будет таким:
Наш мир в целом довольно скучен и сер и жажду зрелищ куда проще удовлетворить новыми игрушками. Но этих игрушек стало так много (гарнитур в том числе), что даже ими мы уже присытились. А потому вынь да положь что-нибудь прикольное.
Отрывок из Джонни Мнемоника со звуком: https://youtu.be/UzRjtvMQds4?t=83
Филипп Мастяев, Ну про планеты на windows можно заметить, что эту нишу заняли ноуты трансформеры: Lenovo Yoga , HP 360. Которые то ноуты, то вывернул и вот он планшет. С мощным процентом, со всем софтом. И продаются они очень неплохо
Alexey Remizov, по моему мнению, планшет — это носимое устройство в форм-факторе от 7 до 10 дюймов, весом не более полукилограмма, снабженное сенсорным экраном, одним или несколькими модулями беспроводной связи, позволяющее пользователю решать прикладные задачи "в поле", в отрыве от городской или производственной инфраструктуры. айпады, кроме линейки про, этим критериям удовлетворяют; планшеты на андроиде, в указанном форм-факторе, как правило, тоже. референсные образцы, что сделала MS, этим условиям отвечали полностью, но вот вендоры почему-то не захотели на этот рынок заходить. в итоге, мы имеем эти ваши трансформеры, и кучу кетайцких chuwi и teclast'ов на атомах…
alexey_bazhenov, фильм тащит, конечно.)
Пока что вижу только два сценария для ВР — фильмы и игры. Но с 3Д-фильмами уже был облом… Оказалось, не так уж это и нужно.
А носить такую дорогую и неудобную мандулу на голове, чтобы погрузиться на 10 минут в виртуальный мир и поговорить с виртуальным аватаром мамы или с коллегой по работе Васей Пупкиным? Да ну нафиг!
Так что вряд ли это новый айфон. ВР — скорее очень нишевый продукт. Игрушка.