Привет.
Открыл сезон самокатов. На одном из московских бульваров остановился на светофоре и наблюдал прелюбопытнейшую картину, мужчина вынырнул из перехода метро, подошел к светофору и достал из сумки отвертку, после чего начал увлеченно откручивать винты на коробке с кнопкой для пешеходов. Никакой форменной одежды на нем не было, обычный человек из толпы. Дожидаться окончания процесса разбора коробки не стал, но внешне все выглядело вполне рабочим, в чем был смысла сего действа, мне до сих пор неизвестно. Не уверен, что он даже крутил винты, копался в чем-то на этой коробке с отверткой. Согласитесь, что действие выглядит как минимум странным.
Эта сценка городской жизни заставила вспомнить про вандалов, что живут рядом с нами, выглядят как обычные горожане и заподозрить в них деструктивные наклонности почти невозможно. И я не говорю о соседях, что вступают в борьбу за место автомобиля под своими окнами и почему-то считают конкретное место своим, хотя никому и ни копейки не платили за него. В таких историях все обычно ограничивается порезанными шинами, выяснением обстоятельств происшествия с участковым. Нет, мне интересны ситуации, что на первый взгляд не имеют под собой никакой логики, проявляются в хаотичном разрушении вещей в городах. И тут речь не идет о радиофобии, когда жители как один встают против строящейся вышки 5G. Никакого 5G нет, есть просто неверие в то, что это может быть хорошо.
Лет десять назад столкнулся у подъезда с соседкой и консьержкой, первая оказалась глубоко верующей женщиной, что отрицала многие достижения цивилизации, но мирилась с ними по необходимости. Например, она не пользовалась лифтом, была вынуждена пользоваться домофоном и причитала, что возможно это удобства от искусителя рода человеческого. Я был глубоко поражен тем, как причудливо перемешалось в голове у человека все, что только возможно. “Вред” мобильных телефонов, волны, которые мы не видим, электричество. Правильное слово — я был заворожен той стройной картинкой мира, которую нарисовало воображение этой женщины. Давно не живу в том доме, но каждый раз вспоминаю эту историю. Конечно же я не врач и не могу ставить диагноз, но впечатление болезненности суждений однозначно присутствовало. Хорошо тут другое, та женщина не вела борьбу против достижений цивилизации, отрицала их только на словах.
Совсем другое дело наш сосед, что невзлюбил домофон и, как выяснилось, осознанно его ломал. После того как частота поломок домофона вышла на рекордный уровень, а жильцы устали сдавать деньги на его починку и замену, решили пойти простым статистическим путем — анализом того, кто открывал дверь и в какой момент ломался домофон. Время инцидентов было известно, так что определить вандала не составило труда, им оказался пожилой человек, что изощрялся в уничтожении домофона и честно признался: “Я не думал, что кто-то меня найдет”. Использовался простой и действенный способ, в механизм заливалась вода, которая достаточно быстро выводила домофон из строя, иногда моментально. Ведь не лень было таскать пузырек с водой и проливать домофон.
Знаете, что меня удивило в той истории? То, что человек не боролся с домофонами как таковыми, ему не нравилось, что он слишком громко звучит и он слышит писк домофона в квартире, когда открыты окна. То есть для него домофон был раздражающим фактором домашней обстановки.
Пожалуй, тут мы нащупали главную причину того, что происходит с устройствами в городах, они раздражают людей и вызывают их реакцию. Например, человек на самокате может напугать прохожего, при удобном случае и вне глаз других людей, он пнет стоящий самокат, так сказать, отомстит.
Самое первое столкновение с вандализмом в моей жизни произошло еще в школе, тогда это вызвало у меня нешуточное удивление. Молодой парень остервенело пытался оторвать трубку в телефонной будке, но у него ничего не получалось. Он крутил провод, повисал на нем, бил эбонитовый корпус трубки о металлический корпус автомата. Причина столь исступленного поведения была неясна, а других прохожих поблизости не было. Возможно, что у него автомат съел две копейки и он не мог позвонить, возможно, причина была другой. Но это был самый обычный вандализм, и нечто подобное происходит ежедневно и в разных уголках света.
Как-то вечером гулял с друзьями по Аббот Кинни, это тусовочное место в LA, где много кафе, магазинчиков, граффити. Яркое, необычное и, как правило, многолюдное, но вечером буднего дня не такое уж наполненное толпой. С удивлением услышал, как пищит электросамокат Lime, его куда-то тащил молодой паренек. Когда вы не разблокируете самокат в приложении, а пытаетесь переместить, включается своего рода сигнализация — не очень громкая, но заметная. Этот самокат утаскивали именно так.
На другой стороне улицы заприметили другого паренька, он также тащил самокат. Ощущение складывалось, что люди заняты работой, если бы у них не был вид отдыхающих серферов, которым нечем заняться вечером, и они страдают от безделья. В одном из переулков мы обнаружили конечную точку сбора самокатов и, как оказалось, велосипедов из уличного проката — рождественскую ель.
Около шести молодых людей увлеченно собирали “ель” из подручных предметов, не обращая внимания на то, что работает сигнализация, а фонари подмигивают, это были своего рода гирлянды. Разобрать такую конструкцию достаточно сложно, что-то наверняка поломается и придет в негодность. И, на минуточку, это чужая собственность, которую просто выводят из строя. Мера ответственности за такое поведение понятна, тут не нужно ничего придумывать, если бы этих ребят поймали, то им дали бы вполне реальное наказание. Но ситуация такова, что никаких наказаний за порчу скутеров и велосипедов в США практически нет.
В России была нашумевшая история относительно самокатов, около 800 прокатных самокатов испортило трое злоумышленников, они мазали рули, управляющие панели солидолом, пользоваться после этого самокатами было невозможно. История случилась летом 2021 года, трех злоумышленников нашли и оказалось, что причина была не в боязни самокатов, а попранных бизнес-интересах, они посчитали, что компании-владельцы сервисов обошлись с ними не по справедливости, что-то не заплатили. Уже в сентябре того же года суд рассмотрел дело, и они выплатили компаниям миллион рублей в рамках мирового соглашения, уголовной ответственности не было. Для сервисов было невыгодно привлекать внимание к истории, провоцировать людей на подобные действия.
В Англии видел, как молодежь заливает камеры спреем из баллончиков с краской, своего рода протест против системы наблюдения. Но почти всегда вандализм — это реакция на те или иные факторы большого города, того, что вызывает раздражение, меняет привычный образ жизни. Стекла в Сапсане в первые годы била не местная шпана, а люди, расстроенные переменой расписания, которое стало для них неудобным. В любом случае вандализма нужно понять, что поменялось и как это повлияло на социум, зачастую никто не думает об этом заранее, не предполагает, что может случиться.
Наверное, за скобками нужно оставить больных людей, логику которых мы никогда не сможем понять. Например, в одном из чатов натолкнулся на “мстителя”, что рассказывал, как он незаметно разливает жидкость на сидение такси, чтобы в последующем пассажиры были мокрыми. До предыстории вопроса так и не докопался, точнее не успел — модераторы быстренько зачистили “мстителя”. Вандализм ли это? Однозначно. Больной этот человек? Думаю, что да, так как объект его мести никакого отношения к тому, что с ним случилось не имеет. То есть тут страдают вполне случайные люди.
Как ни странно, в России люди достаточно терпимы к новому, не стремятся уничтожить непознанное. Чем ниже уровень образования, тем больше разных историй, например, попыток сжечь оборудование сотовых операторов.
Иногда людей на что-то подобное толкает зависть, например, знаю предостаточно количество случаев, когда люди на складах разных компаний намеренно портили товар, мстили за социальное неравенство. Приятно испортить тайком телевизор за полмиллиона, думая о том, как кто-то будет переживать из-за этого. К слову сказать это одна из причин, по которой складские помещения больших компаний одними из первых обзавелись камерами и системами наблюдения, число “поломок” на складах быстро сошло на нет, переместилось в логистику и магазины.
За вандализмом почти всего стоят социальные и/или экономические причины, ничего другого тут нет. Иногда это молодежь в приливе чувств и эмоций что-то крушит, но чаще раздражение вызывают вещи, с которыми связаны какие-то неприятные истории, всегда есть первопричина. Страх, опасность, другие эмоции, все это выливается в реакции, которые люди проявляют в отношение предметов, что не могут дать сдачи. Но с развитием систем наблюдения все меньшее число людей ведут себя непотребно.
Знаете какое явление побороли камеры? Людей, что испражняются в подъездах или во дворах, не могут дотерпеть до ближайшего туалета (речь не про тех, кто болеет и не может терпеть, а просто кому приспичило). Каким-то чудом такие люди добираются до туалетов, находят возможность не делать этого в подъездах. Камеры быстро и эффективно побороли эту беду. И с вандализмом примерно такая же история, ломают вещи тайком, когда уверены, что никто не увидит, не узнает. А значит количество таких историй будет идти на спад, ведь в нашем мире ничего тайного не осталось.