Привет.
Прекрасная летняя погода, веранда отличного питерского ресторана на Кирочной, столики по местной моде стоят достаточно близко, но все же интимность разговоров сохраняется. Тут всегда много людей, нет звенящего гула, до вас долетают отдельные фразы чужих разговоров, что тоже создает атмосферу. В нескольких столиках от нас сидит “деловая” парочка, молодой человек чуточку за тридцать, девушка ему под стать, они обсуждают дела и делают это в полный голос. Выглядит это словно они на сцене, а окружающие купили билеты на этот незамысловатый спектакль. Трудно не быть вовлеченным в перипетии того, что сказал неизвестный нам Константин Львович, как ведет себя старая грымза, что заведует бухгалтерией, и почему на складе в этот раз украли только часть товара. Эта пара в полной уверенности, что вокруг не существует других людей и они словно в звуковом коконе, отсекающем их разговор от окружающих. Через пять минут на них начинают поглядывать все окружающие, более того, разговоры стихают — но герои выступления даже не чувствуют всеобщего неодобрения, они глухи и за собственной какофонией не слышат порицания присутствующих. Дальше начинается самый главный акт концерта — публичное прослушивание звуковых сообщений в мессенджере. Мы слышим обильно сдобренные матом голоса девушек, что жалуются на какие-то рабочие процессы.
К паре подходят и прямым текстом говорят, что они мешают, чем вызывают неудовольствие, на их личные границы кто-то покусился. Около туалета встречаю мужчину, мы стоим в очереди и не могу сдержаться от ехидного вопроса: «Извините, вы так погружены в дела, в вас сразу видно человека с хваткой, человека не из Петербурга. В ответ слышу, — ваш местный снобизм это что-то, вы местные невыносимы».
Не скрою, что в этот момент мне было приятно быть Петербургским снобом, высшая мера похвалы в мой адрес. А еще подумалось, что все-таки наше общество сильно изменилось и стало терпимым — лет двадцать назад за подобное поведение могло нешуточно прилететь и люди опасались так себя вести на публике, развязно и бесцеремонно. Уверен, что в отдельных регионах ни у кого не возникает позыва вести такие “деловые” переговоры публично, так как там тоже остался старый уклад жизни.
Электроника привнесла в нашу жизнь новые возможности, мы можем слушать музыку или смотреть фильмы где угодно, в том числе в общественных местах. С начала нулевых исписаны тонны бумаги и напечатаны миллионы знаков о мобильном этикете, многие операторы принимали даже кодекс мобильного этикета. Но как тогда, так и сегодня я уверен, что отделять мобильный этикет от воспитания как такового, нельзя. Человек либо воспитан, либо он совершенно не заботится об окружающих. И вне зависимости от уровня достатка, того, где человек живет, у него может отсутствовать воспитание, и он причиняет окружающим неудобство.
В глаза часто бросается поведение молодых мам. Папы как-то сдержаннее или мне просто не попадались на глаза. Вот вам одна из таких историй, что хорошо объясняет предмет раздражения.
Москва, весенний вечер. Ехал на автобусе по Ленинскому проспекту и наблюдал в салоне удивительную сценку. Молодая семья: мама, папа и дочка примерно пяти-шести лет. Наверное, гуляли в Парке Горького, возвращаются домой. У девочки смартфон, из него на полную громкость раздается считалочка на английском языке, папа в наушниках, ему это надоело. Мама помогает дочке учить язык и громко повторяет цифры, а также проговаривает отдельные фразы. Урок английского на весь салон большого автобуса, люди косятся, некоторые не выдерживают и делают замечания. Мамаша огрызается и не понимает, что вторгается в личное пространство других людей, мешает им. Демонстративно и громко говорит ребенку: “Эта тетя, что ругается, хочет, чтобы ты не была образованной, у тебя не было своей машины и ты всегда ездила на автобусах”. Умелый переговорщик, который моментально настраивает против себя всех окружающих, замечания начинают сыпаться со всех сторон, но мамаша в полной убежденности в своей правоте продолжает обучать ребенка и просто игнорирует замечания. Пожалел времени и вышел, не стал досматривать эту сценку. Причем за какое-то время до того видел почти идентичную сценку с другими людьми, но там все было не так нарочито и не так громко. Почему внешне вполне приличные люди плевали на чувства окружающих и считали себя вправе так поступать? Не знаю.
Я же мать, мой любимый тип невоспитанных людей. В самолетах и поездах у меня наушники с шумоподавлением, что надежно отгораживают от внешних шумов, жизненная необходимость нашего времени.
Самолет, за мной сидела мама с ребенком лет пяти. Чтобы он сам себя развлекал, ему вручили планшет, включили мультик. Все бы было хорошо, если бы не маленькая проблема – ребенку не нравилось слушать планшет в наушниках, и поэтому девочка выкручивала звук на максимум, и ближайшие ряды внимали происходящему, слыша буханье и отдельные крики героев. Маму это все не раздражало и устраивало, так как дочь переключила внимание на экран. Просьба использовать наушники была высказана всеми окружающими, но мама отвечала просто: ребенку не нравится, ей давит на ушки, пусть слушает так. Через пять минут стюардесса смогла убедить выключить планшет, надо было видеть лицо девушки – она была в ярости, словно кто-то доставил ей неудобство, а она была в своем праве.
Никто не отнимает право родителей развлекать свое чадо с помощью планшета или телефона в публичном месте, но необходимо учить детей тому, что вокруг есть другие люди и громкие звуки их могут отвлекать. Чтобы потом подростки не врубали в своих квартирах музыкальные системы на полную громкость в любое время суток, так как они считают, что в своем праве. Нужно думать об удобстве и комфорте окружающих.
Этикет — штука вневременная, она не зависит от того, сколько у нас появляется электроники. Скорее это история про воспитание и внимание к окружающим людям. У меня много поездок на такси, большинство водителей — случайные люди, которых я больше никогда не увижу. С кем-то мы болтаем, с кем-то едем в тишине, когда-то мне нужно проговорить всю дорогу по телефону, обсудить рабочие моменты, так как время поджимает. Считаю хорошим тоном спросить водителя, не буду ли я ему мешать своими разговорами, не против ли он. Ни разу мне не отвечали отказом, но всегда это располагало человека, так как я поинтересовался его мнением, показал, что мне небезразлично то, что он думает об этом. Возможно поэтому из примерно тысячи поездок за год, у меня почти всегда остается максимальный рейтинг.
Но даже данное разрешение на разговор вовсе не означает, что нужно кричать в трубку, эмоционально что-то обсуждать — считаю, что разговор при водителе — это примерно то же самое, что разговор на публике, пусть тут и один слушатель. Всегда, когда могу избежать разговора, стараюсь именно так и поступать.
Веду себя всегда так, как хотел бы, чтобы по отношению ко мне вели себя другие люди. Очень простой и действенный подход. Считаю, что разговоры на улице вполне допустимы, они не мешают окружающим в этом общественном пространстве. Но, находясь в помещении, что-то обсуждать нельзя, при других людях нельзя вести долгие и заунывные разговоры. Стараюсь встать и отойти куда-то в сторону, туда, где мой разговор помешает минимальному числу людей. А заодно понижаю голос. Эта привычка настолько въелась в кровь, что, когда знаю, что будут звонить за комментариями, стараюсь подгадать время посещения музея или выставки так, чтобы они не пересекались со звонком. Мы сами планируем свою жизнь и создаем комфортную среду вокруг нас.
Очень часто обсуждая этикет где-то, вижу сетования на то, что ничего не меняется, люди остаются некультурными. Но я с этим кардинально не согласен, общество самостоятельно регулирует отношения, причем подчас очень кардинально. Обратите внимание, что вошло в привычку отключать мелодии звонка, сегодня громко звонящий телефон — удел пенсионеров и немногих людей других возрастов. У большинства это вибрация, либо звонок, что чувствуется за счет часов, в моем случае именно последний вариант. Какофония разных мелодий ушла в прошлое, люди научились вести себя в общественных местах.
На моем телефоне есть сценарии, которые можно привязать к тому, где я нахожусь. Приходя домой, телефон автоматически отключает вибрацию, переходит на громкий звонок — неважно, где я его брошу, я не пропущу входящий, так как услышу телефон. Вопрос в том, чтобы потратить пару минут и настроить телефон, сделать его удобным в повседневной жизни.
В 2015 году наблюдал в кинотеатре в Лос-Анджелесе анекдотическую ситуацию, два белых парня во время сеанса решили обсудить что-то, но сидели они в паре рядов друг от друга. Один позвонил другому, и они довольно громко начали обсуждать какие-то вопросы. Вначале на них шикали, а они отмахивались от соседей небрежными жестами. А потом сзади в каждого прилетело по бутылке Coca-Cola, причем ровно в голову с приложенным телефоном. Не было криков, разбирательств, так как соседи стали кидать в них поп-корн, выказывая свое отношение. Словно кто-то запустил социальную реакцию. Эти парни сбежали из зала моментально. Не знаю, как они вели себя после этой истории, но если у них есть чувство самосохранения, то вряд ли они повторяли свой опыт. С тех пор был в кино в штатах пару десятков раз, ничего подобного никогда больше не видел. Общество регулирует отношения внутри себя самостоятельно и учит людей как себя вести.
Думаю, что раздражение у нас вызывают именно ситуации, когда люди ведут себя чрезмерно нагло, не принимают в расчет окружающих. Например, меня не раздражает человек на велосипеде или роликах, что катится через парк и слушает свою музыку, колонка заливает все пространство его музыкальным вкусом. Зачастую он совершенно перпендикулярен тому, что нравится мне, но так как человек уезжает куда-то вдаль, слышу его я недолго, то в этом нет никакой проблемы.
Другое дело, когда деться от раздражающего фактора некуда. Постоянно путешествую в Сапсане между Москвой и Петербургом, причем в зависимости от времени, стоимости билетов это может быть первый класс, бизнес или эконом. Сделал забавное наблюдение, в первом классе почти никогда не слышно чужих разговоров по телефону, они отрывочны и недолги. Те, кто хочет общаться, берет купе-переговорную, либо выходит в тамбур, чтобы не мешать другим людям. У меня обычно утренние и вечерние рейсы, большинство раскладывает кресла и старается вздремнуть. Возможно, что влияет этот момент, включается какой-то социальный механизм, люди стараются не мешать спящим. За сотню поездок натыкался всего несколько раз на бесцеремонные разговоры, что шли на повышенных тонах. Отчего-то это были молодые девушки, которые публичным разговором старались продемонстрировать свою крутизну и значение для этого мира. Со стороны они выглядели откровенно смешно.
В бизнес-классе чаще встречаются люди, любящие говорить на публику. Большее число кресел, меньшее расстояние между ними. Голоса хорошо разносятся в вагоне, хотя везде на стеклах наклейки с просьбой соблюдать тишину в вагоне. Но кому они важны?
Тоже из наблюдений за окружающим миром — чаще всего громкие разговоры, как ни странно, ведут люди в возрасте, добавим сюда мам с маленькими детьми, что смотрят фильмы без наушников. Самых громких и раздражающих пассажиров одергивают окружающие, те, кто ближе к эпицентру шума. В экономе людей еще больше, но разговоров почти не бывает или они идут в тихой манере, хотя тут как повезет.
Одна из недавних историй, что меня удивила. Рядом со мной ехала моя ровесница, у нее двое детей-подростков, лет четырнадцати. Мы поменялись местами, я сел у окна, она ближе к своим детям в соседнем ряду. Очень интеллигентная, спокойная женщина, обходительная и воспитанная. Ей кто-то позвонил по видеосвязи, и она коротко поговорила, но слышно было плохо из-за наушников. И она спросила, не против ли я, если она поговорит по громкой связи — мне в наушниках было все равно. Через пару-тройку минут разговора она осознала, что окружающие ее слышат и поэтому вышла в тамбур. Я потом поинтересовался причиной разговора по громкой связи, ответ все расставил по местам: «Извините, очень неудобно, но нужно было решить срочный вопрос дома, а в наушниках меня не слышат, кричать было невозможно, родители уже в возрасте». В данном конкретном случае это не было признаком невоспитанности, так сложились обстоятельства.
Возможно, что я неисправимый оптимист, не знаю. Но вижу, что общество само регулирует взаимоотношения людей, а люди стали терпимее друг к другу. Отдельные случаи только доказывают этот момент, так как слишком сильно бьют по сознанию. Никакой мобильный этикет не нужен, скорее нужно, чтобы люди были воспитаны и вели себя хорошо. В нулевые в театрах была напасть с тем, что постоянно трезвонили чьи-то телефоны, на паре спектаклей видел, как все актеры замирали на сцене и молча смотрели в направлении звонившего аппарата. Потом появились предупреждения перед сеансами. Сегодня на спектаклях не слышу звонков, люди выключают свои телефоны и это тоже то, как меняются привычки под влиянием обстоятельств.
В разделе “Ссылки” вы можете найти текст про то, как соседи иногда ведут между собой непримиримую борьбу, глушат друг друга звуками и взаимными претензиями, используя для этого технические приспособления. И это тоже про воспитание, этику, умение жить в обществе.
И, напоследок, опрос, который мы провели относительно того больше говорят по телефону вокруг вас или меньше.