Впечатления от связки Radiotehnika S-20N и усилителя Radiotehnika RTM01

Приветствую, уважаемые!

Если вы хотите сделать себе дома более-менее приличный звук, у вас есть два пути: или вы покупаете готовое решение «всё в одном» – активные колонки со встроенным усилителем и кучей входов, подключаемые в том числе к ПК и смартфону по блютусу, или собираете систему индивидуально под себя, перебирая сочетания усилителей, источников, колонок и даже иногда соединительных кабелей (привет, фанаты Nordost и иных запредельно стоящих решений!). Про первый вариант уже есть материал на сайте, а вот про впечатления от второго поговорим сегодня.

Table of Contents

Комплект поставки

Несмотря на то, что приехали на обзор два разных устройства, комплект получилось показать только один. В коробке с колонками единственное интересное – комплект резиновых ножек, у усилителя тоже нет особого изобилия: блок питания с отсоединяемым кабелем, простенький аудиокабель с двумя 3.5 мм стереоджеками на концах и пульт управления. Батареек для пульта нет. Как нет, кстати, и кабелей для подключения колонок – ни в одной из коробок, так что вам необходимо позаботиться об этом заранее или перебросить их из существующей системы хотя бы для проверки. Производитель рекомендует использовать провода сечением 1.5 мм до 2 метров длины и 2.5 мм, если требуется разносить колонки на большее расстояние.

Технические характеристики

Усилитель

Колонки

Дизайн, выходы и входы

Колонки практически полностью повторяют внешность своего активного «собрата» за небольшими исключениями: нет регулятора, ИК-приёмника и индикатора на передней панели, а сзади из всех входов – только зажимные клеммы. Практически вся передняя часть закрыта решётками с натянутой акустической тканью серого цвета, а на нижней серой полоске напечатаны логотип, название и фирменная фишечка всех колонок ещё старой Radiotehnika – график АЧХ. Сам корпус сделан из ДСП и обклеен винилом под тёмный ясень, внутри дополнительно установлены распорки для подавления нежелательных резонансов. На задней стороне – только пара прижимных клемм.

Акустика классическая двухполосная, с двумя динамиками, ровно такая же схема была и у оригинальной модели S-20, первый выпуск которой состоялся в 1984 году. При этом у современной версии, естественно, отличаются излучатели: теперь используется твитер с шёлковым куполом диаметром 25.4 мм и низко-среднечастотник 133 мм из PolyGlass – по сути, целлюлоза, на которую наносится стекло в расплавленном виде, увеличивающее жёсткость. Говорят, что такой гибрид превосходит по своим характеристикам однослойный кевлар, но напрямую проверить возможности не было, увы. На задней стороне колонок виден выход фазоинвертора, заткнутый чем-то, напоминающим губку. Это специальный акустический фильтр, призванный улучшить отдачу баса: по правилам колонки нельзя ставить близко к стене, чтобы НЧ-диапазон отрабатывался правильно, но мало у кого есть возможность выделить достаточно пространства для этого, и многие располагают акустику именно вплотную к стене – вокруг ТВ или монитора. Вот для того, чтобы не было размазывания и бухания, порт фазоинвертора затыкают подобным фильтром.

Усилитель – стандартная чёрная квадратная коробка без особых дизайнерских изысков. Спереди видны только логотип, выход на наушники в виде гнезда 3.5 мм стерео, поворотный регулятор, окошко ИК-приёмника и ряд светодиодов, которые показывают выбранный вход или уровень громкости, если покрутить регулятор. На нижней стороне приклеены две резиновые «лыжи», предотвращающие скольжение по столу или другому оборудованию, а сзади находятся кнопка сброса, пара антенн для беспроводных модулей и разъёмы: входные сетевой, оптический, HDMI, и линейный 3.5 мм стерео, а также выходные линейный такой же 3.5 мм стерео, оптика, отдельный выход на сабвуфер, USB-C для обновления прошивки (нет, флешку с музыкой туда воткнуть не получится), разъём питания и четыре зажимные клеммы для колонок – по паре на каждую соответственно.

Впечатления и звук

Первое, что мне пришлось сделать после распаковки, – пойти в магазин за соединительными кабелями, так как своих у меня не было. Да, таковы особенности «самосборок», но при покупке обычно предлагают сразу отрезать нужную длину и сечение или взять готовый, с обжатыми хвостами. В принципе, клеммы универсальные, так что подойдут и облуженные концы, и контакты типа «банан», и «лопатки». Если совсем лень, можно просто аккуратно самому снять оплётку-изоляцию и скрутить пальцами жилки в тугой хвост, который потом зажать в соответствующем отверстии.

Теперь по подключениям. Через Wi-Fi можно передавать на усилитель аудио со стриминговых сервисов типа Qobuz или Tidal, использовать AirPlay c DLNA, главное — поставить фирменное приложение Audio System. Там же можно выбирать нужные входы, не переключая их непосредственно на устройстве. По Bluetooth тоже можете спокойно подключаться, и даже приложение для этого не понадобится. И да, благодаря комплектному пульту можно переключать входы удалённо и тоже без приложения, дополнительно регулируя уровень баса и верхов двумя парами кнопок с буквами B и T. Из «приличных» кодеков поддерживается только aptX HD – маловато, хотелось и полноценный LDAC c приоритетом качества, и ещё чего-нибудь подобное. Оптика и HDMI (поддерживается ARC) ожидаемо работают без проблем, ЦАП умеет нормально переваривать аудио в качестве до 24 бит 192 кГц, а вот фанатам винила придётся подключать внешний фонокорректор и заводить звук через линейный вход. Хорошо это или плохо, я не знаю – есть разные мнения на этот счёт, но замечу, что у активной версии колонок Radiotehnika фонокорректор встроен. С другой стороны, виниловодчество – это ещё более сложная форма хобби под названием «собери сам», потому ещё одна коробка фанатов вряд ли испугает.

По звуку я, естественно, оценивал систему в целом – связку из родных компонентов одного производителя, даже кабель для соединения с колонками купил фирменный Volna 2.5. И, конечно же, лучший результат у меня получился при подключении внешнего ЦАПа и использовании Radiotehnika RTM01 в качестве непосредственно усилителя. Он работает в классе D и может выдавать по 100 Вт на каждый канал при стандартных 4 Ом нагрузки, что конкретно для S-20N более чем достаточный запас. Если говорить кратенько, то получается примерно следующее:

Бас: собран, плотен, чёток, с хорошей скоростью и контролем, при этом нет излишнего продавливания и навязчивости. Видимо, срабатывает этот самый Polyglass, так как подача напоминает нечто среднее между мягковатым бумажным драйвером и жёстко-суховатым из чего-то полимерного или углеволоконного. Бласт-биты и подобное отрабатываются без проблем, но расположение колонок относительно стенки очень, очень важно!

Середина: достаточно приятная подача с естественными тембральными особенностями, вокал, что мужской, что женский, вполне хорош и полнотел. По подаче это серединка между аналитикой и жирной, но несколько размазанной музыкальностью.

Верх: в нём достаточно много деталей и аккуратности, но без песка или чрезмерной резкости, крикливости или сухой аналитичности.

В целом, подачу связки можно было бы назвать «нейтрально-никакой» – в хорошем смысле, так как колонки стараются не вносить отсебятину, а отыгрывают материал по возможности близко к оригиналу. Виртуальные источники хорошо локализуются и имеют довольно чёткие границы, колонки жанрово всеядны, могут одинаково хорошо отыгрывать и металл, и классику, и электронику. Конечно, говоря про все эти моменты, стоит учитывать и ценовую категорию устройств, и позиционирование – сегмент начального Hi-Fi, ведь если мы будем рассматривать более дорогие модели, то там уже услышим больше деталей, лучше контроль, большую разборчивость и точнее будут переданы тембральные особенности инструментов.

У усилителя есть и собственный выход на наушники, он по подаче своей аналогично нейтрален и обеспечивает неплохой звук, но, конечно же, вам может понадобиться переходник с 6.3 мм джека на 3.5 мм, а балансный выход и вовсе отсутствует. Но так как эта штука — больше дополнительная история, останавливаться на ней не имеет смысла. Нужен хороший усилитель для наушников – ищите хороший отдельный усилитель.

Итоги

Не зря S-20N называют «начальным Hi-Fi»: это уже не бытовой звук компьютерной акустики, но и не дорогие мониторные решения, не топовые «полочники» и тем более не конкурент серьёзным напольным решениям. Стоимость самих колонок на момент обзора – 24 990 рублей, а усилителя – 35 990 р. То есть за условную 61 тысячу у вас сразу готовый набор практически для любых источников. При желании можно взять менее мощный усилок – хоть тот же RTM02 от Radiotehnika за 19 тысяч, хоть какое-то стороннее решение без дополнительных входов, если они вам не нужны, и тогда ценник будет ещё ниже. И всё равно у вас получится комплект «мои первые нормальные колонки» – отличная замена компьютерной акустике, обладающей намного более простым звуком при ценах, сравнимых с этой связкой.

Раздельность усилителя и колонок даёт возможность подбирать звук под себя, учитывая почерк и подачу каждого компонента, и пусть этот путь более сложен и долог, но зато потенциально в результате получится более качественно и намного более персонифицированно. А заодно сможете понять для себя, хочется ли вообще заморачиваться со всем этим перебором компонентов, бесконечными отслушиваниями, поисками Лучшего Звука и иными развлечениями аудиофилов, или проще купить готовое решение «всё в одном» и слушать музыку спокойно. Правильного решения, как обычно, не существует, ведь мы все разные. И это, я считаю, прекрасно.

[email protected]
наверх