«Яндекс» как угроза национальной безопасности России

Привет.

То, что делает «Яндекс» в России, и то, что позволяют этой компании, не укладывается в голове. Последовательно на разных уровнях ее сотрудники вытирают ноги о жителей страны, президента и чиновников разных рангов. Приведу простой пример. Илья Красильщик (признан иноагентом, приговорен к 8 годам лишения свободы) в статусе сотрудника «Яндекса» со страниц New York Times каялся за всю Россию и всех жителей страны. В последующие месяцы агитировал сотрудников «Яндекса» в личной переписке приложить максимум усилий для того, чтобы информация из «Яндекса» становилась публично доступной, что должно было подорвать возможности России по защите данных, как скомпрометировать страну, так и поставить под вопрос многие иные направления развития. Причем не только «Яндекс» как таковой, это было бы не так страшно, а все компании, которые использовали те или иные его продукты, — нанести максимальный экономический ущерб России.

Кадровая политика «Яндекса» давно вызывала вопросы, без вмешательства извне компания не принимала никаких решений даже в самых очевидных случаях. Например, в 2014 году, когда в Доме профсоюзов в Одессе убили людей, Сергей Петренко, возглавлявший офис «Яндекса» на Украине, не стесняясь, призывал сжигать больше людей, убивать всех, кто не разделяет его мнения. Я неоднократно пересекался с Петренко на разных эфирах и сказал простую вещь — что он фашиствующий ублюдок. Сделал это публично. На мой вопрос, заданный руководству «Яндекса», получил ответ: «Мы вне политики, это личное дело Сергея Петренко». Увольнение Петренко случилось только после того, как скандал дошел до Госдумы и там также назвали его взгляды фашистскими. «Яндекс» обеспечил Петренко самые комфортные условия труда и после ухода из компании, считая, что увольнение было несправедливым. Многие топ-менеджеры поддерживали и разделяли его взгляды. Но предусмотрительно молчали.

«Яндекс» многие годы был и сегодня остается кузницей кадров, но сама политика компании имеет идеологический аспект, в должности HR-директора Елена Бунина проводила политику найма людей, которые искренне ненавидят Россию, или тех, кого можно потенциально этому обучить. Затем Елена Бунина стала генеральным директором компании, политика никак не изменилась.

Многие годы в «Яндексе» воспитывали людей в духе ненависти к родной стране, патриотизм был самым большим прегрешением для сотрудника «Яндекса». При этом компания не гнушалась использовать любые административные ресурсы для борьбы с конкурентами. Например, обратилась к государству при потере доли в поиске, проигрыше Google. И государство пришло на помощь, изменило законы так, что «Яндекс» в итоге стал доминирующей поисковой системой в России.

Примеров такого рода можно привести много. Например, монополизация рынка такси, которая привела к росту цен на все поездки без исключения (рост в разы за последние годы). Возможность подмять под себя рынок контекстной рекламы, поползновения на рынке доставки готовой еды. Не говоря о «мелких» проектах с государством, которые приносили компании много денег. В обмен на это «Яндекс» менял алгоритмы поиска, цензурировал информацию. Но всегда держал фигу в кармане, проводил параллельно такую политику, чтобы обесценивать все действия государства. И чиновники закрывали на это глаза, все прощали «Яндексу».

Для меня удивителен тот факт, что «Яндекс» — это голландская компания, которую по какому-то недоразумению чиновники считают российской. Ни по каким признакам российской она не является, это компания из враждебной юрисдикции. В настоящий момент у этой компании есть владелец — Аркадий Волож. В декабре 2022 года он попал под санкции и отошел от оперативного управления «Яндексом», но владельцем быть не перестал.

Идеология внутри «Яндекса» создавалась Воложем, противовеса в лице Ильи Сегаловича, который мог уравновешивать некоторые причуды, не стало. И компания де-факто создана во многом благодаря Сегаловичу, Волож всегда выступал как партийный функционер, чиновник, который умеет договариваться с другими чиновниками. Причем чиновник советской эпохи, возможно, для него это была ролевая модель успеха.

По действиям Воложа можно судить, что для него нет родины, на первом месте всегда стоят деньги. Россия — место, где «Яндекс» добывает эти деньги, но жил Волож всегда вне России, с 2014 года практически не появлялся в стране, исключение — визиты к президенту, на которых он лоббировал необходимость поддержки «Яндекса» в больших объемах. Еще больше денег, чтобы хватило на десять поколений вперед. Этому человеку всего мало.

Недавно Волож пытался разделить «Яндекс» на две части, вывести из России основные активы (интеллектуальную собственность, людей). Мы писали об этом много раз, причем до того, как об этом кто-то заикнулся публично.

И вот тут возникает первый вопрос: как российские чиновники могли потворствовать тому, что из России широкой рекой выводили активы «Яндекса», а это разработки компании. Вывозили ключевых сотрудников, уговаривали всеми правдами и неправдами (некоторые сейчас возвращаются обратно, нахлебались жизни вне страны). «Яндекс» хотел оставить после себя пепелище, во всяком случае, настрой топ-менеджеров был именно таким. Параллельно сотрудники как допускали утечки персональных данных, так и передавали вовне все свои разработки, допустив «утечку» всего исходного кода для большинства сервисов компании. Что создает огромные проблемы с безопасностью этих сервисов.

Параллельно в «Яндексе» многие сотрудники вели борьбу против России, в рамках того же сервиса «Яндекс.Музыка» размещали экстремистские материалы, запрещенные на территории нашей страны (приводить их не буду, чтобы не быть обвиненным в распространении, но они все так же висят в сервисе), на той же площадке размещали сбор средств в пользу ВСУ, цитирую, «чтобы больше москалей сдохло». Одно дело, когда это случайность, совсем другое, когда работа идет системно и ежедневно, такие песни, подкасты появляются в сервисе нон-стоп. В «Яндексе» не предпринимают попыток с этим бороться, хотя публично делают вид, что у них есть для этого алгоритмы.

Достаточно ли я перечислил того, что делал «Яндекс» только за последнее время? Думаю, что достаточно. Внутри компании для чиновников придумали страшилку, что если государство попробует тронуть «Яндекс», то все талантливые инженеры (а там каждый первый такой!) соберут чемоданы и уедут работать в США или Европу. Страшилка хорошая, вот только проверку временем она не проходит, нет такого количества мест для разработчиков вне России. И мы уже это прошли, исхода айтишников не случилось.

Но «Яндекс» продолжает пугать таким исходом, чиновники боятся, как бы чего не вышло. Параллельно компания расширила наем, сегодня в компании работает 24 тысячи человек. В «Яндекс» только в этом году пришло больше 5000 человек, которые попали в идеологическую машину, где их воспитывают в духе того, что Россия — это последняя страна в мире, где можно жить и трудиться. Их просеивают через сито, чтобы потом вывезти в другие страны, а для этого нужна идеологическая обработка. И параллельно «Яндекс» обрабатывает чиновников, убеждает их в том, что люди могут уехать и Россия многое потеряет. При таком бездействии чиновников Россия точно будет терять людей, так как в «Яндексе» все делают для их отъезда. И это работа против нашей страны.

Тут важно сказать следующее, я не считаю, что любой человек должен быть ограничен пределами России и его жизнь должна определяться государством. У нас свободная страна, и если человек хочет отправиться работать куда-то еще, то это его право. Мое возмущение вызвано тем, что «Яндекс» образца 2023 года — это гадюшник, в котором идет идеологическая обработка сотрудников, чтобы они прикладывали максимум усилий против России. И это компания, которая заявляет, что она вне политики.

Написать этот текст захотел после яркого выступления владельца компании Аркадия Воложа. Момент был выбран после того, как попытки втридорога продать российскую часть «Яндекса» российским компаниям провалилась. Государство одобрило возможность продажи, но потом возобладал здравый смысл — почему иностранцы, которые украли российские деньги, вдруг могут получить деньги от своих долей в компании. Волож ровно такой же иностранец, он пишет о себе на собственном сайте, что рожден в Казахстане, живет в Израиле. Человек без роду и племени.

Процитирую Воложа относительно того, чем он занимается: «После начала * (Роскомнадзор требует от СМИ называть события в Украине “специальной военной операцией”) я сосредоточился на поддержке талантливых российских инженеров, которые решили покинуть страну и начать новую жизнь. Это оказалось непростой задачей, которая потребовала много усилий, внимания и осторожности. Сейчас эти люди находятся за пределами России и могут начать делать что-то новое в самых передовых областях технологий. Они принесут огромную пользу тем странам, где останутся».

Фактически Волож признается в том, что использовал деньги, заработанные внутри России, для того, чтобы строить новую компанию, вывозить технологии и людей, о чем я талдычу уже полтора года. Дорогие чиновники, как вам такой поворот? Это прямая речь собственника компании, который вертел вас всех на причинном месте! Вытер о вас ноги, не говоря уже о стране. И много лет проводил осознанную политику, направленную на ослабление России. В то же время именно чиновники приглашали сотрудников «Яндекса» на многие закрытые совещания о том, как страна будет развиваться, в каком направлении идти. Зачем? Чтобы Волож и ему подобные сливали эту информацию? Чтобы всемерно препятствовали конкуренции, не давали молодым стартапам развиваться в России, вывозили их в другие страны, как они постоянно делали и делают? У них нет задачи развивать Россию и бизнес в нашей стране, а есть задача делать это где угодно, но не в России.

Не должно быть сомнений, что Волож льет крокодиловы слезы и осуждает СВО по одной причине: человеку не дали уйти из России с деньгами. Тут же «случайно» в Reuters появляется материал, в котором опять повторяется речитатив, что нельзя национализировать «Яндекс», так как тогда сотрудники компании уедут. Найти этот материал можно вот тут.

Статья основана на источниках, но уверен на все сто, что большая их часть из «Яндекса». Этот речитатив выгоден компании, она его пестует. Им нужно время, чтобы собрать людей и вывезти их из России, большую часть технологий компания из страны уже вывела. И никто не попытался ее остановить.

А знаете, что мы получим дальше? Бездействие чиновников приведет к тому, что начнут сыпаться сервисы «Яндекса», данные российских пользователей в силу «утечек» станут доступны западным странам. И «Яндекс» сегодня очень сильно сопротивляется штрафам за утечки, в компании понимают, что такие утечки будут и их будет много. Эти данные нужны, чтобы покупать себе спокойствие вне России.

Россия в истории с «Яндексом» уже проигравшая сторона, компания не соблюдает российские законы, даже не делает вид, что утруждает себя этим. И это последовательная позиция, которая идет с самого верха. Мы вступаем в последнюю главу существования «Яндекса» образца Воложа, теперь либо компания должна получить внешнее управление в том или ином виде, либо она будет разрушена. Катастрофы от этого не случится, но в таком виде «Яндекс» существовать не может, так как это глубоко враждебная по отношению к России организация.

Провел небольшой опрос в нашем Telegram-канале, он показывает простую штуку — большая часть людей считает, что национализация «Яндекса» или внешнее управление необходимы. Найти опрос можно вот тут.

И у меня в конечном итоге только один вопрос: как долго чиновники будут закрывать глаза на очевидные факты — нарушение законодательства, прямое противопоставление частной компании государству. Кажется, уже больше некуда. И да, это ситуация, до которой довели именно чиновники, которые показали свою слабость и позволяли Воложу и другим людям поступать так, как им захочется, невзирая на законы.

[email protected]
наверх