Приветствую, уважаемые!
Я вам уже рассказывал, какие бывают микрофоны и чем различаются диаграммы направленности, а сегодня будет вторая часть: мы рассмотрим основные характеристики микрофонов и то, за что каждая из них отвечает. Чтобы в случае необходимости вы смогли трезво подойти к вопросу выбора и покупки, не поддаваясь на красивые слова ребят из отдела маркетинга. Поехали!
Table of Contents
- Тип
- Диаграмма направленности
- Частотный диапазон
- АЧХ
- Максимальный уровень звукового давления
- Чувствительность
- Соотношение «сигнал-шум»/собственный шум
- Сопротивление
- Питание
- USB-микрофоны
- Вместо выводов
Тип
Тип микрофона показывает, какой конкретно преобразователь звука в электрический сигнал стоит внутри: конденсаторный, динамический, ленточный или ещё какой. Обязательно зайдите и почитайте первую часть — там всё подробно расписано!
Диаграмма направленности
Этот параметр показывает, как хорошо микрофон улавливает звуки под разными углами. Выражается графически: чем больше удаление от центра, тем выше чувствительность. Наиболее известные типы: круговая, кардиоида, суперкардиоида и восьмёрка.
Круговая, или омни, — когда со всех сторон чувствительность одинаковая. Хорошо записывается атмосфера, частоты передаются правильно, бас присутствует в нужном объёме.
Кардиоида — выглядит как перевёрнутое сердце (от этого и название), пишет в основном спереди и чуть хуже по бокам, заднюю часть не захватывает совершенно. Хороша для записи в неподготовленных помещениях, но имеет прокси-эффект, выражающийся в подъёме НЧ по мере приближения к микрофону.
Суперкардиоида — более узкий вариант кардиоиды, у которой сзади отрос «хвост». Есть ещё и гиперкардиоида, которая ещё уже и с более выраженной задней частью. Больше акцент на основном источнике звука, но зато «слышит» происходящее сзади, это приходится учитывать.
Восьмёрка — когда микрофон слышит одинаково хорошо спереди и сзади, но совершенно «глухой» по бокам. Слабая передача НЧ, используется в системах стереозаписи.
Частотный диапазон
Это тот диапазон, который, согласно производителям, данный микрофон может записать качественно и без искажений. В данном случае параметр полностью аналогичен таковому у наушников с той лишь разницей, что у наушников производители пытаются захватить побольше частот с той и другой стороны, а в микрофонах есть и специализированные версии с достаточно узкой полосой, заточенные под определённый инструмент или задачу. Выбор такого микрофона позволит получить лучший результат с меньшим количеством проблем на выходе.
АЧХ
Как и у наушников, это зависимость амплитуды сигнала от частоты. Выглядит она как график с децибелами по вертикальной оси и частотой по горизонтальной, подъёмы и спады позволяют примерно оценить, к чему такой микрофон больше приспособлен, под какой инструмент подойдёт, или его лучше использовать для вокала. Или оставить в качестве измерительного, универсального.
Максимальный уровень звукового давления
Он же SPL — тот уровень звука, который сможет выдержать ваш микрофон и записать без проблем. Выражается в децибелах. Указывается почему-то не всегда, хотя может быть очень важен, если собираетесь писать что-нибудь действительно громкое и близко, а для некоторых типов микрофонов это знать критически необходимо: ленточные, к примеру, просто выйдут из строя.
Чувствительность
Параметр, показывающий, насколько тихий звук может уловить микрофон или насколько сильный электрический сигнал на выходе будет при определённом давлении на диафрагму. Может выражаться или в милливольтах на паскаль (мВ/Па), то есть напряжение на выходе при определённом давлении, или в децибелах со знаком минус.
И вот тут иногда начинается путаница, так как чем больше мВ/Па, тем микрофон чувствительнее (напряжение выше при том же давлении), но чем меньше значение в дБ, тем чувствительность ниже. Технически всё логично, но многих сбивает большое число, знак при этом не учитывается. Просто запомните, что чем больше, тем чувствительнее (с учётом знака). Кстати, погоня за максимальной чувствительностью далеко не всегда оправданна.
Соотношение «сигнал-шум»/собственный шум
Иногда обозначается как SNR и показывает, насколько чисто микрофон может записывать звуки или, если иначе, насколько сильно шумит сам микрофон, что слышится как тихое шипение. Выражается в децибелах и представляет собой разницу между эталонным сигналом 94 дБ (1 Па) и собственным шумом микрофонной цепи, однако некоторые производители предпочитают указывать сразу собственный шум в децибелах (EIN, self-noise). То есть формула такая: SNR=94-EIN. Естественно, чем больше SNR / меньше EIN, тем более тихий и деликатный звук мы сможем записать качественно.
Часто вместо обычных децибелов используют дБА: значит, в процессе измерения не просто указан шум на частоте тестового сигнала 1 кГц, а была применена коррекция по кривой «А», учитывающая разную чувствительность к разным частотам во всём диапазоне. Это более объективный показатель.
Сопротивление
Аналогично наушникам, показывает, насколько цепь микрофона сопротивляется переменному току. Измеряется в омах, нужно для согласования связки «микрофон-усилитель»: сопротивления входа усилителя и микрофона должны быть адекватны друг другу, иначе может быть очень низкий уровень сигнала, перекос частот и искажения. Есть мнение, что для оптимальной работы входное сопротивление усилителя должно быть больше выходного микрофонного как минимум в 10 раз. И да, низкое сопротивление микрофона позволяет использовать более длинные кабели без потери качества сигнала.
Питание
Чаще всего речь идёт про «фантомное питание», или «фантом», — постоянное напряжение, необходимое для работы конденсаторных и некоторых электретных микрофонов. Подаётся на микрофон с пульта, звуковой карты, предусилителя, измеряется в вольтах и часто указывается в виде диапазона. Наиболее часто используются от 12 до 48 В, последнее чаще всего, поэтому рядом с микрофонными входами многих звуковых карт можно увидеть кнопку с надписью типа «+48V».
Однако существуют и более низковольтные версии, потребляющие порядка 2-10 вольт — небольшие петлички, компактные высокочувствительные микрофоны и тому подобное, имеющее разъём 3.5 мм джек. Это так называемый PiP (plug-in Power), подключаемое питание, характерное для всяких рекордеров. Иногда для подачи напряжения используется и собственный аккумулятор или даже обычная батарейка.
USB-микрофоны
В случае с цифровыми микрофонами тип, диаграмма направленности, частотный диапазон, АЧХ, максимальный уровень звукового давления и чувствительность так же актуальны. Соотношение «сигнал/шум» уже будет отличаться от обычных микрофонов, ведь внутри корпуса установлены собственные предусилители, АЦП и обработчики сигнала, вносящие свои искажения и с ними же борющиеся, — вы увидите некое итоговое значение всей системы.
Сопротивление указывать не имеет смысла, так как на выходе у вас будет обычный USB-разъём. Да и питаться микрофон будет через него же.
Вместо выводов
Выбор микрофона — задача творческая и по-своему интересная. Надеюсь, статья помогла вам лучше разобраться в основных параметрах и понять, что не всегда максимальные значения всего являются лучшим выбором. А вы пользуетесь классическими микрофонами, или USB-вариант стал универсальным помощником на каждый день?
Подключаемые по USB Samson'ы — отличные микрофоны!
Какая сложная ажурная конструкция у микрофона на первой картинке — это чтобы за него двумя руками не хватались? 🙂
iAndroid, Это подвес "паук". Чтобы касания о стойку не передавались на корпус микрофона.
Микрофоны это целый мир. Еще зависит много от варианта исполнения (петличка, головной и т.п.). Если начинать пользоваться профессиональными микрофонами, то надо помнить, что с ними очень легко запороть звук в домашних, не студийных условиях (получить сильный фоновой шум, перегруз или наоборот тихий сигнал). Качество очень сильно зависит качество от аудиоинтерфейса и его настроек под конкретный голос. Есть аудиоинтерфейсы, которые позволяют настраивать эквалайзер — опытный звукорежиссер минут за 10 может вам сделать пресет под конкретный голос или микрофон, даже удаленно. Есть интерфейсы типа rodecaster, с готовыми пресетами под типы микрофона и пуленепробиваемыми компрессорами — прощают любые ошибки в настройках. Или беспроигрышный Blue Yeti.
Кардиоида напомнила нечто другое. Какой микрофон лучше всего подойдет для подкаста?
Дима Noname, Официально это всё-таки сердце. Впрочем, исторически символ сердечка, как говорят исследователи, и пошёл как раз от нижних частей, так что ассоциация верна.Для подкаста берите что-нибудь из USB-шных известных: стабильно, понятно, без лишней суеты. Вот на последней картинке в статье Shure MV7 — отличная машинка для дома, у меня есть и вполне хорош для подобных задач.