Пятница будущего: о новостях космического туризма и об успехах импортозамещения

Приветствую! Праздничные недели часто бывают довольно пустыми на новости, но не в этот раз. Поводов поговорить о том, какое будущее нас ждет уже в самое ближайшее время, много, и они весьма разнообразны. «Росатом» представил комплекс средств для реверс-инжиниринга, так что импортозамещение на основе воспроизведения санкционных технологий может быть поставлено на поток. Тем временем МГТУ им. Баумана обещает запустить собственное производство процессоров для квантовых компьютеров. А в Counterpoint считают, что уже в ближайшие годы аппаратная поддержка ИИ станет обязательным атрибутом большинства ноутбуков. Huawei сделает свою Harmony OS полноценной операционной системой, а не клоном Android, в то время как китайские разработчики игр для мобильных устройств снова фиксируют рекордные прибыли, намекая на то, кто собирает сливки с рынка. Новости краудфандинга — дело выгодное, но есть нюанс. И немного транспортных новостей: новые точные атомные часы для судоводителей, статистика ДТП автопилота Tesla и снова о космическом туризме. А также бонус: индийское космическое агентство окончательно выбивает табуреточку из-под ног сторонников теории заговора с полетами человека на Луну.

Table of Contents

Аппаратная поддержка ИИ в ноутбуках

Компания Counterpoint очень любит публиковать всевозможные прогнозы, которые имеют привычку не сбываться. И вот очередной, который можно будет проверить всего через два-три года. Исследователи компании сообщают, что каждые три из четырёх проданных в 2027 году ноутбуков будут иметь аппаратную поддержку функций искусственного интеллекта. При этом ключевая роль в развитии систем с искусственным интеллектом в сегменте ноутбуков будет принадлежать Microsoft, которая будет активно продвигать функционал искусственного интеллекта в своих программных продуктах и таким образом стимулировать производителей ноутбуков внедрять аппаратную поддержку в свои разработки. Разработчики процессоров Intel и AMD сделают поддержку искусственного интеллекта обязательной в своих новых моделях уже в следующем году. Отмечается, что если в целом рынок ноутбуков будет расти на горизонте до 2027 года на 3% в год, то рост ноутбуков с искусственным интеллектом будет достигать 59% в год, это и приведёт к тому, что на рубеже 2027 года уже каждые три из четырех новых ноутбуков будут иметь функционал аппаратной поддержки искусственного интеллекта. Как говорится, давайте запомним этот скрин.

Реверс-инжиниринг для импортозамещения

Чем больше вводится санкций, тем меньше у российских компаний интереса в соблюдении прав на интеллектуальную собственность иностранных компаний. Очередным свидетельством основательного подхода к делу реверс-инжиниринга стало представление «Росатомом» цифрового продукта «АтомРеверс», позволяющего усовершенствовать и оптимизировать конструкцию оборудования, изготавливать опытные образцы и поставлять их на потоковое производство. Причем разработчики не скрывают, что задача именно в копировании уже полученных образцов и технологий, так как «АтомРеверс» — это не только красивое название, но и «совокупность инженерных решений для воспроизведения и оптимизации существующих деталей, узлов, агрегатов и машин. Подобный подход позволяет быстро и качественно воспроизводить имеющиеся технологии, модернизировать их и создавать новые. Продукт подразумевает оказание услуг обратного инжиниринга полного цикла: от изучения объекта копирования до создания цифрового двойника, предсказания его поведения в различных условиях и изготовления опытных образцов и серийных изделий». Ничего плохого в таком подходе нет, китайский опыт как раз наглядно показывает, что чем создавать очередной альтернативный проект с не имеющим аналогов производством и продукцией, гораздо эффективнее последовательно идти к своим проектам, оттолкнувшись от базы в виде умелого копирования чужих изобретений и ноу-хау.

Китайское будущее мобильных игр

Кстати к вопросу о китайских успехах. По данным исследовательской компании SensorTower, в марте 39 китайских компаний, занимающихся разработкой мобильных игр, вошли в топ-100 мировых производителей игр. В марте китайские компании-разработчики заработали на мобильных играх $2.13 млрд, таким образом, на них пришлось более 38% от общих доходов этого сектора. Все места в топ-3 компаний по доходам в сегменте мобильных игр принадлежат китайским компаниям — это Tencent, NetEase и MiHoYo. Компания MiHoYo, разработчик игры Genshin Impact, выпустила свой новый продукт — новую версию игры Honkai Impact: Star Rail, благодаря этому MiHoYo удалось показать самый большой ежедневный доход от мобильных игр в нынешнем году. Стоит отметить, что по статистике платформы App Store среди 10 самых доходных игр на площадке 5 — это игры Tencent, две игры NetEase и одна MiHoYo. Таким образом, становится очевидным, что китайские разработчики в наибольшей степени угадали с тенденциями рынка мобильных игр и собирают сливки в виде доходов, что предполагает, что в ближайшей перспективе их доминирующее положение упрочится. А значит, игры в наших смартфонах будут все более и более «китайскими».

Harmony OS станет самостоятельной

И о пути копирования, который ведет к созданию своего. Давным-давно попавшая под максимально жесткие санкции со стороны США компания Huawei была вынуждена создать свою собственную ОС, которая была скорее урезанным вариантом Android, чем самостоятельной разработкой, а ее главной задачей была возможность запускать на смартфонах, лишенных сервисов Google, приложения ОС Android. Теперь же поступает информация о том, что Huawei в сотрудничестве с крупными китайскими IT-компаниями выпустит HarmonyOS NEXT, в которой поддержки Android-приложений не будет. Таким образом, HarmonyOS из «костыля» превращается в самостоятельное решение со своей собственной экосистемой. В настоящее время идет подготовка к запуску тестовой версии HarmonyOS NEXT, а официальный анонс должен состояться на мероприятии HDC 2024, которое пройдет в июне. Разумеется, в разработке компания ориентируется в первую очередь на домашний рынок, благо его объемы позволяют сделать проект прибыльным и достаточно масштабным, чтобы рассчитывать на дальнейшее развитие. Так что как минимум первое время устройства будут предлагаться исключительно локально, да и выбор приложений будет не для всех. Ожидается, что HarmonyOS NEXT дебютирует в смартфонах серии Huawei Mate 70, которые выйдут во второй половине 2024 года (вероятно, в октябре).

Бауманка запустит производство процессоров

Ну и чтобы не показалось, что успехами могут похвастаться только в Китае, а в России сплошное освоение бюджетов и технологий вчерашнего дня. МГТУ им. Н. Э. Баумана и ФГУП «ВНИИА им. Н. Л. Духова» анонсировали открытие первого в России контрактного производства сверхпроводниковых квантовых процессоров на 100-мм пластинах, которое будет расположено в новом кампусе МГТУ им. Н. Э. Баумана. Такие процессоры могут быть использованы в суперкомпьютерах отечественной разработки экзафлопсного уровня, потребность в которых имеется в самых разнообразных отраслях: от научных лабораторий до бизнес-проектов в области геологоразведки и финансовой аналитики. Заявляется, что производство построено на основе собственной технологии сверхпроводниковых джозефсоновских схем, которая была отработана на штучном производстве пластин. Представители МГТУ утверждают, что им удалось достичь точности изготовления квантовых схем с допуском лучше, чем предлагает компания Intel, — 0,5 нм против 1 нм. В результате на одной пластине может быть напечатано 100 чипов, а выход годных составит 95%.

Самый выгодный краудфандинг

Как ни удивительно, научных исследований о том, выгоден ли краудфандинг инвесторам, не так уж много. А российских так и вовсе не было. Специалисты НИУ ВШЭ решили исправить этот недостаток и применили научный подход для выяснения того, насколько выгодным является инвестирование в краудфандинговые проекты. И оказалось, что не все, что подсказывает интуиция, является верным. К примеру, участвовать в проекте на поздних стадиях его разработки действительно выгоднее, ведь снижается вероятность провала. А вот вкладываться в разработчиков компьютерных игр, собирающих деньги на свой проект на Kickstarter, не очень хорошая затея. Если быть точным, то это худшее вложение средств — прибыльность успешных проектов составляет 14%, а с учетом неудач — только 6%. При том, что с учетом потенциальных неудач в среднем проекты на Kickstarter (собирающие от 250 тысяч долларов на реализацию) имеют прибыльность 11,5% годовых. Самыми же прибыльными являются вложения в дизайн-проекты. Удачные приносят в среднем 70% прибыли, а с поправкой на все возможные неудачи — 25%. А в целом, хочется заметить, что новая экономическая возможность остается слабо исследованным финансовым инструментом, который в настоящий момент выглядит как натуральная игра в рулетку.

Изображение с сайта ТАСС

Новости космического туризма

От дел земных переходим к космическим. Тем более что нам все больше обещают, что скоро полеты в космос из области недоступного перейдут в повседневное — если не для всех, то для многих. Правда, пока нет речи о том, что это станет дешево или хотя бы доступно не только для миллионеров и государств. Зато расширяются направления и повышается удобство заказа услуги. В первом случае можно говорить о том, что китайское космическое агентство после того, как начнет рутинную работу своей орбитальной станции, начнет возить на нее туристов. Правда, пока никаких конкретных сроков по коммерческим полетам на Tiangong не названо, но ясно, что Китай не прочь монетизировать собственные расходы на строительство своей станции. Что касается повышения удобства заказа, то тут, как обычно, привет от Илона Маска. На сайте SpaceX появился раздел по бронированию полетов. На орбиту — в конце 2024 года, на МКС — в 2025, в течение 5 лет — на Луну, а через 7-9 лет и на Марс. Путешественникам подарят скафандр и перчатки, напечатанные на 3D-принтере. Ждем появления соответствующих разделов на «Госуслугах» и сайте «Роскосмоса», а также возможности заказа через «Яндекс» и Aviasales. И это не шутка, вопрос только в том, сколько придется подождать.

Сколько ДТП вызвал автопилот Tesla?

И немного о том будущем, которое уже вроде как наступило, но не совсем. В США продолжаются разбирательства Национальной администрации безопасности дорожного движения (NHTSA) в вопросе использования системы самоуправляющихся автомобилей. В результате чего всплывает интересная статистика. Например, более не является секретом не только сам факт, что автопилот Tesla неоднократно становился причиной смертельного ДТП, но и количество таких случаев. С 2021 года именно система автопилота Full Self-Driving (FSD) минимум 13 раз была признана виновной в таких авариях. И это только случаи, когда FSD вела себя непредсказуемо и владелец автомобиля использовал систему корректно. Хотя NHTSA и отмечает, что психологический аспект остается крайне важным, во всех случаях водитель фактически не управлял своей машиной, полагая себя в безопасности. Впрочем, учитывая, что в 2021-2023 годах в США было продано более 1,2 млн автомобилей Tesla, 13 смертельных ДТП не выглядят какой-то ужасающей статистикой. Аварий, в которых причиной стала излишняя самоуверенность водителя-человека, явно было больше, хотя мне не удалось найти сведений о том, чтобы кто-то считал ДТП именно с таким фактором. А жаль, было бы интересно, как на обычной дороге соотносятся водитель и автопилот. На гоночной трассе у последнего пока нет ни единого шанса, даже если в соперниках Даниил Квят и отбойники «Яс Марины».

Новые сверхточные часы для кораблей

Продолжая навигационную тему. В новостях продолжают встречаться сообщения о том, как из-за навигационных ошибок сталкиваются корабли. И далеко не всегда это происходит в каких-то узостях или у берега, как в случае с резонансным разрушением моста в Балтиморе месяц назад. Иногда столкновения случаются и в открытом море, а виноватыми оказываются нерадивые вахтенные и система GPS. Дело в том, что, несмотря на кажущуюся просторность Мирового океана, оптимальных маршрутов для движения по нему не так уж много, а многие тысячи судов на них создают трафик, немногим уступающий загруженной автотрассе. Особенно с учетом того, что судно длиной в пару сотен метров и массой за сотню тысяч тонн требует для маневров очень много времени и пространства. В то же время погрешности при измерении времени распространения сигнала между навигационными спутниками приводят к ошибкам в сотни метров. Отвечающими за такую точность на судах являются атомные часы, но самые распространенные модели корабельных хронометров уступают лабораторным образцам, которые, в свою очередь, непригодны для морского использования. Новая модель оптических атомных часов на основе колеблющихся молекул йода должна исправить эту ситуацию. В течение трех недель три пары таких часов были запущены на борту новозеландского военного корабля, которые совершал переход в Тихом океане. В результате была подтверждена точность на уровне 300 пикосекунд (погрешность одна 300 миллионная секунды за сутки), что примерно в 1000 раз точнее, чем хронометры на борту обычного судна. При этом такие оптические атомные часы используют стандартное подключение к корабельной энергосистеме, потребляют 85 Вт и весят 26 кг.

Американцы были на Луне. Индийский фотопруф

Ну и напоследок немного о прошлом. Из-за серии аварий и переносов сроков пилотируемых лунных миссий вновь стала пользоваться популярностью теория заговора о том, что никаких полетов астронавтов на Луну не было. Народное сознание охотно переносит сообщение о том, что такие полеты сложны сейчас, на прошлое, когда компьютеры были размером с комнату, а по вычислительной мощности уступали самому тормозному умному телевизору. Вот и звезда на голливудской «Аллее славы» явно не просто так появилась для «Аполлона-11». Спорить с такой логикой немного бессмысленно (никто же не сомневается в существовании Полицейского управления Лос-Анджелеса или Мохаммеда Али?), но современные полеты к Луне постепенно снимают все большее количество вопросов, которые задают конспирологи. Например, некоторое время назад индийское космическое агентство опубликовало снимки с космического аппарата «Чандраян-2», в том числе на них нашлись посадочные модули «Аполлон-11» и «Аполлон-12». Сами фотографии были сделаны спутником еще в 2021 году, но детальные кадры с местами высадки на Луну появились только недавно. На них видны посадочные модули и даже следы от лунного багги. Нужно ли говорить, что нашлись они именно в тех местах, которые заявлялись?

[email protected]
наверх