Центр исследований и разработок Honor – будущие технологии, поставленные на поток

Привет.

Из окна моего номера в Шэнчьжэне виднеется башня штаб-квартиры Honor — обычное здание из бетона и стекла, поверх которого видна большая надпись с именем компании. На первый взгляд, ничего примечательного тут нет, офисные пространства распределены между разными подразделениями — бухгалтерия, логисты, юристы и множество других специальностей.

Красивое здание, в котором нашлось место для всех, но тут точно не стоит искать инженеров, которые работают над будущими технологиями. Они бывают тут временами, когда приходят в большой зал, чтобы показать свои наработки. В зависимости от уровня встречи это может быть VIP-переговорная на одном из верхних этажей, из окон открывается вид на небольшие горы, зелень парка неподалеку. Этаж пониже и переговорная комната для сотрудников, здесь показывают технологии, которые уже пошли в тираж, апробированы и совсем скоро появятся в массовых продуктах.

В китайском мире фабрик и производств инженеры, отвечающие за разработки, должны находиться на фабриках, а не сидеть в офисах. Их инструменты — вовсе не чертежная доска или один лишь компьютер, это и различные машины, которые позволяют создавать нечто новое. Поэтому центр R&D компании Honor находится в индустриальном парке, занимает несколько зданий, хотя посетителям показывают только одно из них. Тайное место, где по коридорам развешаны плакаты с описанием того, чем занимаются внутри. Большие пустые коридоры, ничего похожего на лаборатории из голливудских фильмов, где все сияет белоснежной чистотой, холодный свет заливает пространство. Нечто подобное есть в чистых помещениях в соседнем здании, но туда никого не пускают, даже высокие гости из других стран удостаиваются только первого здания R&D. Зато у нас есть фотографии, как в чистых помещениях ходят сотрудники.

На заре развития китайских фабрик руководители плевали на все нормы и, в отличие от той же Intel, пускали в чистые помещения гостей. Пару раз попадал в чистую зону в те годы, но практика быстро прекратилась. Правила возникают не на пустом месте, после таких посещений загрязнение чистой зоны возникало само собой, а восстановление микроклимата требовало до недели. Все это время сотрудники отдыхали от основной работы, простой влетал в копеечку. Поэтому сегодня все разводят руками и уверяют, что внутри нет ничего интересного, что, по большому счету, правда. Рассматривать большие машины нет никакого смысла, равно как и смотреть на создание отдельных компонентов, которые пока не пошли в серию.

В здании R&D не дают фотографировать, причина вовсе не в том, что мы можем увидеть что-то секретное. Хотя перед посещением каждому дают детальное соглашение о неразглашении, в котором нужно указать, что случайно подсмотренные коммерческие секреты останутся секретами. Меня всегда забавляла эклектичность формулировок: «Если сторона А увидит или узнает что-то, что представляет коммерческую тайну или представляет интерес для компании, то сторона А обязуется никак не раскрывать данную информацию публично». Всегда приятно быть стороной А в каком-то соглашении, особенно когда не особо понимаешь, какую тайну можешь увидеть. Внутри обычные лаборатории, в которых, даже рассматривая все пристально, не увидеть никаких секретов. Нужно, чтобы вам разжевали и объяснили что-то, а этого уже не допустят сопровождающие. Экскурсия по R&D — это чтение плакатов, размещенных на стенах, где объясняют основы работы каждой лаборатории.

Причина запрета на фотосъемку внутри намного банальнее, она кроется не в секретах производства. Просто так повелось, что большие компании вовне выдают красивую картинку из своих исследовательских центров, создают миф о сверхлюдях, высоколобых ученых, работающих на переднем крае науки. В жизни все проще и банальнее — обычные халаты, немного блеклые стены, о которые периодически стучатся тележки с разными вещами, которые таскают по этажам. Нет ничего возвышенного.

В прошлом неоднократно слышал после посещения разных китайских фабрик и R&D при них, что вот у Apple, Motorola, HP, Dell такие центры разработки выглядят совсем иначе. Круче на порядки, просто некий high-tech, а тут все такое китайское. В первый раз искренне комплексовал, что ни разу не был в центре исследований Apple или другой американской компании. Спустя несколько лет попал в такие центры и не увидел ни одного отличия, они построены по одинаковым лекалам, выглядят абсолютно одинаково. Стал аккуратно расспрашивать тех, кто видел разницу, где именно они были, что и с чем сравнивают. Все оказалось банально и грустно — сравнивали картинки и реальные R&D. Картинки всегда побеждали. Поэтому в Honor, также как в других компаниях, дают вовне красивые картинки, не позволяют разрушать миф, который пестуют все производители. Посмотрите, как красиво выглядят фотографии. Сфотографируй я то же самое, у меня на фото вы увидели бы замызганное, рабочее оборудование, никакого глянца. Ведь R&D — это место, в котором работают, а не создают параллельную реальность. Вторым занимается PR-департамент любой компании, это их рабочие обязанности. И быть честными там, где другие пытаются лукавить, готовы далеко не все.

Структура R&D-центра напрямую зависит от компании, чем она больше, тем лучше продажи и тем большее количество разных лабораторий вы можете себе позволить. Когда Huawei только начинала производство телефонов, это были кнопочные аппараты, весь R&D помещался в нескольких комнатах на одном этаже. Потом он последовательно рос. Поскольку Honor как независимый производитель молода, компания изначально перешла к огромным пространствам. Например, на втором этаже подготовлено место для лаборатории, которая будет заниматься перспективными разработками в области аккумуляторов. Сегодня эта лаборатория находится в другом корпусе и занимает в два раза меньше места. Расширение и переезд связаны с результатами, достигнутыми за последние годы. И это важный момент для понимания, инвестиции в то или иное направление напрямую зависят от отдачи, которую демонстрируют лаборатории. Есть необходимый минимум в разработках, который будет поддерживаться всегда, например, для улучшения камер либо эргономики устройств, радиочасти. Но также есть перспективные исследования, в которых лаборатории и команды соревнуются за бюджет. Внутренняя конкуренция — это прекрасный стимул.

Инженеры, отвечающие за батареи, нашли перспективную технологию, в 2020 году они обратили внимание на скандал, связанный с замедлением iPhone, компанию поймали на этом в 2017 году. Но главное, что тянулось с тех пор, это работа устройств на морозе, когда батареи промерзали, меняли свои характеристики и телефон мог выключиться. В социальных сетях оказалось предостаточно жалоб на поведение iPhone и других моделей в холодное время года, после чего начались поиски решения этого вопроса.

Работа R&D и заключается в том, чтобы найти способ улучшить свой продукт, сделать его отличным от конкурентов. Инженеры Honor решили, что отличительной особенностью флагманов компании может стать батарея, которая не замерзает на морозе и позволяет устройству работать при минусовых температурах. Но до исследований в лаборатории необходимо было провести настольное исследование, посмотреть, какие технологии существуют на рынке, что и как защищено патентами.

Работа R&D заключается не только в том, чтобы придумать нужную и полезную технологию, но и в том, чтобы еще на берегу убедиться, что в дальнейшем не возникнет вопросов с ее применением на практике. Что в компанию не придут юристы от разработчика технологии и не потребуют компенсации за свои разработки. Вспомним историю Apple и нарушение технологий калифорнийской компании Masimo, что последняя смогла доказать в суде. В итоге Apple вынужденно убирала с полок магазинов свои Apple Watch, а затем отказывалась от функции измерения кислорода в крови. Это демонстрация того, что компания в силу ряда причин на этапе R&D сделала свою работу плохо.

Инженеры Honor исследовали тему работы аккумуляторов при низких температурах, ближайшим примером стал опыт Tesla, так как электромобили используются в разное время года, в странах с разным климатом. Но автомобиль и современный смартфон имеют очень разные размеры. Идеи, заложенные в Tesla, стали отправной точкой, моделью для размышлений, но не были напрямую скопированы, так как само копирование такого рода невозможно.

Что было дальше? Поиски разных технологий, исследование патентов разных компаний. И затем решение было найдено, началось проектирование самих батарей. Технология, созданная в Honor, делает батареи кремний-углеродными.

В новой технологии производства батарей в качестве отрицательного электрода используется кремний вместо графита. Сам кремний имеет несколько ключевых преимуществ перед графитом, наиболее заметным из которых является его плотность. Кремниевый анод обеспечивает в 10 раз большую плотность мощности, чем графитовый, но он увеличивается в объеме до 300% и имеет более короткий жизненный цикл. Вот почему Honor использует кремний-углеродный анод, чтобы компенсировать присущие кремнию недостатки.

Сам процесс изготовления таков, что анод с помощью лазера получает небольшие туннели (читай — отверстия), что увеличивает поверхность и позволяет потенциально повысить емкость батареи. Другой материал анода также дает иные характеристики по температурам окружающей среды, такая батарея одинаково работает и при плюсовых температурах, и при минусе (в компании заявляют, что работа до минус 20 градусов Цельсия не вызывает никаких вопросов). Например, низкая температура позволяет снимать видео до 11 минут при заряде батареи в 10% (что лучше показателей большинства конкурентов, там идет выключение аппарата).

Теоретическая емкость батареи при использовании графита — 372 мАч/грамм, при использовании нового материала — 3579 мАч/грамм, что позволяет создавать очень тонкие, практически невесомые батареи с большей емкостью. Посмотрите на такую батарею от Honor, видел ее в R&D-центре компании. Отдельно отмечу, что на самой батарее из-за особенностей сертификации указывается, что она Li-Ion, конкретная технология здесь не прописывается.

Первым смартфоном с такой батареей в прошлом году стал Magic5 Pro, в этом году подобная батарея второго поколения появляется в Magic6 Pro. Ее емкость — 5600 мАч. Для управления питанием добавлен отдельный чип Power Enhanced Chip Honor E1.

Очень тонкие, легкие батареи высокой емкости, да к тому же работающие на морозе. Они дают конкурентное преимущество для продуктов Honor, а для лабораторий, исследующих батареи, — расширение штата, увеличение бюджета. Внутри компании это направление становится сильным и получает дальнейшее развитие.

Насколько это важно, можно увидеть на примере Samsung. Внутри R&D южнокорейской компании исследование батарей всегда было слабым местом, как следствие, бюджет уходил в другие разработки, например, экраны для мобильных устройств или камеры. Компания наращивала разработки в тех областях, где была исторически сильной. Потом случилось фиаско с Note7, где батареи воспламенялись, и это стоило компании миллиардов долларов. Дальше можно было ожидать двух вариантов развития — либо разработки батарей получат зеленый свет и слабость в этой области будет нивелирована, либо компания будет следовать безопасной стратегии, не станет рисковать. В Samsung выбрали второй путь, как следствие, сильно отстали в разработке аккумуляторов от китайских производителей. Данный пример отлично демонстрирует роль людей и подразделений R&D в том, какие продукты получаются у той или иной компании. А заодно какова конкуренция внутри R&D за то, кто получит большие преференции.

Идем дальше по коридору, тут располагается лаборатория, отвечающая за новые материалы. Внутри через стекло можно видеть разные агрегаты, от печки до шлифовальной машины. Кое-какие машины мне неизвестны. И тут находится еще одно объяснение, почему R&D размещается на территории комплекса вместе с производством. Новые разработки нужно проверять на реальных устройствах, что тут и делают — рядом несколько этажей, где стоят разные машины, в которых проверяют устройства на прочность, износостойкость, защиту от пыли, воды и других напастей.

В штаб-квартире Honor один из инженеров гордо достает наждачную бумагу и начинает натирать экран телефона, а дальше дает стеклышко, чтобы каждый желающий мог его попробовать. Новый тип экрана, закаленное стекло, имеющее небольшую толщину, но специальное покрытие, царапины на нем не остаются. Побочный эффект в том, что оно приятно на ощупь, палец по нему скользит (олеофобного покрытия не требуется, поверхность изначально такая, что с нее все «стекает»).

Мой товарищ трет стекло с таким остервенением, что оно под нажимом разлетается в руках. Что нормально для незакрепленного стекла, я же просто тру и смотрю на результат, царапин не остается. Для сравнения, если потереть наждачкой экран любого iPhone, вы получите миллион мелких царапин, а то и крупных. Одним словом, разница видна невооруженным глазом.

Ровно такой же подход, попытка соревноваться в области, которая привлекает внимание потребителя, позволяет выделиться. И отсюда инвестиции в направление, которое важно для производителя, поиск новых точек роста. Подобное стекло используется в Honor Magic V2 для внешнего экрана.

Описывать каждое пространство и лабораторию не имеет никакого смысла, их много, и они разнообразны, но мы же обсуждаем принципы, по которым работают исследовательские центры. Важно понимать, что интерес в таких центрах прагматический, это поиск новых технологий, причем как никому не известных, так и тех, что появились у прямых конкурентов. И тогда R&D начинает исследовать продукты конкурентов, порой как некое целое (но вам этого никогда не покажут!) либо компоненты, что в них использованы. Например, в Honor показывают, как исследуют оптическую стабилизацию в своих камерах.

Но никогда не скажут и не покажут, что делают это для продуктов конкурентов, чтобы понимать, насколько хорошо или плохо проделали свою работу. Это тоже часть работы R&D, важная с точки зрения реальной картины мира, понимания того, где находятся технологии компании и куда они идут.

Центр исследований и разработки Honor первоклассный, но уместить в один текст все увиденное практически невозможно, за скобками остается дата-центр, в котором прогоняют математические модели для устройств и алгоритмов, совсем не затронуты исследования текущих и будущих моделей. Думаю, что про это имеет смысл поговорить отдельно и на примерах, чтобы вы понимали, как устроена внутренняя кухня как производства, так и R&D.

[email protected]
наверх