Привет.
Мы затронули только часть истории компании Kodak, которую создал Джордж Истман, чей маркетинговый гений находил неординарные решения в обыденном мире. Истман использовал любой шанс для того, чтобы сделать фотографию массовой, и применял ходы, которые можно назвать по-настоящему необычными. Многие его решения не просто изменили рынок технологий, но сделали общество другим. Мы уже немного поговорили об истории компании через призму Всемирной выставки в Чикаго, о появлении дешевых камер Brownie, которые продвигали как увлечение для детей любых возрастов. Ознакомьтесь с этими материалами, если вы их не читали.
Фотография начала получать широкое распространение во второй половине XIX века. Напомню, первая фотография была сделана в 1826 году, но сложность работы со стеклянными пластинами, громоздкость и дороговизна фотоаппаратов не сделали фотографию увлечением обеспеченных людей. Энтузиазм масс появился спустя десятки лет. Имена первых фотографов исключительно мужские, хотя историки отмечают, что жена Тальбота (изобретатель негативно-позитивного процесса) Констанс также делала фотоснимки, ни один из них не сохранился. Думаю, что тут речь идет о том, что Констанс разделила страсть мужа.
Анна Аткинс официально считается первой женщиной-фотографом, она увлекалась биологией и для иллюстрации своей книги «Водоросли Британии» использовала фотограммы в технике цианотипии. На стеклянной пластике с чувствительным фотослоем размещался предмет, контур которого получался на снимке.
Викторианская эпоха не поощряла увлечения женщин вне дома, поэтому фотография оставалась уделом обеспеченной публики, но женщины занимались ей за закрытыми дверями. Публичное признание к женщине-фотографу пришло в 1863 году в Лондоне на ежегодной выставке Лондонского фотографического общества (выставки проходят и сегодня!). Клементина Мод, виконтесса Гаварден получила серебряную медаль за фотографии своих дочерей, других моделей ей было не найти. Ее часто называют первым фэшн-фотографом за отражение моды той эпохи, но во многом это были снимки, демонстрирующие образ жизни, своего рода репортаж.
Женщины-фотографы были исключением, а не правилом. Викторианские нравы не одобряли каких-либо публичных занятий для женщин, они должны были заниматься домом, но не реализацией себя посредством каких-либо увлечений, тем более тех, что не считались женскими. Британия была консервативной, Америка выглядела более свободной, страна не закостенела в сословных предрассудках, но копировала просвещенную Европу. Тут допускались те или иные отклонения от привычных норм общества в Британии, но ни о какой свободе говорить не приходилось. Часто забывают, что избирательное право женщины получили только в XX веке, а движение суфражисток появилось не в XIX, а начале XX века.
Представить женщину с фотоаппаратом в XIX веке где-то на улицах Лондона было нереально, никому в голову не могло прийти, что такое возможно. Думаю, что общество осудило бы подобную эскападу. В Америке нравы были не так суровы, но женщина, которая могла себе позволить покупку фотоаппарата, вряд ли могла прогуливаться с ним в одиночестве. Да и размер фотоаппаратов, их вес не позволяли этого.
Начиная с 1880-х обсуждение роли женщины в обществе занимает умы как мужчин, так и женщин. Из замкнутого мира гостиных эти разговоры проникают в прессу, становятся разнообразными и не всегда приятными для мужчин. Борьба нового и старого разгорается с огромной силой, и Джордж Истман решает использовать эмоции, которые возникают вокруг места женщин в обществе.
Уверен, что многих сегодня может покоробить реклама, в которой простота устройства подчеркивается тем, что им может воспользоваться даже женщина. Мужской шовинизм в таких словах не просто сквозит, а буквально кричит. В 1890 году компания Kodak решается проиллюстрировать использование камер изображениями женщин, появляются открытки. На них женщины держат камеру Kodak, фотографируют сценки окружающей жизни. Невозможная фривольность для Британии, отличие, подчеркивающее свободу нравов в Америке: наши женщины могут делать что угодно, даже фотографировать на публике, они свободны! Соревнование двух миров, каждый из которых пытается доказать превосходство своего миропорядка и недостатки другой стороны.
Прощупывание почвы оказывается крайне удачным, женская аудитория хвалит рекламу Kodak, появляются даже те, кто покупает фотоаппараты. Огромная неосвоенная аудитория, которая манит потенциальными возможностями. На стоны мужчин можно не обращать внимания, для Kodak в данный момент они не так важны.
Для женщин нужны камеры, которые обладают несколькими свойствами — простотой использования, небольшим весом и размером, пусть и в ущерб качеству. В Kodak такие камеры создают, но мужчины-фотографы отзываются о них презрительно, они проигрывают многим моделям других компаний, стоят дешевле.
Джордж Истман решает, что нужно показать, насколько камеры просты, для этого необходимо сарафанное радио. Компания нанимает как мужчин, так и женщин, которые прогуливаются в людных местах с камерами, фотографируют друг друга и охотно объясняют окружающим, насколько фотоаппараты Kodak недорогие, простые в обращении и какая память у вас остается. По счастливой «случайности» у них оказываются предыдущие фотографии, которые тут же можно показать зевакам. Конечно же, снимки в руках у «случайных» фотографов выверены, они идеальны или близки к этому, их качество подкупает.
Сегодня нас не удивляют промоутеры, мы привыкли к тому, что нам показывают те или иные вещи, знакомят с тем, как они работают. В Америке 1890 года прохожие не имели защиты от такой скрытой рекламы, они принимали ее за чистую монету. В Kodak окупали свои затраты с лихвой.
К 1893 году, когда Kodak создает камеру для Всемирной выставки в Чикаго, компания также изобретает термин «девушка Kodak». Потенциал женской аудитории огромен, женщины хотят наравне с мужчинами иметь те или иные увлечения, так почему бы не сделать таковым фотографию?
Какой должна быть девушка Kodak? Образ рисуется на основе аудитории, которая способна купить камеру и покупать пленки. Это необязательно те, кто предается праздности, тратит деньги родителей или мужа. В Kodak ориентируются на всех, главное, чтобы девушка стремилась быть модной и современной, имела работу. Понятно, что это девушки с образованием и перспективами в обществе.
На открытке вы видите первых девушек Kodak, обратите внимание, что они одеты модно для того года, но достаточно спокойно. Нужно было что-то броское, и такой находкой становится одежда, которая входит в моду, — платья в сине-белую полоску, смешные шляпки. Противопоставление тяжеловесной викторианской моде очевидно, девушки хотят следовать новым тенденциям, а не быть как их матери. Пик развития этой моды придется на ревущие двадцатые, начало положено за тридцать лет до этого.
Униформой девушек Kodak становятся полоски в одежде, этот образ используется повсеместно, девушки-промоутеры получают такую одежду, они выглядят броско, модно и привлекают всеобщее внимание.
Многие годы Kodak использовала женские образы в рекламе своих камер, можно сказать, что такая реклама существовала почти сто лет. К 1910 году девушки Kodak уже общеизвестны, они стали социальным явлением. Борьба женщин за свои права нарастает, одним из признаков независимости становится камера в руках у девушки, это своего рода заявление в адрес общества мужчин.
В 1910 году в Kodak запускают новую рекламную кампанию, они создают почтовые открытки, размер фотографий совпадает с привычным для открыток. На таких «открытках» обычно девушки с камерой от Kodak, на задней стороне «от руки» изложена реклама. Что тоже новелла для того времени, вот что написано на одной из карточек:
«Удвойте удовольствие от отпуска с Kodak. Представьте себе места, которые вы посещаете, и людей, которых вы встречаете. Отправьте почтовые открытки Velox (вроде этой) людям дома. Вы можете сделать все это. Без темной комнаты. Просто во всем. Позвольте нам показать вам».
«Double your vacation fun with a Kodak. Picture the places you visit, and the people you meet. Mail Velox postals (like this) to the people at home. You can do it all. No darkroom. Simple all the way. Let us show you».
Velox – это название фотобумаги, которая имела размер почтовой открытки. Снимок на ней выглядел ровно так же, как в жизни, когда вы заказывали печать фото у Kodak. Максимальная маскировка под рукописный текст, открытку, которую создали для вас. У дилеров Kodak были разные открытки, вы могли отправить их своим друзьям и знакомым. Удивительно простое и эффективное средство, когда задействовано правило «делай как я». Человек получал открытку не от компании, а от своего знакомого, и предполагал, что тот уже пользуется камерой Kodak. Заодно видел, какие снимки такая камера позволяет получать.
Давайте посмотрим на несколько изображений с рекламой девушек Kodak.
Реклама с девушками Kodak эволюционировала вместе со вкусами общества, через сто лет девушки уже были раздетыми, картонки с ними стояли около фотолабораторий Kodak.
Джордж Истман нашел идею, которая прожила почти сто лет, образ девушки с фотоаппаратом стал каноническим для компании, а многие женщины обрели увлечение, которое без Kodak не стало бы возможным. Товары продают идеи, и Джордж Истман хорошо это понимал.
Эльдар прочитал очередную книгу (в этот раз про историю фотографии или историю фирмы "кодак")?
Судя по огромному количеству бессмысленных фоток в смартфонах, зря девушек научили фотографировать, ох, зря 🙂
Читаю всю серию с интересом, спасибо!