Привет.
Мобильная связь сегодня настолько общедоступна, что когда говорят о том, что кто-то ее не может себе позволить, то возникает образ нищего, возможно, бомжа, живущего на улице. Тех, кто отказывается от связи по принципиальным соображениям, в расчет не берем, есть и такие люди, но их единицы. Обсуждения того, что операторы зажрались, извечны, но каждый раз мне хочется вспомнить, как сотовая связь начиналась в России и какими были предложения операторов, а также кто мог их себе позволить.
На дворе 1991 год, почти из каждого утюга звучит “Девчонка-девчоночка” Жени Белоусова, песня перекликается с голосом Анжелики Варум, которая прощается со своим мальчиком, на задворках завывает «Фристайл», “Больно мне, больно”. У меня на поясе старенький Walkman, и из него звучит голос Меркьюри, шоу должно продолжаться. Подумать о том, что через несколько лет у меня появится телефон, который можно носить с собой и звонить кому угодно и откуда угодно, невозможно. Все еще существует СССР, страна прикажет долго жить в конце 1991 года, но осознаем мы это только к лету 1992-го, первое время все будет по-прежнему, хотя начнется рост цен, дефицит и свободный рынок, что переиначит жизни миллионов людей.
По телевидению показывают сюжет, мэр Ленинграда Анатолий Собчак звонит в Сиэтл по небольшой коробочке, это сотовый телефон. Первый звонок случился еще в СССР, 9 сентября 1991 года, оператор “Дельта телеком”. Да и Ленинград превратился в Санкт-Петербург только в декабре 1991 года. На фотографии слева от Собчака стоит Леонид Рейман, позднее он станет министром связи России, тогда он работал в ленинградской телефонной сети и сделал умопомрачительную карьеру, как и многие в те годы, кто оказался в нужном месте и в нужное время.
За первые четыре года “Дельта” подключила к своей сотовой сети впечатляющее количество людей — 10 000 человек. Никакой иронии в этом нет, первые сотовые телефоны продавали по 5 000 долларов, минута разговора стоила доллар. Средняя зарплата в СССР в 1991 году составляла чуть больше 300 рублей, с конца 1990 года президент СССР Михаил Горбачев разрешил обмен рублей на доллары, а с начала 1991 года это стало возможным для юридических лиц. Как результат, установленный курс в 1.8 рубля за доллар моментально вырос до 30 рублей за доллар. С апреля 1991 года в СССР разрешили каждому гражданину покупать 200 долларов в год по фиксированной цене в 27.6 рубля. Начиная с 1992 года эти ограничения сняты, но курс становится исключительно коммерческим. Многие забыли о том, что начиная с 1992 года появляются магазины, в которых цены номинированы исключительно в долларах. Вы заходите в обувной в центре Москвы и видите стоимость в 40-50 долларов за ботинки, это было привычным явлением.
Средняя зарплата 1991 года составляла около 20 долларов по коммерческому курсу. Проговорить ее можно было за двадцать минут, очень удобная система расчетов. Минута — доллар. Связь стоила космических денег, она была доступна единицам. Ни о каких SMS и тому подобных вещах тогда речи не шло вовсе, а пейджеры как массовый вид связи появились только в 1993 году, когда они стали массовой заменой телефонам, которые не были доступны почти никому. Стоимость пейджера колебалась от 50 до 200 долларов, первые модели вовсе не имели экранчиков, а просто пищали и предлагали позвонить оператору, чтобы он зачитал вам сообщение. Когда появились текстовые версии пейджеров, они стали бомбой, одна строчка на экране, и то на латинице. В 1996 году в Москве, богатейшем городе страны, было только 60 тысяч абонентов, пользующихся пейджерами, месячная стоимость обслуживания разнилась в зависимости от модели пейджера, составляла от 35 до 55 долларов. Но это было недорого по сравнению с сотовой связью.
Сотовые сети развивались точечно, с января 1992 года в Москве появляется оператор “Московская Сотовая Связь”, совместное предприятие с американцами, его называют в те годы исключительно Moscow Cellular. Начало 90-х — это время не только долларовых цен в магазинах, но и преклонения перед всеми названиями на английском. Бывает, звонишь своему другу, а его секретарь отвечает: “Йопт, я вас слушаю”. А оказывается, что это всего лишь Euro Business Trading.
Сеть МСС была построена на стандарте NMT-450, тогда телефоны могли хранить 99 номеров в памяти, этого хватало за глаза. Обычная записная книжка содержала от силы десять номеров, больше некому было звонить.
В МСС менеджером по проектам начинал свой путь Николай Прянишников, в 1992 году он рассказывал, что у компании установлено в Москве 12 приемо-передающих станций (тогда именно так называли базовые станции). К концу года их стало двадцать! Николай позднее возглавит «Билайн», этот оператор появился в сентябре 1992 года. В 1992 году у «Билайн» было три базовых станции, а емкость сети составляла 600 абонентов, к концу 1993 года ее увеличили до 1 000 абонентов! Справедливости ради надо отметить, что торговая марка «Билайн» появилась только в 1993 году, первый год связь предоставлялась АО “ВымпелКом”.
Почти за два года работы МСС привлекли 4 500 абонентов, в конце 1993 года к сети еженедельно подключалось 150 новых абонентов. Оцените размер этих цифр, единственным ограничением становится цена на устройства и стоимость связи.
Мой первый сотовый телефон появился в середине 90-х, две трубки, купленные комплектом со скидкой в 50%, огромные аппараты, что работали от батареи не более 40 минут. Но представить, что кто-то сможет звонить 40 минут по такому телефону, было невообразимо в принципе. Обычная сценка того времени в модном ресторане — заходит представительный мужчина, за ним идут два охранника в костюмах. В руках у мужчины увесистый аппарат, который водружается на стол, так как это символ новой жизни, сотовый телефон. Общество потребления формировалось у нас в 90-е годы, когда и возникла привычка напоказ размещать свои телефоны на столе, так как это был статусный продукт, который многое говорил о своем владельце. Эволюция телефонов была ошеломляющей, они меняли свои размеры, получали новые функции, и поэтому во второй половине 90-х все менялось на глазах, связь становилось доступной. Чтобы вы осознавали первые шаги сотовых сетей в России, напомню, что первоначально это были сети NMT-450, затем появился AMPS от “ВымпелКом”, в 1995 году его преобразовали в D-AMPS, цифровой формат. Появлению GSM-сетей мы обязаны компании “Северо-Западный GSM”, которая возникла в 1993 году в Петербурге, только в 1994 году этот стандарт появился вместе с МТС в Москве, а сама сеть начала подключения в 1995 году.
До 1996 года сотовая связь в России делала первые шаги, не было эффекта масштаба, так как услуга была дорогой и операторы развивались, но очень медленно. Посмотрите на расценки на связь в Москве в 1996 году.
Помимо того, что вам нужно было купить очень дорогой телефон, вы вносили разовый платеж за подключение, в среднем он составлял около 1 000 долларов. Обратите внимание, что еще вам нужно было оставить залог за использование связи и он также был немаленьким! Детализация ваших звонков стоила 15 долларов!
В 1996 году средняя зарплата в России составляла 700 тысяч рублей (еще не произошла деноминация, мы жили с тремя дополнительными нулями на купюрах). По радио крутили «Замечательную жизнь» от Ace of Base, доллар стоил 5 500 рублей. В долларовом исчислении средняя зарплата в стране составляла 127 долларов. Жители страны побогаче осваивали курорты Египта и Туниса, звезды первой величины впервые отправлялись в Майами и Лос-Анджелес, пугались от несуразных цен в этих городах и жаловались на дороговизну. Но маховик капитализма раскрутился, и в России начали появляться те, кто сменил новых русских, стал двигателем экономики. Выборы президента 1996 года на время заморозили экономическую жизнь и развитие, но затем страну начали растаскивать с удвоенной силой. Предприятия и заводы останавливались, зато процветали Горбушка и Черкизовский рынок, получивший смачное имя «Черкизон».
К июлю 1997 года число абонентов сотовой связи в России достигло эпохальной величины — 300 тысяч человек. Конкуренция на рынке нарастала, операторы определяли свое будущее и переходили на цифровые стандарты связи, GSM уже победил в гонке за будущее. Эпоха дешевой связи началась в 1999 году, когда «Билайн» представил коробочку, это легендарный продукт, запустивший низкие цены на связь. В «Билайн» сделали ставку на GSM-сети, но при этом сеть D-AMPS никуда не исчезла. Чтобы привлечь людей и профинансировать стройку, было решено устроить ценовой демпинг, предлагать наборы из телефона и связи по минимальным, немыслимым ранее ценам.
Вот такая коробочка с телефоном Philips Aeon стоила 49 долларов, стоимость минуты составляла революционные 15 центов! А вот фотография с пресс-конференции. Николай Прянишников уже в «Билайн».
Люди вставали в очереди за этими аппаратами, возник небывалый ажиотаж, и мобильная связь впервые пошла в массы. Вот выдержка из сообщения на одном из форумов, написано 13 ноября 1999 года:
В Партии (Домино) на м. Октябрьская (Калужская пл., д.1). Пришел туда где-то в 15.00. Как раз привезли коробочки, за 49$ всего 14 штук, за 89$ и 139$ чуть больше. Но за 49$ в розницу продавать не стали — только по записи (народ оставлял им свои телефоны), кстати, я тоже был в записи но 27-м и мне отказали, пришлось купить за 89$, хотя я даже больше рад именно этому. Работает прекрасно, при активации — на балансе 50$. 00 центов. Может быть успеете”.
И пророческие слова из того же обсуждения:
Денис, а ты правда веришь в то, что МТС вдруг раз и в два-три раза снизит тарифы? У меня свой телефон МТС, план экстренный+, плачу 22.5$ в месяц за 40 минут. Когда возникла необходимость купить телефон жене, подсчитал, что еще 22.5$ в месяц будет накладно. Билайн никогда не привлекал, но убедили меня две вещи: при покупке 100$ карточки на 300 дней получается 10$ в месяц, а это уже я потяну. И второе. В МТСе, если я ни разу не поднял трубку в течении трех месяцев, то у меня все равно сгорит 67$. В Би-приват, если я ни разу не поговорю в течении трех месяцев, то 30$ не пропадут, а останутся на остальные 7 месяцев. То есть получается, что в Би все до копейки уйдет именно на разговоры, а в МТС это далеко не так (могли бы сделать так, чтобы хотя бы невыговоренные минуты присуммировались к следующему месяцу). Теперь — так как телефон второй, то не нужен ни роуминг, ни SMS и все остальное — главное: возможность сделать звонок в экстренной ситуации и возможность связаться с человеком, когда он тебе нужен. Короче, я бы тоже хотел, чтоб упали тарифы (желательно до нуля :-), но живу пока сегодняшним днем.
Обратите внимание, что сотовый телефон в 90-е — это еще не средство полноценного общения, а вещь для экстренной связи, когда срочно нужно что-то сказать. Сотовый телефон в России того времени — это вещь не повседневная, доступная немногим, и в первую очередь она для обеспечения безопасности близких. В разговорах того времени менеджеры сотовых операторов мечтают о том, что когда-то наступят светлые времена и во всей России будет миллион абонентов, вот тогда начнется настоящая жизнь. Кажется, что до этих времен еще ой как далеко, никто не видит, как они стучатся в двери. Самые оптимистичные прогнозы кажутся чересчур радужными, на поверку они оказываются даже не консервативными, а безумно далекими от реальности. Бум сотовой связи приходит в начале 2000-х, она все еще дорога, доступна далеко не всем, но это уже массовое явление.
Так сложилось исторически, что в России условно можно выделить несколько эпох в развитии связи. Первым этап становления занял срок с 1991 по 1999 год включительно, почти десятилетие. Затем мы наблюдали развитие сетей с 2000 по 2010 годы, постепенное проникновение услуги во все слои общества. С 2011 по 2020 наступила эпоха дешевой и общедоступной связи, когда даже самый бедный человек может себе позволить оплачивать услуги связи, они могут стоить очень немного (тарифы начинаются от 50 рублей). Все еще думаете, что связь в России стоит дорого?
P.S. Если вам понравилась минутка (либо минутки) ностальгии, то могу рассказать про взлет и падение пейджеров в России, примечательная глава для рынка мобильной связи (а именно таковыми считали пейджеры в те годы — заменой мобильного телефона).