Выйти из дома без телефона. Невообразимая глупость, подвиг или что-то третье?

Привет.

На днях наткнулся на результаты опроса, согласно которым половина опрошенных готовы отказаться от смартфона на целый день, эти же люди утверждают, что никакой власти над ними телефон не имеет. Выборка весомая, более 3000 человек отвечали на вопросы, что дает определенную репрезентативность. Почесал голову, подумал о том, что не может быть, чтобы такое большое число людей действительно занимались самообманом.

Сделал голосование на ту же тему, но несколько поменял вопросы, чтобы ответы разнились, найти его можно вот тут.

Оказалось, что точно без смартфона не проживут в течение дня только 15% отвечавших (почти 4000 человек приняли участие в опросе). Примерно поровну распределились голоса тех, кто точно «знает», что готов прожить без смартфона день (ответ — «да, с легкостью»), и тех, кто готов, но пробовать такую жизнь не хочет.

Думаю, такое число ответов в пользу того, что без смартфона легко прожить, связано с недооценкой его роли в нашей жизни. Чтобы проверить эту гипотезу, сделал другое голосование с простой историей, вопрос звучал вот так: «Вы вышли из дома на работу рано утром (или куда-то по делам), возвращаться уже минут 15, но тут обнаружили, что забыли свой телефон. Ваши действия?». Найти его можно вот тут.

В простой ситуации, описанной не гипотетически, как в первом опросе (можете ли вы? Там нет никакой особой конкретики), ответы распределились совсем иначе. Только четверть отвечавших выбрали вариант, при котором телефон подождет дома до вечера. А вот 60% решили вернуться за ним, несмотря на то, что это будет потеря времени, сломанные планы. Учитывая, что участие в опросах приняло примерно одинаковое число людей, можно считать ответы репрезентативными в рамках нашей задачи. И вот тут мы приходим к интересному выводу. Люди не любят или не хотят признаваться в своих зависимостях, но если прощупать их косвенными вопросами, то они отвечают на них правдиво.

Мне было интересно, каково это — жить в современном городе без телефона, и я провел над собой такой бесчеловечный эксперимент. Выжить можно, но назвать день комфортным и привычным нельзя даже при желании.

Без телефона в течение дня никто не умрет, сомнений в этом нет. Но качество жизни будет совсем другим. Не посмотреть расписание транспорта, не оплатить проезд в нем, не заказать такси. Да и просто вы становитесь выключенными из информационного поля этого дня нашей планеты, ничего не знаете, устраиваете себе цифровой детокс. Пожалуй, что в этом может быть что-то хорошее, но натыкаясь взглядом на людей, сидящих в своих телефонах, чувствуешь определенную отрезанность от мира.

Как-то мы спорили с друзьями на эту тему, из принципа каждый был готов отказаться от своего телефона и прожить день в тишине. Наш товарищ придумал более щадящие условия, вы можете их опробовать на себе.

В рабочий день взять с собой свой телефон, но отключить на нем звук, положить в карман и притвориться, что у вас его нет с собой. А дальше в конце дня посмотреть, сколько раз вы разблокировали экран и что делали в телефоне (стандартные приложения, которые оценивают затраты времени, они есть на любой платформе). У нас все было интереснее, так как мы еще и договорились встретиться вечером того понедельника и сравнить «показания».

Сидя в кафе, каждый из нас признался, что проще было забыть телефон дома, чем таскать его в кармане, так как возникали фантомные боли. Мы точно «знали», что сейчас должен поступить важный звонок, что что-то происходит, и руки сами тянулись разблокировать аппарат. Учитывая шутливость нашего обсуждения, отсутствие каких-либо призов и наказаний, заходить в телефон было можно. Каждый из нас оценил прожитый день одинаково — телефона в нашей жизни не было, мы молодцы и не имеем никакой зависимости!

А вот потом мы полезли смотреть статистику использования телефонов, и каждый из нас удивился. Например, мой приятель точно знал, что не пользовался телефоном как таковым, он его почти не доставал (12 разблокировок, 25 минут работы экрана — сообщения, мессенджеры). В его памяти эти двадцать пять минут с телефоном оказались ничем по сравнению с обычным использованием, так как за день у него набегает 4-5 часов работы экрана в разных приложениях. И ограничение до 25 минут, которое вышло само собой, дает ему ощущение, что он совсем не использовал свой аппарат.

Еще забавнее получилось с девушкой, она «не доставала телефон из сумки», причем «ни разу». Телефон сам собой проработал почти час времени, причем в разных приложениях. Надо было видеть лицо нашей подруги, она искренне верила, что была сдержанна и не доставала телефон вовсе. В здравом уме и твердой памяти она просто совершала действия, которые можно назвать рефлексом — достать телефон, разблокировать, быстро проверить социальные сети, спрятать его. Она не запоминала эти действия. Осознать это самостоятельно — довольно страшная штука, в голове начинает роиться много вопросов — а что со мной не так? Словно сказка о потерянном времени. Число разблокировок? Больше тридцати!

Возникает некий минимум использования телефона, который человеком вовсе не воспринимается как время, проведенное с этим устройством. То есть мы искренне заблуждаемся и утверждаем, что не доставали наш телефон, ничего с ним не делали. Статистика в меню аппарата утверждает обратное.

Хотите удивиться еще больше? Производители смартфонов периодически проводят исследования поведения своих пользователей, оценивают то, как люди используют устройства, каким приложениям отдают предпочтение. Иногда с разрешения испытуемых оценивают, куда те смотрят, на каких частях экрана фиксируют взгляд. И вот тут их ждало неожиданное открытие, в больших городах люди часто разблокируют свои телефоны, запускают приложения, но не фиксируют взгляд на экране. Точного объяснения происходящему нет, только гипотезы. Например, что человек в транспорте разблокирует свой аппарат, но потом его что-то отвлекает и он не смотрит в экран, но листает ленту социальной сети рефлекторно. Внешние раздражители могут отвлекать от экрана телефона. Объяснение хорошее, но не до конца, на мой взгляд, справедливое. Скорее можно предположить, что телефон стал социальным явлением и многие пассажиры изображают свою вовлеченность, такую же, как у других людей. Они изображают, что что-то делают на экране, как другие люди. На самом деле их взгляд устремлен в пустоту, они не видят того, что происходит на экране.

Число таких людей невелико, их порядка десяти процентов, но это уже не статистическая погрешность. Интересно, что лет пять-шесть назад, когда конкретно в этой компании стали проводить такие исследования, подобного поведения обнаружено не было, оно появилось незадолго до пандемии и развилось после нее. Рост числа тех, кто смотрит в экран, изображает активность, но реально ничего не делает осознанно, растет.

Почему вспомнил об этом? Это еще один косвенный довод в пользу того, что телефон не просто полезный предмет, он играет огромную социальную роль. В транспорте меня раздражают люди, которые очень громко говорят по телефону, обсуждают свои дела. Недавно в метро увидел женщину, по виду ей за пятьдесят, она в одной руке держала телефон, прислоняя его к уху, второй рукой придерживала сумку. Сквозь негромкую музыку в моих наушниках до меня долетали обрывки разговора. Она кого-то благодарила, отнекивалась от каких-то комплиментов и сочувственно переживала, что у кого-то все пошло в жизни не так. Меня смущала некая скованность ее позы и то, что, когда вагон покачивался, она отодвигала руку с телефоном, загорался заблокированный экран, но никакого звонка на нем не было. После того, как ее разговор закончился, я попросил посмотреть телефон, объяснил, что очень интересуюсь, как работают операторы в метро, узнал, какой у Марины Николаевны оператор. Женщина охотно мне помогла, с ее разрешения набрал службу поддержки с клавиатуры, чтобы оценить быстроту ответа и качество его у этого оператора. Не дозвонились с первого раза, она сама открыла список последних звонков. В нем за тот день был только один звонок — в службу поддержки. Никаких входящих или исходящих.

Самое простое — сказать, что Марина Николаевна сумасшедшая и разговаривает сама с собой. Увы, это точно не так. Наоборот, она пытается быть частью социума, изображает активную жизнь, которой на деле у нее нет. Одиночество — страшная штука. У меня нет никакой статистики о том, сколько людей ведет на публике фальшивые разговоры и почему, но такие люди существуют. Кто-то привлекает внимание к своей особе, кто-то просто пытается показать, что у него есть с кем поговорить. И в том и в другом случае это грустные истории, которые многим людям просто не понять и не осознать. Зачем? Как люди так делают? Но вот ведь такое происходит в разных странах мира. Кажется, что телефоны должны нас объединять, но они, напротив, только подчеркивают степень одиночества. И возможно, что подспудно мы все проверяем свои телефоны нон-стоп, так как боремся с тем же чувством оторванности от общества или информации в самом широком смысле этого слова. И вот еще один опрос на эту тему.

На словах мы можем жить без телефонов. На деле для нас это огромный дискомфорт, которого каждый человек пытается избежать любой ценой. И в этой небольшой коробочке сходятся наши мысли, чаяния, то, какими мы видим себя через призму окружающих нас людей. Поэтому не удивляйтесь, что мы зачастую сами себя обманываем, думая, что можем прожить без чужого общества, без своего телефона и без других вещей, что создают наш комфорт.

[email protected]
наверх