Привет.
В конце недели мой телефон разрывался от звонков, больше десятка комментариев на тему блокировки смартфонов Xiaomi в Крыму и ряде других стран, например, Северной Корее, Судане или на Кубе. Новость быстро стала вирусной, она вырвалась за пределы небольшого круга тех, кто пишет про технологии и приобрела статус политической. А про политику у нас любят говорить много, с чувством, толком и расстановкой. Каждая кухарка способна управлять государством, не так ли?
У Xiaomi в России большая команда, но PR всегда был слабым местом, он систематически отсутствующая величина, когда продукт продает себя самостоятельно и не нуждается в каких-либо деяниях со стороны сотрудников компании. Более того, многие страницы официального сайта, связанные непосредственно с компанией, остались на английском языке, до них так и не дошли руки. Да и масштабное событие с блокировкой смартфонов Xiaomi и тем, как оно было подано в прессе, не нашло никакого отклика нигде. Компания не разослала свои разъяснения, не опубликовала в социальных сетях сообщения о том, как все обстоит на самом деле, где правда, а где выдумка. Классический пример того, когда вроде бы PR-отдел существует, но по факту он не занят ничем кроме поддержания своего существования и редкого общения с деловой прессой, когда ей сливают информацию, что компания стала номером один на российском рынке. Занятие благостное, но после исполнения этого трюка в n-ый раз набившее оскомину у всех, включая журналистов. Обычный комментарий о деятельности пиарщиков Xiaomi в России звучит крайне незамысловато: “Не могут ничего придумать и спят на ходу”. Одним словом всегда опаздывают и плетутся где-то позади рынка.
Приведу письмо, которое написал наш читатель о ситуации с Xiaomi, чтобы до начала разбора полетов показать уровень эмоционального накала и борьбы, он важен для нашего обсуждения в дальнейшем:
Здравствуйте Эльдар.
Прочитал сегодня новости о том, что компания Xiaomi создала прецедент с дистанционным блокированием своих устройств, используемых (по мнению компании) с нарушением лицензионного соглашения.
Упор пока сделан на использование в регионах, в которых продажи устройств запрещены.
Скажите, а это вообще нормальная практика, когда компания, получившая деньги за товар, способна позже лишить купившего этого товара дистанционно, не вернув ему деньги, ссылаясь на пункт в пользовательском соглашении?
Как Вы считаете, имеет ли право такая компания вести какую-либо деятельность на территории государства, если часть этого государства перечислена в лицензионном соглашении как нежелательная для торговли территория?
Могли бы Вы осветить на «страницах» Mobile-review тему с выводом из строя оплаченных устройств и какие возможны последствия этого действия для компании на рынке нашей страны.
Мне кажется, реакция со стороны Роспотребнадзора должна быть жесточайшей.
Прошу прощения за некоторую эмоциональность написанного выше, однако, мне очень интересно, оценила ли компания все последствия своего решения и какие реальные последствия могут компанию ждать у нас в стране.
С уважением,
Белозеров Михаил.
С чего началась история и почему в ней возник Крым. Первоначально на XDA Developers появилась заметка, в которой утверждалось, что компания начала блокировать телефоны в ряде регионов и что есть свидетельства этого. Экспортные ограничения распространяются на целый ряд стран и регионов, включая Крым. Оригинал заметки вы можете найти вот тут.
Нет пророка в своем отечестве, а тема настолько горячая, что она моментально зашла в новостную повестку ресурсов, пишущих о политике, появилась на радио и телевидении. К сожалению, из более чем десятка комментариев, что дал на эту тему, в половине случаев в итоговые заметки или сюжеты они не вошли, так как полностью разрушали концепцию, которую рисовали авторы — злобные санкции обижают жителей Крыма.
В западной прессе мне удалось найти примеры блокировок смартфонов Xiaomi на Кубе, в Судане, но ни одного примера подобной блокировки в России (наверняка в Северной Корее тоже есть блокировки, но узнать про них не представляется возможным). Везде в качестве иллюстраций приводится скриншот экрана на испанском языке.
Некоторые издания проявили недюжинную выдумку и заявили, что блокировки смартфонов Xiaomi в Крыму не просто происходят, а затронули сотни или даже тысячи людей! Кажется, что люди соревновались в выдумке и не стеснялись нагнетать страсти, чтобы их заметки вызывали эмоции и по реакции многих людей знаю, что они своего добились. Возгласы о том, что нужно изгнать Xiaomi, прижать к ногтю и далее по списку, раздавались со всех концов. В начале недели депутаты планируют этот вопрос поставить на рассмотрение Думы, чтобы китайская компания не поражала в правах жителей одного из российских регионов. И можно сказать, что тот самый PR от Xiaomi сослужил плохую службу, когда не смог в зародыше подавить эту медийную волну. Теперь поздно прокручивать фарш в обратную сторону, ничего дельного из этого не получится и работать нужно над снижением последующего ущерба.
Давайте вместе разберемся, откуда появился Крым в списке регионов, где не может работать компания Xiaomi, как происходят блокировки и почему их не было в России, а также заодно оценим, насколько это возможный сценарий после привлечения внимания широкой публики.
Страны и территории под санкциями Америки, частный случай Крыма
В Америке обожают вводить режим санкций, чтобы демонстративно показать свое неудовольствие теми или иными странами. После возвращения Крыма в состав России на весь полуостров наложили режим санкций, американские компании и те, кто использует технологии этих компаний не могут продавать свои товары, программное обеспечение или оказывать услуги жителям этого российского региона. Формально все американские компании поддерживают этот режим санкций, например, Microsoft официально не продает ничего в Крым. Российское правительство, столкнувшись с режимом санкций против отдельного региона, недвусмысленно дало понять, что каждая американская компания, что не создаст условия для работы в Крыму их сервисов и продуктов, может собирать вещи и отправляться из России на все четыре стороны. Компромисс был найден моментально, так как бизнес всегда умел считать деньги и потерять российский рынок не мог себе позволит никто. Например, тот же Microsoft закрывает глаза на то, что их партнеры продают “тоннами” программное обеспечение в Крым, записывается это все на Краснодарский край. После возвращения Крыма именно этот регион вдруг испытал невиданный взлет потребления компьютеров, софта и тому подобного. Джентльменское соглашение между российскими чиновниками и американскими компаниями выглядит очень просто — первые формально поддерживают санкции, но на деле продают все необходимые технологии и закрывают глаза на происходящее. Важно отметить, что это не договоренности на уровне российских офисов, а соглашения между штаб-квартирами и государством. Найти их в письменном виде точно не удастся, так как за нарушение режима санкций в Америке многим светит уголовное преследование. Но барыши намного выше и поэтому все работает так как работает.
Партнеры американских компаний, например, тот же Xiaomi должны соблюдать режим санкций, это прописывается в соглашениях между тем же Google и Xiaomi. Поэтому в софте есть список стран и территорий, где оборудование не может быть продано, это запрещено в рамках соглашений. И в Xiaomi ровно также формально подходили к этому вопросу все это время. В качестве примера можно привести Кубу, на острове Свободы не было официальных продаж смартфонов Xiaomi, блокировки включались автоматически и это был пример соблюдения санкций. То есть от подобных блокировок бизнес Xiaomi никак не страдал, более того, Куба явно была выбрана как регион, от действий в котором бизнес Xiaomi не может пострадать.
С Россией совсем другая ситуация, для Xiaomi российский рынок является приоритетным, здесь есть заметные продажи и компания пытается бороться за первое место в штучном выражении, пару месяцев даже достигала этого результата. И введение блокировок в Крыму воспринималось бы однозначно негативно, поэтому ничего подобного никогда не было. В Xiaomi поступали ровно также как американские корпорации, соблюдали режим санкций спустя рукава, формально. На деле никаких ограничений не было.
Очень часто мне встречалась неверная трактовка блокировки, тут действовал “здравый смысл”. На деле блокировка действует только против устройств, которые впервые активируются на территории, находящейся под санкциями. Если вы настроили ваш смартфон в Краснодаре, но начали пользоваться им в Крыму, то никакой блокировки произойти не может. На сегодняшний день все смартфоны Xiaomi, что продаются официально в Крыму через партнеров компании (официально ввезенные в РФ модели, не серый рынок) при активации автоматически записываются на ближайший регион. То есть формально в Крыму нет ни одного официально проданного аппарата Xiaomi. Мы видим ровно тот же трюк, что у Microsoft и остальных компаний.
В теории, если эту уловку уберут, нужно будет активировать аппарат заранее в соседнем регионе и затем уже пользоваться им в Крыму. Никто не планирует блокировать уже купленные и активированные устройства, такой режим блокировки просто не предусмотрен. Поэтому все эти сообщения о том, что компания что-то блокирует в Крыму вызывают ухмылку, ничего подобного не происходит.
Привлечение внимания к этой теме способно все изменить, так как теперь от компании Xiaomi будут требовать официально, чтобы она не накладывала никакие ограничения на российских пользователей. И тут никакой официальной реакции со стороны Xiaomi не может быть, ведь если она согласится с этим, то автоматически попадет под санкции со стороны США. Совсем недавно Xiaomi уже боролись с санкциями со стороны Америки и добились их снятия. Что именно руководство компании посулило чиновникам из Белого Дома неясно, но это явно был компромисс, возможно доступ к пользовательским данным в других странах мира, в этой большой игре возможно и такое. Факт в том, что Россия для Xiaomi важна, но проблемы которые может создать Америка для компании несоизмеримо больше (впрочем, Китай также может создать такие проблемы, а он на стороне России). Получается, что Xiaomi попали между молотом и наковальней, не смогут выкрутиться из ситуации с наименьшими потерями.
Идеальный сценарий для компании выглядел так, в момент появления этой информации и нарастания волны публикаций просто заявить, что никакие блокировки в Крыму не происходят, таких примеров нет. И это абсолютная правда. Можно было дать этот комментарий от лица пресс-службы, можно от внешнего PR-агентства, если нужно было спихнуть ответственность за эти слова. Но ничего подобного сделано не было, и теперь большинство людей живут с уверенностью, что Xiaomi блокирует в Крыму свои смартфоны, а эмоциональная реакция на это очень сильна. Да и депутаты свято верят в то, что это свершившийся факт и хотят показать свою работу за счет Xiaomi. Огромный пласт проблем, который в Xiaomi будут долго разгребать, а все из-за нерасторопности пиара и непонимания того, насколько велика проблема и как она может сказаться на бизнесе компании.
На данный момент вы можете покупать любой смартфон Xiaomi без опаски, что его заблокируют. Но что будет делать компания совсем скоро это вопрос, возможно им придется блокировать аппараты, так как их заставят соблюдать санкции. В любом случае Xiaomi уже проиграли в публичном поле, хотя наверняка какое-то заявление будет сделано, но оно уже сильно припозднилось. Что вы думаете про ситуацию и насколько PR компании тут ее смог отработать правильно?
Что значит отыметь? Если речь про хуавей, то он себя хорошо чувствует на родном рынке, даже под санкциями. Так же и любую российскую корпорацию могут поставить, только для нее последствия могут быть более критическими изза меньших размеров российского рынка, в сравнении с китайским.