Привет.
Социальные сети прочно вошли в жизнь современного человека. Кажется, что невозможно сходить на горшок и не сообщить об этом всему миру, некоторые люди именно так воспринимают эти инструменты для общения. В социальных сетях есть как положительные, так и отрицательные стороны, все зависит от точки зрения и вашего круга общения. Первоначально социальные сети появились в США, они завоевали популярность во всем мире, Россия не исключение. Но американские корпорации никогда не стремились быть подвластными местным законам и регулированию, исключением выступает Китай, который достаточно жестко регулирует любой из таких сервисов. И все социальные сети, не соблюдающие китайские законы, в стране заблокированы. В России сквозь пальцы смотрели на то, что социальные сети не соблюдают законы страны, не имеют представительства и просто собирают рекламные деньги, а зачастую даже не платят налоги. Этакая вольница, до которой никак не доходили руки, чтобы привести работу социальных сетей в соответствие с российским законодательством. Точнее, не так, законы в России принимались, но социальные сети их успешно игнорировали и на контакт с чиновниками не шли. Это стало поводом для издевок со стороны тех, кто привык ругать чиновников, – недотепы, ничего сделать не могут, клоуны и далее по списку.
Чтобы оценить размер социальных сетей на российском рынке, приведу такую статистику по их аудитории, посмотрите на диаграмму. Аудитория Twitter в России – примерно 1.2 млн человек, что немного.
По любым меркам тот же Twitter не является большой социальной сетью, равно как и на родном рынке в США он не занимает лидирующих позиций. Для Дональда Трампа эта соцсеть стала трамплином к президентскому креслу, но после избрания, когда в Белом доме состоялась встреча руководителей IT-корпораций с президентом, тот же Twitter не позвали. Причина, по которой обделили руководство Twitter вниманием, была сформулирована предельно четко: слишком небольшая компания. Абсурдность этого заявления очевидна, так как именно Twitter стал площадкой, которая вывела Трампа в лидеры президентской гонки. Да и позднее Трамп привлек огромную аудиторию в Twitter, так как использовал эту социальную сеть как свой рупор. В качестве благодарности Twitter заблокировал действующего президента США без решения суда и каких-либо колебаний, так же поступили и другие социальные сети. Цензура в Америке стала работать эффективно и без колебаний, причем против уходящего, но все еще действующего президента.
Нужно понимать, что Twitter работает в американской юрисдикции, поэтому действия против президента США – это публичный акт, который будет иметь далеко идущие последствия. Фактически это публичный акт цензуры, демонстрирующий отсутствие даже намека на следование законам Америки. Просто руководству социальной сети захотелось заблокировать президента, который был им лично неприятен. Никаких юридических предпосылок для этого не было и быть не могло. По понятным причинам многие примерили эту ситуацию на себя и осознали, что Twitter не будет колебаться в блокировке кого угодно, ожидать после этого демарша другого отношения обычные люди не могли. Владельцы социальной сети пошли даже дальше блокировки Дональда Трампа, они публично заявили, что будет заблокирован любой аккаунт, в котором слово предоставят Дональду Трампу или будут транслировать его мысли. Угроза быстро воплотилась в жизнь, многие пользователи получили вечные блокировки. Недавнее выступление Трампа уже в качестве бывшего президента США блокировали на большинстве платформ, включая Twitter. Это недопустимый контент, который нельзя распространять. Объяснения причин для этого не приводится. И это неприкрытая цензура, которая не может найти никакого объяснения.
Давайте вернемся в Россию и посмотрим, что происходило с Twitter у нас. Официального представительства компании в России нет, но присутствуют представители социальной сети. В 2015 году компания Httpool стала представлять интересы Twitter на российском рынке. Из-за американских санкций официально разместить рекламу в Twitter нельзя, на страничке с рекламными размещениями просто отсутствует такая страна. Можно использовать сторонние сервисы либо притвориться пользователем из другой страны, но в конечном итоге в отсутствие таргетинга на российский рынок все это впустую. Формально Twitter не зарабатывает на российском рынке, основные деньги получают владельцы аккаунтов, всевозможные рекламные биржи, которые монетизируют трафик и продают сообщения в этой социальной сети. Оценки этого теневого рынка сильно разнятся, но начинаются от 30 млн долларов ежегодно и доходят до 50 млн долларов.
Формально Twitter чист, так как не работает в России, не представляет никаких коммерческих услуг. Но секрет Полишинеля в том, что Httpool выступает прокладкой, которая активно использует маркетинговые инструменты, чтобы привести на платформу рекламодателей, собрать их бюджеты. Впрочем, в Httpool этого даже не скрывают.
По самым скромным оценкам, подпольная работа Twitter в России ежегодно приносит компании доход в размере 60-70 млн долларов чистыми. Мне встречались в российской прессе комментарии, которые я обожаю: Россия – слишком незначительный рынок, чтобы Twitter на него обращал внимание. Причем такие комментарии стали стандартными, вместо Twitter можно подставить любое имя. Факт заключается в том, что Россия – крупнейший европейский рынок, и игнорировать его невозможно, поэтому компании придумывают способы, как на нем работать. Чтобы понимать размер бизнеса Twitter, достаточно сказать, что выручка компании за 2020 год составила 3.72 млрд долларов, убыток – 1.14 млрд долларов. Конечно, на этом фоне можно смело выбросить такую «мелочь», как 60-70 млн долларов, так как она ничего не стоит. На самом деле, Россия – важный рынок для Twitter, и компания не может потерять этот кусочек пирога. Другое дело, что Twitter очень политизирован и не может жить вне русла американской политики, эта социальная сеть стала популярным инструментом для продавливания тех или иных идей (не только Twitter, это касается практически всех американских социальных сетей).
Но проблема Twitter также в том, что компания считает себя выше, чем локальные законы любой страны, включая Россию. Например, в России приняли закон о локализации персональных данных, социальные сети должны были разместить базы данных с данными российских граждан внутри страны. В Microsoft, Google, Apple и других американских корпорациях пошли на соблюдение этих требований, в Twitter их проигнорировали, причем сделали это безо всяких колебаний. Попытки добиться сроков локализации натолкнулись на полное игнорирование требований российского законодательства, в Twitter предпочли занять позицию страуса, посчитали, что проблема рассосется сама собой. В январе 2019 года Роскомнадзор начал административное дело против Twitter, так как компания не предоставила никаких конкретных ответов по срокам соблюдения закона. В феврале того же года был наложен штраф, но он был незначительным. В феврале 2020 года состоялся суд, в котором Twitter оштрафовали на 4 млн рублей, так как компания нарушила закон и не разместила серверы в России. В Twitter предоставили в суд заявление, в котором не признавали своей вины. Это очень смешно и абсурдно, так как технически достаточно было указать, что произошла локализация баз данных для пользователей Twitter и они размещены в таких-то дата-центрах, никакого доступа к самим данным государство не требовало. Но ничего этого сделано не было, в Twitter предпочли притворяться жертвой.
Все обращения в Twitter по наличию того или иного противоправного контента, например, детской порнографии или призывов подростков к суициду, оборачивались полным игнорированием. Контент не удалялся, диалога и даже намеков на него не было. В течение нескольких лет чиновники ходили за представителями Twitter и просили их соблюдать законы. Несколько лет в Twitter осознанно игнорировали российские законы и считали их необязательными для исполнения. И вот 10 марта 2021 года в России предприняли первые меры для ограничения работы Twitter.
Замедление работы Twitter, принуждение к выполнению законов
Без предварительного объявления и угроз, что выглядит логичным после нескольких лет уговоров, в Роскомнадзоре объявили, что замедлят трафик Twitter. Официальное сообщение можно прочитать вот тут.
К сожалению, не говорится, до какого уровня будет замедляться доступ, но опытным путем на разных провайдерах получил цифру в 128 Кбит/с. Для текстовых сообщений этого хватит, а вот для картинок, видео, быстрой загрузки ленты этого явно недостаточно.
Интересна вот эта фраза из сообщения Роскомнадзора: «С целью защиты российских граждан и принуждения интернет-сервиса к исполнению законодательства на территории Российской Федерации в отношении Twitter с 10 марта 2021 года приняты меры централизованного реагирования, а именно первичное замедление скорости работы сервиса (согласно регламенту). Замедление будет реализовано на 100% мобильных устройств и на 50% стационарных устройств».
В представлении многих людей каждый государственный орган, читай – чиновник, может творить что угодно и без оглядки на законы. Но так ничто не работает, тот же Роскомнадзор должен использовать те или иные законы, разные инструменты, чтобы ограничить скорость доступа к Twitter. Это невозможно сделать просто потому, что так хочется.
В данном случае речь идет о законе о суверенном интернете, он принимался для ситуаций внешнего воздействия на интернет, например, когда в США решат обрушить информационные системы в России. Учитывая то, как развивается политическая ситуация, из призрачной эта угроза стала более чем реальной. Государство должно защищать свои инвестиции в инфраструктуру, подробно свой взгляд на эти вещи излагал в отдельном материале.
В законе о суверенном интернете перечисляются разные угрозы, в том числе распространение запрещенного контента. Именно поэтому в сообщении Роскомнадзора приводятся факты того, что Twitter отказался удалять такой контент: «3168 материалов с запрещенной информацией (в том числе 2569 с призывами к совершению суицида несовершеннолетними, 450 с детской порнографией, 149 с информацией об использовании наркотиков».
По моему мнению, использование закона о суверенном интернете не слишком изящно в ситуации с Twitter, но юридически тут невозможно придраться, все сделано верно. Теперь самое время остановиться на том, что скорость доступа к Twitter ограничивается на всех мобильных сетях и только у половины обычных провайдеров. Объяснение следует искать в том, что последнюю милю в России обеспечивает множество небольших провайдеров, которые не поставили оборудование DPI, оно слишком дорогое для них. Вот они и выпадают на данный момент, и то временно, из инструментария, доступного государству. Но сам масштаб тех возможностей, что есть у государства сейчас, уже достаточен для блокировки любого ресурса, затруднения его жизнедеятельности.
Посмотрите на число отказов в Twitter, пользователи массово жаловались на Downdetector на неработоспособность сервиса, и число таких жалоб в течение дня только нарастало.
Параллельно случился отказ нескольких маршрутизаторов «Ростелекома», что моментально связали с действиями Роскомнадзора, но ни «Ростелеком», ни ведомство это не подтвердили, сбой официально считается независимым событием. В чате нашего Telegram-канала привели интересную версию, как именно Роскомнадзор блокирует социальную сеть, вы можете прочитать комментарий вот тут.
На момент написания этого материала повторить описанные задержки для перечисленных ресурсов не смог, с разных провайдеров они открываются нормально.
Ситуация с замедлением работы Twitter принципиально отличается от показательной возни вокруг Telegram, в той истории никто не пытался заблокировать мессенджер, а скорее ему создавали хороший PR и внушали, что он независим, а главное, безопасен.
Почему Twitter – это ролевая модель и что будет дальше
Безусловно, приятно визжать, какие дураки находятся у руля, насколько все сделано топорно, и обвинять чиновников в покушении на свободу слова. Особую пикантность этому придает то, что цензура в Twitter – факт непреложный, показанный, что называется, в прямом эфире, и события эти еще свежи в памяти. Но все-таки давайте вместе посмотрим, для чего в России вводят эти ограничения. Для этого стоит вспомнить турецкий опыт, который отлично перенимается нашими чиновниками.
Опыт Турции показывает, что социальные сети не готовы терять рекламные деньги, доступ к большим рынкам, и Россия – именно такой рынок. Не случайно на роль мальчика для битья выбран Twitter, ведь блокировка самой небольшой социальной сети – это наглядная демонстрация намерений для всех остальных. Более того, число тех, кого заденет возможное исчезновение Twitter, невелико (рекламные деньги в Instagram, Facebook, YouTube принципиально другие).
Чего хочет Россия? Соблюдения российских законов, равных с другими изданиями со всего света возможностей для российских пользователей, в том числе государственных медиа, на платформах социальных сетей. Не так уж много? Переводя на простой язык, чего хочет Россия:
- Наличия представительств социальных сетей (а также сервисов), что работают на российском рынке и имеют заметную аудиторию;
- Соблюдения российских законов, гарантий в адрес российских пользователей (сегодня вы не имеете никаких прав в том же Facebook или Twitter, даже обратиться в суд для вас будет сложно или просто невозможно);
- Прозрачных правил для социальных сетей, отсутствия цензуры (цензура нарушает законы РФ);
- Быстрой реакции на размещение незаконных материалов, их удаления;
- Налоговых отчислений от рекламных доходов на российском рынке (что звучит логично, не так ли?).
Пока же ситуация выглядит так: соцсети деньги в России зарабатывают, и это сотни миллионов долларов (хотя совокупно уже давно больше миллиарда долларов в год), но налоги практически никогда не платят. Что выглядит как минимум удивительно и лично у меня вызывает неприятие. Налоги необходимо платить.
Мне очень понравился комментарий на одном из ресурсов, который показывает накал борьбы с государством со стороны обычного человека и то, как он планирует бороться:
Я решил начать с себя и ввел против России личные санкции, сократив потребление продуктов, а также нарастил покупку валюты. Они блокируют интернет — я не покупаю товары в магазине. Они запрещают свободу слова — я перестаю читать вообще любые отечественные СМИ. Заблокируют ютуб — начну мусор мимо урны выкидывать.
Воображение живо рисует человека, который получает продукты исключительно из-за рубежа нарочными курьерами, а мусор от них разбрасывает в своей среде обитания. А дальше комментарии вышли на новый уровень, посмотрите сами.
Получится ли сделать так, чтобы зарубежные социальные сети не считали себя выше государства и не игнорировали законы? Думаю, что получится. Те, кто займет позу страуса, просто лишатся доступа к рынку. Это не история про свободу слова или цензуру, тут вопрос стоит в том, что нужно соблюдать законы государства, в котором работает социальная сеть или сервис, платить налоги. Попытки вывести обсуждение в плоскость цензуры, к сожалению, очень эмоциональны и не имеют под собой особых оснований. Возможности заблокировать тот же Twitter были и пять лет назад, но нет такой задачи. Вопрос в том, как заставить зарубежные компании соблюдать законы и ничего более. Чем-то это напоминает начало 2000-х, когда многие наши соотечественники искренне возмущались, что их заставляют платить налоги, – по их мнению, это был грабеж. И, конечно, они объясняли свое нежелание это делать чем угодно – погодой, кровавым режимом, настроением, программой телепередач. Но платить пришлось, так же случится и с этими корпорациями, они будут платить налоги, станут прозрачнее для государства. И талдычить про цензуру, когда в основе лежит экономика, как-то странно.
В качестве вишенки на торте посмотрите сообщение от YouTube, это явная борьба за то, кто будет собирать деньги от продажи рекламы и доходов с нее.
В качестве заключения хочу сказать простую штуку. Вне зависимости от того, что будет делать государство, для многих людей оно по умолчанию неправо. И в этом нет ничего плохого, каждый имеет право на собственное мнение. Но история противостояния Twitter или Facebook с российскими чиновниками очень проста, даже незамысловата. Это экономика, вопрос контроля того, кто собирает налоги от рекламных размещений. Пирог большой, и, конечно, есть искушение не платить от него ничего, ведь раньше так и получалось. Теперь так получаться не будет, любая зарубежная компания в сети должна будет стать прозрачной либо уйти с российского рынка. Третьего пути просто не дано.