#258. Чем раздражают современные Android-смартфоны

Table of Contents

«Смута» и российская игровая консоль

4 апреля вышла российская игра «Смута». Я с разработчиками не общался, поэтому доступ к игре получил одновременно со всем честным людом.

Вернее, 30 марта я скачал демо-версию игры под названием «Смутное время», которую выпустили перед основным релизом. И, честно говоря, велико было желание моё ещё неделю назад написать разгромную рецензию. Благо мысли лились рекой, как после хорошей порции чернослива.

Однако я решил, что утро вечера мудренее и, чем сразу кричать, надо сначала подумать.

За прошедшую неделю я перечитал множество рецензий, обзоров, стримов и рассуждений. Так, многие упирают на то, что 500-миллионный бюджет «Смуты» — это считанные копейки. Даже «Ведьмак» 2007 года стоил в 2 раза дороже. А бюджет Baldur’s Bate 3 (настоящая ААА-игра) составил 100 млн долларов, или 10 млрд рублей.

Впрочем, глядя на «Смуту», можно сказать, что какой-нибудь инди-проект типа Stray (помните такую игру про кота?), собранный командой из 5 человек, всё равно выглядит и ощущается лучше.

После изучения релизов, просмотра стримов и собственных игровых потуг у меня сложилось мнение, что покупать я эту игру не буду.

Причина заключается в том, что игра неинтересная. Впрочем, по-моему, игра иллюстрирует все типичные проблемы Руси.

Проблема #1: завышенное самомнение и шапкозакидательское настроение

Испокон веков (а точнее, где-то со второй половины XVIII века) на Руси идёт активное соперничество с Западом, цель которого — доказать, что можем не хуже. Можно предположить, что это связано с тем, что начинались активные поездки за рубеж. Дворяне ездили туда, видели, что там и дороги лучше, и платье качественнее делают, и кареты комфортнее (сходите, кстати, в Кремль, там, по-моему, ни одной российской кареты в экспозиции нет), и блохи не кусают, а к русским отношение как к дикарям. Вот и возвращались обиженные дворяне и пытались доказать в первую очередь самим себе, что умеем не хуже.

И если Пётр Великий относился к Западу как к источнику новых знаний и полезного опыта, то уже Екатерина Великая в переписке с Вольтером противопоставляет Святую Русь, в которой каждый крестьянин ест курицу раз в неделю, и голодную Европу.

Почти четверть тысячелетия прошла, а ничего не меняется. Чуть наметился у нас разрыв отношений с западными коллегами, как сразу же из всех щелей стали убеждать, что Запад нам не нужен и всё мы умеем делать лучше сами. А раньше не делали просто потому, что не хотели. А сейчас как захотим, так сразу и сделаем!

И в подтверждение сразу же объявили, что за год сделаем ААА-проект «Смута» на 40 часов геймплея и с сочным описанием (мы почему-то очень любим карать врагов):

Сможет ли Юрий исправить ошибки прошлого, покарать врагов, помочь остановить Смуту и объединить страну?

А ведь так не бывает. Раз уж заговорили об игре про кота под названием Stray, в которой, к слову, всего 10 часов геймплея, дадим про неё ещё один факт. Первичная разработка игры началась ещё в 2015 году. 2 года шла стадия предпродакшена, когда разработчики дорабатывали идею, попутно ища деньги на разработку. В 2017 году игра перешла в стадию производства. В 2020 году игру анонсировали, и только в середине 2022 года Stray попала в игровые магазины.

Я привожу в пример Stray, так как и Stray, и «Смута» сделаны на движке Unreal Engine. Stray на 4-й версии, а «Смута» — на 5-й.

Если говорить максимально упрощенно, то при наличии движка остаётся расставить текстуры и поместить фигурку персонажа, и вот игра готова. Однако даже в этом случае Stray понадобилось 5 лет, чтобы сделать сюжет на 10 часов.

У нас же в соответствии с лозунгом «Догнать и перегнать» 23 мая 2022 года объявили о выделении денег, а игра вышла уже 4 апреля 2024 года под девизом «И так сойдет». Девиз, конечно, я от себя придумал. На презентации сказали, что, мол, настоящая работа над игрой начинается в момент её выхода.

Проблема #2: кажется, разработчики сами не поняли, для кого делают игру

Учитывая сжатые сроки, легко предположить, что у разработчиков не было времени, чтобы идея игры обросла «мясом». Взяли историческую основу в виде не самого захватывающего романа Михаила Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» и стали клепать.

Есть стойкое ощущение, что игру делали, чтобы она понравилась тем, кто вообще не играет в игры. Например, вот окажутся разработчики перед Путиным (это наш президент) и покажут ему красивые скриншоты с реалистичной графикой (это заслуга Unreal Engine 5).

А обычные-то люди играют в игры, которые увлекают историей (например, Last of Us) или механиками (например, мобильная PUBG – бегаешь, стреляешь, соревнуешься).

«Смута» очень похожа на игровую потемкинскую деревню. Если просто стоишь и крутишь камеру по сторонам, то красиво. А стоит куда-то отправиться, как сразу видишь, что мир-то мертвый. NPС (неигровые персонажи) статичны, игровые предметы и окружение на персонажа не реагируют. А иногда физика движений игрока не соотносится с игровым миром – так можно по дну реки ходить. Или в лужу наступил, а вода не дрогнула. Тут в пример можно привести даже старые игры, где за игроком оставались на несколько секунд следы, когда он по грязи или воде проходил.

В «Смуте» всё шаблонно, статично и без интерактива. Чтобы осознали масштаб статичности: персонаж даже прыгать не умеет.

Проблема #3: проблемы жанра, или скучный сюжет

Игроки жалуются, что в «Смуте» скучный геймплей, который сводится к диалогам и маханию саблей. И я подтверждаю, что действительно скучно.

Разработчики как будто не поняли, что они делают.

Если выпускаете такую статичную игру, то тогда надо делать ставку на сюжет. История в буквальном смысле должна быть захватывающей.

Забавно, что в описании игры на VK Play все скриншоты – это сплошь виды. Даже людей нет.

Тут в качестве примера можно привести Heavy Rain или Detroit: Become Human (это игры Quantic Dream). Это скорее интерактивные визуальные новеллы. Так, в Heavy Rain герой расследует детективные историю про серийного убийцу по кличке Оригами (на месте преступлений он оставлял бумажные фигурки). И там же вообще нет никакого экшена, но благодаря сюжету игроки оставались приклеены к экрану, сопереживая протагонистам и задумываясь над выбором действий во множестве диалогов.

В «Смуте» диалоги и квесты сводятся к поручениям, чтобы бегать по карте. Иногда надо помахать саблей.

Если же сюжет подкачал, то надо делать ставку на игровые механики. Посмотрите на какой-нибудь «соулс». Да тот же Elden Ring. Игра сводится к тому, чтобы нащупать технику, как победить противника. Ну или добавьте в игру торговлю, строительство, элементы стратегии и т.д.

Проблема #4: на чем играть? На российской игровой консоли?

Средняя цена компьютера в России — 40 тысяч рублей, средняя цена игрового компьютера — 60 тысяч рублей.

Странно выпускать тайтл, для комфортной работы которого указано RTX 3080 (а вообще желательно RTX 4080).

К слову, именно завышенные системные требования намекают на то, что игра создана скорее для демонстрации, чем в расчете на то, что в неё будут играть. Старались сделать красиво и максимально быстро.

В конце февраля стали ходить слухи про российскую игровую консоль. И, по-моему, самую здравую мысль тогда озвучил депутат Антон Горелкин, который сказал, что российская игровая консоль может быть в виде устройства для облачного гейминга. Он сказал, что, мол, вот колонки «Маруся» и «Яндекс» могли бы игры запускать через облака.

Уважаемый депутат очень прав. Облачные игровые сервисы уже есть у многих компаний. Вот можно их объединить ради одного благого дела, чтобы в «Смуту» на максималках играть.

Это отличный вариант, для которого даже отдельные продукты производить не надо. Так, на многих телевизорах «Сбера» игровой сервис уже встроен.

Ну а то, что создавать отдельную настоящую игровую консоль не имеет смысла, кажется, понятно всем. Для консоли нужны игры. И желательно эксклюзивы. В нашем случае максимум можно сделать ребрендинг китайского аналога SteamDeck, но заточенного на игры ВК.

Подводя итоги

«Смута» показала, что, как говорится, не по Сеньке шапка. Впрочем, если была задача дать красивую картинку, которую не стыдно будет показать в новостях или вставить в жизнеутверждающий ролик, исполненный патриотизма, то всё супер.

Если же говорить про игру, зачем так делать? Ну если хочется, чтобы вот так красиво было, то разделите игру на сюжетные эпизоды. И выпускайте по одному. Зато каждый эпизод с интересной историей и проработанными локациями, в которых кипит жизнь.

Сейчас у игры, по-моему, есть только одно применение. В принципе, если добавить в неё режим экскурсии, как, например, в Assassin’s Creed про Грецию, её можно использовать на уроках истории в качестве наглядного пособия (но, опять же, надо доработать). Ну и при условии, что в школе найдется достаточно мощный компьютер.

Немцы переходят на Linux

На прошлой неделе разбирали китайцев, которые переходят на отечественные процессоры и отечественные операционные системы (впрочем, тут давно уже есть государственная ОС на Linux).

И вот интересная новость из Германии, где целая земля Шлезвиг-Гольштейн переходит на Linux. 30 тысяч государственных работников перейдут на с Windows на Linux. Однако больше впечатлило, что, помимо Linux, немцы начнут использовать в качестве основного офисного пакета LibreOffice. Плюс немцы отказываются от Microsoft Sharepoint (набор веб-приложений для организации совместной работы), плюют на Exchange/Outlook.

Всё это делается во имя цифрового суверенитета. И ожидается, что успешный опыт одной земли потянет за собой остальные.

И это мировой тренд. В Южной Корее движение в сторону Linux начали ещё в 2019 году. В Индии тоже происходит постепенный отказ от Windows. Пока начали с Министерства обороны.

Тут можно добавить, что ещё в начале нулевых многие страны объявляли о желании перейти на Linux, но история заканчивалась крахом, так как Linux ещё не был готов к такому. Например, в 2003 году Мюнхен пытался перейти на Linux. Закупили 9000 компьютеров, но быстро выяснилось, что драйвера для принтера есть только под Windows.

Однако спустя 21 год Linux качественно развился. Ему даже прочат роль игровой операционной системы (если забыли, то SteamDeck на Linux работает).

В 2009 году доля Linux OS была 0.65%, согласно Stat Counter, недавно Linux-системы впервые перешагнули рубеж в 4%. А доля Windows снизилась с 95% до 71%. Будет интересно посмотреть на этот график к 2030 году. Забавно, если Linux-образные системы в итоге победят.

Чем раздражают современные Android-смартфоны

Мир смартфонов, или, если хотите, смартфоновселенная, в последние несколько лет стал унылым. Особенно это заметно в среднеценовом сегменте. Впрочем, даже если оглядеть всю груду телефонов в целом, то легко заметить определенный кризис идентичности. Во многом тут виновато развитие технологий.

Раньше границы ценовых сегментов были чётко определены. И переход на смартфон подороже всегда ощущался. Такое устройство обычно и работало шустрее, и экран был лучше, и камеры снимали качественнее. При этом на рынке была уникальность, потому что у каждой компании были свои R&D отделы, а Android представлял собой ОС, которую надо допиливать, прежде чем выпустить её к покупателям. А так как допиливали все на свой лад, то покупатель получал в некоторой степени уникальный продукт.

Безусловно, у таких допиливаний были и минусы. Самый основной – это сложности с обновлением софта. Это было так сложно, что компании банально не хотели заморачиваться. Благодаря универсализации эту проблему во многом решили. Например, сегодня вышел обзор POCO X6. Аппарат за 23 тысячи рублей получит 3 версии Android и 4 года заплаток безопасности. А это смартфон, который, по сути, на границе с эконом-сегментом.

Однако стандартизация и оптимизация Android-смартфонов привела к тому, что покупателю на выбор предлагается множество дженерик-продуктов с разными надписями на корпусе. Ситуация в какой-то степени напоминает выбор воды в магазине. На верхних полках в стекле стоит дорогая минеральная вода, но дальше до пола стеллажи заполняют однотипные бутылочки. Если повезет, то на этикетке будет указано, что это вода из источника. Но у большинства просто водопроводная вода, которую прогнали через фильтры. Всё в пластиковых бутылках. Лишь немного различаются этикетки.

Но это только полбеды. Другая половина заключается в том, что китайцы решили, что поняли секрет успеха западных капиталистов. Всё в дело в создании бренда! Больше не осталось просто компаний. Теперь покупателя окружают бренды со уникальным ВИДЕНИЕМ.

Безусловно, стоит признать, что китайцы в понимании маркетинга совершили значительный прогресс. Изначально компании просто задирали цену, а на удивленный вопрос «чего так дорого?» гордо отвечали, что они БРЕНД!

Потом (где-то в 2019 году) стало появляться осознание, что нельзя просто обозначиться, надо дать что-то ещё. Тут меня больше всего веселит, как решила задачу BBK Electronics с её брендами Oppo, vivo и realme. Все три бренда рассказывали, что они являются командой молодых и дерзких специалистов, которые делают смартфоны для молодежи.

К 2024 году ситуация выправилась. Для молодых и дерзких остался realme. Та же Oppo пишет на сайте про доктрину Benfen, которая заключается в стремлении поступать правильно и сохранять непредвзятость в стремлении искать истину.

И теперь, в целом, у каждой компании есть свой фирменный стиль. Однако, видимо, так уж устроен рынок. Оптимизация Android и достижение определенного уровня развития технологий привели к тому, что компании вышли на плато.

На каждой презентации компании рассказывают, как активно трудятся инженеры и программисты. А я вот не понимаю, над чем именно они трудятся.

Например, у ряда компаний (да почти у всех) есть функция автоматической съёмки, стоит только показать камере ладонь. Однако эта функция работает только при съёмке на фронтальную камеру, но не на основную камеру. И вот спрашиваешь, а почему так. И в ответ, что, мол, наши инженеры будут работать. Может, и будут, но только какие-то другие инженеры из Google. А потом функция появится разом у всех.

При этом маркетинг учит правильной коммуникации! Например, долгое время хвалил, что у всех китайских смартфонов есть смарт-панель, на которой иконка «Ухо», позволяющая воспроизводить видео с отключенным экраном (так удобно слушать лекции на YouTube). И я, опять же, спрашивал, как вы так сделали. И в ответ — что, мол, думаем про наших клиентов. А тут Google взяла и отключила функции, и она разом у всех смартфонов пропала. И в одном из материалов я написал, что у такого-то производителя в телефоне эта функция пропала. И сразу же продукт-менеджеры объяснили, что это всё вина Google, а они на это вообще никак повлиять не могут.

Однако больше всего раздражает, что Android похорошел до такой степени, что компании решили, что можно начать экономить на «железе».

Набивший оскомину чипсет MediaTek Helio G99 с нами с весны 2022 года и не собирается на покой. Через пару дней Infinix проведет презентацию новой линейки Note, на которой покажет смартфон Infinix Note 40 Pro 4G с чипсетом Helio G99 Ultimate. Ultimate? Это, видимо, старания маркетологов. До этого показывали G99 Ultra, а теперь Ultimate!

Или вот realme выпустила недавно realme 12 Pro и 12 Pro+. Смартфоны супер, но младшая модель на Snapdragon 6 Gen 1, а старшая на Snapdragon 7s Gen 2. Не удивлюсь, если на внутренних совещаниях всерьез рассматривали, чтобы младшую версию выпустить тоже на Helio G99.

Тут, конечно, с одной стороны, надо радоваться, что Android до такой степени оптимизировался, что шустро работает на любом железе. И я нисколько не преувеличиваю. Тут можно взять любой бюджетный смартфон Oppo (обычно это А-серия). Например, Oppo A58 за 15 тысяч рублей (подешевел за полгода, кстати! На старте его запускали за 20 тысяч рублей) работает на Helio G85 по техпроцессу 12 нм с накопителем eMMC 5.1. К слову, чипсет буквально на днях отметил 4-летний юбилей.

А если знать, что Helio G85 – это один в один Helio G80, который анонсировали ещё весной 2019 года… То мы получаем современный смартфон (а Oppo A58 – это современный смартфон, он шустрый с отзывчивым интерфейсом, неплохим экраном и приятными камерами), который работает на чипсете 5-летней давности.

Такого себе даже производители ноутбуков не позволяют!

И, к сожалению, ничего с этим поделать нельзя. И мои стенания, по сути, лишены смысла. Ведь чего возмущаться о старом чипсете, если смартфон работает хорошо и полностью удовлетворяет владельца производительностью? На том же Oppo A58 можно даже в Genshin Impact играть и не жаловаться.

И, в принципе, именно так устроен любой бизнес. Компания пытается с минимальными затратами произвести продукт, который будет соответствовать указанным критериям качества.

Однако меня подобный подход всё больше заставляет задуматься, а есть ли смысл выбирать Android. Apple экономит ровно так же, но изначальные критерии у неё выше. И если Android становится всё скучнее, то не проще ли перейти на iPhone? Там точно так же скучно, но зато оптимизация лучше.

Заключение: о переходе на отечественные смартфоны и планшеты

Выше я написал, что проще перейти на iPhone. Однако я, конечно, неправ. Перейти на iPhone могут позволить себе единицы. Да, в целом, в этом нет патриотизма. В то время как перейти на отечественные решения смогут все.

Сейчас снова дискутируют на тему запрета параллельного импорта смартфонов, планшетов и ноутбуков. Разумеется, первая мысль – это отторжение. А с другой стороны, если не видно разницы, то почему нет? Зато экономику поддержим. В принципе, мой опыт взаимодействия с российской техникой показывает, что да, до флагманов мы пока не дотягиваемся. А вот собирать модели средней руки вполне умеем. Те же ноутбуки Digma Pro мне очень нравятся.

Но главное — к подобному надо подходить с умом. Человечество (как вид) славится тем, что любит хвастаться эксклюзивными и дефицитными товарами. И если просто обрубить параллельный импорт, то всё равно иностранные товары будут просачиваться на российский рынок. И сразу же сформируется культ. Мол, я модный, у меня иностранный телефон, а у тебя отечественный, и ты лох. А никто лохом быть не хочет.

И переход нужно организовывать так. Например, на государственном уровне запретить пользоваться иностранными смартфонами. И заложить переходный период до 2030 года. Не заставлять же граждан сразу менять смартфоны. А к 2030-му постепенно все иностранные смартфоны выйдут из строя. При этом можно поручить полиции проверять граждан. Вот, к примеру, на дворе 2029 год, а некто ходит с Samsung Galaxy S29 или iPhone 20 Pro Max. Это непорядок. Такой смартфон надо изъять, отправить в переработку, а деньги пустить на общественно-полезные нужды. Сажать в тюрьму владельцев иностранных смартфонов, разумеется, не стоит. Но профилактическую беседу о несознательности провести следует.

И когда у граждан просто не останется выбора, все перейдут на российскую технику, и отечественная электроника расцветет.

[email protected]
наверх