Исчезновение электроники в России. Платежи в Китай, санкции против банков

Привет.

Тема возникает постоянно, причем под разными углами. Два с половиной года российский рынок живет под санкциями, которые распространяются на любые товары, в том числе и бытовые, включая электронику. Раз за разом в прессе вначале читаю о том, что новый раунд санкций точно остановит поставки товаров, потом с неким сожалением читаю там же, что товары поступают, но точно станут дороже и их никто не сможет купить. Развязка наступает на третьем шаге этого бесконечного цикла, когда ровно те же люди с удивлением заявляют, что российский рынок растет вопреки санкциям и это некая аномалия. Потом США и их союзники начинают очередной раунд санкций, цикл повторяется, а в прессе звучит ожидание, что в этот раз все точно случится и российский рынок испытает шок и трепет.

Рост российского рынка электроники аномален, он обусловлен многими причинами, назвать его типичным и органичным нельзя. Тем не менее, рост продаж существует в реальности, и он поддерживается текущими экономическими обстоятельствами. Назвать экономику России разорванной в клочья невозможно, она выглядит и ведет себя совсем иначе.

Уподобляться пропагандистам с любой стороны, занимающим крайние позиции, нет никакого желания. С той стороны твердят, что у нас все плохо. Наши показывают кукиш и говорят, что все прекрасно и такого роста никогда не было, добавьте еще санкций.

Мой взгляд на вещи отличается от этих двух полярных точек зрения. Рынок меняется, и очень сильно, на нем есть как выигравшие, так и проигравшие, но главное, отсутствует стабильность как таковая, новые вводные появляются еженедельно. Что в итоге требует перестраивать цепочки поставок, постоянно оценивать то, как вы строите свой бизнес. Кто-то способен это делать, кто-то опускает руки и освобождает место для других. Постараюсь в этом материале рассмотреть не самые очевидные последствия санкций и то, что происходит на рынке сегодня.

В качестве завязки сюжета рассмотрим санкции, которые США выдвинули против целого ряда банков, чтобы ограничить торговые отношения России с Китаем. Попытки остановить приток денег в Россию предпринимаются постоянно, весной произошел очередной раунд обострения, когда платежи из Китая в Россию и в обратном направлении де-факто встали для многих игроков. В США расширили число банков, которые попали под санкции, и налаженные схемы работы полетели в тартарары. Причем это касалось в буквальном смысле любых взаимоотношений, а не только поставок товаров. Китайские производители не могли оплачивать услуги российских компаний, например, в Xiaomi больше месяца не могли найти способ поддерживать собственную фирменную розницу, задерживали бонусы, поддерживающие платежи и тому подобное. Пример Xiaomi не был единичным, в аналогичной ситуации находились несколько крупных производителей, но не большие китайские игроки, для них ничего не изменилось.

Российские компании, работающие с Китаем, также испытали на себе все эти сложности, им пришлось искать новые пути для оплаты товаров из Китая. Обычно это решается через посредников в третьих странах, но многие не хотят идти этим путем, причина в дополнительных затратах, определенных рисках, которых хочется избежать. Основной риск в том, что контрагент просто исчезнет со всей суммой платежа и найти потом деньги будет, мягко говоря, сложно. Бизнес стал намного более рискованным, чем еще несколько лет назад.

В мае произошла встреча Владимира Путина и Си Цзиньпина в Китае, после этого китайские банки сняли множество ограничений, деньги снова стали ходить между странами более-менее сносно. В июле США провели новую кампанию, разослали грозные предупреждения о вторичных санкциях, что повлияло на часть китайских банков, и платежи для многих компаний снова встали. Подчеркну, что речь идет о прямых платежах между странами, а не расчетах через посредников.

В этой ситуации нет ничего нового, она повторяется в разных прочтениях постоянно. В США считают, что, постепенно увеличивая число ограничений, добавляя новые банки в списки исключения, смогут ограничить торговлю, нанести неприемлемый ущерб. В Китае и России адаптируют свои действия под эти ограничения и последовательно отказываются от доллара в расчетах плюс переводят расчеты на юани (без кросс-курса в доллары, как это зачастую все еще происходит). Важно понимать происходящее во временном разрезе. В 2022 году расчеты между странами практически тотально шли с использованием доллара (даже номинированные расчеты в юанях были привязаны к доллару).

Посмотрите, как это выглядело на практике.

Источник: Bloomberg

Юань используется не только в расчетах между странами, многие импортные операции оплачиваются в этой валюте. В западной прессе любое колебание оборота между Россией и Китаем воспринимается как доказательство того, что санкции начали работать. На мой взгляд, график отлично показывает, что это не так. Никакого значительного падения мы не наблюдаем, более того, сама структура оборота становится иной, внешние наблюдатели не могут оценить ту часть, что идет без привязки к доллару (она постоянно растет, и оценки не видят подводную часть этого айсберга, а она растет, и очень быстро).

Необходимо понимать, что торговля между Россией и Китаем выгодна двум сторонам, она всем приносит большие деньги, никто не собирается отказываться от этого куска пирога. И никакие санкции повлиять на оборот между странами не могут. Если мы говорим о большом бизнесе, торговле сырьем и другими ресурсами, то тут все довольно прозрачно и работает так, как и должно. Но проблемы, и вполне серьезные, есть у тех, кто занимается поставками обычных товаров, в том числе электроники. Размер бизнеса таких игроков по сравнению с гигантами пренебрежимо мал, и поэтому компании сталкиваются с необходимостью находить пути для работы с Китаем, избегать санкций. Давайте посмотрим на то, что и как происходит на практике, как меняется российский рынок.

Торговля с Китаем, рост стоимости платежей и прогонозируемый коллапс рынка

Большая часть электроники в Россию поступает из Китая, тут нужно разделять размер компаний и их возможности на рынке. Для небольших игроков, которые исторически занимались поставками аксессуаров, например, чехлов и зарядных устройств, другой мелочевки, наступили суровые времена. На днях компания, владеющая брендом Gresso, заявила, что прекращает заниматься аксессуарами, слишком хлопотным стал этот бизнес. Причина тут в том, что наложилось множество факторов, и трудности с платежами в Китай — только один из них.

В России крупные дистрибьюторы, торговые сети самостоятельно закупают большие объемы аксессуаров под собственными торговыми марками. Причина лежит на поверхности, качество этих аксессуаров ровно такое же, а вот прибыль при прямых закупках намного выше. В отсутствие гарантированного сбыта поставлять аксессуары становится сложно, нет продаж и прибыли. Онлайн-площадки заполнены подделками с другой стоимостью, приносят убытки при продажах. Поэтому продавать аксессуары и всякую мелочевку стало, мягко говоря, самоубийственно. Это могут себе позволить большие компании, которые не живут от поставки до поставки и имеют большую финансовую подушку.

Плюс поменялось поведение многих покупателей, они предпочитают заказывать чехлы, провода и зарядные устройства напрямую в Китае, используют тот же AliExpress. Минус в относительно долгом ожидании товаров, плюс в том, что цены отличаются на 30-200% от тех, что можно найти в обычных магазинах (многие мелкие магазины занимаются ровно тем же, покупают на таких площадках, а потом перепродают товары ленивым покупателям или тем, кому надо здесь и сейчас).

Торговать мелочевкой на рынке электроники стало сложно, нужно иметь гарантированный канал сбыта и финансовые возможности ждать прихода денег при долгой оборачиваемости товаров. Все это обусловило уход небольших компаний из этого сегмента рынка, они просто не видят для себя перспектив. Что частично создает дисбаланс в предложении сторонних аксессуаров, они просто исчезают в тех количествах, что были раньше.

Давайте взглянем на какой-то значимый сегмент рынка, например, ноутбуки. В различных отраслевых чатах обсуждаются проблемы с оплатой ноутбуков в Китае, невозможностью их поставки в Россию. И делается закономерный вывод, что цены будут расти, что неизбежно.

Попробуем разобраться, есть ли такая проблема и кто об этом говорит. В России есть компании, которые заказывают ноутбуки напрямую на фабриках, это модели от небольших производителей, как правило, их выпускают под собственными марками. Объем таких заказов колеблется от партии к партии, составляет примерно несколько тысяч штук в одной поставке. И для таких компаний проблема определенно присутствует, они слишком маленькие для китайских банков, их платежи незначительны, а риски вторичных санкций для китайской стороны нешуточные. Поэтому они не могут работать с Китаем напрямую, ищут обходные пути. Что повышает стоимость товара за счет посредников, экономика начинает сыпаться на глазах. В частности, цена такого ноутбука на полке магазина становится не такой низкой в сравнении с тем же Tecno или даже производителем выше классом, например, MSI.

Исчезли ли в России поставки Asus, Acer и других тайваньских компаний? Нет. Исчезли ли продажи Lenovo, Huawei, Honor и иных китайских производителей? Нет. У них налаженные каналы продаж, причем они не имеют проблем с тем, как проводить деньги из России в Китай и обратно (в отличие от той же Xiaomi, которая просто не озаботилась созданием правильных платежных инструментов, чтобы никакие санкции на нее не влияли).

Если посмотреть на рынок ноутбуков, то мы видим, что китайские компании занимают агрессивную позицию и дисконтируют свои устройства, чтобы получить большую долю. Это также часть рыночной ситуации, что приводит к снижению среднего чека.

Но на рынке также есть поставки за счет параллельного импорта продуктов той же Apple, так что и тут нет никаких проблем. Возникают проблемы для компаний, которые ориентировались на чужой продукт, там рушится экономика. И время таких компаний де-факто прошло, у них просто нет запаса прочности. Платежи в Китай — только часть проблемы, причем не самая главная. Определенно такие игроки создают суету и утверждают, что цены будут расти (для них это единственный выход). Но при этом цены у крупных игроков не меняются из-за фактора платежей, нет никакой остановки поставок и далее по списку. И это касается всех более-менее заметных товарных групп.

Другим примером является переход LG на прямые поставки в Россию. С европейских заводов компании, например, из Польши, товары направляются к нам. Компания сама организует логистику, прием платежей и все остальное, де-факто обходит санкции. Причина? Огромный российский рынок, который нужен компании, так как он приносит прибыль. Это один из примеров, когда нервы внутри компании не выдержали, нужно было возвращать долю рынка. В Польше тоже нужны деньги, там благополучно закрывают на все глаза.

Приведенные выше примеры говорят о том, что сегодня время производителей, крупных дистрибьюторов, которые имеют возможности быстро перестроить цепочки поставок. И у них есть ресурсы для работы на рынке. Большие игроки становятся больше, мелкие умирают из-за сложностей в бизнесе, причем таких сложностей много. Происходит консолидация рынка, что нормально для этого этапа его развития.

Обратите внимание, что та же Huawei выстраивает ценовую политику для того, чтобы захватить максимальную долю рынка. Например, модель Huawei Pura 70 по стоимости выгодно отличается от любого аналогичного флагмана. Стоимость многих иных товаров также заметно ниже, чем у прямых конкурентов. Компания ведет свою игру в России, ориентируется на рост рыночной доли. И никаких проблем с поставками товаров у нее нет, также как у других крупных игроков.

В 2022 году многие неожиданно узнали, что в России есть достаточное количество товаров, запасов телефонов было на полгода минимум, другой бытовой техники — от трех до пятнадцати месяцев. С тех пор ничего не поменялось, у нас предостаточно техники на складах внутри страны, что дает дополнительный запас прочности для цен. Они не будут меняться сиюминутно из-за того, что какая-то небольшая компания не может провести оплату товара в Китае. Рынок становится жестким для небольших компаний и СТМ, которые не умеют найти эффективность, выстроить свою работу.

Меняется ли рынок внутри России? Однозначно да. Но сказать, что он падает, летит в тартарары, нельзя. Меняются игроки, их бизнес-модели, но товары не исчезают. Проигрыш одних открывает возможности для других игроков. Это живой рынок, и такие изменения на нем нормальны. Выслушивать историю небольших игроков можно, но переносить ее на весь рынок и происходящие на нем процессы точно не стоит. Поэтому в следующий раз, когда вы прочитаете, что какие-то товары точно исчезнут или цены на них резко вырастут, пожалуйста, включайте голову и думайте, как работает рынок. Ничего такого пока не происходит. Более того, часто вас побуждают отключить голову и отправиться в магазин, чтобы потратить свои деньги. Сегодня нет никаких причин так поступать, рациональный покупатель будет выжидать и искать правильную цену, благо таковые появляются из-за агрессивной конкуренции между площадками и торговыми сетями.

Слухи о смерти российского рынка электроники, мягко говоря, преувеличены. На рынке период перемен, но никак не увядания.

[email protected]
наверх