Обзор саундбара Creative Sound Blaster Katana SE: когда нет места для сабвуфера

У нас уже выходил обзор топовой версии саундбара из серии Katana от Creative. Как и положено старшей в линейке модели, у нее полноценный внешний сабвуфер, что положительно сказывается на качестве звука, но подходит не всем. Тем более что Katana позиционируются как игровые устройства, а значит, у многих такому саундбару придется жить под игровым столом, и не факт, что там так уж много места. Соответственно, у кого его нет, тот внимательнее присмотрится к модели Katana SE, выполненной в формате 2.0. Присмотрелся и я, а о том, что получилось, читайте дальше.

Table of Contents

Технические характеристики

Комплектация

Комплектация у младшей модели от старшей отличается примерно ничем, кроме того, что коробка компактнее за счет отсутствия сабвуфера. Пульт у разных моделей полностью совместимый, а вот комплектные крепления к стене отличаются, поскольку корпус у Katana SE самый крупный в серии.

Дизайн

Как и все прочие «катаны», SE-версия обладает дизайном, который вдохновлен японскими клинками. Корпус саундбара действительно отдаленно похож на лежащие на полочке ножны с коротким мечом. Но в целом облик довольно схожий с другими саундбарами того же ценового диапазона, хотя, скажем прямо, столько толстого металла в корпусе найти у большинства не выйдет. Дизайн приятный, узнаваемый, выглядящий дорого, но не сказать, что с каким-то вау-эффектом. Вероятно, из-за сравнения со старшей версией, у которой именно саундбарная часть намного меньше.

Причина, по которой Katana SE набрала вес и габариты, довольно очевидна. Отсутствие сабвуфера в сочетании с желанием получить объемный звук подтолкнула инженеров к размещению более крупных динамиков. Описание на сайте указывает на наличие двух среднечастотных диаметром 109 мм и двух высокочастотных по 54 мм. Разумеется, вписать их в корпус, где максимум были 63 мм динамики, уже никак не выйдет.

При этом прибавил саундбар и в длину — 5 см, но существенного прироста стереобазы не последовало из-за особенностей формы корпуса. При этом размеры блока с подсветкой не изменились, и она не доходит до краев, так что парящего эффекта при включении не образуется.

Также по какой-то причине отказались от решетки, заходящей на боковые торцы, так что спереди тоже стало намного больше пластика. Вероятно, это и дает ощущение большей громоздкости.

При этом сами материалы очень приятные, матовые и немаркие. Единственный собиратель отпечатков и пыли — это дисплей по центру фронтальной панели. Для большинства нет никакого смысла в него тыкать (он не сенсорный, разумеется), даже если вы активный пользователь наушников. Производитель предусмотрел возможность переключения между динамиками и выходом на наушники без физического выдергивания оных из устройства. На панели экрана скрываются и два микрофона.

В остальном Katana SE похожа на все прочие Creative Sound Blaster Katana: твитеры на фронтальной панели, среднечастотные динамики на верхней, направленные чуть назад. Физическое управление в виде довольно крупных кнопок на верхней панели (это матовый фактурный металл, так что пачкаться он не спешит, а кнопки — плотная резина), там же два индикатора (включения и режима, а также режима SFXI).

Все физические порты подключения — на задней панели в выемке.

Принципиальное отличие — наличие на задней панели пассивных излучателей. Их два, они располагаются ближе к центру саундбара, чем среднечастотные излучатели. Решение почти неизбежное, но неоднозначное. Почему — расскажу в разделе «Звук». Пока же отметим, что, как и все прочие материалы, резина этих излучателей демонстрирует качество и надежность, подтверждая, что некоторые зачатки милитари-стиля у системы присутствуют.

На нижней панели интересного немного — сюда вынесли информационные таблички и резиновые ножки. У меня почему-то правая не хотела справляться со своими обязанностями, и на максимальной громкости саундбар пытался отползти от исходной позиции на сантиметр.

Светодиодная панель расположена в скосе между фронтальной и нижней панелями и прикрыта матовым белым пластиком, изрядно утопленным в корпус. Пожалуй, это единственный элемент, который не производит впечатления «тяжелый – значит, надежный», все остальные как будто говорят о том, что саундбаром можно убивать врагов.

В общем, дизайн агрессивный, но при этом без вычурности или экстравагантности, что очень подходит игровому устройству за много денег.

Управление и подключение

Как и прочие модели серии Sound Blaster Katana, версия SE поддерживает как проводное, так и беспроводное подключение, при этом управлять ею можно тремя способами: с помощью кнопок на саундбаре, пультом дистанционного управления и через приложение Creative, которое можно установить на смартфон или компьютер. При этом и к ПК, и к телефону можно подключать через Bluetooth или по проводу.

Элементы на корпусе

Как было сказано, все физические элементы управления Katana SE представляют собой простые механические кнопки и сосредоточены на верней грани саундбара, а разъемы для подключения (кроме выхода на наушники) — на тыльной. Решение классическое, придраться тут не получится даже при желании.

Из шести кнопок только одна является мультифункциональной — питание отвечает еще за переход системы в режим сопряжения по Bluetooth, а также подтверждение такого подключения. Кнопки «+» и «-» отвечают исключительно за громкость, «Источник» (Source) переключает последовательно между подключениями: ТВ (это HDMI разъем), USB, оптический, AUX, Bluetooth. Кнопка «Режим» (Mode) помогает выбрать между режимами «Кино», «Музыка», «Игровой» и «Пользовательская настройка». Задать настройки эквалайзера или переназначить кнопки можно только через приложение. Причем по Bluetooth связаться с ноутбуком саундбар не смог, потребовалось проводное подключение.

Кнопка SXFI большую часть времени у вас будет вызвать только появление бегущей строки SXFI IS NOT AVAILABLE. Чтобы она заработала, потребуется подключить наушники. Тогда она будет активировать режимы SXFI ON, SXFI BATTLE MODE и SXFI OFF, меняя соответствующим образом цвет индикатора.

USB два, форматов USB-A и USB-C. Type-C служит для подключения к устройствам только на вход, а USB-A работает как SFXI-выход. Последнее сделано только для связи с игровыми устройствами, которые эту систему поддерживают, так что если вам просто подключить как саундбар к телевизору, то про этот выход можно забыть.

ПДУ

Как я уже писал, пульт во всех моделях серии одинаковый и полностью взаимозаменяемый. Соответственно, из особенностей, которые очень полезны, — наличие сразу шести программируемых кнопок, на которые в приложении можно задать сразу и режим звука, и источник, и подсветку, и даже режим энергопотребления. Кнопки резиновые, довольно крупные, с четким нажатием, пиктограммы нанесены непосредственно на них, так что со временем могут стираться, особенно если пользователь будет с длинными ногтями.

Единственный недостаток — полный набор возможной функциональности, точнее, управления ею, без смартфона или компьютера недостижим. Фирменное приложение Creative — обязательный компонент этого саундбара. К счастью, компания никуда с российского рынка не уходила, так что официально скачиваем с сайта и получаем даже русификацию приложения, индикация на экране такого не предусматривает, да и нечего там особенно русифицировать. Хотя надпись BT BLUET, подвисающая на несколько секунд (потом выходит остальная часть слова), поначалу вызывает недоумение.

Приложение

Вообще, если раскрывать совсем-совсем все возможности игрового саундбара, то вам нужно два приложения, Creative App и SXFI. Но последнее пригодится только при использовании наушников — фирменный звук 5.1 на системе 2.0 как-то иначе реализовать не выходит. Katana SE во все эти фирменные игровые навороты умеет, но есть нюанс. На самом деле, очевидный, поскольку никакой саундбар никак к форме ваших ушей не приспособится.

Что же касается Creative App, то это мастхев, если вы вообще чего-то хотите от саундбара с надписью Sound Blaster. Я подробно расписывал его возможности в обзоре флагмана серии, так что повторяться не буду. Просто взгляните на скриншоты (для примера — с ПК, функциональных отличий мобильное приложение не имеет). Это же минимум на час вдумчивой настройки!

Про звук

Итак, мы добрались до самого важного в любой акустической системе – до качества звука. Насколько версия без сабвуфера может сравниться с версией 2.1? Ответ на этот вопрос у меня состоит из двух частей, как водится, плохой, и хорошей. Начну с плохой.

Первое, с чем можно столкнуться — это попадание подключенных кабелей к пассивным излучателям. Если это произошло, естественно, начинается дребезжание. Бороться с этим можно и нужно, но если устройство будет жить у вас на рабочем столе и вы его задеваете, то борьба будет перманентной. Отдельно оговорюсь, что на стену я саундбар не вешал, но заметил, что расстояние до стены существенно влияет на звук низких частот.

Не совсем про звук, а скорее про установку. Если установить устройство на рабочий стол, то большая громкость и много низких частот могут заставить его вибрировать. Не так сильно, как если бы вы взгромоздили на стол сабфувер, но ощутимо. С другой стороны, а зачем вам при сидении за столом вся мощность устройства? Ее, кстати, с головой хватает на небольшую комнату: 90 Вт RMS (до 180 Вт в пике). В дБ не мерил, по ощущениям, в пределах 12 кв. метров в любой части помещения будет сильно за сотню.

Третье — не то чтобы недостаток, а скорее фирменная особенность. Ну любят в Creative, чтобы звук был металлическим. И полностью избавиться от этого призвука не выйдет. Во всяком случае, я не нашел тех настроек, которые бы избавили от этого эффекта. Звучание средних мне не понравилось.

Четвертый момент проистекает из предыдущего пункта. Звук всегда остается резким, что не во всех играх бывает приятным. Особенно это выпирает, когда у вас какая-то игра со стрельбой. Как ни парадоксально, Katana SE делает близкий выстрел очень правдоподобным, буквально режущим и рвущим, каким и должен быть треск автоматов и винтовок. Но то же самое она делает и со звуками более басовитых выстрелов, а также со взрывами. При этом объем есть, проблема лежит в воспроизведении верха басов и низа средних, баланс получился неоптимальным.

Пятый момент можно записывать на совесть любой системы, где правый и левый канал находятся в одном корпусе. Стереопанорама очень скромная, особенно тяжело устройству дается передача звуков при расположении источника на разной высоте. Глубина и ширина сцены также не блещут.

Теперь о плюсах. Заявленный диапазон частот от 55 до 20 000 Гц система воспроизводит уверенно. На всех режимах громкости нет паразитных призвуков. Объема у звука много, прокачать небольшую комнату Katana SE сможет без проблем, чисто для рабочего места вообще будет оверкилл.

Второй плюс — это бас. Внезапно для любителей, чтобы что-нибудь там вибрировало от звуков погромче. Вибрирует, да еще как. Вообще не ожидал, что система без сабвуфера на такое количество баса будет способна. Кстати, непонятно, почему записано, что диапазон начинается с 55 Гц. На 50 Гц уже вполне ощутимый бас и дальше без западений.

Третий плюс — это наличие многочисленных улучшайзеров для игр. Несмотря на то, что Super XFi доступен только через наушники, остается масса тонких настроек, которые позволят получить выгодный для игры звук. Не правильный, а именно выгодный. Вроде повышенной громкости шагов, смещения акцента на окружающие шорохи и т.п.

Четвертое — звук достаточно универсальный. Кроме описанной выше проблемы с громкими бабахами в играх, все остальное воспроизводится акустикой на хорошем уровне. Музыка, кино, подкасты — все весьма достойно, без каких-то ощутимых проблем. Да, пространственность звучания довольно искусственная, так что профессиональную HD-запись из консерватории слушать на ней не стоит, но это саундбар, а не домашний кинотеатр.

Пятое. Слова Sound Blaster в названии не просто так. В саундбаре скрывается полноценная аудиокарта, и вы получаете доступ к достижениям объемного звука для наушников Super XFi. В этом отношении Katana SE ничем не уступает старшим собратьям, существенно расширяя представления о том, что могут ваши наушники. Особенно в играх.

Не совсем про звук, но нельзя не отметить. У устройства на передней панели стереомикрофоны, у которых есть своя интересная настройка, позволяющая как расширить угол клина, делая удобным общение большой компанией, так и наоборот, сузить его до предела, отсекая все, что не находится прямо перед ними. Нечастое решение для саундбаров, но крайне полезное для настольного устройства.

Заключение

Подбивая сумму вышесказанного, Creative Sound Blaster Katana SE получилась пусть и младшим, но полноправным членом своего семейства. И, безусловно, является интересным вариантом для тех, кому нужен саундбар без сабвуфера. Другой вопрос, что стоит она немало, самое дешевое предложение на рынке — около 32 тысяч рублей, а это всего на 10 тысяч рублей меньше, чем просят за топовую в линейке Katana V2… в официальной рознице! У серовозов разница в стоимости вообще составит порядка 5 тысяч рублей. При таком варианте я бы однозначно предпочел V2. Но не в силу того, что внешний саб дает большой выигрыш в звучании. Скорее это вопрос того, что панель в версии SE существенно крупнее и у нее в целом больше огрехов в звучании (что и понятно с учетом того, что это не топ). Как раз басов неожиданно много, и они качественные, вопрос по средним.

Если говорить о возможных покупателях, которым устройство подойдет, то это две диаметрально противоположные категории. Первая и самая очевидная — хардкорные геймеры, которым нужна система сугубо на стол, к которой они подключат наушники и вообще всеми способами выжмут себе лишних деталей для победы. Вторая — это те, кто поставит ее под телевизор в не самом большом зале и не будет даже интересоваться тем, какие там есть настройки звука: единожды настроят две кнопки (для ТВ и для консоли) и будут кайфовать от внешнего вида. То есть купить Creative Sound Blaster Katana SE можно при условии, что вам некуда поставить сабвуфер, вам нравится ее дизайн или вы фанат игровых технологий Creative.

[email protected]
наверх