Уголок изобретателя №13. Новогоднее изобретение

Привет.

Сегодня будет истинно праздничное изобретение. Спрогнозировать пользовательскую реакцию на него сложно. Мне идея показалась благой, но причины для отрицательного восприятия также в наличии. Но сперва давайте проанализируем отклик на изобретение из прошлого выпуска. Напомню, это был шлем VR с необычной системой управления и креплением:

Обратная связь

Главной претензией, о которой я и сам упоминал в самом конце статьи, стала безопасность. Крепить голову, пусть даже в шлеме, к потолку и рассчитывать на то, что не произойдет несчастного случая при работе с устройством, отсекающим реальность от глаз и заставляющим дергаться из стороны в сторону, по меньшей мере самонадеянно. Риск получить вывих, а то и перелом, далеко не нулевая. Однако в формуле изобретения данный момент был продуман. Я не стал его подробно раскрывать, чтобы сконцентрироваться на основном техническом результате, но, видимо, стоило. Безопасность же описана вот в этом пункте формулы:

3. Устройство виртуальной реальности в соответствии с п.1 и п.2, отличающееся тем, что содержит жилет, соединенный с телескопическим манипулятором.

Эта формулировка включает в том числе такую конструкцию жилета, которая не предполагает запрокидывание головы дальше определенного угла относительно рамы жилета. Да, это буквально не описано, но про жилет я все же сказал. Изначально идея была в том, чтобы пользователь в случае, например, потери сознания не повис на шлеме, нагружая шейный отдел позвоночника. Однако если сделать гибкое соединение в виде импровизированного позвоночника между шлемом и жилетом, то проблема сворачивания шеи при дурном прыжке вперед решит проблему.

Другой претензией было то, что логика ходьбы будет отлична от привычной. Если сегодня в VR шаг в реальности — это шаг в виртуальном мире, благодаря датчикам и камерам, то в предложенном изобретении движения персонажа в VR полностью копируют реакцию аналога из обычных игр на наклон стика. То есть если мы давим на стик, то персонаж движется и останавливается исключительно тогда, когда стик возвращается в нулевое положение. Отсюда в описании и были те самые «переступает с ноги на ногу». Этим подчеркивалось, что пользователь будет топтаться около одной точки. Также не всем было понятно, что в манипуляторе крепления объединены два стика с привычного контроллера. Поворот головы — это чтобы осмотреться, а смещение шлема относительно нулевого положения — это перемещение.

Еще одним доводом против была практичность. Крепление в потолок — это все же не картину на один саморез повесить. Особенно если крепление призвано удержать тело массой килограмм сто. А если квартира съемная? А если натяжной потолок? Эти аргументы проистекают из бытового восприятия продукта в сегодняшнем времени. И это логично. Однако мне VR видится повсеместно внедренным устройством самого ближайшего будущего. Это таит в себе множество вызовов для общества, но это случится. А потому подобные устройства и механизмы их установки станут столь же привычными, как кронштейны для телевизора на стене или проектора (кстати, тоже под потолком). Например, в таком виде:

Обратите внимание на конструкцию под потолком. В «Бегущем по лезвию 2049» это было устройство для перемещения голограммы по квартире. Вильнев детализировал будущее оптимистичнее, чем оно видится мне. В моем воображении данный кронштейн удерживал бы человека в VR-шлеме. Но не будем зацикливаться. Продолжим.

Сегодня мы, на самом деле, рассмотрим не только новогоднее изобретение. Оно было бы уместно гораздо чаще, но его необходимость острее чувствуется исключительно по подобным праздникам. Это семья. Именно в Новый год мы озадачиваемся подарками всем родным и невольно перебираем в памяти всех родственников и близких.

Проблема

Суть вовсе не в том, что на подарки всем родным сегодня требуется весьма внушительный бюджет, а в том, что часто из-за бешеного ритма жизни мы вспоминаем о дорогих сердцу людях только по праздникам. Но моложе никто из нас не становится, и иногда праздники являются грустным напоминанием, что кого-то уже нет с нами.

Уровень техники

Как бы то ни было, изобретения, которые призваны в том числе снимать боль утраты, существуют с древних времен. Это различные изображения ушедших людей. В истории изобретение встречалось во множестве форм. Скульптуры, гравюры, картины и, наконец, фотографии.

Первым вариантом сохранения памяти о родственниках является старый добрый фотоальбом. Распечатка фотографий с последующим их помещением в отдельную книжечку до сих пользуется популярностью у старшего поколения. Мы, безусловно, можем посмеиваться над данным увлечением, но последний раз я с интересом полистал мамины подборки, вспоминая некоторые моменты давних приключений.

Развитие фотоальбомы получили в виде своих цифровых аналогов и фоторамок. Память бесконечная, размеры компактные. Можно даже загружать видеоролики. Но есть и минус. Если уж потеряете или сожжете память, то все исчезнет навсегда:

Но есть вещи, которые непосильны для подобных устройств, но вполне осуществимы в ближайшем будущем.

Это кадр из эпизода «Я скоро вернусь» сериала «Черное зеркало». По сюжету у девушки гибнет молодой человек. Она воспользовалась специальным сервисом, который посредством анализа данных из открытых источников позволил сгенерировать его голос, манеру разговора и темы для бесед. Она начала общаться с ним с помощью голосовой связи. И если бы мы не знали о существовании нейросетей, то в это было бы сложно поверить. Но сегодня это уже довольно близко к реальности. Дальнейшие события серии нас не касаются. Но вы все же посмотрите, если вдруг не видели. Однако данный прием хорош, когда есть возможность скормить нейросети множество мультимедийных данных. А если такой возможности нет?

Впрочем, речь не идет о столь трагичном сценарии. Остановимся на родственниках из других эпох. Здесь могло бы помочь следующее изобретение:

Иллюстрация выше взята из патента, где нам предлагается способ поиска людей на основе детерминированных и вероятностных связей. Не все люди окажутся четко задокументированы. Я и сам недавно решил наконец взяться за составление генеалогического древа. Рассказы родственников вдохновили, и я задумался. Но спустя некоторое время оказалось, что некоторых родственников еще и нужно определить. Иногда необходимо определять даже степень родства. И если бы у нас собирались сведения ДНК, как, например, в США, то пригодились бы следующие наработки:

Здесь уже идет процесс медицинского выявления родственных связей. Однако даже после всего этого мы окажемся в ситуации, когда все родственники найдены, но по-прежнему это не более чем изображения их облика.

А дальше начинается та самая тонкая грань. С одной стороны, можно часто слышать фразы о том, с каким удовольствием условный предок сегодня воспринял бы те или иные события. Как бы он радовался внукам или какой огромный дом сумел бы построить. С другой же — понятно, что всему свое время и стоит отпустить прошлое. Однако если вернуться к сюжету из «Черного зеркала», то можно поступить аналогичным образом.

Это иллюстрация из патента на способ создания генеалогического древа. Он хорош тем, что использует существующие технологии и даже позволяет оживить «сухие» фотографии, заменив их короткими видеороликами:

Недостатком последнего изобретения является ограниченность исключительно современниками. А если объединить поиск родственников из первых предложенных аналогов, дополнить современными вариантами включения в ветви виртуального древа и дополнительно оживить посредством генеративных нейросетей? То есть видеоролик с предком превратится в живую анимацию модели, которая будет синхронизировать движения губ с текстом, который также подскажет нейросеть на основе заданного контекста. То есть, как бы это цинично ни звучало, по сути, мы будем использовать облик жившего давно человека, чтобы создать его виртуальную имитацию. Текстовая модель будет основываться на информации о человеке, времени, в котором он жил, его образовании и ключевых исторических событиях. Таким образом, можно получить опыт общения с представителем давно ушедшей эпохи и выяснить его отношение к событиям сегодняшнего дня.

Осуществление изобретения

Пользователь загружает приложение в соответствии с заявляемым изобретением. Интерфейс может быть выполнен аналогично конференц-звонку в существующих на сегодняшний день мессенджерах, где отображаются участники в виде информации с камер их электронных устройств. Происходит общение. При этом участниками могут быть виртуальные модели людей, не существующих в реальном мире. Например, это могут быть персонажи кинофильмов, модель которых построена на анимировании трехмерного изображения, полученного в результате сканирования актера. Текст речи такого персонажа может генерироваться в соответствии с искусственно созданными данными, которыми виртуальный персонаж может владеть. Аналогичным образом может быть подготовлена реакция персонажа на обсуждение тех или иных тем, а также тембр голоса или манера разговора. Также способ в соответствии с изобретением позволяет создать виртуальную версию жившего ранее человека для общения, например, в кругу семьи. Аналогичным образом нейросеть может анализировать информацию того времени, свидетелем которого был живший ранее человек, для создания базовых знаний его виртуальной копии. Может задаваться жизненная позиция такого виртуального человека и его предпочтения.

Программные продукты в соответствии с описанным способом могут стать аналогом «капсул времени» на старых видеокассетах, которые нередко всплывают в семейных архивах. Главным преимуществом может оказаться имитация живого общения.

Формула изобретения

Способ создания виртуальной модели человека, содержащий:

Может показаться, что цинизм и злоупотребления мгновенно «войдут в чат», но, так или иначе, виртуальные модели появляются. Модели фильмов для взрослых создают свои виртуальные копии, чтобы их актерский талант оставался востребованным уже после заката основной карьеры.

Так почему бы не привнести в этот процесс культуры. Ведь, кроме предков, могут быть актуальны также и исторические личности. Может, этот процесс позволит юным умам приобщиться к историческим событиям в игровой форме на основе самых передовых технологий? Кроме того, на мой взгляд, это отличное прикладное использование генеративных нейросетей, на которое я некоторое время жаловался. Безусловно, никто не отрицает ни законодательных ограничений, ни эффекта «зловещей долины», но все эти вопросы, как мне кажется, решаемы. Если же некоторые вещи решить не удастся, то всегда можно использовать подобный сюжет для киберпанковской короткометражки.

Но изобретения изобретениями, а родственники и близкие — это все-таки самое главное. Не забывайте о них и обязательно поздравляйте в праздники, чтобы потом не пришлось рассчитывать на подобные идеи.

Смелых идей, отличных изобретений и успешных продуктов. Удачи!

[email protected]
наверх