Бумажные газеты и журналы, или о вымирании классических медиа

Привет.

Меня не покидает чувство сожаления о бумажных изданиях. Их можно было взять в руки, полистать, что-то сохранить на память. Не каким-то цифровым способом, а самым что ни на есть аналоговым, вырвав нужную заметку и спрятав ее в папочку. Уже потом появились камеры в телефонах, и все упростилось донельзя, хранить бумаги стало немодно. А потом начала исчезать и сама бумага как таковая. О том, что бумажная пресса проиграла Интернету, написаны миллиарды слов, причины самоочевидны — странички в сети, как правило, бесплатны или условно-бесплатны, а газета или журнал почти всегда чего-то стоят. Принцип жизни прост — бесплатное всегда берет вверх.

Долгое время держатся деловые издания, они выстроили линию обороны у старшего поколения менеджеров, которые помнят те времена, то, что было модно попасть на обложку издания, повесить в рамочке себя любимого и доказать всем окружающим, что ты чего-то стоишь в этом мире. Ярмарка тщеславия снизила обороты, но если посмотреть на тридцалетних, то им уже глубоко безразлично, что про них напишет условный Forbes, они зачастую не понимают, кто читает такие издания и почему у этих людей нет Интернета. Бумажные журналы выживают за счет найденных ниш, причем почти всегда это красивые съемки, поставленные на поток. Потрафить самолюбию какого-то человека, который заодно получит еще и снимки для своих социальных сетей, что иногдаьважнее, чем сама публикация.

В России бумага пытается бороться за свое будущее изо всех сил, это касается как газет, так и журналов. У нас как-то принято читать на бумаге, и это своего рода традиция.

В 90-е годы, когда я начал активно осваивать Европу, изучал ее на своей шкуре, а не по книгам, как раньше, меня подкупало то, что в кафе Берлина или Вены всегда были свежие газеты. Зачастую их вешали на специальных полочках, они были пришпилены к деревяшкам. Почитал газету за столиком, вернул на место. Традиция, которая почти повсеместно исчезла, сегодня люди предпочитают уткнуться в свой смартфон и изредка отрывать взгляд, чтобы рассеянно посмотреть в тарелку или на окружающих.

Островки бумажных газет в Москве находятся во многих местах, на завтраке в «Кофемании» они сложены у входа, бери и читай. В «Сапсане» газеты предлагают в начале поездки, так же это делает «Аэрофлот». Но почти везде в мире этот подход исчез, его больше нет. И это следствие исчезновения бумажных изданий, их востребованности людьми. Периодика надежно заменяется книгами, а также другими развлечениями. Давайте покажу это на нескольких примерах, которые довольно хорошо описывают сложившееся положение вещей.

Вылетаю из Москвы в Стамбул, дальше стыковка и полет в Куала-Лумпур. В бизнес-зале Turkish Airlines огромная стена, заставленная книгами, тут есть альбомы об искусстве, подборки фотоальбомов, немного книг с текстами. Ровно то, чем можно занять себя, пока ждешь самолет.

Искать периодику не стоит, ее просто не предлагают. Авиакомпания решила вопрос очень просто — подписала соглашение с приложением PressReader и дает к нему доступ на четыре дня, достаточно указать свой номер бронирования и фамилию.

Внутри огромное число мировых изданий, можно сортировать их по языкам, интересам, в том числе есть и российские, пусть их и немного.

Загружаете газеты или журналы, читаете в полете или на земле. Приложение, правда, требует соединения с интернетом, что в полете делает его использование не всегда возможным, но те же Turkish Airlines предлагают Wi-Fi на большинстве рейсов, вопрос в том, будет ли он для вас бесплатным. У других авиакомпаний сходные решения, отличаются детали. И причина отказа от бумаги на борту понятна — так дешевле, упрощается логистика, не нужно таскать с собой лишний груз, который также требует последующей уборки. Допустим, что ситуация с самолетами уникальна, но на земле происходит ровно то же самое.

Раньше в хороших гостиницах запоминали, что я люблю читать. Приезжаешь, а утром на двери висит пакет с газетами, к которым ты привык. Где-то тебя не знают, но в лобби или у ресторана лежат газеты, которые можно взять и полистать. Сейчас можно не искать взглядом бумажные издания, их просто нет, изредка попадаются засаленные журналы ни о чем.

Примерно так раньше было в Mandarin Oriental или Four Seasons, а теперь вместо бумажных изданий QR-код, который отправляет вас из домашней сети Wi-Fi, что работает в отеле, на специальную страничку.

На ней можно загрузить нужные газеты или журналы, выбор напрямую зависит от партнера, который обеспечивает этот сервис. Например, у меня выбор изданий не очень велик, но занять время на завтраке они способны.

Ломается логика потребления тех же газет, ведь раньше ты вольно или невольно листал их от первой до последней страницы, натыкался на что-то любопытное и неожиданное. Теперь мне проще открыть сайт издания или, того хуже, почитать новостную ленту и увидеть, что вызывает интерес окружающих. Иное потребление информации, совсем не то, что было раньше.

Но знаете, что меня поразило и подкупает? В отелях становится все больше и больше книг. Их можно найти в номере, появляются библиотеки, которые маскируют как угодно, лишь бы не называть библиотеками и не отпугнуть людей. Недавно жил в Китае, и там отель назвал библиотеку книжным баром. Сделал визуально красивое пространство, в которое приятно зайти.

Потребность читать никуда не исчезла, но периодика больше не служит своей главной цели, не снабжает нас новостями и размышлениями о том, что происходит в мире. Все это мы получаем в социальных сетях, для новостной повестки умерли как газеты, так и журналы. Хрупкость их существования напрямую зависит от консервативной аудитории, которая привыкла видеть бумагу. Возможно, что я один из таких людей, мне нравится держать в руках газету или журнал, листать страницы. Ощущать запах типографской краски или приятную текстуру бумаги. Но мы в меньшинстве и проигрываем, да и сами издания стали, откровенно говоря, не слишком интересными, публикуют откровенную чушь, которую не стоит читать.

Иногда кажется, что понимание этого в индустрии витает давно, отсюда вбивание собственными руками гвоздей в крышку своего гроба, когда не осталось никаких препятствий делать что угодно. В качестве иллюстрации этого тезиса приведу единую кампанию, которая пронеслась в эти дни в западных изданиях, на первых страницах переживания о судьбах России, истории о том, как люди протестуют против тирании Путина и пришли не на голосование на выборах, а ради протестов. Полностью выдуманный, перевернутый мир, что подчеркивает общее отсутствие каких-либо правил для журналистов и изданий. И это общемировая тенденция, исключений тут нет. Можно, конечно, предположить, что первопричиной смерти бумажной прессы стало такое поведение изданий и самих журналистов, но, думаю, все же тут постаралась экономика. Хорошо проделанная работа журналиста стоит дорого, а когда издание продает рекламу (явно или скрытно) за копейки, то и платить пишущей братии нечем. Ведущие деловые СМИ России набирают людей на небольшие зарплаты, но обещают, что через несколько лет те смогут переметнуться куда-то в компании и тогда уже заживут иной жизнью. Так и правда работает, вот только журналистика в таком измерении мертва, ей могут заниматься энтузиасты либо те, кто уже имеет средства к независимому существованию вне рекламной модели. И это тоже причина смерти бумаги, она уходит в прошлое, хотим мы того или нет.

Ни в коем случае не хочу сказать, что вся бумага исчезнет навсегда. Точно нет, на бумаге будут выходить газеты и журналы, вот только их тиражи будут скукоживаться донельзя. Вероятно, впереди нас ждет ренессанс прессы, когда станет модным читать где-то на лавочке не с экрана телефона, а листая бумажные страницы. Случится он или нет, неясно, но даже если это произойдет, промелькнет такая мода быстро, а потом верх возьмут прагматичность и бесплатность интернета. Хотя в сети наблюдается тенденция, что люди готовы платить за интересные материалы, некоторые авторы создают подписки и продают результаты своего труда, превращаются в самостоятельные медиа, где работает не рекламная, а подписная модель. И такой подход крайне интересен, но он все равно не приводит нас к тому, что нужна бумага, скорее напротив, она тут мешает.

Немного ностальгии у меня есть о бумажных изданиях, но, с другой стороны, понимаю, что двадцать лет назад качество прессы было неизмеримо выше. И скучаю я именно по тем временам, а не только по бумаге как таковой, тут важно все вместе. Ностальгию же утоляю тем, что читаю бумажные книги. В каждой поездке со мной несколько книг, они не подводят и дают мозгам шевелиться в противовес тому информационному шуму, которым набита периодика. И возможно, что многие это ощущают, хотя и книги бывают разными, тут многое упирается в то, как вы их выбираете для себя.

Вспомните, когда вы в последний раз читали бумажную газету или журнал. А когда брали их в руки?

[email protected]
наверх