Осторожно «Яндекс»! Автоматическая подписка в «Яндекс.Плюс»

Привет.

У «Яндекса» дела идут не слишком хорошо, компания ищет средства для того, чтобы заткнуть все дыры, что образовались от эффективных менеджеров. Пять кварталов подряд «Яндекс» наращивал убытки, они достигли рекордного размера в первом квартале, а последовавший кризис их кратно увеличил. Обычно компании в таких ситуациях начинают экономить, повышают свою эффективность, режут расходы. Антикризисные меры от «Яндекса» выглядят совсем иначе — скрытое повышение цен для клиентов, ухудшение условий сервиса, но сохранение расходов на персонал, особенно тех, кого нужно «спасать» и вывозить из страны. Фактически российские пользователи сервисов оплачивают красивую жизнь тех, кто уехал из России, так как не может «жить в стране, которая воюет со своими соседями». Именно эти слова написала бывшая генеральный директор «Яндекса», отправившись в Израиль, страну, которая, видимо, не воюет со своими соседями — ирония тут настолько очевидна, что даже кажется, что Елена Бунина так шутит. Но нет, она вполне серьезна в своих высказываниях.

Источник: «Яндекс»

Чтобы расплатиться по внешним долгам, в «Яндексе» заняли деньги, но решили утаить их источник, слухи упорно говорят о том, что деньги на спасение получены от государства. Повторю простую штуку, «Яндекс» наполнен сотрудниками, которых набирали в том числе по политическим взглядам, это работа той же Елены Буниной на посту HR-директора. И мы об этом подробно говорили.

Очень примечательным является интервью директора «Яндекса» по работе с разработчиками Сергея Бережного, вы можете найти его вот тут.

Смотреть интервью полностью многим будет сложно, но озвучу основные моменты, чтобы вы понимали контекст, в котором пытается жить PR-департамент «Яндекса», и объяснять действия компании. Почему именно PR? Ответ кроется в словах Бережного о том, что PR просит согласовывать все коммуникации с внешним миром с ними. Объясняется это тем, что слова отдельных сотрудников вырывают из контекста и считают это позицией всего «Яндекса», но в такой большой компании у каждого свое мнение.

Конечно, тут я запутался, так как все интервью Сергея Бережного, получается, дано в рамках, заданных PR, либо он нарушает внутренние уложения компании. Поскольку он продолжает трудиться в «Яндексе», делаю вывод в пользу первого.

Несколько цитат Бережного: «Одно дело, когда твой коллаборационизм существует в серой зоне. У нас всё происходит максимально внатяг, с максимальным сопротивлением — насколько это возможно. Обидно видеть комментарии, где люди пишут, что мы государственная компания. А ты знаешь, как много усилий внутри тратится на то, чтобы такими не быть. На то, чтобы как-то гнуть свою линию».

Или вот такая цитата: «Можно считать [нашу позицию] трусостью. Но мне не кажется, что идти с ножом на паровоз — это правильный способ расходования своей энергии. Изначально мы пытались быть вне [политики], хотя, возможно, местами иррационально непоследовательны в этом. Но мы, правда, считаем, что можно держаться от этого в стороне. И у нас это получалось много лет и, дай бог, будет получаться дальше». Цитаты приведены по этому источнику.

У вас какое впечатление от этого? На мой взгляд, тут взаимно противоречащие друг другу заявления. Одно дело — быть вне политики, другое – «как-то гнуть свою линию».

Такое длинное предисловие важно, чтобы описать дух «Яндекса», внутри компании и правда считают себя белыми, пушистыми и теми, кто сопротивляется злу, как они его понимают. Зло в данном случае — это российское государство, а также, видимо, те, кто поддерживает его политику, во всяком случае, такая логика вполне применима ко всему происходящему.

Один из комментариев на YouTube хорошо показывает отношение к тем, у кого очень гибкая позиция, такие люди не нравятся практически никому, так как это означает отсутствие позиции.

Осознали контекст? Теперь давайте посмотрим, как «Яндекс» работает в России, выглядит это, словно пользователи компании должны решать проблемы компании и оплачивать праздник жизни из своего кармана.

Платная подписка за 100 рублей в месяц. Автоматически и просто так

Поиск денег для компании, у которой есть заметная аудитория и подписки, — это всегда искушение продать что-то ненужное всем, причем сделать это так, чтобы люди не обратили на это внимания. Идеальный случай, когда вы включаете им подписку, а они ее просто не замечают. Российские операторы многие годы баловались навязыванием тех или иных услуг, которые просто включались — токсичные подписки привели к тому, что потенциальная выгода перечеркивалась реакцией людей, те почти всегда приходили в ярость и часто решали навсегда покинуть своего оператора. В конечном итоге эволюция токсичных услуг привела к тому, что операторы стали отказываться от автоматического включения платных услуг, а также придумали способ, который посчитали более-менее нормальным, — промо-период услуги, после которого она становится платной. Но и это пользователям не понравилось, что в итоге привело к тому, что автоматическое списание денег почти никто не практикует. То есть услугой можно пользоваться, но потом нужно подтвердить, что вы хотите оставить ее и платить такую-то сумму ежемесячно.

«Яндекс» взял на вооружение именно последний вариант подписки. Случайно узнал, что у многих в последние дни появилась опция More.tv, она стоит 100 рублей, и есть период в несколько месяцев, когда она бесплатна. У меня в настройках эта опция оказалась активна!

Не подписывался на эту услугу, нигде не выражал согласия, на телевизоре не смотрел контент из этой подписки. Он, к слову сказать, недоступен, выдает ошибку, несмотря на то, что у меня было активно это предложение. Несколько человек подтвердили, что у них ровно такая же ситуация, подписку включили, но контент положить забыли.

Наши читатели говорят, что им приходило уведомление на смартфоны, у меня его не было, либо смахнул его не глядя — в явном виде никто мне не предлагал активировать подписку. По отзывам тех, кто обнаружил, что их подписали, все происходило примерно как у меня, подписка просто появилась. У некоторых дата списания в ноябре! У меня — через два месяца, в конце августа.

Проверить наличие подписки просто, заходите в свой аккаунт «Яндекс», смотрите «Яндекс.Плюс». Если подписка есть, а она вам не нужна, то отключаете.

Включается подписка по непонятному алгоритму, в описании сервиса от «Яндекса» есть любопытный момент. Напомню, что 16 июня компания сократила число устройств, которые можно привязать к аккаунту «Яндекс.Плюс», чтобы пользоваться им в базовой версии. Фактически это означает закрытие базовой версии, переход исключительно на подписку «Мульти», которая стоит 299 рублей в месяц. Это скрытое изменение и ухудшение условий утаили от большинства, документы на сайте поменяли так, словно все это было всегда. У нас был материал об этом.

И вот тут начинается самое удивительное, обратите внимание на эти строчки.

На сайте «Яндекса» найти эти пункты можно в описании условий подписки «Яндекс Плюс» вот тут.

Фактически юристы компании сухим языком сообщают, что «Яндекс» оставляет за собой право автоматически включить вам дорогую подписку «Мульти», а также подписку с дополнительным пакетом за 100 рублей в месяц. Круто? Не то слово. То есть от вас не требуется никаких подтверждений, вы можете даже не догадываться, что вас переведут на дорогой вариант подписки. По отзывам наших читателей, такие правила действуют довольно давно и особого возмущения не вызывали. Теперь же с сокращением числа устройств в базовой подписке до двух автоматически на дорогую подписку переведут несколько миллионов человек. И это как минимум! Даже если посчитать, что их будет около двух миллионов, получится, что в «Яндексе» положат себе в карман 200 миллионов в месяц, почти 2.5 млрд рублей за год. Приятная мелочь, не так ли? А если включить дорогую подписку с опцией на 100 рублей, то суммы увеличиваются в два раза. Эффективные менеджеры довольно потирают руки.

Но моя личная история такова, что у меня уже есть подписка «Мульти» и описанные условия ко мне никак не подходят. Я нигде не соглашался с дополнительной опцией, мне не нужен этот пакет, который включили автоматически. С нашей подачи люди решили поинтересоваться, а что происходит, вот ответ службы поддержки (робота кто-то программировал на такие ответы, они не возникли в великом ничто).

Получить внятный ответ, как так могло выйти, никто так и не смог. И тут мы приходим к следующему рассуждению, «Яндекс» заимствовал токсичные практики сотовых операторов, от которых те уже давно отказались. Но старые истории не забыты, теперь их применяют в «Яндексе», чтобы решать свои финансовые проблемы. Напомню, что у «Яндекса» около 12 миллионов подписчиков «Яндекс.Плюс» и намутить дополнительный денежный поток можно.

Как это выглядит? Плохо это выглядит. Но учитывая позицию внутри компании, когда она сопротивляется российскому государству, ведет партизанскую борьбу, видимо, это считается нормальным. Вот после победы можно будет снова стать клиенториентированными, а до этого момента все силы для достижения результата. Компания уже де-факто под государством, поэтому такие воззрения будут исчезать, им не будет места внутри «Яндекса» в самом недалеком будущем. Думаю, что кадровый вопрос будет сильно переиначен уже в конце этого года — начале следующего. И смотреть за этим со стороны интересно.

Возможно, что кто-то внутри уже осознал этот момент и готовится к выходу на рынок труда, а отсюда полное пренебрежение лояльностью пользователей. Чем-то мне это напоминает ситуацию с банком «Тинькофф», который был продан Потанину. Существующая команда устроила своего рода протест, они делают все, чтобы разрушить восприятие группы компаний. Дичайшие комиссии за переводы, подчеркнуто глупые решения в публичном поле, отсутствие PR-коммуникации как таковой, а до этого целый ряд просчетов и мини-катастроф, влияющих на имидж компании.

Возможно, что внутри «Яндекса» придерживаются той же позиции, когда нужно разрушать компанию изнутри, имидж «Яндекса», чтобы государство не получило работающий бизнес. И в какой-то мере подтверждением этого могут выступать слова Сергея Бережного, проливающие свет на утечку данных сервиса «Яндекс.Еда», когда компания заявила, что это вина конкретного сотрудника, осознанное деяние, тогда «Яндекс» обратился в правоохранительные органы. В контексте событий было понятно, что спусковым крючком послужила военная операция на Украине. Отвечая на вопрос про отношение к украинским сотрудникам, Сергей буквально сказал следующее: «У нас много работает специалистов из Украины. Кейсов саботажа не было. Если человек работает внутри “Яндекса”, у него больше возможностей осознать, что “Яндекс” — не враг и не объект, на который нужно направлять свою силу».

Получается, что сотрудник «Яндекса», который выложил данные сервиса «Яндекс.Еда» и был обвинен в этом компанией, не саботировал ничего? Я ничего не перепутал? И ведь это очень типичная дуальность существования «Яндекса», когда в сотрудниках компании уживаются напрямую противоречащие друг другу конструкции, если они не вписываются в видение мира.

Вернемся к подписке, которую навязывают пользователям. Из опыта операторов и того, как они объясняли, что их не так поняли, думаю, коммуникация будет примерно следующая — небольшое число подписчиков случайно получили предложение, но мы не списывали деньги и даже не собирались, по достижении платного периода обязательно спросили бы их. Мы белые, пушистые, и у нас лапки. Примерно такой подход в разных вариациях.

P.S. Наблюдать трансформации «Яндекса» очень интересно, компания сильно больна, и у нее два пути — вылечиться от этой болезни или стать болотом. В данный момент попытка оздоровить компанию явно наблюдается, судя по тому, как судорожно ищут работу эффективные менеджеры и как они рушат образ компании, свой конец они начали осознавать во всей красе. Нам всем нужна новая версия «Яндекса», сильная и независимая, а главное, работающая на благо как страны, так и ее жителей. А не так, как это происходит сейчас.

[email protected]
наверх