«Яндекс» выводит активы из России и создает вторую компанию для беженцев

Привет.

Вне зависимости от того, чем закончится эта история, она заслуживает как минимум романа, а то и экранизации. В лучших традициях жанра можно снять документальное кино, а то и замахнуться на художественное. «Яндекс» как крупнейшая IT-компания России в теории могла стать локомотивом индустрии, но сегодня как никто другой испытывает трудности из-за санкций против России, хотя сама компания находится вне этих санкций. Проблема «Яндекса» всегда была в том, что небольшая группа управленцев занимала позицию антагониста по отношению к России, хотя при этом принимала административную поддержку государства. Подобная дуальность не могла длиться вечно, «Яндекс» был и остается чужим для всех без исключения. Компания не является своей для чиновников в России, с ней скорее считаются и помогают вопреки нелюбви. На Западе компания ассоциируется исключительно с Россией, и никаких полутонов тут просто нет. В этом тексте мы попытаемся разобраться в том, что делает «Яндекс» сегодня и как выводит ресурсы, людей и технологии из российских офисов в западные страны. Делается это явно по убеждениям, а не из-за насущной необходимости. Делается топ-менеджерами компании, которые выбрали будущее для себя, в какой-то мере создают запасной аэродром и боятся, что кто-то может вмешаться в его спешное строительство.

Чтобы не быть голословным, в этом тексте я буду опираться на те факты, что уже произошли, и только потом мы перейдем к области предположений, того, что может получиться или вовсе не выйти у топ-менеджмента компании. Но, забегая вперед, могу сказать, что для меня как для стороннего наблюдателя картина выглядит так, что компания будет разделена на две части — западную и российскую. Фактическое разделение может быть оформлено разными способами, но факт в том, что из России выводятся многие разработки «Яндекса», чтобы создать стартовый капитал для новой компании или даже компаний. Это без всяких сомнений ставит российский «Яндекс» в незавидное положение, когда компания получит только локальный рынок и все наработки предыдущих лет будут доступны «Яндексу Два», работающему во всем мире.

На сегодняшний день «Яндекс» имеет офисы во многих странах мира: США, Швейцарии, Германии, Нидерландах, Китае и Израиле. Например, офис в Тель-Авиве один из крупнейших, именно туда отправились многие «беженцы» из «Яндекса», чтобы продолжать работать на компанию и получать свои выплаты, но не присутствовать в России. Яркими примерами таких людей можно считать Елену Бунину (бывший генеральный директор компании), а также Илью Красильщика («Яндекс.Лавка»). Фактически «Яндекс» всю жизнь по своей структуре был голландской компанией, управляющая компания находилась именно в Голландии, а не в России. Это многократно объяснялось тем, что так принято в корпоративном мире. Но это, конечно же, не так. Россия использовалась как ключевой рынок, так как только в нашей стране «Яндекс» мог зарабатывать основные деньги от рекламы и других сервисов, что ровно так же и сегодня.

В начале марта в израильской прессе появилась информация, что «Яндекс» ищет возможность переместить до 800 человек в страну, запрашивает помощь правительства Израиля, обратился в управление народонаселения и иммиграции. Все обращения носили неофициальный характер, компания прощупывала почву. Об этом, в частности, подробно написало издание The Marker вот тут.

Люди — это главный ресурс любой компании, для IT-компании все упирается именно в них. Действия «Яндекса» показывают, что в компании готовят запасные аэродромы для своих сотрудников вне России, готовятся к исходу из страны. Это не просто подготовка как таковая, это вполне осознанные шаги, направленные на создание рабочих мест вне России. Складывается впечатление, что этот план существовал и до того, сейчас он, видимо, приобрел другой размах, и обстоятельства вынуждают действовать как можно быстрее.

В 2016 году «Яндекс» открыл для всех желающих распределенную аналитическую СУБД ClickHouse. Внутренняя разработка компании использовалась в «Яндекс.Метрике» и других проектах, она создавалась полностью внутри «Яндекса» и на деньги компании. Вокруг этого проекта возникало множество вопросов, но постепенно он доказал свою эффективность и стал использоваться во многих проектах, причем не только принадлежащих «Яндексу». Разработка началась в 2009 году. Решение сделать проект open source позволило расширить область его применения.

В конце 2021 года «Яндекс» принимает решение отпустить успешный проект в свободное плавание, де-факто отказаться от него. Представьте на минутку, что 12 лет вы инвестируете деньги в свою разработку, поддерживаете и продвигаете ее за счет компании, а потом просто дарите все это команде разработки и входите в капитал новой компании как некий инвестор. Достаточно безумно звучит? Да, можно меня обвинять в том, что я ничего не понимаю в благотворительности, ничего не знаю о том, как крупные корпорации дарят своим сотрудникам все, что только возможно. Но я и правда не вижу таких примеров в западном мире, зато вижу, как «Яндекс» просто отпускает на волю подразделение, способное приносить ежеквартально миллионы долларов чистой прибыли. Сам факт такой благотворительности, а ничем иным это не является, меня ставит в тупик.

Вот что написано в блоге ClickHouse об этом событии. «Yandex N.V. — крупнейшая интернет-компания в Европе, в которой работает более 14 000 человек. Они разрабатывают услуги поиска, рекламы и электронной коммерции, решения для райд-тек и фуд-тек, беспилотные автомобили… а также ClickHouse с командой из 15 инженеров. Трудно поверить, что нам удалось создать ведущую аналитическую СУБД мирового класса с такой небольшой командой, используя при этом глобальное сообщество. Хотя этого едва хватало, чтобы не отставать от разработки продукта с открытым исходным кодом, все понимают, что потенциал технологии ClickHouse сильно превышает возможности такой небольшой команды.

Решили объединить ресурсы: взять команду основных разработчиков ClickHouse, привлечь бизнес-команду мирового уровня во главе с Аароном Кацем и команду облачных инженеров во главе с Юрием Израилевским, сохранить мощь open source, добавить инвестиции от ведущих венчурных фондов и сделать международную компанию, на 100% ориентированную на ClickHouse. Я очень рад объявить ClickHouse, Inc».

Поставить под сомнение то, что «Яндекс» мог самостоятельно расширять команду ClickHouse, невозможно, все ресурсы для этого существовали. Но в «Яндексе» решили отдать компанию на сторону, сделать ее полностью независимой. Никаких причин для этого просто не существовало. Чтобы понимать размер компаний, которые работают на решениях от ClickHouse, перечислю те, что указаны на их страничке: Uber, Ebay, Cloudflare, Spotify, Deutsche Bank. Достаточно большие компании как партнеры?

В начале марта основатели ClickHouse отреклись от любых связей с Россией, вот тут можно найти официальное заявление

Приведу самую важную часть из него:

«Было много неверных заявлений и недоразумений, связанных с отношениями между ClickHouse, Inc. и Россией. Давайте все разъясним. ClickHouse, Inc. — компания из Делавэра со штаб-квартирой в районе залива Сан-Франциско. У нас нет операций в России, нет российских инвесторов и российских членов Совета директоров. Однако у нас есть невероятно талантливая команда российских инженеров-программистов, которая находится в Амстердаме, и мы очень гордимся тем, что можем назвать их коллегами.

Создание нашей компании стало возможным благодаря соглашению, в соответствии с которым нидерландская компания Yandex NV, работающая в России, предоставила ClickHouse и стоящую за ним команду инженеров американскому стартапу, поддерживаемому венчурным капиталом, со штаб-квартирой в Силиконовой долине. С самого начала планировалось, что команда российских инженеров переедет в Амстердам».

Изумительный текст, который все четко расставляет по местам. «Яндекс» не российская компания (кому как не выходцам из него это знать!). Никаких связей с Россией у компании нет, только инженеры, что создали продукт (а где все инвестиции с 2009 года, испарились?). Заодно «Яндекс» помог своим сотрудникам перебраться в Амстердам, где находится головная компания и один из офисов корпорации.

Историю ClickHouse можно рассматривать как ролевую модель того, что делает «Яндекс», а именно выводит свои активы из России и фактически дарит их каким-то людям. Зарабатывая деньги почти исключительно внутри России, компания делает щедрые подарки незнакомцам, которые строят свои бизнесы в других странах. Это выглядит как освоение российских ресурсов вахтовым методом.

Для российских акционеров «Яндекса» тут есть огромное поле для выяснения отношений с компанией, а именно простых вопросов — в связи с чем успешное подразделение подарили непонятным людям? Что мешало его развивать внутри «Яндекса»? Почему после того, как «Яндекс» вывел ClickHouse на окупаемость и прибыль, этот отдел был кому-то подарен? Возможно, что у меня это не укладывается в голове по каким-то банальным причинам, так объясните мне, почему такое возможно и как это возможно. Менеджмент, осознанно лишающий себя прибыли, выглядит непрофессиональным или коррумпированным, третьего тут не дано.

Давайте посмотрим на новейшие события от «Яндекса». 19 апреля компания открывает как open source проект СУБД YDB. Ситуация ровно такая же, как с ClickHouse, параллели напрашиваются сами собой. В описании причин своего решения «Яндекс» пишет следующее:

«Мы уверены, что бурное развитие технологий, которое мы наблюдаем в последние десятилетия, было бы невозможно без культуры опенсорс. Например, сейчас уже нельзя представить себе интернет без таких БД, как MySQL, PostgreSQL и ClickHouse, веб-серверов Apache и nginx — примеров можно привести множество.

Открытие проекта создаёт интереснейшую для всех win-win-ситуацию. У сообщества, с одной стороны, появляется возможность пользоваться уникальными наработками, в которые «Яндекс» инвестировал сотни человеко-лет, познакомиться с кодом, свободно запускать и разрабатывать у себя решения на базе YDB. Технологии, позволяющие «Яндекс»у развиваться быстрее, оперативно реагировать на рост нагрузок и масштабироваться, теперь доступны каждому. С другой стороны, сильно увеличится вариативность пользователей, мы сможем получить обратную связь от мирового сообщества и сделать базу ещё лучше. Важно сломать барьер для пользователей, которые заинтересованы в технологии, но останавливаются, опасаясь закрытости и/или невозможности использовать её на своем оборудовании или в своих облаках».

Особенно забавным выглядит упоминание ClickHouse как системы, без которой невозможно представить интернет, и системы, которую «Яндекс» фактически подарил безвозмездно. Возможно, нечто подобное будет происходить с YDB, так как вывод актива в open source позволяет его де-факто передать в любую юрисдикцию. Сегодня «Яндекс» лишает свою российскую часть возможности иметь конкурентные преимущества в разработках, перетягивает не только свои наработки, но и людей, связанных с ними, вовне страны. И это осознанная работа, которая проводится менеджментом компании, а не случайные шаги.

Давайте взглянем на другие истории, что происходят вокруг «Яндекса». В Финляндии дата-центр компании отключили от электричества, мы писали об этом в «Бирюльках».

На фоне отключения от электричества «Яндекс» сменил в Финляндии юридическое лицо, новое имя компании — Global DC Oy. При этом финские власти заявили, что компания находится под их наблюдением. «Любой вид бизнеса, связанный с российскими деньгами, должен быть сведен к минимуму», — заявил председатель парламентского комитета по иностранным делам Юсси Халла-ахо.

История, случившаяся в Финляндии, отлично перекликается с историей ClickHouse, от России нужно деятельно открещиваться, и «Яндекс» сегодня во всем общении на внешних рынках утверждает, что не является российской компанией! Более того, предпринимает все шаги для того, чтобы число сотрудников на внешних рынках было сравнимым с российскими офисами. То есть фактически «Яндекс» спонсирует ту самую утечку мозгов, но в свои офисы вне России.

Компания отрицает, что планирует раздел на две части — российскую и западную. Памятуя, что в «Яндексе» отрицают всегда и все, а потом это оказывается реальностью, верить в такие заявления сложно. Но то, что происходит сейчас, фактически выглядит как вывод всех мало-мальски значимых активов из России и при этом финансирование внешних рынков за счет России. Сохраняется ситуация, когда Россия дает основные деньги для «Яндекса», на внешних рынках компания де-факто банкрот и не может обслуживать свой долг, она официально об этом заявила.

Поэтому, скорее всего, ролевая модель для вывода активов будет понятна, это создание «независимых» компаний по образу и подобию ClickHouse, им будут доставаться наработки «Яндекса», команды разработки для которых создадут все условия, чтобы они покинули Россию. Возможно, что после первого этапа эти команды соберутся уже как западные компании в один холдинг и появится «Яндекс Два» с другим названием. Но то, что необходим период очистки от любых связей с Россией, не вызывает сомнений. Равно как и то, что «Яндекс» сегодня начинает активно выводить свои интеллектуальные активы вовне, финансируя их за счет активности на российском рынке.

Вся эта история, конечно, заслуживает романа или кино, но, с другой стороны, это выглядит как осознанное уничтожение возможностей компании внутри России, ее максимальное ослабление. Кино может получиться с драматическими нотками, когда менеджмент будет вынужден отвечать на вопросы следователей.

В качестве еще одного примера скажу, что «Яндекс» перевел все свои приложения и права на них на швейцарскую компанию. Зачем? Видимо, тоже в рамках подготовки к уклонению от санкций, которые все равно наступят, и смена собственника тут никак не может помочь, конечно, если их введут. Тут вопрос в другом, это тот самый запасной аэродром. Новое название Yandex Services AG теперь Intertech Services AG.

Всегда привожу в качестве примера «Лабораторию Касперского», большой международный бизнес, который подвергся атакам значительно раньше, чем «Яндекс» начал испытывать какие-то проблемы. Компания достойно справляется с вызовами и при этом не покидает Россию, не пытается юлить и менять порт приписки. Разные люди, разные взгляды на жизнь. Мне подход менеджмента «Яндекса» не близок, впрочем, как и многим людям внутри компании. Что гарантирует жесткий внутрикорпоративный конфликт в самом близком будущем, а он может «Яндекс» и вовсе похоронить.

[email protected]
наверх