Наушники: эти странные характеристики. Разбираемся в параметрах

Приветствую, уважаемые!

В прошлом материале про наушники я рассказывал, какие они бывают, чем различаются корпуса и в чём разница между изодинамиками и арматурой. А сегодня мы поговорим про характеристики — то, что указывается на коробках и сайтах, но не всегда понятно, за что конкретно отвечает (и отвечает ли вообще). Что ж, давайте разбираться вместе!

Table of Contents

Тип

Я специально прошерстил кучу товарных карточек, и у большинства на первом месте стоит именно тип наушников — какие излучатели стоят внутри, а также их количество в случае многодрайверных решений. Нередко в этот же раздел попадает и акустическое оформление (открытые, закрытые, полуоткрытые), но тут уже зависит от производителя и магазина. Про плюсы и минусы каждого типа излучателей и особенности корпусов я рассказывал в предыдущем материале, так что обязательно его почитайте!

Диаметр излучателя

Второй параметр характерен для динамических и изодинамических наушников, выражается в миллиметрах и показывает размер диафрагмы. Считается, что чем больше размер, тем лучше, но, как и в физиологии, нужно ещё и уметь с этим работать: крупная диафрагма может звучать невнятно и с плохими басами из-за неправильного расчёта корпуса и его демпфирования, а более мелкая выдаст отличный плотный «низ». Так что смотреть на этот параметр стоит, но в разумных пределах.

Также нередко рядом с миллиметрами указывается и материал — из чего сделана или чем покрыта диафрагма. Более прочные и лёгкие будут двигаться быстрее, обеспечат более точное звучание. Да и окраска звука будет отличаться у разных материалов: попробуйте как-нибудь послушать одинаковый размер динамиков из биоцеллюлозы и чего-нибудь типа алюминия — сразу поймёте, какая подача вам больше по душе и что лучше отыгрывает любимые композиции.

Чувствительность

Этот параметр показывает, как громко могут играть наушники при подаче одного и того же уровня тестового сигнала. Выражается он в децибелах, при этом большее значение указывает на большую же громкость и, соответственно, возможность нормальной работы с не особо мощным источником. Но есть подвох: чувствительностей существует две — по отношению к мощности и к напряжению, потому по правилам значение указывается как децибелы, поделенные на милливатты (например, 123 дБ/мВт) или на вольты (123 дБ/В). Также рядом через @ пишется частота, на которой измеряли.

Увы, не все производители считают нужным уточнять, какая конкретно чувствительность у данной модели. А ведь значения разных типов отличаются: те же условные 123 дБ/мВт не будут равны 123 дБ/В, а составят уже 137.95 дБ/В, поэтому, увидев строчку с «просто децибелами» в характеристиках, знайте, что у ваших наушников «некая чувствительность». То есть просто число.

Кстати, если хотите выяснить, какие наушники меньше будут сжирать батарейку плеера/смартфона/ЦАПа, ориентируйтесь на дБ/мВт, а вот «громкость» сравнивается по дБ/В.

Сопротивление

Оно же импеданс. Впрочем, общественность до сих пор спорит, можно ли между этими словами ставить знак равенства. Сопротивление — физическая величина, показывающая, какая нагрузка приходится на источник сигнала, насколько сложно сигналу «пробиваться» через электрическую цепь наушников. Выражается в омах и порой имеет частотную зависимость — отличается на разных частотах благодаря реактивной составляющей (привет, ёмкость и индуктивность). У некоторых наушников кривая сопротивления будет похожа на прямую палку (у изодинамических, к примеру), у других же, особенно арматурных многодрайверных, будет заметно выгибаться, порой давая перепады в разы от заявленного номинала, так что заявленное в характеристиках значение может быть и минимальным, и усреднённым. Также не стоит забывать, что реальное сопротивление даже у «ровных» в этом плане моделей тоже будет немного отличаться от указанного на коробке — влияет качество кабеля, разъёмов, сборки.

У сопротивления есть обратная связь с чувствительностью по напряжению: чем больше первое, тем ниже будет второе, и наоборот. Но да, это не значит, что наушники автоматически становятся более тихими в целом! Просто конкретному усилителю, отдельному или в составе плеера/смартфона/ЦАП-усилителя, не хватает напряжения на выходе, чтобы обеспечить желаемый уровень громкости.

Очень часто пишут, что высокоомные наушники (сразу вспомнился Beyerdynamic) звучат более чисто. Так ли это? Вспомним закон Ома: сила тока прямо пропорциональна напряжению и обратно пропорциональна сопротивлению, то есть, I=U/R. Для высокоомных наушников нужно меньше тока, чем для низкоомных, и именно из-за этого меньшего тока усилитель источника будет вносить меньше искажений. Усилитель! Не наушники! С другой стороны, напряжение на выходе усилителя источника тоже может быть «недостаточно чистым», если его заставить работать вне штатного диапазона.

Резюме простое: для слабеньких плееров или выходов на смартфонах берите наушники до 32 Ом. Если есть нормальный стационарный усилитель или хороший плеер, можете не ограничивать себя по этому параметру и пробовать то, что больше понравится по звуку. Ну и да, качественный источник сигнала важен, так что в случае смартфонов для получения нормального звука лучше купить отдельный USB-ЦАП с более приличным выходом.

Частотный диапазон

В идеале характеристика должна показывать, какие частоты наушники воспроизводят без проблем. На практике же большинство недорогих моделей имеют в соответствующей графе 20 – 20 000 Гц, некий стандарт, который, как считается, слышит обычный человек. У дорогих Hi-Fi-вариантов может встречаться что-то типа 8 — 50 000 Гц. Но зачем столько, если в реальности взрослый человек чаще всего не слышит звуков выше 16 кГц? Да и ниже 20 Гц тоже не слышит, а ощущает как вибрации.

Суть в том, что на краях диапазона уже имеются спады, то есть частоты там воспроизводятся заметно тише других. Чтобы не терять ничего из ценного звука, производители делают более широкий диапазон. Однако для слушателя разницы между 32 кГц и 50 кГц не будет всё равно. Просто производитель смог это сделать, а маркетологи использовали это для своих целей.

Да, частотный диапазон тоже можно измерять по-разному, ведь не существует однозначного мнения, что считать «достаточным падением уровня». Кто-то берёт -6 дБ, кто-то использует -12 дБ, а некоторые в погоне за цифрами смотрят, где у них уровни в -20 дБ. А некоторые производители в принципе указывают частоты, где, по их мнению, наушники работают оптимально (что бы это ни значило).

Я бы лично обращал внимание на наличие пресловутых «20-20к» — оно сразу настораживает, кажется, что этот параметр даже не пытались измерить или рассчитать. Но и гнаться за обязательным наличием 50-60 кГц не вижу особого смысла, так как более «узкие» варианты могут звучать не хуже при реальном прослушивании.

АЧХ

Амплитудно-частотная характеристика показывает взаимоотношение частот: какие будут подчёркнуты больше, какие воспроизведутся без дополнительных усилений, а каких может не хватать при подаче «ровного» сигнала (например, белого шума, у которого все частоты имеют одинаковый уровень). Выглядит как кривая на графике, где вертикальная ось – уровень в децибелах, а горизонтальная — частота в герцах. Очень любима и является объектом сравнения в надежде понять, какие наушники лучше или хуже звучат (спойлер: не поможет).

Все частоты можно разделить на три большие группы: бас (20 – 160 Гц), середина (160 – 1300 Гц) и верхние частоты (1300 — 20 000 Гц), которые тоже при желании можно порезать на более мелкие подгруппы. В зависимости от того, что больше или меньше выражено, выделяют разные формы АЧХ и соответствующих названий.

Ровная АЧХ, или «палка»: в таком случае все частоты передаются плюс-минус одинаково, звук получается самым «честным» и правильным. Но далеко не всем такое нравится, и потому перед покупкой стоит как следует их послушать.

АЧХ типа «V», или «вилка»: самый частый вариант, его больше других выбирают люди. Отличается подъёмом НЧ и ВЧ-диапазонов при неизменной «середине» или, напротив, средние частоты опускаются, а бас и верх остаются как есть. Лучше всего «вилка» подходит к актуальным жанрам, электронщине и тому подобному, но любители классики или плотного качественного рока могут быть недовольны. Опять же, вопрос очень субъективный.

АЧХ типа «обратная вилка», или «обратная V» — противоположность предыдущего варианта, у которой акцент сделан на средние частоты, а бас и верх выражены в меньшей степени. Звучат такие наушники довольно скучно и неинтересно, подходят разве что для каких-нибудь подкастов, аудиокниг или подобного. Самый редкий тип.

АЧХ «светлая» и «тёмная» (или «светлый и тёмный звук»): в первом случае ослабляется низкочастотная составляющая, во втором — высокочастотная. Решения на любителя, под определённый материал и обстановку.

И вот когда мы разобрались с основными типами АЧХ, самое время сказать, что каждый измеряет их по-своему. Да! Есть разные измерительные стенды, и на каждом из них результат будет свой, так что сравнивать графики логично, только если они получены на одном и том же оборудовании в одинаковых условиях. Плюс на субъективное восприятие частот влияют посадка наушников, наличие или отсутствие внешнего шума и даже громкость: при её увеличении бас будет восприниматься мощнее, а при уменьшении — ослабляться. Если кому-то интересно более подробно узнать, на сколько же происходит изменение при разных уровнях сигнала, поищите кривые равной громкости, которые и показывают этот подъём в области НЧ (и небольшой в ВЧ). Да и согласование сопротивлений усилителя и наушников тоже будет вносить свои коррективы, так что использовать АЧХ для однозначного понимания, как звучат наушники, порой очень затруднительно.

Мощность максимальная

Ещё одна строчка в параметрах, которая может обозначать что угодно: на какой мощности наушники не будут выдавать искажения, будут выдавать искажения приемлемого уровня (какого?), смогут работать с жуткими искажениями, но не сгорят, сгорят, но через сотую долю секунды, сгорят сразу. Тип подаваемого сигнала также не указывается, а ведь есть различия между музыкой, разными шумами или синусоидой конкретной частоты.

А что с беспроводными?

В характеристиках беспроводных наушников тоже часто указываются сопротивление и чувствительность. Только в их случае эти параметры бессмысленны от слова «совсем»: сигнал передаётся в цифровом виде по воздуху, принимается электроникой наушников, обрабатывается, преобразуется в аналоговый, усиливается и подаётся на излучатели — всё это происходит внутри корпуса. То есть все согласования сопротивлений, выбор чувствительности и т.д. сделаны (должны быть сделаны) на этапе проектирования, и никакие ваши действия, включая замену смартфона, программного плеера и так далее, не повлияют на это. Максимум, что вы сможете, — дать сигнал на увеличение громкости, и тоже в виде команды встроенному в наушник усилителю.

Выводы

Цифры — дело, конечно, важное, но далеко не всё описывающее: можно найти наушники, у которых одинаковая АЧХ и сравнимая чувствительность, подключены к одному источнику, но звучат по-разному. И вот эту разницу, увы, в характеристиках вы не найдёте. Да, знание сопротивления позволит вам выбрать более подходящие к вашему источнику модели, чувствительности тоже помогут в выборе, даже АЧХ может дать примерное понимание, но покупка наушников «за глаза» — это всегда риск, уменьшить который вы можете, только начитавшись и наслушавшись мнений людей, их тестировавших. Ну и, конечно же, в первую очередь доверяйте своему слуху и внутреннему ощущению, ведь наушники вы берёте для себя, и только вам знать, что такое Идеальный Звук. Обрести который всем вам искренне и желаю!

[email protected]
наверх