Привет.
Праздники прошли, и перед глазами снова замаячила перспектива возвращения в любимый (или не очень) офис. Надеюсь, у вас получилось перезагрузиться и запастись энергией хотя бы на ближайшее время. Приступим.
Итак, работа. Самым очевидным словом, сопутствующим слову «работа», думаю, вы согласитесь, будет «зарплата». Большинство привыкает к тем установкам оплаты труда, которые диктует работодатель. Оклад + проценты, оклад + премия, только проценты, только оклад и т.п. Кстати, любопытно, а с какими вариантами условий оплаты сталкивались вы в своей практике? Поделитесь наиболее интересными.
Итак, зарплата. Обычно работники компаний добиваются ее повышения за счет увеличения продаж, перевыполнения плана выпуска готовой продукции и прочих улучшений KPI. Иногда за счет повышения в должности или благодаря персональным надбавкам к окладу за особые характеристики. Но это все разовые, временные или требующие постоянного внимания решения. Идеальный же вариант — это пассивные навыки. И тут на помощь рядовому сотруднику приходит интеллектуальная собственность.
В рамках всевозможных проектов сотрудниками, как правило, решается множество второстепенных и вспомогательных задач, которые не видны на финальном этапе или как минимум не бросаются в глаза, но неоднократно используются в дальнейшем развитии продукта, являются его частью. Это случается как на производстве, так и в сфере создания программных продуктов.
Например, автомобили. Каков сегодня тренд в данной отрасли? Правильно. Зеленая энергетика, перерабатываемые материалы и т.п. Однако не стоит думать, что только инженеры лаборатории аккумуляторных батарей и электродвигателей будут получать высокую зарплату. Несмотря на особенности используемого топлива, автомобили должны быть еще и удобны в эксплуатации. А это во многом зависит от интерьера автомобиля, поскольку именно внутри автомобиля мы и проводим большую часть времени.
Иллюстрация выше взята из заявки US20150367765A1 компании Toyota на простейший подстаканник. Его главная отличительная особенность в том, что он имеет эластичную форму для удержания чашек и стаканов разных форм и размеров.
Думаю, не стоит говорить, что это максимально бюджетное решение, которое едва ли предназначено для премиальных автомобилей. Но в «народных» его однозначно можно будет встретить. Водители такси наверняка оценят такой элемент. Пятна не въедаются, легко протирать, легко заменяем и дешев. Так что, несмотря на свою относительную простоту и «неважность» на общем фоне всего автомобиля, разработкой этого изобретения занимались. Причем, судя по библиографическим данным патента, аж два человека.
Или давайте рассмотрим пример из области программного обеспечения. Зумеры, наверное, уже не в курсе, но вот престарелые миллениалы должны помнить этого проказника:
Это изобретение компании Microsoft. Патент назывался «Способ управления одновременным отображением нескольких окон в графическом интерфейсе».
По сути, компания патентовала помощника, который забавно корчился и кривлялся, пока ты печатал текст. Указывал на твои ошибки и сыпал «дельными» советами.
Первая заявка, где мы могли видеть Клиппи, датируется 15 июля 1997 года. Особой необходимости в нем, разумеется, нет, но три инженера из разных городов основательно над ним поработали, и скрепыш запомнился на десятилетия. При этом, несмотря на то, что его постоянно критиковали, Microsoft планировали добавить его даже в игры:
Официально его выпилили из офисного пакета только спустя почти 20 лет с выходом Office 2007.
Подстаканник и Клиппи роднит тот факт, что они оба — следствие выполнения сотрудниками поставленной перед ними руководством задачи. В одном случае — сделать автомобиль, а в другом — справку. Они далеко не основной элемент готового продукта, но все же его неотъемлемая составная часть. Разумеется, скрепыш популярнее, но все же оба изобретения принесли неплохие деньги своим создателям. И как именно? — спросите вы. Сейчас вместе разберемся.
Оплачиваемая работа в наше непростое время от случая к случаю различается. Однако в большинстве своем любое рабочее место предполагает исполнение поручений. И многие из результатов деятельности в рамках исполнения этих самых поручений могут быть оформлены как изобретения, полезные модели или промышленные образцы (вспоминаем подстаканник и скрепку). И в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации они подпадут под действие статьи №1370, первый пункт которой гласит:
Изобретение, полезная модель или промышленный образец, созданные в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, признаются соответственно служебным изобретением, служебной полезной моделью, служебным промышленным образцом.
То есть любая идея, пришедшая в голову работника во время выполнения поручения начальства, может оказаться патентоспособным решением. Служебным. Несмотря на его «служебность», право авторства в соответствии с пунктом 2 данной статьи будет принадлежать работнику. Что же касается начальства:
Исключительное право на служебное изобретение, служебную полезную модель или служебный промышленный образец и право на получение патента принадлежит работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работником и работодателем не предусмотрено иное.
В общем, если совсем простым языком: все придуманное на работе — остается на работе (если сильно заранее не условились о другом). После внезапно нахлынувшего на работника озарения необходимо соответствующим образом его оформить. Это происходит в соответствии с пунктом 4:
При отсутствии в договоре между работодателем и работником соглашения об ином работник должен письменно уведомить работодателя о создании в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя такого результата, в отношении которого возможна правовая охрана.
Все очень прозрачно. Есть идея — сообщи. Делать это следует максимально официально. Зарегистрированная служебная записка с номером, датой, подписью. В идеале — запущенная через систему электронного документооборота с возможностью выгрузки маршрута согласования, где будет виден период рассмотрения с точными датами. Это важно, поскольку:
Если работодатель в течение шести месяцев со дня уведомления его работником не подаст заявку на выдачу патента на соответствующие служебное изобретение, служебную полезную модель или служебный промышленный образец в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, не передаст право на получение патента на служебное изобретение, служебную полезную модель или служебный промышленный образец другому лицу или не сообщит работнику о сохранении информации о соответствующем результате интеллектуальной деятельности втайне, право на получение патента на такие изобретения, полезную модель или промышленный образец возвращается работнику.
Это редакция 2022 года. Раньше работодателю отводили на подачу заявки только два месяца. Суть в том, что не всегда начальство может расторопно подсуетиться и организовать должным образом оформление заявки. Особенно когда ведение интеллектуальной собственности не отлажено. Тем не менее, чаще всего работники не подают заявку от своего имени, если работодатель все же пропустил все сроки. Главным образом, потому что придется платить пошлины. Сначала за регистрацию заявки, потом за экспертизу по существу, далее (если решение о выдаче патента будет положительным) — за выдачу и регистрацию патента. Но также потому, что:
В этом случае работодатель в течение срока действия патента имеет право использования служебного изобретения, служебной полезной модели или служебного промышленного образца в собственном производстве на условиях простой (неисключительной) лицензии с выплатой патентообладателю вознаграждения, размер, условия и порядок выплаты которого определяются договором между работником и работодателем, а в случае спора — судом.
В таких ситуациях работник и работодатель с большой долей вероятности друзьями не останутся. А суд — это всегда затраты. Причем затраты, которые могут и не вернуться. А кроме судов, как правило, есть и другие дела. Так что чаще всего работник и работодатель находят способ договориться. Это уместно, например, в следующем случае:
Если работодатель получит патент на служебное изобретение, служебную полезную модель или служебный промышленный образец, либо примет решение о сохранении информации о таких изобретении, полезной модели или промышленном образце втайне и сообщит об этом работнику, либо передаст право на получение патента другому лицу, либо не получит патент по поданной им заявке по зависящим от него причинам, работник имеет право на вознаграждение. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора — судом.
В моей практике этот случай встречался довольно часто. Сотрудник изобретает нечто новое, а работодатель настаивает на том, что раскрывать суть изобретенного нельзя, поскольку конкуренты скопируют и внедрят без возможности со стороны работодателя выявить факт использования той идеи, что была запатентована. В большинстве случаев это относится к способам или узлам, которые настолько миниатюрны, что без капитального разбора основного устройства не получится определить, используются ли они там вообще.
Последним пунктом в статье разбирается ситуация, когда за счет работодателя было изобретено нечто патентоспособное, не относящееся к работе. В этом случае работодатель имеет право на безвозмездную (неисключительную) лицензию либо на возмещение расходов. В контексте этих слов мне вспоминается ситуация с уходом из VK Павла Дурова, когда он заявлял, что не использовал его работников для создания Telegram. Поди докажи.
В статье есть еще пара абзацев, но они не самые важные, на мой взгляд. Если интересно, то можно ознакомиться самостоятельно.
Далее последует то, ради чего и задумывался данный текст. Вознаграждения.
Все эти телодвижения с оформлением работником заявки на результаты его интеллектуальной деятельности не имели бы смысла без должной оплаты. Откуда же берутся деньги, если работодатель сначала оплачивает пошлины за поданную заявку, а потом платит работнику заработную плату? Все дело в том, что компании с отлаженными механизмами управления интеллектуальной собственностью очень хорошо умеют использовать патенты в качестве нематериальных активов. Их ценность при этом можно оценить весьма гибко. Начиная от буквальной, в виде уплаченных пошлин и заработной платы автора за время работы над заявкой, и заканчивая сложными расчетами с потенциальным влиянием на доли рынка, которые удалось получить благодаря полученному патенту, ограничивающему присутствие конкурентов.
То есть автор, подавая заявку и впоследствии получая патент, рисует предприятию дополнительные рубли (иногда сотни тысяч) капитализации. Поэтому по факту выдачи патента работодатель выплачивает автору поощрительное вознаграждение. Для случаев, если в договоре между работником и работодателем не оговорено размера, условий и порядка выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели и служебные промышленные образцы, существуют правила выплат, утвержденные постановлением Правительства РФ №1848 от 16 ноября 2020 года. Так, за создание служебного изобретения (получение патента) работодатель выплачивает работнику-автору 30% его средней заработной платы (20% в случае полезной модели и промобразца). Далее, если изобретение в соответствии с патентом используется работодателем в выпускаемых продуктах (вспоминаем подстаканник и скрепку), по итогам года автору выплачивается вознаграждение в размере 3 средних зарплат (в случае полезных моделей и промобразцов — 2 средних зарплат).
Разумеется, большинство работодателей, желающих обрасти патентами, увидев такое постановление, в срочном порядке составят свое. Представьте себе инженера, который подавал в течение года каждый месяц по одной заявке. Первый год он сидит на окладе. Во второй год зарплата возросла на 30% за счет выплат поощрительного вознаграждения за каждое изобретение (обычно через год-полтора уже начинают присылать решения о выдаче). Ну а в третий, если каждое из изобретений использовалось во второй год работы, он получит три средних зарплаты за каждое из 12 изобретений. Итого прикиньте сами. Однако, как я уже сказал, работодатели часто утверждают свои методики расчета вознаграждений. Как правило, они увязываются с себестоимостью запатентованного узла, коэффициентами сложности решаемой изобретением задачи, влиянием на достигаемый технический результат и т.п. В сухом остатке авторы все равно получают дополнительный доход. Главное — завести привычку, работая над задачей, сразу же оформлять ее в виде заявки на выдачу патента. Выявлять отличия от аналогов, указывать преимущества и технический результат. Такой подход однозначно заставит шевелиться и вас самих, и работодателя. Сегодня это нужно как никогда.
В этот раз получилось меньше картинок и больше текста. Но текста очень важного. Думаю, что лишним точно не будет. В каждом из пунктов на пути получения патента есть подводные камни. Все их в одной статье не охватить. Спрашивайте в комментариях, что заинтересовало. Обязательно отвечу или расскажу в следующих статьях.
Смелых идей, отличных изобретений и успешных продуктов. Удачи!
За постановление 1848 спасибо. Не знал. Пойду посчитаю 🙂
Уже много лет удивляет, почему схемы в патентных заявках до сих пор чб. С сегодняшним уровнем и возможностями, когда можно легко рисовать цветные 3D-картинки, простые для восприятия, почему патентники упорно не делают апгрейд в этом направлении?
BenderUnit, Главное — передать суть, идею. Цвет в большинстве случаев для этого не нужен, да и какая-то супер графика тоже.
BenderUnit, почему же не делают? Делают. Сейчас даже активно внедряют идею предоставления 3D-моделей для более наглядной демонстрации изобретения. Цифровизация идет. Дело в другом. Если вы хотите что-то запатентовать, то необходимо не просто показать, что и как работает, но еще и сделать это максимально туманно, чтобы конкурент не смог воспроизвести вашу задумку «в металле». А для этого идеально подходят ч/б эскизы.
П.Н.., да всегда пожалуйста. Для самого в начале 2021 года оно стало новостью, когда обрадованные авторы волной повалили за деньгами) Пришлось расстроить их наличием утвержденной методики, где расчет «озолачивал» не так круто…
Mikhail Volkov, Ваша методика в данном случае ничего не решает сама по себе — вы можете выплатить вознаграждение по ней, если автор на это согласится. Для выплаты вознаграждения вы обязаны заключить с автором соответствующий договор. Если его условия (которые, очевидно, вы возьмете из своей методики) автора не устраивают (он имеет на это право, принцип свободы договора), то он имеет право отказаться от заключения договора. В таком случае — абзац второй пункта 1 Правил Постановления 1848 — выплата идет по ставкам в этих Правилах.
Святослав Воронов, ну если в компании методика утверждена приказом, то еще как решает 🤷
Mikhail Volkov, Ну автора конечно можно заставить заключить договор на любых условиях, но к закону и правам это не имеет никакого отношения