Пятница будущего: назад в 1984

Приветствую! В 1949 году Джордж Оруэлл публикует свой роман «1984». Одни считают, что писатель предугадал в нем все, а другие — что не угадал вообще ничего. Реальный 1984 год был совершенно не похож на описанный в дистопии, но запомнился как год рождения первого компьютера Apple. Тогда еще не Mac, а полноразмерный Macintosh стоил астрономические 2,5 тысячи долларов (более 7 тысяч долларов 2023 года) и стал первым компьютером с ныне общепринятым графическим интерфейсом. Однако было бы несправедливо свести достижения электроники и связи только к рождению современной Apple. В конце концов, в этот же год Ричард Столлман уволился из MIT, чтобы сосредоточиться на работе над GNU и лишить любую организацию претензий на интеллектуальную собственность в данном проекте. И вообще, событий хватало, пусть и не настолько футуристических, как в фантазиях английского писателя, но не менее важных для понимания того, к чему пришел мир спустя сорок лет. О них и вспоминаем.

Table of Contents

Информатика в советской школе

Поскольку мы живем в России, начну список важных IT-событий 1984 года с того, что происходило в СССР. Думаю, что большинство наших читателей родом оттуда, а потому испытали большее влияние локальных советских событий, нежели мировых тенденций. Тем более что вспомнить есть о чем. 12 апреля 1984 года по итогам апрельского Пленума ЦК КПСС было принято совместное постановление ЦК и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшения условий работы общеобразовательной школы», которое стало отправной точкой для такого предмета, как информатика. Да, до 1984 года советская школа не предполагала изучения основ компьютерной грамотности и программирования иначе как в кружках и на прочих факультативных занятиях. И даже после постановления ЦК КПСС потребовалось поменять министра просвещения, чтобы стартовала компьютеризация школы. Фактически изучение предмета началось позднее, лишь в 1985 году появился первый (еще пробный) советский учебник (для 9-10 классов) по информатике, и только с сентября 1985 года началось преподавание предмета, которое во многом было чисто теоретическим, поскольку на 130 тысяч общеобразовательных школ СССР приходилось всего 100 тысяч компьютеров. Преодолеть колоссальное отставание в компьютеризации Советский Союз не успел (к 1990 году планировалась поставка всего 8 тысяч компьютерных классов), но именно 1984 год можно считать отправной точкой во всеобщем изучении компьютерной техники в России.

БК-0010

Вспоминая о школьной компьютеризации СССР, нельзя обойти и персональные компьютеры серии БК. В 1984 году первая модель серии БК-0010 поступила в серийное производство и стала доступна для покупки в магазине. Не вдаваясь в подробности того, насколько реально было приобрести персональный компьютер в Советском Союзе того времени, отмечу, что это была первая массовая модель, которая изначально проектировалась и выпускалась с расчетом на то, чтобы стать личным компьютером гражданина. Стоимость (официальная) составляла 600 рублей, т.е. примерно как цветной телевизор плюс кассетный магнитофон. Или три месячные зарплаты инженера на хорошей должности. В общем, по доступности где-то как раз на одном уровне с Macintosh. По «железу», разумеется, никакого сравнения с американским визави БК-0010 не выдерживал. Процессор К1801ВМ1 являлся 16-разрядной однокристальной системой с тактовой частотой до 3 МГц, 32 КБ оперативной памяти (из которых 16 КБ зарезервированы под видеопамять) и 32 КБ постоянной памяти (целиком использовавшейся под аналог BIOS, ОС и драйверы, для хранения программ и данных требовался магнитофон, в комплект ПК не входивший). Для вывода данных пользователю требовалось подключить ПК к телевизору или специальному монитору, так что, по большому счету, в стоимость БК надо бы внести еще магнитофон и телевизор, без них поработать с компьютером не вышло бы. Отдельную историю представляла собой клавиатура. Несмотря на то, что серия уже задумывалась как личный ПК, в самой первой версии клавиатуру разрабатывали под модификацию с учетом используемого программного обеспечения. В результате она была мембранной с клавишами, напечатанными на «ламинированной» бумаге. Удобство модификации проиграло износостойкости, так что при первой же модернизации кнопки стали механическими. А вот мультитач у компьютеров БК отсутствовал в принципе, как и ввод строчных букв по умолчанию.

«Электроника ИМ-02»

Буквоеды, наверное, уже обиделись на меня за то, что БК-0100 отнесен к продуктам 1984 года, ведь опытная партия их была произведена в конце 1983 года (все тридцать штук). Но таковы были реалии Советского Союза, не всегда представляется возможным точно определить, с какого момента hi-tech-устройство можно считать состоявшимся. Это справедливо и для самой популярной в СССР портативной игровой консоли «Ну, погоди!», или же «Электроники ИМ-02». Кстати, советская страсть к присвоению всему индексов и породила малопонятное «Игра микропроцессорная 02» — изначально консоль никакого индекса не имела, как и бренда «Электроника», а цифры 02 у первой модели можно объяснить разве что отсылкой к тому, что это копия консоли Nintendo типа Game&Watch. Собственно, модификация сводилась к русификации корпуса, доработке сегментированного ЖК-экрана и переводу на элементную базу, освоенную советскими заводами (впрочем, она вся состояла из копий иностранных образцов). Оригинального волка сменил волк из советского мультфильма, вместо петуха появился заяц, а вот иностранное происхождение выдавали часы, которые не могли работать в 24-часовом формате, предлагая юному пользователю осваивать диковинные до и после полудня. Как и в исходном варианте, «Игра А» отличалась от «Игры Б» только скоростью, с которой из-под куриц вылетали яйца. Незамысловатый геймплей нисколько не мешал популярности, а в корпусе имелась откидная подставка, превращавшая консоль в прикроватный будильник. Впрочем, пара обычных батареек не обеспечивали сколь-либо вменяемой даже по тем временам автономности, так что основным и единственным предназначением оставалась сама игра.

Flash-память

Несмотря на то, что память с самим принципом перезаписываемой электрически перепрограммируемой памяти появилась еще в начале 1960-х, еще более 20 лет проблема стирания записанного препятствовала широкому распространению данного типа памяти. Особенности EPROM и EEPROM накопителей приводили к тому, что вы могли выбирать — или записать один раз, но много (много по меркам начала 1980-х), или записать поменьше, но неоднократно. Решение в 1984 году нашлось у инженеров компании Toshiba — технология плавающего затвора, который и получил название flash-памяти, поскольку сам процесс стирания походил на вспышку фотоаппарата. И если по советским технологиям есть расхождения в датировках, то вот NOR-flash впервые была показана на Международной конференции по электронным устройствам института инженеров электротехники и электроники (IEEE International Electron Devices Meeting) 1984 года в Сан-Франциско. Впрочем, техника в то время тоже развивалась не моментально, так что коммерческий образец, а не демонстратор технологии, появился лишь в 1988 году, а от NOR к NAND компания Toshiba смогла перейти еще на год позже.

ZX Spectrum+

Чтобы понять, на какой рынок в 1984 году выходила компания Apple, стоит вспомнить о таком мегапопулярном (в том числе и в СССР) ПК, как ZX Spectrum. В 1984 году компания Sinclair Research представила его обновленную версию ZX Spectrum+. Это была модифицированная версия 48 КБ модели ZX Spectrum с новой клавиатурой и новым корпусом, на боковой стороне которого размещалась кнопка сброса. Стоила она, как и предыдущая, 130 фунтов стерлингов (около 156 долларов по тому курсу). В остальном это был тот же процессор, та же оперативная память, то же ПО. Главное отличие — пластиковая, а не резиновая клавиатура, так что печатать на ней можно было быстрее. А кнопку сброса, наверное, можно отнести к предкам знаковой кнопки Reset. Кстати, перезагружался Spectrum за пару секунд. Вот такие обновления ПК были в середине 1980-х — вот о чем стоит вспоминать, когда захочется рассказать про недостаточное количество инноваций в очередном флагмане.

Sony Discman D-50

Серия плееров Sony Walkman 1980-х вспоминается большинством как кассетные плееры, однако компания Sony очень недолго выпускала только их. Первый стационарный CD-плеер был представлен компанией в 1982 году, а уже в 1983 году инженерами Sony было выяснено, что за счет оптимизации пространства внутри устройства можно радикально сократить его размеры. Примерно до квадрата со стороной около 14 см. Толщина — чудовищные по нынешним меркам 4 см, но посмотрев на деревянную модель, руководство компании решило, что на дворе 1980-е и такие габариты вполне подойдут портативному устройству. Проект Sony Discman стартовал. В ноябре 1984 года мир увидел модель D-50 (она же D-5 на некоторых рынках). Самые первые модели назывались просто Sony CD Compact Player, бренд Discman появился немного позже, дабы подчеркнуть родство с уже очень популярными Walkman. Впрочем, большого спроса Sony Discman поначалу не снискали, несмотря на то, что предлагали их вдвое дешевле стационарных моделей. Причин было две. Первая — это малое распространение компакт-дисков на тот момент. Плеер стоил недорого, но сама технология CD была новой и неотработанной, так что ценник на диски автоматически превращал любое устройство в игрушку для обеспеченных покупателей. Вторая проблема крылась в самом плеере. В отличие от кассетных плееров, обеспечивавших довольно длительное прослушивание музыки от четырех обычных АА батареек, Sony Discman D-50 требовал шести элементов типа С. Разумеется, места в корпусе для такого количества батареек не нашлось, и они были вынесены в отдельный блок. Но что еще хуже, потребляемая мощность в 9 Вт приводила к тому, что послушать на одном заряде можно было в лучшем случае пару дисков. В результате первые компактные CD-плееры Sony большой популярности не получили, а приносить прибыль стали вообще лишь через полтора года после запуска.

Motorola DynaTAC 8000X

Еще одним примером того, насколько много времени в 1980-е проходило между разработкой гаджета и его появлением в продаже, может служить первый коммерческий мобильный телефон. Да, Motorola DynaTAC 8000X был разработан примерно в 1980-м, но вот фактически в продажу поступил лишь в 1984 году. Так что записываем: 1984 — первый год, когда вы могли прийти в магазин и купить там настоящий мобильный телефон, а набрав на его клавиатуре номер, могли связаться с другим таким же счастливчиком или любым иным абонентом. Правда, только в США. И да, вы были богатеньким Буратино, раз у вас имелись 4 тысячи долларов только на сам аппарат. Ведь в пересчете на современные доллары это была бы сумма в 12 тысяч, а среднестатистическому американцу пришлось бы отдать заработок за три месяца, да и звонки влетали в копеечку: вы платили 50 долларов ежемесячно за право быть абонентом и до $0.4 за минуту разговора ($150 и $1.2 в ценах 2023 года).

Часы Seiko RC

Иногда крайне познавательно вспоминать о том, что некоторые привычные нам, но все же воспринимающиеся как новые технологии на самом деле в ходу уже не первое десятилетие. Просто некоторое время назад их функциональные особенности были таковы, что большинству гаджет казался совершенно неинтересным. Например, в 1984 году компания Seiko уже выпускала подключающиеся к компьютеру умные часы. Т.е. ровно то, что мы сейчас называем умными часами. Правда, в 1984 году не было ни смартфонов, ни КПК (если не считать за таковой калькулятор Casio с функцией записной книжки, появившийся в 1983-м), так что подключение осуществлялось к стационарным ПК. Модель Seiko RC-1000 именовалась Wrist Terminal (наручный терминал) и могла взаимодействовать с большинством актуальных на тот момент ПК: Apple II, II+ and IIe, BBC Micro, Commodore 64, IBM PC, NEC 8201, Tandy Color Computer, Model 1000, 1200, 2000, а также TRS-80 Model I, III, 4 и 4p. Разумеется, никакого сенсорного экрана не было, приходилось обходиться физическими кнопками, что специфически сказывалось на облике устройства. Часы представляли собой примитивный компьютер с 2 КБ накопителем, 12-значным ЖК-экраном и интерфейсом RS232C. Стоили подобные часы около 130 долларов (~380 долларов в 2023 году) и имели некоторую популярность, во всяком случае, до конца 1980-х Seiko продолжала выпускать RC-серию.

Антивирусные утилиты

Также 1984 год можно считать началом эпохи антивирусного ПО. Зимой этого года программист Энди Хопкинс представил две первые утилиты — CHK4BOMB и BOMBSQAD. Первая анализировала текст загрузочного модуля (простым контекстным поиском команд), а вторая перехватывала операции по записи и форматированию (если перехват был ложным, то можно было разрешить запись). И это было первое ПО, которое умело выявлять зловреды, хотя, разумеется, до полноценного противовируса ему было еще очень далеко. Настоящий резидентный антивирус появился годом позднее, в 1985. Впрочем, предотвратить первые эпидемии компьютерных вирусов ни утилиты Хопкинса, ни DPROTECT не смогли. К тому же стоит отметить, что первые компьютерные вирусы были созданы в 1981 году и целых три года ушло на то, чтобы предложить универсальное средство борьбы с ними. До того в каждом случае заражения проблема решалась действиями конкретного программиста.

FidoNet

Ну и, наконец, 1984 год стал годом рождения первой массовой компьютерной сети, связавшей людей на всех континентах в единое сообщество. Том Дженнингс захотел, чтобы его друг Джон Мэдил видел его объявления на своем компьютере. Интернета в тот момент еще не существовало, но уже были модемы для передачи данных через телефонную сеть. Оставалось создать какую-то систему, которая позволяла бы организованно отправлять и передавать данные для обмена. Основой стали BBS (электронные доски объявлений) и программы-терминалы, позволявшие осуществить коммутацию узлов и авторизацию пользователей. Свое имя сеть FidoNet получила от клички никогда не существовавшей собаки Дженнингса, которая и остается до настоящего момента символом все еще существующей сети. Правда, вместо модемов связь давно идет через интернет-протоколы, но зато название «борда» или «доска» все еще сохраняется. Как и переписка на форумах, которые возникли именно в «фидо», где обмен информацией между «конференциями» проходил в таком специфическом виде. Поддерживается этой сетью и передача файлов, хранящихся на удаленных компьютерах, но изначально никакого общения в реальном времени не предполагалось, как и любого другого обмена информацией. Для передачи данных выделялся «почтовый час», в течение которого BBS закрывались для сторонних пользователей. Кстати, именно FidoNet стала первой компьютерной сетью, которая неофициально объединила пользователей из СССР с остальным миром.

[email protected]
наверх