MWC2024. День четвертый. Железки — смартфоны, технологии, дизайн

Привет.

Когда вам кажется, что производители смартфонов в экзистенциальном тупике и повторяют действия друг друга, вам вовсе не кажется. Не нужно быть экспертом в области, чтобы видеть, насколько одинаково действуют конкуренты, зачастую без выдумки, повторяют как минимум спорные решения. Вот вам пара размышлений на тему, которые лежат на поверхности и стали клише для индустрии. Вы же можете прийти в обычный магазин электроники и убедиться в этом своими глазами.

Начнем с того, что дизайн большинства моделей стал подчеркнуто копировать кирпичи, точнее, рубленые грани iPhone последних поколений. Наваждение? Отнюдь нет, большие смартфоны теперь с прямыми углами, в руку они ложатся не очень хорошо. Зачем было так делать? Из принципа задавал этот вопрос на разных стендах, но меня воспринимали как городского сумасшедшего, который спрашивает о вещах, не требующих объяснения. Нужно оговориться, что почти везде на стендах присутствуют маркетологи, а не инженеры. Никто не упоминал iPhone, но каждый второй отвечал, что это тенденция, люди любят такой дизайн и далее по списку. Реальность выглядит иначе, это скрытое удешевление производства, так как рост цены компонентов таков, что нужно экономить на всем. Изогнутый корпус стоит дороже, чем с прямыми линиями. Его сложнее проектировать, сложнее воплощать в жизни. Да, разница не ошеломляющая, но она есть. И в эпоху тотальной экономии идет отказ от сложных форм. Когда-то рассказывал об этом на примере наушников.

Второй момент также связан с дизайном. Модули камер стали большими, их нужно как-то уместить на корпусах смартфонов, особенно в моделях, которые претендуют на качественную съемку. Уже сетовал, что большинство компаний создают шайбы, которые и выглядят не очень хорошо, и воспринимаются странно. Зачастую расположение камер в круге таково, что один или другой модуль поневоле захватывают пальцы при съемке, нужно держать аппарат иначе.

В качестве примера могу привести уродливый Xiaomi 14 Ultra, шайба просто выпирает вовне. Хотите вы того или нет, это слишком большой нарост, в жизни он смотрится намного хуже, чем на фото. Без чехла, который скрадывает эту диспропорцию, смотреть на устройство невозможно.

Наша аудитория очень чутко додумывает какие-то моменты, например, когда я показал Tecno Camon 30 Premier 5G, где на задней стороне также шайба, услышал множество комментариев в стиле «ну тут-то дизайн совсем другой, он не уродливый и просто на голову выше». Полемический прием, который используют те, кто любит заняться демагогией, приписыванием другому человеку выдуманных высказываний. Я не в восторге от круга на задней панели, мне не нравятся почти никакие аппараты с таким расположением камер. Но в сравнении с Xiaomi тут не такой большой вырост, он смотрится пропорциональнее. Что не делает его лучше!

Дизайн просто создан в стилистике большинства китайских компаний, он ровно такой же. И это грустно, как ни крути, так как все упирается в моду. В среднем или высоком ценовых сегментах производители создают свои решения с оглядкой друг на друга. Круг на задней панели — отличительный признак сегодняшних устройств. Более того, если представить, что в будущем археологи будут пытаться датировать какие-то находки, они смогут по дизайну электроники примерно установить десятилетие. Ведь подобные дизайнерские изыски живут примерно такой срок.

Одинаковость форм зачастую продиктована тем, что развернуться каким-то особенным образом нельзя. Частично это компенсируется тем, что компании пытаются придать своим устройствам яркий вид, разнообразить их чем-то. На стенде ZTE это хорошо видно, когда музыкальная модель имеет динамик на задней панели, дизайн яркий, молодежный.

А еще стало общим местом то, что все пытаются украсить задние панели то узорами, то текстурой. Хорошо это видно на стенде Tecno, где показаны изыски в этой области. Текстура с матовым покрытием, текстура с рисунком и так далее.

Также как у других компаний, есть изыскания в области фотохромного покрытия (это вовсе не новинка), оно меняет свой цвет в зависимости от освещения или температуры окружающей среды.

Упор у всех компаний идет на материалы корпуса, расцветки, чтобы показать отличия своих продуктов от конкурентов. У меня на руках Tecno POVA 6 Pro 5G (утомился писать это название, слишком длинное). Линейка ориентирована на молодежь, массовый рынок, и дизайн у нее типичный. Задняя панель с переливами, световыми эффектами, которые можно включить в настройках.

В комплекте есть чехол, что приятно. Но качество прозрачного пластика таково, что он моментально собирает ваши пальчики, в нем аппарат выглядит замызганным.

И получается, что все изыски в дизайне пропадают в чехле. Без чехла корпус грязнится не так сильно, но все равно заметно. Он слишком большой, слишком зеркальный. И возникает закономерный вопрос, что дизайн тут поставлен выше повседневного удобства и того, что аппарат должен выглядеть чистым. С другой стороны, далеко не все обратят на это внимание при покупке, да и в жизни этот момент не настолько сильно бросается в глаза.

Необходимость отличаться — разработка собственных технологий

Чтобы успешно продавать смартфон сегодня, нужно не только и не столько придать ему отличительные черты в дизайне, сколько попытаться дать рынку что-то уникальное, нечто, что можно продвигать. И это может быть что угодно — материалы корпуса, особым образом обработанный экран смартфона, качество камер, которое напрямую вытекает из софта или других наработок.

Мне нравится, когда компании создают реальные технологии и стараются их показать. На стенде TCL демонстрируют экраны NXTPaper, они матовые, не бликуют. Над экраном находится зеркальце, оно не отражается. Рядом обычный экран, где видно все, включая отпечатки пальцев.

Наглядно? Да! Просто, понятно, и таким образом «продать» технологию посетителям не составит никакого труда. Идем на стенд Honor, где не переводятся наждачная бумага и разные стеклышки. Разработка от Honor не царапается, стекло легко скользит по поверхности наждачки, никаких царапин. А вот некое минеральное стекло царапается.

Многие сомневаются, что опыт применим к реальной жизни, говорят, что это, наверное, специальное стекло, и только. Тут же идет беспроигрышный аргумент — вы можете попробовать это на своем телефоне, но вы его точно поцарапаете. Люди не пробуют, им не хочется превратить экран недешевого смартфона в хлам. Видел, как друзья подначили товарища и он потер свой iPhone — аккуратно и в уголке. А потом сокрушенно качал головой, остались царапины.

Немного написал об этом по итогам посещения R&D компании Honor, это было совсем недавно, а кажется, что прошел уже миллион лет.

У Tecno большая программа разработки технологий для камер в телефонах, подход компании — учиться у разработчиков компонентов создавать свои кастомные решения. Это первый шаг, который в последующем позволит работать с такими компонентами, понимать, что из них можно выжать. Мне всегда интересны такие штуки, а то, что на стенде много инженеров, которые понимают, как все это работает, что они делают, заставляло меня проводить с ними в разговорах много времени.

Одно из развлечений — это темная комната, где «бабочки» ползут на проводах и вам предлагают снять их на видео. Аттракцион должен показывать преимущество разработок в устройствах Tecno, но мой Galaxy S24 Ultra, конечно же, выиграл это соревнование, снял видео, где все ярко и четко. И понятно, что это модель последнего поколения, которая имеет очень много улучшалок, вычислительную фотографию и далее по списку. Если брать модели двух-трехлетней давности, то прогресс будет на стороне модуля от Tecno.

И такие демонстрации хорошо показывают, что улучшения приходят в массовые модели, то, что мы можем назвать средним сегментом. Мне очень хочется попробовать Tecno Camon 30 Premier, так как в этой модели впервые использовали целый ряд разработок, созданных вместе с Sony (те самые кастомные чипы). Давайте процитирую пресс-релиз компании о технологии PolarAce:

«TECNO PolarAce работает за счет четырех ключевых технологий: процессор обработки изображений Sony CXD5622GG на основе вычислений с плавающей запятой*, датчики изображения Sony LYTIA; технология получения изображений с несколькими оттенками кожи TECNO Universal Tone, а также технологии ИИ-визуализации TECNO.

Несмотря на все значительные достижения в области технологий мобильной съемки, традиционным процессорам по-прежнему не хватает вычислительной мощности, необходимой для создания видео максимально высокого качества. Современные решения по-прежнему не позволяют создавать плавные четкие кадры в ночное время и имеют ограниченные возможности полноэкранного HDR.

Процессор Sony CXD5622GG выполняет искусственное шумоподавление и оптимизацию качества изображения на каждом кадре видео. Четкость динамичных кадров,  контрастность, восстановление точных оттенков цветов и общее улучшение качества видео даже при съемке в темных условиях. Продвинутые возможности процессора обеспечиваются за счет конечных вычислений с плавающей запятой FP16, которые, по сравнению со стандартными операциями с целыми числами, дают большой скачок вычислительной мощности процессора, которая достигает 4.6 TFLOPS@FP16».

Используются CMOS-датчики Sony LYTIA, что дает следующие возможности: «Процессор оснащен четырьмя движками для естественной цветопередачи и детализации даже в экстремальных условиях съемки: NeuroNR Turbo для шумоподавления в режиме RAW, NeuroColor Turbo для оптимизации цвета, NeuroHDR Turbo для улучшения качества мобильной видеосъемки и NeuroFPS Turbo для обеспечения общей плавности видео при длительной съемке. Благодаря этим четырем усовершенствованным движкам процессор обеспечивает съемку видео HDR с разрешением 4K/30 кадров в секунду с ИИ-шумоподавлением, а также ночную съемку 4K.

Процессор меняет цветовой диапазон YUV в RAW-формат с помощью технологии обработки для улучшения отношения сигнал/шум на 30.3 дБ. Это позволяет TECNO PolarAce обеспечивать качество изображения практически без потерь. Процессор также обеспечивает оптимальный коэффициент энергоэффективности при гораздо более низком энергопотреблении при съемке в формате 4K при скорости 30 кадров в секунду».

Звучит все очень красиво, хочется попробовать аппарат на практике, покрутить его и оценить возможности как видео, так и фото. Но тут важен пример того, как интегрируются разные технологии. В Tecno в сотрудничестве с Sony создали де-факто свои кастомные чипсеты для камер. Не стали ставить их во все аппараты, выбрали флагман среднего сегмента и попробуют их в нем. Если все пойдет как надо, то в линейке Phantom появятся такие же разработки.

С большим интересом наблюдал за разговором двух сотрудников одной крупной китайской компании с их партнером из Европы. Они обсуждали как раз сотрудничество Tecno и Sony, посыл был в том, что развивается эта тема агрессивно и скоро им придется конкурировать с Tecno. Китайские товарищи говорили, что это маловероятно, ведь они прошли настолько большой путь, догнать их будет сложно. Но думаю, что это скорее самоуспокоение, ведь и они лет десять с гаком назад тоже начинали активно развивать направление мобильной фотографии, а сейчас чувствуют себя в нем более-менее неплохо. Но не более того, уперлись в потолок возможностей, не могут прыгнуть выше головы. А в условиях строжайшей экономии отсутствие новых разработок становится большим ограничением.

И вот тут нужна определенная смелость, в том числе чтобы выпустить технологии, которые могут развлекать клиента, но явно не готовы на все 100%. В том же упомянутом телефоне есть дополнительный режим съемки AIGC, когда аппарат фотографирует вас четыре раза, а дальше нейросеть создает ваши образы. У меня в первый раз получилось вот так.

Снимки чем-то похожи на моего отца в молодости, определенное сходство есть. На меня они точно не похожи. Но стало интересно, когда я встал на фоне черной стены и алгоритм посчитал, что в кадре много черного!

Будь нечто такое у производителя из США, мы бы увидели миллион извинений, отзыв технологии и далее по списку. Но в Tecno считают, что это просто шероховатости алгоритма, который будут дорабатывать — чем больше людей попробует эту опцию, тем быстрее алгоритм научится создавать максимально близкие к реальности изображения. Иначе быть не может. И компания закрывает глаза на возможные недостатки, считает, что нужно пробовать что-то новое, чтобы убедиться, что в этих технологиях есть рациональное зерно. Это не главная опция в камере, просто исследование возможностей, и только. Но нужно иметь определенную смелость, чтобы запустить такую опцию в своих аппаратах. Хочу посмотреть образцы, чтобы понять, как все это будет происходить в обычной жизни. Но выглядит аппарат любопытно, нужно будет внимательно его оценить. Одна из самых интересных моделей, что увидел здесь, в Барселоне.

В коротком тексте вы проследили основную тенденцию нашего времени — одинаковость, сходство дизайна, повторение «успешных» форм. Следование друг за другом и при этом ставка на свои технологии у тех, кто старается вырасти, а не следовать в кильватере за остальными.

Думаю, что в отдельном материале нужно также объединить разрозненные заметки о конгрессе, наблюдения за компаниями и людьми. Оставайтесь на связи, а в нашем Telegram-канале следите за оперативными новостями из Барселоны. В следующий раз обсудим прозрачный ноутбук Lenovo, гибкие экраны и кое-что еще.

[email protected]
наверх