2024 год оказался весьма неоднозначным – западные студии были вынуждены идти на сокращения сотрудников, а китайские и корейские разработчики начали напрямую конкурировать с лучшими американскими и европейскими студиями. При этом индустрия все еще находится в переходном периоде и формирует основы следующего поколения, решая такие вопросы, как развитие новых сервисов и потребность зарабатывать еще больше на играх. Главное, что произошло в игровой индустрии за этот год – кратко и емко.
Провал Concord
До сих пор кажется удивительным то, как быстро Sony “слила” собственный эксклюзив из-за негатива в сети. Именно так случилось с Concord – онлайн-проектом, который, судя по всему, должен был стать одним из главных мультиплеерных развлечений поклонников PlayStation.
Восемь лет разработки оказались потрачены, по сути, впустую. Sony очень быстро закрыла студию Firewalk, которая занималась разработкой шутера, а диски начали изымать из продажи. Игре удалось прожить всего две недели после релиза. По слухам, она обошлась Sony в 400 миллионов долларов.
При этом максимальный онлайн Concord в Steam составил менее одной тысячи игроков. Для сравнения, у Black Myth: Wukong уже через 20 минут после релиза было более 300 тыс. игроков. Игру невысоко оценили и в игровой прессе. Остается только гадать, как Sony могла настолько сильно недооценить то, что готовила к выходу, и предпочтения геймеров.
Привязка PSN к Steam для игры в Helldivers 2
Helldivers 2 подверглась массовому ревьюбомбингу в Steam из-за требования привязки аккаунта PSN для ПК-версии. Пользователи отмечали, что во многих регионах официально нет PlayStation Network и они не хотят рисковать, указывая чужой регион.
PSN-аккаунт к маю 2024-го можно было зарегистрировать только в 69 странах из 195 по всему миру. Разработчики из Arrowhead были в курсе проблемы и довольно быстро поддержали фанатов, включая руководство студии.
После достаточно заметного конфликта между издателем и разработчиком прямо в соцсетях Sony все-таки отменила обновление для ПК-версии Helldivers 2 с принудительной привязкой PSN-аккаунта.
Продажи Helldivers 2 превысили 12 млн копий к 5 мая 2024 года. Это стало новым рекордом для PlayStation. До этого самой быстро продаваемой игрой была God of War: Ragnarok.
Успех китайских и корейских разработчиков
На примере Black Myth: Wukong и Stellar Blade можно с уверенностью говорить о том, что у японского гейминга появились такие же сильные соперники в Китае и Южной Корее. Обе игры были не самыми ожидаемыми в целом, но выстрелили и нашли огромное число поклонников и на Западе, и на Востоке.
Black Myth: Wukong, по мнению некоторых пользователей, в целом даже может быть рассмотрена как игра года. Проект в итоге и получил такую награду. Но не на церемонии The Game Awards, проходившей в Калифорнии, а на другой премии – Golden Joystick Awards 2024. Отличие состоит в том, что за победителей голосовали сами игроки.
Stellar Blade стала самой высоко оцененной игрой для PS5 среди пользователей на Metacritic. Она обошла в том числе Spider-Man 2, Astro’s Playroom, Final Fantasy VII Rebirth.
Продажи игры превзошли ожидания студии Shift Up. Команда уже планирует расширяться. При этом игра была консольным эксклюзивом PlayStation, но уже в 2025 году ее планируют выпустить и на ПК.
Провал Rocksteady
В начале 2024 года вышла Suicide Squad: Kill the Justice League. И от игры, которую разрабатывали авторы знаменитой серии Arkham про Бэтмена, ждали скорее шедевра, чем проходного проекта.
Однако уже первые геймплейные ролики оказались далеки от ожиданий поклонников предыдущих игр студии. Проект был плохо воспринят геймерами с самого начала, но на релизе компания попала в еще более серьезный скандал. Поводом стал сюжетный поворот, в рамках которого главные персонажи из Отряда самоубийц “неуважительно” расправляются с Бэтменом.
Ситуацию лишь ухудшило то, что актер Кевин Конрой, озвучивший Бэтса, скончался незадолго до выхода игры. Таким образом, Suicide Squad: Kill the Justice League оказалась последней игрой, в которой он принял участие в роли супергероя DC. Продажи игры, по многочисленным сообщениям, оказались провальными, и это привело к сокращениям внутри студии.
Проблемы у Ubisoft
Осенью активно рассуждали о том, что Ubisoft грозит крах, так как у компании слабые продажи новых проектов, игроки негативно отзываются о грядущих релизах и в целом оценивают шансы на выживание корпорации как крайне низкие.
Уже тогда подробно разбиралось, что при оценке экономических показателей Ubisoft ситуация действительно выглядит не радужно, но это никак гарантированно не говорит о том, что компания скоро уйдет на покой.
Тем не менее, справедливо утверждать, что для французской компании крайне важно успешно выпустить Assassin’s Creed Shadows и заработать на столь ожидаемом релизе как можно больше.
Сокращения в крупных компаниях
Microsoft сообщила о закрытии сразу нескольких студий разработчиков, в том числе Arkane Austin (создатели Prey и Redfall) и Tango Gameworks (авторы The Evil Within и Hi-Fi Rush). Про Sony и разработчиков Concord писали выше.
Ubisoft распустила команду, которая работала над The Lost Crown, и решила закрыть условно-бесплатный шутер XDefiant, задуманный как ответ Call of Duty.
В целом, курс на сокращения – это продолжение ситуации 2023 года. Многие даже крупные компании в игровой индустрии столкнулись со сложностями с финансированием разработки и неудовлетворительным финансовым ростом, в том числе и с проблемами с продажами новых релизов.
Эксперимент Microsoft с Call of Duty
Call of Duty впервые вышла под руководством нового владельца, компании Microsoft, и сразу на сервисе Game Pass. Эксперимент с новым форматом релиза одной из главных серий игр в истории покажет, куда же будет двигаться вся игровая индустрия в 2025 году.
Microsoft, как и обещала, выпустила шутер на множестве платформ. В случае с Black Ops 6 это PlayStation 4, PlayStation 5, Windows, Xbox One и Xbox Series X/S. И главное тут — не только успех продаж копий Black Ops 6, но и сохранение роста подписок на Game Pass.
Если Microsoft действительно сможет держать подписчиков в сервисе в течение следующих нескольких месяцев после релиза Black Ops 6, то нам стоит ждать повторения этой истории снова. И, возможно, разворота к этой модели и других крупных игроков.
Скандал со S.T.A.L.K.E.R. 2
Выход новой части S.T.A.L.K.E.R. от GSC Game World ожидаемо вызвал всплеск критики и негатива со стороны российских официальных лиц. Проект в целом оказался практически идентичен оригиналу, хотя между их релизами прошло множество лет. То есть прорыв именно в области геймдева – это не про эту игру. Да и выход на Game Pass в день релиза слегка намекал на это.
Однако на волне хайпа и, возможно, завышенных ожиданий игру все равно запускали и проходили. Неофициальные заявления в России про скорый запрет и опасность покупки даже цифровой копии остановили далеко не всех.
По итогу вторая номерная часть осталась верна духу оригинала и, вероятно, станет среди поклонников серии такой же популярной, как и предыдущие. Технические огрехи с момента релиза примерно через год будут почти полностью исправлены, а скандальные сообщения о проекте уже поутихли, хотя не прошло и полугода с момента выхода.
Сохранение ограничений для российских игроков
2024 год прошел в формате дальнейшего привыкания к ограничениям для российских пользователей со стороны зарубежных сервисов и замедления или сложностей в работе иностранных сервисов внутри России.
Одно время пользователи из России массово жаловались на то, что Twitch внезапно перестал работать. YouTube уже практически официально замедляют до уровня полной блокировки. Discord попал под блокировку, но, вроде как, планировалось снять эти ограничения. Тем не менее, по итогу сервис до сих пор заблокирован. Периодически под запрет неофициально якобы попадал и главный цифровой магазин всех ПК-геймеров Steam, но эти сообщения так и не подтвердились.
При этом российским игрокам все еще нужно обходными путями покупать игры – как в «цифре», так и в традиционном коробочном формате. Оплата покупок на консолях чаще всего проводится через карты пополнения или иностранные карты. В целом, ситуация все еще напоминает начало нулевых, когда у многих игровых сервисов банально не было представительств и налаженной работы внутри России. И то, как диски поступали через сторонних, а не официальных поставщиков. Только теперь для их поиска не нужно идти на рынок, достаточно зайти в маркетплейсы.
“Смута” не главный успех отечественного геймдева
Долгожданная “Смута” вышла в 2024 году, более года спустя после Atomic Heart, и оказалась куда скромнее в результатах. Хотя в определенный момент оба проекта казались чуть ли не двумя главными “ответами Западу” в игровой индустрии.
Atomic Heart в итоге сумела найти ключ к западным геймерам, к ней постепенно выпускают дополнения, и, вероятно, впереди нас ждет сиквел. “Смута” же, судя по всему, станет интерактивным проектом, который будут покупать в школы для уроков истории. Игра не выйдет на PlayStation и Xbox в ближайшее время из-за санкций и останется доступна для покупки по более низкой цене для ПК.
Главный же успех России в геймдеве в 2024 году – Warhammer 40,000: Space Marine 2. Ведь это стало возможным благодаря сотрудникам студии Saber из Санкт-Петербурга.
Российское подразделение не раз портировало на разные платформы множество игр, сотрудничало с Microsoft, Warner Bros. и CD Projekt. Space Marine 2 стал собственным проектом Saber и одним из наиболее заметных релизов уходящего года.
Это качественный шутер эпохи Xbox 360 в лучшем смысле этого слова. Фанаты остались в восторге от того, как в проекте передан дух вселенной Warhammer 40 000. А учитывая то, сколь слабым на достойные релизы выдался 2024-й, Space Marine 2 уверенно входит в топ-5 главных игр этого года.
>> Microsoft сообщила о закрытии сразу нескольких студий разработчиков, в том числе Arkane Austin (создатели Prey и Redfall)
Этих ребят вспомню только добрым словом. Prey очень понравилась. С удовольствием переходил. Жаль команду.
Навязывание PSN на ПК сыграло с Sony злую шутку. В итоге японцы тупо потеряли огромнейший рынок из 180 стран, где теперь нельзя будет купить те же выходящие The Last of Us Part II или Marvel's Spider-Man 2. В отличие от нас, россиян, многие прибалты и жители других стран не настолько прошаренные, чтобы создавать аккаунты других регионов, поэтому реально много потеряли Sony. Да даже та же Helldivers 2 стала самым успешным релизом Sony на ПК как издателя. В итоге одна ошибка привела к провалу игры, даже несмотря на то, что конкретно для HD2 это решение откатили. В общем, идиоты в руководстве ради отчетов о РЕЗКОМ УВЕЛИЧЕНИИ ЧИСЛА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ PSN убили свои шансы занять хорошую долю на самой популярной платформе (ПК).
Игры — это про фан, азарт и развлечения, а не про дивёрсити и бабки. Играть с удовольствием можно на всем, что удобнее, не обязательно на мощном дорогом сетапе, если игра на самом деле интересная.
Потому и идёт все так «потужно» сейчас.
Mikhail Volkov, Насколько Prey зашел, настолько же Redfall — нет.