Дефицит электроники, рост цен и глобальный кризис. Что делать и чего не делать

Привет.

Мировой кризис постепенно разгоняется, а это значит, что мы будем жить в принципиально ином мире, который изменится до неузнаваемости. Тучные годы прошли для всех стран мира без исключения, найти спокойную гавань будет невозможно. То, что считалось нормой, станет приятным воспоминанием и небылицей, которую рассказывают о временах, когда трава была зеленее, а деревья выше. Мы входим в период как минимум в пять лет, когда все будет очень и очень неоднозначно. Вероятность того, что этот срок растянется на десятилетие, высока, а то, что он сократится до пары лет, вообразить невозможно. Человек привык пугать себя страшными сказками, рисовать апокалиптические сценарии будущего, и скатиться на эту стезю легче легкого. Но давайте попробуем выдернуть кусочки мозаики и сложить в произвольном порядке, чтобы понять, что ждет рынок электроники и потребительских товаров в самом широком смысле.

Давайте на минутку забудем о рынке электроники и посмотрим на ситуацию в мире, где нестабильность стала новой нормой существования. Энергетический кризис — следствие ограничений в экономике, связанных с пандемией, причем последняя запустила тотальное переформатирование отношений между странами и торговыми блоками. Большинство стран выбрали простейший путь решения проблемы пандемии — запустили печатный станок. В краткосрочной перспективе это решило все проблемы и даже толкнуло фондовые рынки на исторические максимумы. Ничем не обеспеченные деньги широкой рекой полились в рынок, что привело к раздуванию капитализации компаний. Ситуация более-менее одинакова во всех странах мира, она мало отличается. Как ни странно, в выигрыше те страны, что не имеют развитого фондового рынка, где печатный станок не работал на полную мощность. Причина в том, что последующее падение рынка, лопнувший фондовый пузырь спекуляций не дадут такого негативного эффекта. Россия относится к этим странам, но радоваться не стоит, так как другие последствия кризиса ударят по нам, также как и по всем другим странам без исключения.

Энергетический кризис, который случился в Европе, Китае и Азии, — следствие пандемии. Возросший спрос на уголь, газ, частично нефть отражает дефицит главной валюты нашего мира — энергии. Спросите у окружающих, что они считают валютой нашей цивилизации, ответ почти всегда будет очевиден — доллары. Но реальная валюта — это энергия, так как она питает наши дома и города, создает комфортную среду, в которой мы можем жить, работать и учиться. Энергия питает производства, все, что вы видите вокруг себя, создано с помощью электричества. Дешевая энергия — необходимый компонент для роста любой экономики, а отсутствие энергии делает невозможным что-либо. Цифровое неравенство, про которое постоянно талдычат, — всего лишь производная от доступности энергии, запустить сотовые сети без электричества невозможно.

Давайте взглянем, как менялась цена энергии в благополучной Европе. Для этого использую отчет Еврокомиссии по энергетике. Найти его вы можете вот здесь.

А теперь давайте взглянем на оптовые и розничные цены на газ и электричество в разных странах Европы, рост показан по сравнению с 2019 годом (последние цены — на сентябрь 2021 года, с того времени они еще больше ушли вверх).

Обратите внимание, как выросли оптовые цены (EU5 на 230% цена энергии в опте, в рознице же на 7%). Меня бесконечно радуют люди, которые живут в Европе и как заведенные твердят о том, что стоимость электроэнергии для них не изменилась, а где-то даже снизилась. Им кажется, что это признак благополучия, но приведенные данные показывают ровно обратное. Европейские страны пытаются избежать энергетической бедности для своего населения, когда рост цен на электричество и газ приведет к тому, что люди начнут тратить на них значимую долю своих доходов (бедностью считается уровень расходов в 10% от всех поступлений). Ситуация не может продолжаться до бесконечности, так как рано или поздно необходимо будет не управлять рынком в ручном режиме, а начинать задирать цены для потребителей, и это будет шоковая терапия для более-менее благополучной Европы. Предприятия уже почувствовали рост цен на энергию, например, Голландия — второй по величине экспортер продовольствия в мире (в стоимостном выражении). Общая площадь теплиц составляет порядка 10 000 гектаров, для сравнения, это примерно равно площади Парижа. Для отопления используется газ, в год уходит 3 млрд кубометров, что составляет около 8% всего потребления газа в стране. Те, кто выращивает цветы, заявляют, что цены на электричество выросли в 4 раза, а значит, общие расходы вырастут на 20-25%, что не может не сказаться на стоимости цветов. Высокие цены указывают на то, что покупателей на эти цветы будет меньше, поэтому компании сокращают число работающих теплиц. Ровно тот же подход у тех, кто выращивает овощи, производство уже упало в среднем на 10%, но в дальнейшем его будут сокращать еще агрессивнее. Кажется, что это не так уж важно, но подобное происходит практически везде, себестоимость производства растет как на дрожжах.

Давайте посмотрим на единственный завод по производству алюминия в Голландии, предприятие Aldel прекратило свою работу. Напомню, что при производстве алюминия необходимо большое количество электроэнергии. Сегодня для производства тонны алюминия нужно потратить 4 500 евро, тонна первичного алюминия при этом стоит 2 500 евро. Нет никакой экономической причины производить алюминий и терять на этом деньги, поэтому завод остановлен. Ровно так же поступают другие производители, заводы, производящие алюминий, закрываются. При производстве удобрений для сельского хозяйства широко используется газ, мы видим закрытие таких заводов, там тоже нет экономики.

Цена алюминия на лондонской бирже металлов дошла почти до 3 200 долларов за тонну, это рекорд с 2008 года. Но все равно эта цена отстает от стоимости производства, поэтому последние не заработают.

Алюминий используется в электронике очень широко, например, базовые версии iPhone, многие модели Galaxy используют этот металл. В общей стоимости устройств цена алюминия кажется низкой, но она вырастет в 2-3 раза, а количество предложений уже сократилось. Выводы из этого можно сделать с легкостью, компании начнут экономить на корпусах, мы снова увидим отказ от металла во многих моделях, поиск альтернатив. Но это частное следствие того кризиса с энергией, что мы видим в мире.

Давайте посмотрим на то, что делают производители электроники, например, компания Apple, которая защитила свои поставки компонентов лучше, чем многие конкуренты. Наличие больших денежных запасов на счетах компании, грядущая инфляция денег в любой стране — все это заставляет не держать деньги на счетах, а вкладывать в реальные продукты, например, в компоненты для производства. Фактически в Apple выкупают будущие объемы производства и делают это в больших объемах, чем им реально необходимо, создают дополнительный запас. Ровно то же самое делает Samsung, но они таким образом всегда манипулировали рынком, заставляли других игроков переплачивать за компоненты, создавали выгодные правила игры для себя. До этого года в Apple так не делали, но с конца 2020 года втянулись в эту игру. Причина? Деньги не будут стоить столько же, а значит, их нужно тратить. Логика простая и понятная.

Интересно, что когда наложили санкции на Huawei, компания начала активно скупать все компоненты, обеспечила себе производство на год вперед. Что создало дисбаланс на рынке, цены на комплектующие заметно выросли. И пандемия потом только усилила эту проблему. Сейчас ровно тем же занимаются Apple и Samsung, их влияния на рынок достаточно, чтобы дефицит стал тотальным. И самое смешное, что им все равно не хватает компонентов. Например, в Bloomberg со ссылкой на источник внутри Apple сообщают, что у корпорации все настолько прекрасно, что они не смогут произвести 10 млн iPhone 13, прогноз сокращается из-за дефицита. Думаю, что реальная причина в другом — при такой стоимости спрос на эти модели падает, но нужно красивое объяснение, и оно найдено. Тем не менее, на те же iPhone 11, что составляют половину всех продаж iPhone сегодня, нет комплектующих, себестоимость растет на глазах.

Посмотрите на Samsung, компания дошла до того, что в бюджетных аппаратах широко использует процессоры Unisoc, это не впервые, но впервые так широко. Причина в дефиците, нужно брать все, что есть на рынке, качество уже отходит на задний план. Молодцом становится та компания, которая может что-то производить.

Такой подход ставит на грань выживания маленьких игроков с мелкосерийным производством, они не могут получить компоненты. Но даже компании со средним объемом закупок испытывают трудности, они не могут покупать компоненты. И цена пересматривается каждые несколько дней.

Столкнулся с владельцем большой компании, производящей различную электронику под своей маркой. По его словам, все, что приезжает в Россию, уже продано, товара просто нет. Но проблема в том, что производить в Китае становится все труднее и труднее, нет объема, а стоимость растет еженедельно, и цены уже изменились с начала года минимум на 50%. Частично это компенсируется маржой во всей цепочке поставок, но до бесконечности это делать невозможно, цены растут, и предела для этого роста не видно.

Напомню, что в Китае ситуация с энергией еще хуже, ограничение для производств таково, что они могут работать только несколько дней. Это еще больше ухудшает производство компонентов и электроники.

Интересно взглянуть на рынок Китая, так как на нем государство регулирует экономику. То, что вижу там сегодня, выглядит как зачистка рынка от всех проблемных активов, управляемое уничтожение всего, что может в кризис лопнуть и вызвать экономический шок. Фактически в России мы наблюдаем нечто подобное, но в намного меньших объемах и с другим размахом. Это подготовка к следующим этапам этого кризиса.

Главный вывод, который мы можем сделать, звучит очень просто — деньги, которые напечатали государства, как попали в руки людей, так и пролились на компании. Что автоматически разгоняет инфляцию, выросли продажи многих товаров, но средств для их производства нет в достаточных количествах, начался энергетический кризис. Система пошла вразнос, возник дисбаланс. Многие страны заявляют, что они не могут выживать в условиях таких цен на энергию (пример Ливана — это только цветочки, нечто подобное заявила Сербия, у них просто нет денег).

Я не верю в пустые полки магазинов с электроникой в России, это маловероятно. Они будут не так наполнены, это факт. Но также можно сказать, что ограничением станет стоимость, рост цен до конца этого года составит от 10 до 30% в зависимости от категории товара. Но в будущем году он не остановится и будет на уровне 25-40%.

Это означает, что в ближайшие годы рост не прекратится, на флагманах он не будет так ощутим, а вот в бюджетных моделях, в среднем сегменте станет заметен. И это уже будет не только электроника, а в буквальном смысле все товары. Регулирование цен на продовольствие станет нормой для большинства стран мира (где-то через субсидии государства, где-то напрямую в ограничениях цен). Но с другими потребительскими товарами такого происходить не будет, реальные доходы населения во всем мире падают, а стоимость товаров растет. Мы все становимся беднее на глазах. И это общемировая ситуация.

В 2022 году мы еще не увидим резкого падения спроса на электронику, но к 2023 году можно этого ожидать, причина — в росте цен для потребителя. Самое логичное для покупателя сегодня — это не ждать, а покупать то, что ему нужно, завтра цены уже изменятся, и сильно. Для этого есть все предпосылки на макроэкономическом уровне, тут нет влияния отдельных рынков. За скобками оставлю то, что Китай старается развить свою микроэлектронику и запустит в ближайшие годы войну против Тайваня (торговую войну, возможно, блокаду), чтобы насытить свои новые производства заказами. Нестабильность будет нормой, а цены будут скакать постоянно, но тенденция только на их рост, ничего иного ждать не стоит.

У России как страны с дешевыми энергоносителями не все так грустно, но общемировой кризис не может обойти нас стороной. Отсюда вливания в экономику вертолетных денег, которые стали нормой и мерой, направленной на стимулирование спроса. Но общая тенденция у нас будет такой же, другое дело, что упадем мы не так сильно, как та же Европа. Утешения в этом нет, так как хотелось бы расти, а не падать, но в текущей экономической ситуации в мире это просто невозможно.

Мы прошли за несколько лет начало мирового кризиса, на которое закрывали глаза. Пандемия усилила и ускорила эту тенденцию, следующая остановка — это обрушение фондовых рынков, оно должно произойти в ближайшие несколько лет. Что снова создаст дисбаланс на рынке. Одним словом, впереди сплошное веселье и множество интересных новостей. Стоит пристегнуть ремни и смотреть на это шоу с открытым ртом, нам повезло стать его участниками.

[email protected]
наверх