Привет.
Одной из громких тем стал неприметный документ на сайте Veon. Напомню, что в эту группу входит российский билайн, собственно, он и дал жизнь холдингу, является его звездой — все другие проекты по отдельности значительно меньше, чем российский оператор. В сухом перечислении предварительных результатов первого квартала 2022 года для Veon есть пара предложений, которые напрямую касаются России и бизнеса компании в нашей стране. Процитирую перевод: «В 1 кв. 2022 г. мы зафиксировали неденежное обесценение гудвила в размере 449 млн долл. США по отношению к “Билайн” в России. Это в первую очередь вызвано более высоким коэффициентом дисконтирования, который будет использоваться для будущих денежных потоков, связанных с нашей деятельностью в России, в соответствии с МСФО».
Общаясь с несколькими журналистами, слышал недоуменные вопросы: а что это значит? Теперь российский билайн должен заплатить почти полмиллиарда долларов? А куда денутся эти деньги? А налоги с них заплатит Veon? Вагон и маленькая тележка вопросов, каждый из которых крутится вокруг непонимания простых событий, случившихся в первом квартале.
Начнем разбираться с этим ворохом вопросов с объяснения того, что такое гудвил (goodwill), оно нам понадобится. В бухгалтерской отчетности компаний гудвилом называют нематериальные активы — восприятие компании, стоимость бренда. Но такая трактовка не всегда верна, так как весьма эфемерна. Зачастую также учитывается невозможность получать вполне материальные активы, например, деньги.
И в заявлении Veon об этом говорится напрямую, обратите внимание, что именно утверждает компания: «…вызвано более высоким коэффициентом дисконтирования, который будет использоваться для будущих денежных потоков, связанных с нашей деятельностью в России, в соответствии с МСФО».
Оглядитесь вокруг, в начале марта Россию отрезали от международной финансовой системы, сделали любые операции российских компаний и жителей страны затруднительными. Заявление Veon напрямую касается именно этого аспекта работы – движения денежных потоков от российского билайн в адрес Veon, оно не может происходить в прежнем объеме. В какой-то мере для билайн это выигрышная история, так как компания из дойной коровы, что обеспечивает основные деньги для Veon, неожиданно вновь становится самостоятельной величиной и распоряжается своей прибылью внутри страны. И это можно только приветствовать, так как на фоне других операторов билайн всегда “страдал” от того, что часть прибыли отправлялась в адрес Veon. До прихода сегодняшней команды в течение многих лет оператор не инвестировал достаточные средства в развитие сети, сейчас же все поменялось, и результаты налицо, качество связи стало лучше, постепенно абоненты потянулись обратно. По числу подключений живых людей в билайн переломили тенденцию около года назад и сохраняют качественный прирост. Как сформулировал эту идею генеральный директор билайн Александр Торбахов, гонка по продаже SIM-карт неинтересна, важно, чтобы клиенты были качественными и довольными теми услугами, что получают. Отсюда ребрендинг и новый слоган «на твоей стороне». Пользуясь случаем, хочу сказать, что ребрендинг оказался довольно удачным, за минимальные деньги в компании освежили свое восприятие. На горизонте у нас ребрендинг МТС, оператор также попытается преобразиться, стать другим, освежить свое восприятие в глазах людей.
Вернемся к деньгам, которые Veon перестает учитывать. Можно сказать, что это виртуальные деньги, их в настоящий момент времени не существует. И никаких списаний не происходит, тот же билайн никак в этом не участвует, ничего не теряет и не может потерять. Все вопросы вокруг потенциальных убытков показывают непонимание природы отчетности, в данном конкретном случае все хорошо и никаких потерь не предусмотрено.
В табличке приведены данные за первый квартал 2022 и 2021 годов, это не целый год! Результаты говорят сами за себя, у билайн все неплохо. Около половины прибыли для Veon показывает российский рынок, что тоже традиционно. И меня радует, что оператора нельзя отправить по проводам в другую страну, нельзя убрать инфраструктуру и организацию, все это остается в России. И главное, что билайн продолжает предоставлять услуги, а также строить свою сеть. В Московском регионе этим летом изменения в качестве связи билайн хорошо заметны, сигнал есть в большинстве мест, он стабильный и непрерывный. Возможно, что скорости далеки от рекордов, но большинству людей их хватает за глаза для любых сценариев использования. Отмечу, что как только я говорю такие вещи про любого оператора, начинает играть извечная пластинка – «а вот у меня все не так, не согласен с вами». У каждого свой опыт с оператором, в конкретном месте могут быть проблемы, но среднее для всех более-менее точно отражает общую ситуацию. И она такова, что связь улучшилась, стройка билайн в предыдущие годы была очень интенсивной. К слову сказать, размах и размер стройки помогли оператору избежать проблем с оборудованием, его оказалось больше, чем у других, что тоже неплохо.
К сожалению, очень часто всплывающая где-то информация воспринимается сквозь кривое зеркало. И заявление Veon трактуется как угодно, но самое простое объяснение игнорируется — ведь как-то это должно повлиять на оператора и на нас, причем исключительно в негативном смысле. И вопрос, насколько поднимут цены, сам собой формируется в голове. Но эта ситуация никак не связана с билайн напрямую, скорее проблема на стороне Veon, поэтому их переоценка своих денежных потоков нашего оператора не затрагивает. И это главное, что нужно об этом знать и понимать, все остальное — от лукавого.
Проблемы перед всеми операторами стоят плюс-минус одинаковые, говорить, что у какого-то оператора ситуация лучше или хуже, невозможно. Редкий случай, когда все невольно попали в одну лодку и плывут в ней. Операторский бизнес непростой, но за счет того, что связь сегодня необходима всем без исключения, он не испытывает такого же давления, как многие иные отрасли, не являющиеся первоочередными. Разгонять панику и истории про ужасный ужас, когда все без исключения вымрут, конечно, приятнее, чем просто посмотреть на суть вещей. Неожиданно окажется, что негативные ожидания не подкреплены реальностью и в них нет ничего такого. Сенсации не случится, или она окажется дутой, в стилистике «скандалы, интриги, расследования». Честно говоря, такой информационный шум порядочно надоел, ведь кажется, что про плохое читают лучше. А как только говоришь, что плохого вовсе и не произошло, на тебя даже в какой-то мере обижаются, словно не ты оправдал надежд. Тема мне показалась важной, так как не нужно скрывать негативные новости, но и превращать в них то, что не имеет такой окраски, также не стоит. Надеюсь, что тут мы с вами на одной волне. Вы за поиски негатива во всем или за реальность, какой бы она ни была? Наверное, это даже вопрос про то, как вы воспринимаете окружающий мир, через призму недоверия и скепсиса или все-таки стараетесь в нем разобраться и оценить те или иные вещи.
😤