Привет.
Снова подсмотрел тему для материала в комментариях. Спасибо за отклики и мнения. Частично идея была разобрана в предыдущей статье, где мы изобретали самоходный модуль для смартфона. Тема не закрыта. Мыслей на тему автомобилей у меня много.
Не все они приходятся по вкусу, но тем интереснее в обсуждениях понять, что движет сторонниками концепции «личный автомобиль в каждый дом» и каковы их жизненные сценарии его использования. Но об этом не сегодня. Сегодня же нас интересует сам дополнительный модуль для смартфона. Я уже как-то упоминал, что считаю, что чехлы и всяческие аксессуары — не просто так не добавил сам производитель. Они либо избыточны, либо нужны настолько малому числу пользователей, что нет никакого смысла тратить ресурсы на их разработку и производство. В лучшем случае получим еще одну группу товаров для реализации с сопутствующими затратами, в худшем — невостребованные аксессуары, недовольных клиентов и критику в прессе. Вот отличный пример:
Но то, что история простит Apple, для других компаний может стать очень серьезным ударом. У нас недавно выходил материал по следам выставки Lenovo Tech World 2023:
Компания Lenovo поделилась своими идеями о применении нейросетей и спрогнозировала свой сценарий развития событий. Если кратко, то людям нужны индивидуальные нейросети, чтобы они частично работали вместо них. Мотив компании, как производителя железа для подобных игрушек понятен. И обладание таким инструментом в какой-то степени логично. Но мне очень понравилось критическое мнение, высказанное в комментариях. Оно заключалось в том, что использование ИИ-двойников приведет, во-первых, к еще большему снижению умственных способностей пользователей из-за необходимости запоминать только то, что не может запомнить виртуальный помощник. А мы все понимаем, что таковая информация скоро попросту исчезнет (которая неподвластна запоминанию компьютером). А, во-вторых, подтолкнет индустрию к созданию приложений не для пользователей, а для их цифровых двойников. И тут я призадумался.
Как счастливый отец двоих подростков, я вкусил сопутствующего «счастья» в виде усвоения информации о том, что такое Roblox.
Мне эта игрушка показалась пародией на Minecraft, но детей она завлекла все же больше кубической песочницы. Сравнивать игры не стану. Надеюсь, не придется углубиться в них настолько. Но заметил одну тонкость. Как-то коллега рассказала, что у нее одной небольшой ежемесячной статьей расхода является оплата костюмов персонажа дочери в Roblox. И, казалось бы, а что здесь такого? Ну, захотел ребенок скин поменять на модельке своего персонажа. В чем проблема? И сначала я не придал этому значения, но потом случилась статья про выставку достижений Lenovo, и в том самом комментарии я обратил внимание на еще одну важную деталь. Акцентировалось внимание на том, что ИИ-двойники — это аналоги цифровых двойников, на которых выстроена концепция метавселенной. То есть, что мы имеем. Человек подменяет себя двойником, чтобы реализоваться в игровом мирке. Можно подумать, что это не более чем развлечения для детей. Однако потом память подкинула мне вот такую картинку:
Из описания новости я понял немного, но суть ухватил. Это автомат в CS:GO с каким-то редким скином «Дикий лотос». За него заплатили 1 миллион юаней. И тут детские забавы с костюмами в Roblox мне резко показались безобидными. Сразу оговорка. Я не считаю, что на игры нельзя тратить деньги. У меня у самого есть несколько купленных в Steam игр, которые были приобретены исключительно для коллекции и в расчете на то, что когда-нибудь я их запущу, поиграю и, может, даже пройду. Но тревожным мне показалось то, что при относительно слабом продвижении метавселенных, где для аватаров сразу начинали продавать костюмы, в старой доброй «контре» это, оказывается, успешно делают на уровне, сопоставимом с аукционными домами. И снова оговорка. Я не считаю, что созданное в цифровом мире — это пустая трата времени. Меня очень восхищают некоторые творения виртуальной среды. Именно это, я считаю, роднит виртуальные произведения и полотна художников. Какой-нибудь Ривенделл в Minecraft или копии какого-нибудь реально существующего города очень впечатляют:
Но все же одно дело расценивать это просто как самореализацию и совсем другое придавать искусственную коллекционную ценность предмету. Понимаю, что здесь есть большой простор для дискуссии, но сейчас не время. Особенности взаимодействия с играми посредством приобретения уникальных костюмов для аватаров и скинов для оружия, подтверждают точку зрения о том, что сегодняшние разработки уже и без внедрения ИИ-двойников частично построены на создании программных продуктов для наших цифровых копий. А что же с первой частью беспокойства по поводу разработок Lenovo? Напомню. Это были переживания из-за потенциального снижения умственных способностей.
И здесь хотелось бы поделиться соображением, пример для которого я выбрал буквально вчера (в понедельник). Я привычно уже практически завершил свои вечерние страдания на беговой дорожке, как в фильме «Афера Томаса Крауна», что был на очереди в качестве фонового видеоряда, заговорили о сильно тесном мире художников, способных подделать разыскиваемую стражами правопорядка картину.
Фильм вышел в 1999 году и тогда еще не предполагали, что нейросети сумеют рисовать стилями разных художников. Впрочем, как оказалось, даже фильтры в Photoshop легко с этим справляются. И ведь мы прекрасно знаем, что взять в руки кисть, краски и холст не в пример сложнее, чем скачать нужное программное обеспечение и несколько месяцев штудировать видеоуроки.
Однако художественные навыки сегодня смело приравниваются к уровню владения Photoshop. Что в какой-то степени даже верно, поскольку продукт Adobe имеет большее практическое применение в реальной жизни. Традиционные же художники проявили завидный консерватизм и сумели остаться в очень узкой нише высокооплачиваемых специалистов с конкурсом миллион человек на место, востребованных исключительно на рынке создания произведений искусства, удел которых становиться активами и объектами для копирования. И если программы для художников можно расценивать, как естественный процесс миграции творчества в виртуальное пространство, то всевозможные наборы кистей могут способствовать тому самому снижению умственных способностей.
Выше вы можете видеть кисти, которые делают готовые элементы оформления модели без необходимости создания складок, замятий и стежков. Речь о скульптинге, а не о Photoshop, но тем не менее программа сделает гигантский пласт работы за вас. Безусловно, производительность возрастет, но это будет уже конвейер. И хотя сегодня можно говорить о том, что конвейер уже не является синонимом низкого качества из-за жесткого контроля и отбраковки, но с использованием шаблонов в произведениях с замахом на уникальность, оригинальный стиль и художественную ценность могут возникать проблемы.
Если творчество кажется вам слишком субъективным для оценки снижения умственных навыков, то есть пример и для инженеров. Например, те самые прочностные расчеты, которые сегодня интегрированы в программы для параметрического моделирования. Думаю, не ошибусь, если скажу, что мало кто сегодня полноценно используют знания о сопротивлении материалов и теоретической механике при проектировании конструкций. Вероятнее, что конструкции и узлы проверяются непосредственно в программе для моделирования, либо же отправляются на расчет на ресурсах стороннего программного продукта.
Но посыл статьи вовсе не в том, чтобы сетовать на гипотетическую ситуацию с отключением электричества и невозможность созидательного процесса без соответствующего программного обеспечения, оказавшегося неработоспособным. Такая статья у нас уже есть:
Суть в том, что, не решая задач, которые сегодня в автоматическом режиме решает программа, мы утрачиваем возможность СТАВИТЬ более сложные задачи. Не спешите гневно высказываться. Разумеется, воображение существенно раскрепостится, если не грузить его тонкостями вроде выбора оптимальных материалов, с которым справится и программа. Но вот в мелочах это может вылиться в проблемы. Был один проект, где специалист не мог понять, почему проектируемый им купол не вписывается в заданную площадь при заданном объеме воздуха внутри. И к удивлению специалиста, оказалось, что сектора, которые он заложил в конструкцию, просто не способны создавать сферу (в его случае — полусферу), поскольку он пытался получить искомые параметры с использованием правильных шестиугольников. То есть воображение ему дизайн подсказало, а расчеты с ним дружить отказались. Может показаться, что на постановку сложной задачи его знания не повлияли, но знай он о невозможности получить сферу из шестиугольников, он закладывал бы иную конструкцию, концентрируясь на проработке деталей, стоящих в иерархии важности выше, а вынужден был разбираться с мелкими нестыковками. Думаю, что и у вас найдутся схожие примеры.
То есть, что мы имеем. Программы обрастают расширениями и плагинами, игры наполняются магазинами костюмов и атрибутики для виртуального персонажа. Это как раз то, что называется разработка программ для программ. А интеллектуальные показатели пользователей тем временем снижаются.
Верхом абсурда я бы назвал виртуальных помощников. Это те самые ИИ-секретари, которые блокируют спам-звонки и защищают от нежелательных подписок. Мне это видится, так. Программа для автоматического дозвона каким-то образом получила мой номер. Робот его набирает и предлагает мне какую-нибудь ерунду. С подключенным же виртуальным секретарем такой звонок распознается как спам и на него отвечает уже МОЙ робот. Робот общается с роботом. И улучшения этих программ также проводится. Здесь, кстати, утверждать, что пользователи теряют интеллектуальную хватку, можно со стопроцентной уверенностью. Достаточно взглянуть на статистику того, насколько успешно подключаются нежелательные услуги. Наверняка каждый здесь хоть раз, да ловил какие-нибудь непонятные списания за условные «гороскопы».
Нет в мощных графических программах и нейросетях ничего плохого. Ни в коем случае не призываю и инженеров засаживать за ручной расчет эпюр. Но все эти общения роботов на заднем плане ассоциируются с банальной математической операцией «сокращение», когда в числителе и знаменателе одной дроби оказываются одинаковые множители. И как-то уж очень много этих дополнительных множителей последнее время появляться начало. Возможно это отчасти и послужило причиной того самого дауншифтинга, который нам продемонстрировали в AI Pin. Может и правда пора сокращать?
Смелых идей, отличных изобретений и успешных продуктов. Удачи!
P.S. Кстати, о математике. Вычитал тут про ОГЭ:
«Участникам экзамена разрешается использовать: непрограммируемый калькулятор (для каждого участника) с возможностью вычисления тригонометрических функций; линейку, не содержащую справочной информации; выдаваемые вместе с контрольно-измерительными материалами, материалы, содержащие основные формулы курса математики образовательной программы основного общего образования».
Когда устраивался работать в казино, меня на собеседовании спросили, сколько будет 15х17. Наизусть знать не требовалось, но посчитать нужно было верно. Сегодняшние послабления на экзаменах такое собеседование могут сделать непроходимым.
" ..конструкции и узлы проверяются непосредственно в программе для моделирования, либо же отправляются на расчет на ресурсах стороннего программного продукта…"Просто программа снимает с человека рутину расчётов и возможные ошибки, но выбор конструкции или композиции на картине она сделать не в состоянии. ⚽️
> всевозможные наборы кистей могут способствовать тому самому снижению умственных способностейКак говорил Семен из "Убойной силы": "Нарисую и продам". Так нарисуйте и докажите, что любая обезьяна с набором кистей заткнет за пояс художника.Живопись это не простое отображение реальности, иначе бы фотография напрочь убила бы ее лет 30 назад.p.s. В сериале "Министерство времени", персонаж отражающий Веласкеса говорит о Пикассо: "Он велик не тем, что первым начал рисовать каракули, а тем, что каракулями передал свою идею, несмотря на то, что он действительно умел рисовать практически с фотографическим качеством." Сегодняшние рисователи каракуль именно что "сователи", потому что, в отличии от Пикассо, они только каракули и умеют.
Deodorant, ,>> выбор конструкцииБыла уже информация, что ИИ создаёт конструкции по задаче продуманнее чем человек. Они выглядят словно биоструктура. Если все больше задач спустятся в категорию рутины человек не сможет развиваться, чтобы ставить задачи сложнее.
Ian Holm, ,>> иначе бы фотография напрочь убила бы ее лет 30 назадФотография убила ее, когда появились фильтры и постобработка. Я потому и указал, что живопись так и осталась штучным увлечением. В основном из-за сложности освоения, конечно, но не в последнюю очередь и благодаря той самой субъективной оценке (часто искусственной) одинаковых по уровню работ, которая отсеивает абсолютное большинство художников.О Пикассо же моё мнение таково, что он именно что был просто первым. Хорошо. Пусть не первым, кто рисовал каракули, а ПЕРВЫЙ, кто изобразил ими свою идею. Так или иначе, но ПЕРВЫЙ.В пользу точки зрения о субъективности искусства рекомендую творчество великого современного художника Тищенко.
Mikhail Volkov, А как же Джексон Поллок 😁
Человеку свойственно терять неиспользуемые знания и навыки. Так было, есть и будет. При этом всегда найдется контекст где они окажутся насущными, либо могут помочь избежать казусов. Поэтому анализ "деградации" нужно проводить в некоем историческом периоде. Что мы потеряли 25, 50, 100 лет назад? Что про такую потерю говорили современники? И как мы дожили до сегодняшнего прогресса с этими потерями? Тогда станет более понятно, как мы переживем потери последних лет.Для оценки "идиотизма" покупки скинов, также стоит провести исторические параллели. Считаете покупка картины и тем более дорогая покупка картины с именем сильно отличается? А бешеная цена на брюлики? А беготня за "элитными" брендами одежды/аксессуаров? Все эти поступки, одного плана.Какой-то из "идиотов" закатал в консервные банки свои испражнения, а другие "идиоты" их купили на аукционе за бешеные деньги. Думаете это было недавно? К сожалению современные поисковики совсем испортились, найти не смог, но по памяти, с момента события прошло больше 50 лет.Поэтому дурость не растет, а только модифицируется. Что позволяет увидеть в поступках эту дурость. А просуществую она столетие, обязательно найдут оправдания и дуростью быть перестанет.
Mikhail Volkov, Специализированный профессионал создаст более продуманное решение. Этими решениями, справочниками, пользуются инженеры, собирающие из них другое решение. И как уже писал в соседнем посте, это не состояние, а процесс. Мы, даже без ИИ, все больше опираемся на решения созданные другими. Сейчас пришла пора шагнуть на еще одну ступеньку. Откуда страхи?
Lecron, ,>> Специализированный профессионал создаст более продуманное решениеЕсли мне память не изменяет, то в той ситуации как раз конструкция ии и оказалась более продуманной. Причём не в той части, что касалась достаточности функционала, а в грамотном расходовании ресурсов, во избежание переизбытка функционала (легче конструкция, тоньше металл и т.п.). Специалисты нередко подвержены зашоренности и делают по справочникам и опыту прошлых лет, не учитывая некоторых новшеств.
Lecron, мне слабо верится, что полотна художников, что сегодня стоят миллионы можно рассматривать равнозначным активом консервированным испражнениям. Не приведи случай)
Mikhail Volkov, Я говорил про другое. Каков вклад последнего в цепочке инженера, в полученное решение? Даже не единицы, а доли процента. И хорошо если десятые доли, а не сотые или даже тысячные. Кто-то изучил материалы, кто-то конструкции, кто-то вывел формулы, кто-то это усовершенствовал, причем многократно. Но мы этого не замечаем — инженееееер, уууумный! А как только еще на чуть-чуть ПО уменьшило эту долю процента — караул, "человек не сможет развиваться, чтобы ставить задачи сложнее"!Кстати, на счет расходования ресурсов. Диплом был по рамам переменной жесткости. Выигрыш приличный. Но применимость исчезающая. Технологичность мешает. Зашоренность специалистов под большим вопросом. Не лезут туда, где вмешательство не требуется. Неизвестно сколько вылезет подводных каменей у "продуманного" решения.
Mikhail Volkov, Функциональней и продуманней являются хрущевки, а спрос больше на сталинки. Не все хотят жить в сотах куба или сферы. Что будет на картине, определяет художник, а чем малевать , это дело второстепенное
Lecron, Я тоже надеюсь что испражнения не станут активом. Только говорю про другое — картины не должны быть таким миллионным активом. Это скин на стенку :))
Ian Holm, >> каракулями передал свою идеюКак-то услышал интересную фразу. Если суть передаваемой идеи надо объяснять, значит она плохо передана.Сейчас глянул на пяток предложенных Гуглом полотен. Идеи не увидел.Можете еще спросить у ребенка/подростка, что он увидел в этих полотнах. Ведь устами младенца глаголит истина :))
Мы ж под санкциями, у нас не будет нейросетей.
Нет никаких совершенствований. Есть желание планомерно подрубать бабла на пустом месте.
John Doe, иногда все же чего-нибудь, да изобретают)
Mikhail Volkov, Фундаментального — ничего. Всё ради денег). Буду рад если меня разочаруют)). Это как борьба с раком. Или стоматология.
про увеличение послаблений на экзамене по математике с течением времени есть известный графический мем. он замечательно иллюстрирует всю глубину проблемы. еще здесь хочется отметить, что школьная программа до примерно середины 20-го столетия давала знания, которые потом были применимы в жизни, в том числе в повседневной, особенно на послевоенных территориях. страны восстанавливали свои экономики, и не было возможности "подтирать сопельки" каждому дитяти до 20-22 лет. но по мере роста уровня жизни, уровня комфорта (качества) школьная программа все больше отрывалась от реальности. мы с коллегами недавно обсуждали в очередной раз причины неспособности студентов к обучению, и пришли к выводу, что (по крайней мере в нашей сфере ответственности) в этом виновата чрезмерная гуманитаризация школьного образования. неспособность к абстрактному мышлению есть прямое следствие сокращения количества математических дисциплин в учебном процессе. да, перемножить в столбик пока еще многие способны, пусть зачастую и в Экселе, а не на листочке. но вот выполнить простую декомпозицию задачи на составные операции, даже для таких простых, казалось бы, ситуаций, как приготовление завтрака/обеда/ужина средний 9-классник уже не может. и это беда серьезная.
искреннее спасибо за использование моих мыслей в подготовке материалов, рад быть полезным
Филипп Мастяев, Вам спасибо. Приятно, когда статьи находят отклик в виде столь интересных мыслей 🤝
Kip_Thorne, Почему? Их уже куча — от Яндекса, Сбера, Мейла на все вкусы, из всех щелей торчат уже
"Суть в том, что, не решая задач, которые сегодня в автоматическом режиме решает программа, мы утрачиваем возможность СТАВИТЬ более сложные задачи" — полностью с Вами согласен, убивается скажем так: "творческий настрой", умение решать не стандартные задачи, очень много людей реально "подвисают" попав в нестандартный алгоритм. А про робота с роботом, это песня, сам угораю когда Ева на мегафоне общается с другими ботами. Я считаю (никого не заставляю думать как я), что область применения ИИ и ботов должна жёстко регламентирована и регулироваться на уровне правительства. Разобщенность людей уже зашкаливает как и деградация творческого потенциала.
Филипп Мастяев, Согласен, но с замечаниями и сомнениями.1. Школьный физмат редко требовал декомпозиции. Сводилось к одной (под)задаче в рамках темы.2. Мышление, логическое и абстрактное, скорее относится к гуманитарным дисциплинам, а не естественным наукам.3. Образование скорее не ухудшилось, а оторвалось/отстало от объективной реальности. Элементы окружения существенно усложнились, а программа осталась __того же__ уровня. Перенеси того 9-классника в наше время, получили бы сопоставимый результат с нашим образом. Аналогично с переносом нашего в то время (по знаниям).4. Нельзя оценивать уровень знаний того время, по памяти выросшего из того времени. Временна́я отдаленность и жизненный опыт за эти десятилетия, предельно искажают картину.
AlexDevops, Так, это нейросети первого поколения. Чем дальше, тем больше нам будут зажимать санкционную удавку, тем менее мощные компьютеры мы будем получать. И нейросети будут уделом больших корпораций, а не так, как на западе
Lecron, любая школьная задача по физмату требует демонстрировать ход решения. вспомните сами — "дано", "найти", "решение". и под решением понимается именно процесс размышлений и вычислений, особенно в какой-нибудь геометрии, или физике. у тех студентов, что я последние несколько лет массово наблюдаю, имеются проблемы с тем, чтобы корректно интерпретировать "дано" и "найти", а не ход решения изобразить
Филипп Мастяев, Не стану спорить, не знаком с современным средним студентом. Смущает другое. Вы правильно написали: а) программа давала знания, которые б) применимы в жизни. Но всю вину возложили на первую часть этого утверждения, напрочь проигнорировав другую. Однако в жизни того времени, двигатель можно отремонтировать молотком и зубилом; элементарная база из вакуумных ламп с соответствующей сложностью конечных изделий; производственную химию на ¾ можно повторить в школьной лаборатории и ¼ в институтской; и так куда ни плюнь. А сейчас? То есть программа (даже если взять её из тех времен!), не дает насущных знаний. Падает вовлеченности обучаемых. Перемножаем низкую эффективность программу на низкую эффективность процесса — ловите неспособных понять "дано" и "найти"!Недавно смотрел список литературы для чтения. Всё те же кареты, дворяне и прочее из 19 века. В 21 информационном веке. Доколе? Доколе будут отбивать интерес к чтению, вместо его стимулирования?
Lecron, "Но всю вину возложили на первую часть этого утверждения, напрочь проигнорировав другую" я имел ввиду как раз то, что нынешняя школьная программа практически неприменима в современной жизни. те знания, которые там даются, а потом проверяются на ЕГЭ, никак не помогают школьнику-абитуриенту устроиться в жизни.
Kip_Thorne, Они уже не первого ) Нереально ограничить, у графических ускорителей нет встроенных GPS датчиков