Санкции США убивают бизнес. Бунт американских и европейских компаний

Привет.

Когда вы многие десятилетия строите рынок вокруг идеологии денег, где молодцом является тот, кто зарабатывает больше, чем другие, не нужно удивляться, что вырастают поколения управленцев, готовых в каком-то смысле убивать ради прибыли. Деньги для компаний — это священная корова, которую нельзя трогать. И вот тут возникает конфликт интересов между политиками и теми, кто занят бизнесом. Для первых деньги важны, но власть и влияние намного выше в системе ценностей. Внутри США давно зреет конфликт, который оказывает непосредственное влияние на весь мир технологий, и сегодня этот конфликт получил зримое проявление.

Торговую войну против Китая начала администрация Дональда Трампа, задачей было остановить развитие главного конкурента, максимально его ослабить. Американские политики пытались повторить тот же трюк, что они проделали с Японией, когда партнер и союзник остановился в своем развитии, стал донором для технологий и потерял десятилетие развития. В Японии так и называют период с 90-х годов — потерянное десятилетие, когда резкий взлет обернулся стагнацией и последовавшим падением. Для США победа в торговой и экономической войне против Японии стала возможной только в силу полного контроля над японскими политиками, которые денно и нощно воспитывались на деньги США и не имели собственного мнения по большинству ключевых вопросов. В Китае такого американского лобби нет, а страна не спешит выполнять пожелания политиков из Вашингтона. И в этом коренное отличие.

Администрации Трампа и Байдена сходны в одном — обе видят в Китае сильного врага, а разница между республиканцами и демократами не в том, что кто-то хочет мирного решения вопросов, а всего лишь в способах решения проблемы. Это примерно как спор каннибалов о том, что вкуснее — сварить пленника или пожарить его на костре. Для пленника результат один и тот же, никакой разницы не будет.

Давайте наложим на торговую войну США против Китая такой фактор, как мировой кризис, когда прибыли компаний вовсе не гарантированы, экономика многих стран близка к рецессии или уже находится в ней (тут вопрос, что считать точкой отсчета, все делают вид, что до рецессии далеко). Для компаний каждая копейка на вес золота, все необходимые меры по сокращению своих штатов они проделали, срезали жирок везде, где возможно, высушили себя. И сегодня у них нет внутренних резервов для повышения эффективности, им нужны рынки сбыта, а их де-факто не осталось.

Знаете, почему в Apple отказались от проведения традиционных презентаций? Банальная экономия, для компании с капитализацией более 2 триллионов долларов наступил момент, когда требуется экономить на «спичках». Презентации затратны, не дают необходимого эффекта, про новые продукты напишут и так. Бюджет не резиновый. Представить себе, что в Apple будут экономить на презентации своих новинок, пусть и не самых ключевых, было нельзя еще несколько лет назад, но вот это случилось.

Торговая война США против Китая, а заодно санкции против крупнейшего европейского рынка, а именно России, привели к тому, что производители разного толка теряют деньги. Список тех, кто сегодня теряет на противостоянии США и восточного блока стран, бесконечен, и в первую очередь это компании из Америки и Европы. Для бизнеса ограничения выглядят искусственными, надуманными, и он зачастую начинает создавать пути для обхода этих санкций. Для того, чтобы в этом убедиться, не нужно работать в телекоме или IT-отрасли, просто зайдите в любой продуктовый магазин в Москве, посмотрите на полки, где полным-полно товаров из разных стран. Параллельный импорт зачастую организован самими производителями, хотя они старательно делают вид, что не имеют к нему никакого отношения. Выстраивают цепочки поставок так, чтобы их не могли обвинить в прямых продажах в Россию, но все понимают, откуда и как поступает товар.

Для IT-компаний США крупнейшим партнером исторически является Китай. Рост собственного бизнеса, огромные потребности в решениях, наибольшее число суперкомпьютеров и ставка на AI — все это создало рынок, которому в мире нет равных. И да, это стратегическое преимущество для страны, которого не хотят допустить американские политики. Напомню, что в 2022 году в Америке приняли ограничения на поставку производительных процессоров для AI-вычислений в Китай, как следствие, такие компании, как Nvidia, AMD, лишились части своих продаж. Более того, они были вынуждены создавать специальные версии железа для китайского рынка — не такое производительное, как для всего остального мира.

И вот тут возникает вопрос, а действует ли режим санкций и к чему он приводит. В одну из недавних поездок в Китай я посетил дата-центр, который занимается разработкой AI-алгоритмов в области медицины. Внутри небольшой суперкомпьютер, конечно, если его можно назвать небольшим — несколько этажей машинных залов, заполненных стойками с оборудованием, все самое современное, по последнему писку технологий. На мои вопросы о том, как удалось получить это оборудование, все улыбались и разводили руками. Как ответил архитектор этого китайского чуда, «видимо, так же, как у вас на полках появляются iPhone, а их никто не блокирует».

Фото просто для иллюстрации, на нем вовсе не описываемый дата-центр.

Третьи страны берут на себя проблемы с поставками нужного оборудования. Построить огромные суперкомпьютеры, входящие в первую десятку, с такими поставками не удастся, но насытить рынок десятками и сотнями проектов поменьше вполне реально. Санкции не работают по одной причине — они бьют по прибыли компаний, за которую те борются изо всех сил. И чем дальше, тем больше нарастает конфликт внутри США.

Приведу простой пример. В AMD в 2022 году вложили деньги в разработку упрощенных версий своих процессоров, чтобы обойти экспортные ограничения в Китай. Компания учла все экспортные ограничения, потратила время и деньги на создание новых версий процессоров. В 2024 году попытка поставить эти процессоры в Китай столкнулась с очередным запретом. По сообщению Bloomberg, американские чиновники считают, что «процессоры все еще слишком мощные». Как следствие, компании придется получать отдельную лицензию на экспорт, которую она с высокой долей вероятности получить не сможет.

Итого у нас не только потеря китайского рынка для AMD, но и дополнительные расходы для компании на разработки, которые оказались не нужны. Но в долгосрочной перспективе есть и другой фактор — разработки конкурирующих решений внутри Китая, которые, безусловно, не выдерживают сравнения и вызывают множество критических замечаний сегодня. Но это путь, который Китай может быстро пройти, что в конечном итоге сделает американские технологии не такими востребованными. Напомню, что именно Китай является мировой фабрикой по производству микросхем, замены для этой страны у нас сегодня нет.

В Китае правительство инвестирует десятки миллиардов в полупроводники, различные фонды скрыты от внешних глаз. Пять лет назад говорилось, что до 2026 года общий объем инвестиций составит 1.4 трлн долларов. Цифра умопомрачительная, и выглядит она как нечто реальное, если судить по скорости развития, которую демонстрирует китайский рынок.

Давайте взглянем на исследование октября 2023 года, где описывается ввод в строй фабрик для производства микросхем для массового рынка.

Имея внутренний рынок, Китай способен держать цены ниже, чем конкуренты, и де-факто их разорять. В США стоимость полупроводникового производства космическая, а новые проекты, запланированные к вводу, буксуют без поддержки государства, их цена постоянно растет.

Например, компания TSMC в ноябре 2020 года при поддержке американских властей объявила об открытии двух фабрик в Аризоне. Первая должна была начать работу в 2024 году, вторая — в 2026 году. Стоимость проекта на начальном этапе оценивалась в 10-12 млрд долларов. К сегодняшней дате стоимость проекта уже выросла практически в два раза, первая фабрика начнет работу не раньше 2025 года, вторая — в 2027-2028 годах. Затраты растут ежедневно, для фабрик невозможно найти квалифицированных рабочих. Перенос производства в США — вовсе не такая простая задача, какой она видится политикам. Процесс начала еще администрация Трампа, но он буксует.

Неприятие действий политиков США охватывает все большее число компаний, но главное, что бизнес пытается найти способ обойти эти санкции и успешно их обходит. В США мечтают остановить любые поставки ключевых технологий и материалов в Китай, не понимая, что симметричный ответ просто убьет бизнес многих компаний. И это хорошо понимают последние, когда выстраивают взаимоотношения с Китаем, продают свои технологии и товары минуя санкции. Поражает то, что американские чиновники смогли сделать то, чего не мог добиться многие десятилетия сам Китай, ему стали отдавать технологии по сходной цене, только чтобы сохранить свои продажи.

Кризис в США еще больше нарастает из-за давления, которое американские политики оказывают на Европу, она де-факто теряет промышленность и разработки. И тут стоит рассмотреть пример ASML.

Бегство ASML из Нидерландов — пример для остальных

Все, к чему прикасаются американские политики, превращается в тлен, можно вспомнить начавшийся исход IT-бизнесов из Израиля (война против сектора Газа), а также санкции, которые запрещают европейским компаниям торговать с Китаем. Европа неожиданно стала не очень приглядным и удобным местом для мирового бизнеса, тот же «Яндекс» после разделения отказывается от штаб-квартиры в Амстердаме, бежит на Ближний Восток. Нефтяная компания Shell тоже переехала из Нидерландов, также как и концерн Unilever. И это только начало бегства компаний из этой юрисдикции.

Один из ключевых игроков в мире полупроводников — это компания ASML, она базируется в Нидерландах. Вероятно, вы ничего не знаете об этой компании, но именно она производит литографы, без которых невозможно создание никакой микроэлектроники, а тем более с продвинутыми технологическими нормами в 2 или 3 нм. Доля компании на рынке литографов составляла в 2023 году чуть более 90%, это несомненный лидер, не имеющий прямых конкурентов. И с высокой долей вероятности в вашем телефоне или компьютере используются чипы, созданные с использованием ее литографов.

Начиная с 2020 года американцы накладывают экспортные ограничения на ASML, в частности, запрещается ремонтировать ранее поставленные в Китай литографы (де-факто выполнять свои сервисные обязательства), поставлять основную номенклатуру товаров, которые производит ASML. Конфликт оказался настолько глубоким, что в начале 2023 года в него вмешалось правительство Нидерландов и приняло сторону ASML. Мы видели редкий пример бунта против санкций США, когда правительство Нидерландов заявило, что самостоятельно будет рассматривать ограничения на поставки товаров в Китай и разбираться в каждом случае. Агрессивные запреты из США последовали чуть позже, факт неповиновения был пресечен достаточно быстро и эффективно, для ASML увеличили число запретов, он фактически стал тотальным.

Понятно, что такие запреты убивают бизнес компании, она не может нормально функционировать. Как следствие, в ASML начали готовиться к бегству из Нидерландов, к созданию торговых площадок в третьих странах, где нет ограничений на торговлю с Китаем. У компании просто нет другого выхода. Учитывая, что это один из крупнейших налогоплательщиков в Нидерландах, проблема для местных политиков оказалась слишком серьезной. Это потеря тысяч рабочих мест, которые никогда не вернутся в страну, потеря высокотехнологичного производства и миллиарды недополученных налогов. Для нидерландских политиков задачка не имеет решения — им нужно соблюдать санкции США, но при этом не потерять производство ASML. Решить и тот и другой вопросы одновременно нельзя. В конечном итоге мы увидим миграцию ASML в третьи страны, передачу ряда технологий в Китай по лицензиям. И это уже де-факто случилось.

Пример ASML для многих компаний окажется заразительным, удержать компании в пределах существующих юрисдикций никто не может, нынешние законы не позволяют этого сделать. И это дает возможность тем же китайским производителям наращивать производство, получать технологии — у Китая есть деньги, и их много. А в условиях тонущего рынка во всем мире деньги для коммерческих компаний означают буквально все. И они открывают многие двери. Так что кризис между политиками и бизнесом в США и Европе будет только нарастать, другого выхода из ситуации просто нет. Политики могут разрушить бизнес (смотрите на пример Нидерландов, они идут по этому пути), но оградить Китай от получения технологий они точно не смогут.

Хорошим примером тут является компания Huawei, которая находится под санкциями, кажется, не имеет возможности создавать свои продвинутые чипсеты. Тем не менее, она из раза в раз показывает удивительное — новые процессоры собственной разработки, выполненные на техпроцессе, который можно назвать одним из лучших. И совсем скоро будут объявлены новые поколения таких процессоров для массового рынка, то есть разработка не то чтобы остановилась, она продолжается, и характеристики устройств улучшаются. Санкциям не удалось отбросить Huawei и другие китайские компании в бронзовый век, всего лишь съесть пять-шесть лет развития, отбросить с переднего края. Но сейчас китайские компании активно и агрессивно нивелируют отставание, а главное, создают инструменты производства и свои технологии. Фактически бездумное использование санкций и ограничений со стороны США ускорило развитие Китая, а американские компании в среднесрочной перспективе получают не самый лучший выбор — не торговать с Китаем и терять огромный рынок либо торговать и в перспективе получить прямых конкурентов, которые начнут их вытеснять. И та и другая ситуации не самые лучшие для них, но другого выбора просто не осталось.

Политика привела к такому разделению рынка. Что интересно, сами политики создали условия для того, чтобы корпорации начали бунтовать против этих правил. А на их усмирение и убеждение уходят дополнительные ресурсы, все это не проходит бесследно. Как следствие, американские политики теряют свои возможности и внутренние ресурсы. Логика всей ситуации такова, что США уже исчерпали все свои инструменты ограничений, но добиться уничтожения полупроводниковой промышленности Китая не смогли, более того, увеличили свою зависимость от нее в ближайшие годы. Вот такой парадокс санкций.

[email protected]
наверх