Китайцы: коммунизм на продажу. Как устроено экспортное производство в Китае

Привет.

Имя Алексея Рязанцева многие наши читатели знают по предыдущей книге — «Китайцы: руководство по применению». У нас выходили отдельные главы книги, вы можете прочитать их и сегодня.

Для меня книга стала глотком свежего воздуха, так как она написана легко и на очень злободневные темы, но главное — человеком, который знает это все из первых рук, так как работает с Китаем много лет. Спустя несколько лет у Алексея выходит новая книга — «Китайцы: коммунизм на продажу». Она расширяет и дополняет то, что было рассказано в первой книге, хотя читать их можно в любом порядке. Отличная книга, которую я проглотил практически моментально. Чтобы вы могли ее оценить, с разрешения автора публикую выдержку из одной главы книги.

Сколько раз я ни пытался подготовиться к китайскому Новому году и спланировать заказы, обойтись без ошибок не удавалось. То поставщики не успевали закончить подготовку товара из-за высокой нагрузки, то поставщики поставщиков не могли вовремя достать компоненты, то не было свободных мест в грузовых контейнерах и самолётах. Причина проблем всегда одна и та же: фабрики одномоментно собирают слишком много товара, слишком много заказчиков желают этот товар получить, а цепочки производства и поставок зависят от исполнителей и доступности сырья.

Так, в один из авральных дней перед китайскими каникулами мы разбирались с продукцией, которая изготавливалась на фабриках, состыковывали поставщиков с перевозчиками и общались с местным отделом продаж. По стандартной практике отправка груза согласуется только после проверки качества и количества. С технически простым товаром и в некоторых других исключениях приёмка допускается по фото от инспектора по качеству. Но перед китайским Новым годом и штатные инспекторы качества, и сотрудники сторонних организаций сильно перегружены. А внештатные инспекторы, понимая ситуацию, ещё и сильно увеличивают тарифную ставку за услуги.

При таком раскладе периодически приходится принимать технически простой товар по видеосвязи или же по фото, которые предоставляет поставщик. Обычно производителю отправляется образец фотоотчёта, по примеру которого стоит подготовить собственную съёмку. За несколько дней до новогодних каникул меня атаковал менеджер поставщика. Менеджер убеждал, что партия товара вот-вот будет готова, и требовал оплату. Наша сторона настаивала, что оплата произойдёт только после окончания производства и предоставления обязательных снимков. Параллельно уточнялась возможность доставки груза у перевозчика, ведь если доставить груз нельзя, то и оплачивать партию товара бессмысленно.

Перевозчик подтвердил, что место найдёт, но просил сильно ускорить доставку, так как праздники стремительно приближались и компании одна за другой уходили на каникулы. В итоге поставщик предоставил снимки, засыпав нас просьбами об оплате. Фото предоставили не в том формате, который запрашивался, но на снимках было видно готовый товар, упакованный по нашим стандартам. Параллельно поставщик атаковал перевозчика, требуя от него как поторопить заказчика с оплатой, так и дать разрешение на поставку. Оплату мы произвели, разрешение дали. А то, что следовало запросить у производителя подробные снимки и что детали становились видны как раз на них, стало понятно уже позже.

То, что с грузом проблемы, мы заподозрили, когда до китайских каникул оставались считаные часы. Получив платёж, поставщик затих и пропал. Поначалу были наивные предположения, что это произошло потому, что перевозчик получил товар, и доставка товара идёт без нашего контроля. Но перевозчик заявил, что никакого груза на склад не поступало и что поставщик на связь не выходит. На наши сообщения, письма и звонки производитель также не реагировал. Менеджер поставщика отозвался уже после начала праздников и заявил, что отдыхает в родном городе и на ситуацию повлиять не может, пообещав разобраться с нерадивыми коллегами после каникул и незамедлительно отправить груз в транспортную компанию. Было обидно, что на три недели деньги оказались заморожены.

Каникулы закончились, но транспортная компания так и не дождалась груза. Менеджер говорил, что болеет, что ещё не успел вернуться в офис, или отмалчивался. В итоге пришлось отправлять на фабрику инспектора. И когда наш представитель там оказался, выяснилось, что готового к отправке груза на фабрике и в помине нет. Производитель только готовился возобновить работу после праздников, и наш заказ стоял в очереди наравне с другими. Более того, даже полного комплекта компонентов для сборки на фабрике ещё не было.

Так я узнал, что перед праздниками китайцы выдают желаемое за действительное, обещая успеть завершить подготовку товара. Но главная цель поставщиков в этот момент — не помочь клиенту закрыть проект, а получить дополнительный предновогодний бонус, который можно будет потратить во время длинных каникул. Китайский босс буквально так и ставит задачу: получить деньги любой ценой, а оправдываться можно уже после отдыха. Ради бонуса китайцы идут на обман, подлог и изобретательные художества. Как потом выяснилось, мы получили фото товара из предыдущего заказа. И выявить это помогли бы дополнительные снимки, на которых виден стикер с датой производства (снимка стикера поставщик как раз не предоставил).

Охотники за бонусами, впрочем, действуют и более изобретательно: поставщики используют старые фото, удаляя свойства файла и метки, используют фотографии образцов, выдавая в отчёте образцы за полноценную готовую партию. Подделываются и стикеры. Для снимков запаковываются пустые коробки и даже паллеты. Перевозчику, конечно, пустые коробки не отправляются, но как метод получения денег с заказчиков это работает. Впоследствии менеджер или владелец бизнеса могут оправдываться, что сами не ездили на фабрику из-за сильной занятости, что рабочие руководителей не так поняли и что больше такого не повторится. На основе опыта могу сказать, что у одних поставщиков это повторяется, у других — нет. То же происходит с депозитами.

Если за несколько дней до китайских праздников поставщик требует предоплату, чтобы закупить компоненты, таким образом менеджер зарабатывает новогодний бонус. Выполнять заказы фабрика всё равно станет только после окончания каникул. Приоритетное время для сто́ящего заказчика производитель обязательно найдёт, а для мелкого клиента и искать не потрудится. Так что спешить с платежами китайцам перед Новым годом не следует.

Приятно, конечно, порадовать партнёра бонусом, но заморозить деньги на месяц-другой — прямые финансовые потери. Столь длительный срок заморозки получается потому, что после новогодних каникул часть рабочих на фабрики не возвращается. С наступлением тепла сотрудники фабрик остаются в родных городах и деревнях до окончания сезона дождей в начале осени, помогая семьям. Бывшие фабричные рабочие трудятся на огородах и в семейных фермерских хозяйствах. С приближением высокого производственного сезона, в сентябре-октябре, рабочие вновь едут наниматься на фабрики в крупные промышленные города.

Фабрикам нужно заново нанять и обучить недостающих сотрудников. Поэтому после длинных новогодних каникул китайское производство раскачивается около месяца. Часть фабрик удерживает персонал выплатами и поощрениями, но текучка кадров была, есть и будет. Из-за этого у заказчиков образуются дыры в поставках и дефицит товара, а китайские поставщики используют ситуацию как уловку для манипуляций. И с тем же рвением поставщики требуют денег и после возвращения в офисы.

Привычно и то, что после возвращения отдохнувших на каникулах китайских поставщиков в офис начинается настоящий штурм с просьбами перевести депозитные платежи. При том что часть фабрик ещё не открылась. Часто рабочий день начинается с атаки одного из партнёров: «Алекс, привет! Когда нам ждать платежа? Рабочие уже вышли, не хотим простаивать. Другие заказчики перевели много денег, начальнику производства нужно найти время для ваших заказов».

При этом опыт подсказывает, что фабрика ещё не работает и что выход рабочих ожидается не ранее чем через неделю-две. График этой фабрики изучен и проверен, но сама фабрика об этом регулярно забывает. «А фабрика точно работает? — уточняю я. — Обычно ваши рабочие недели две-три подтягиваются». «Всё работает! — уверяет поставщик. — Рабочие вышли, фабричные мощности простаивают. Не хочу деньги терять. Поэтому давай скорее заказ и оплату!» «Что-то сомневаюсь. В прошлом году твоя фабрика начала работу через две недели после офиса. Да вам ещё компоненты нужно закупать…» — выражаю я сомнение. «Мы и в прошлом году начали раньше. Ты просто забыл! Фабрика подготовлена к работе. Так что платите и не задерживайте!» — продолжает атаку поставщик и начинает в мессенджере забрасывать фотографиями рабочих и сборочных линий. «Хорошо-хорошо! Обязательно переведём. Только сначала пришлём инспектора удостовериться, что с фабрикой порядок. Инспектор снимет видео, подтвердит готовность, и платёж сделаем. Сегодня перед окончанием рабочего дня инспектор подъедет. Договорились?» — предлагаю я. «Сегодня лучше не надо. И завтра тоже. Позже напишем, когда инспектору приходить, — отвечает поставщик после паузы. — Мы работаем, но там ещё грязь… Может быть, не весь мусор убрали. Да и не на все линии сборки вышли рабочие, поэтому инспектор может ситуацию неправильно понять…

Так что пусть приходит позже». Зная, что через день-другой инспектор будет в том районе, я попросил коллегу потратить полчаса и доехать до фабрики, чтобы посмотреть, что там происходит по факту. Вместо отчёта инспектор прислал снимок закрытой двери, который я тут же переслал поставщику. Поставщик ответил с утра. Производитель сказал, что, во-первых, нехорошо заявляться в гости без предупреждения. Во-вторых, фабрика работала, но в целях безопасности нежданному инспектору не открыли дверь. И, наконец, инспектор… пришёл не на ту фабрику.

У производителей, дескать, теперь две фабрики, и вторая полноценно работает и рада гостям, а первая функционирует частично и посторонних не пускает. Потом поставщик добавил, что, поскольку время всё равно прошло, пусть инспектор через неделю приходит на первую фабрику (ту, куда контролёра якобы не пустили), так как вторая фабрика всё равно загружена заказами других клиентов. И это обычная ситуация после возвращения поставщиков в офисы. Если перед Новым годом производителям нужны платежи, чтобы получить бонус, то деньги после каникул требуются, чтобы раскачать производственные мощности.

Купить в книжных магазинах книгу «Китайцы: коммунизм на продажу» можно будет позднее, бумажный тираж только-только выходит из печати, но книга уже есть в LitRes, так что ее можно смело читать и приобретать. Она точно подойдет всем, кто хочет узнать, как устроено производство электроники в Китае и с какими подводными камнями можно столкнуться.

[email protected]
наверх