Привет.
Мы очарованы технологиями и зачастую становимся жертвами своей привязанности ко всему новому. Пережитки увлеченности часто приводят к неприятным ситуациям в обычной жизни. Например, когда Tesla запустила электронные ключи для своих машин и стало можно открыть автомобиль со смартфона, все восхищались этой возможностью. Не до восхищения было тем, кто поверил в будущее и уехал на машине в места, где не было мобильного интернета, электронный ключ в смартфоне просто отказался открывать автомобиль. Без машины и без связи люди выиграли джекпот и навсегда запомнили этот день, так как выискивали другие машины на дороге, просили заказать им эвакуатор и оттаскивали полностью рабочий автомобиль в зону, где появлялась сотовая связь. Эта история не самая массовая, так как Tesla в те времена была экзотикой, а объем продаж был довольно мал. Детские болячки исправили, но сама идея того, что разработчики не задумались об очевидном сценарии, немного пугает. Суждения людей всегда имеют лакуны, которые заполняются только при столкновении с реальным миром.
Общемировая тенденция сегодня заключается в том, что мы постепенно, шаг за шагом отказываемся от бумажного документооборота. Первыми на своей шкуре это прочувствовали компании, сегодня ЭДО никого не удивить, в теории это очень удобный способ коммуникации — все передается в сети, нет необходимости гонять курьеров и постоянно что-то исправлять. На практике системы далеки от идеальных, всплывают те или иные ошибки, которые часто даже невозможно предугадать (как вам такая история — случайно совпавший до копейки счет вызвал блокировку документооборота, так как система посчитала это ошибкой, повторением предыдущего счета, и пришлось придумывать, как изменить его на копейку!). Это все та же болезнь роста, которую мы перерастем.
Завязка сюжета для этой статьи — в обсуждении в эфире одной передачи того, что банки могут теперь отказываться от заключения и хранения бумажных договоров, все переходит в электронную форму. У ведущих было множество страхов о том, что теперь они лишатся денег, квартир и электронные договоры не гарантируют ничего, а верные договоры только на бумаге. В какой-то момент уровень демагогии стал просто зашкаливать, ведущие распаляли себя до невозможной экзальтации. Моя позиция совершенно не находила поддержки, хотя история учит нас, что все это происходило неоднократно и всегда такие изменения принимались в штыки.
Глиняные таблички были надежнее, чем папирус (подделать глиняную табличку тяжело, а прокорябать папирус может любой дурак). Бумажные деньги обречены, они ничего не стоят. Какой дурак будет вкладываться в виртуальные предметы искусства, если они существуют только в компьютере в виде нулей и единиц? Боязнь будущего существовала всегда, и реакционность части общества является нормой, хуже, когда совсем нет тормозов и противодействия.
История с бумажными договорами в банках не так страшна, как ее пытаются показать. Во-первых, банки сами могут решать, отказываться от бумажного документооборота или нет. Во-вторых, вы всегда можете попросить распечатать договор в бумажном виде и заверить его, никакой проблемы с этим нет. Период перехода на исключительно электронные документы займет многие годы, он не завершится завтра или послезавтра.
Идея отказа от бумаги мне нравится, так как мы плодим ненужные документы тоннами, сложно представить, сколько деревьев уходит на бессмысленные бумажки. В мире есть множество организаций, которые пытаются подсчитать ущерб от бюрократии для мировых лесов, но все эти подсчеты одинаково бессмысленны — число всегда астрономическое. То ли в силу ангажированности организаций, что сами создают миллионы бумажек в пылу борьбы за экологию, то ли из-за бессмысленности подхода как такового.
Мне нравится идея того, что бумажный документооборот должен быть сведен к минимуму. Например, если мой паспорт превратится в пластиковую карточку с фотографией и чипом, на котором содержится вся необходимая информация, я от этого только выиграю. Рассматривать историю того, что такую карту легко потерять, не буду. В конце концов, я умудряюсь и свои паспорта положить так, что начинаю наматывать круги по квартире и нервно их искать.
Большая часть моего общения с банком происходит в электронном виде, в приложении и даже не на сайте. Я вижу все необходимые документы, оплачиваю коммунальные услуги, связь, в конце концов, плачу налоги. Быстро, удобно и из любой точки, где я нахожусь. Два десятка лет назад в обществе ходили страшные байки о том, что позволять такому случиться нельзя, деньги украдут, ведь это немыслимо — хранить их в телефоне! Справедливости ради надо отметить, что хранятся они не в телефоне, а в банке, приложение только дает доступ к ним. Истории о том, как украли деньги с телефона, не блещут новизной, это почти всегда социальная инженерия, когда жертва сама совершает те или иные действия.
Отказ от бумажных договоров в банке не означает, что этих договоров не будет вовсе. Они будут в электронном виде, примерно как счета за сотовую связь, которые давно не присылают на бумаге. От изменения того, как представлен договор, что-то меняется? Нет. Понятно, что возможен сбой, когда пострадает инфраструктура банка и все электронные документы исчезнут. Ситуация настолько маловероятная, что думать о ней сложно, тут должно случиться множество одновременных событий, а главное, должны отсутствовать те или иные копии данных, что в современном мире невозможно вообразить. Плюс у вас всегда есть ваша копия документов, они заверены электронной подписью банка. Мы воображаем самые плохие сценарии, готовимся к худшему. Хорошо, что это худшее обычно в жизни не случается.
Нет, не поймите меня неправильно. Мне тоже приятнее иметь все документы сложенными в папочку, чтобы они лежали в понятном месте дома. Совсем другое дело, когда они где-то в недрах компьютера или смартфона, тут нет ощущения их физического существования, репрезентации в реальном мире. И это, откровенно говоря, волнует. А если завтра сбой? Как доказывать, что ты — это ты и у тебя есть счет в банке?
Доводы противников всегда одинаковы — электронный документ позволяет поменять в нем все, изменить условия, и тогда у вас отнимут деньги. На чем зиждется эта уверенность, совершенно неясно. Возможно, на “здравом смысле”, что в компьютере легко заменить в документе одни цифры другими. Но ровно то же самое можно сделать на бумаге, никаких препятствий для этого не существует. Презумпция виновности — это модус вивенди тех, кто ратует против будущего. Я же стараюсь быть реалистом и понимаю, что переход от бумажных документов к электронным неизбежен.
Прагматизм тут в том, что так удобнее. Нам нужно придумать систему, в которой каждый ее участник будет защищен, государство и банки смогут контролировать движение денег и средств, мы будем уверены, что защищены от сбоев или атак злоумышленников. И все технические средства для этого у нас есть, при правильном планировании никаких проблем это доставить не может. А так пока и происходит, откровенно безумных сценариев интеграции электронного документооборота мне не встречалось. И каждая проблема, что подсвечивается вовне, — это ошибки роста или технические изъяны, когда не подумали о том, как все должно работать. И эти детские болячки исправляются.
Вольно или невольно, но мы привыкнем жить в мире, где бумажных документов будет все меньше и меньше. Но чтобы этот мир появился, нам нужно понимать, от чего мы можем отказаться, а какие документы должны существовать всегда. Мне кажется, что важные документы необходимо снабжать физическими дубликатами, не отказываться от условной бумаги. Например, право собственности на квартиру можно оставить в бумажном виде, добавив туда и электронные записи (и сделав последние приоритетными).
Наша цивилизация уже выбрала свой путь развития, мы идем к переносу всех процессов и документов в виртуальный мир, он — наше будущее. И выбор этот сделан неосознанно, так просто вышло. Во многом мне это не нравится, но ничего другого ждать не приходится. И эта проблема серьезнее, чем частный случай отказа от бумажных документов. С электронными документами мы уже свыклись, и пока все работает как часы, это очень удобно. Когда возникает сбой, то мы, конечно же, расстраиваемся и переживаем. Нам придется привыкнуть к мысли, что теперь все наши документы будут онлайн и в электронном виде. Отторжение этого факта понятно, но изменить ничего уже нельзя. А переходный период будет достаточно долгим, чтобы любой человек свыкся с таким восприятием мира.
В качестве примера приведу супермаркет рядом с домом. Больше года назад я отказался от печати бумажных чеков, они приходят в электронном виде в приложение. Это удобно, просто, и нет необходимости тратить кассовую ленту. Для магазина это рациональный подход, они сокращают свои затраты на ведение бизнеса. Но и для меня это удобство, так как чеки мне вовсе не нужны.
Что вы думаете об отказе от бумажных документов и о том, что все переходит в цифру? Какие проблемы вы видите на этом пути?