Table of Contents
- Ситуация в мире
- Ведущие мировые игроки
- Российский рынок облачного гейминга
- Прогнозы PwC про российский облачный рынок
- Про аудиторию облачного гейминга
- Заключение
Ситуация в мире
GFN.Ru вместе с консалтинговой компанией PwC провели исследование российского рынка облачного гейминга, основными цифрами и фактами из которого хочется поделиться.
Рынок гейминга и киберспорта растет стабильными темпами. Но по совпадению этот момент мы разбирали с вами вчера. Если коротко, то наиболее активно растёт рынок мобильного гейминга, на котором люди предпочитают играть и «донатить» зачастую немыслимые деньги играм по типу «три в ряд» или PUBG. А вот рынок высококлассных ААА-игр чувствует себя не столь воодушевлённо.
Но тут же хочется отметить, что, учитывая объёмы трат на донаты, игроки на смартфонах, в теории, могут рассматриваться как потенциальная аудитория облачного гейминга, позволяющего играть в компьютерные игры со смартфона.
PwC очень удачно приводят прогнозы развития облачного гейминга от различных аналитических агентств. Как видите, среди них тоже нет согласия. Как раз те, кто выводит линию в небеса, исходят из предположения, что часть мобильной аудитории переключится на более качественные игры. Этому способствует и развитие качества мобильного интернета, а также появление подписочных сервисов по типу Gamу Pass от Microsoft, который можно назвать «Netflix для игр». За скромные 15 долларов в месяц пользователь получает доступ к обширному каталогу игр. А облачные сервисы гейминга помогают избавиться от необходимости покупки игрового железа. [Примечание читателям: да-да, я помню концепцию, что лучше железо дома, контент с торрентов, а подписки на фильмы, игры, музыку покупают лишь лохи].
Объём облачного гейминга составил 500 млн долларов США в 2020 году. Но Analysys Manson ожидает, что к 2024 году объём может составить 6.6 млрд долларов. Я настроен более консервативно, так как для облачного гейминга нужен не просто высокоскоростной интернет, но и низкий пинг. И вряд ли проводной домашний интернет столь активно прокачается к 2024 году. Тут скорее речь про 5G. Учитывая, что 5G активно развивается в США и Южной Корее, эти страны могут стать локомотивами индустрии. Безусловно, есть и Китай, но, очевидно, там будет некий отдельный рынок.
По факту в развитии облачного гейминга должны быть заинтересованы все:
- Отсутствие пиратства (на удаленных серверах запускаются только лицензии) привлекает игровые студии и онлайн-магазины игр. Тут можно процитировать регионального директора Wargaming: «С точки зрения игрового издателя, облачный гейминг освобождает нас от дополнительных расходов на отладку релизных версий в десятках различных конфигураций и устройств. Он упрощает архитектуру, при этом подготовка всё еще требует значительных ресурсов для разработки и поддержки базовых облачных систем, но это чаще всего единоразовые инвестиции».
- Мобильные и интернет-провайдеры. Для хорошей игры нужно много трафика и высокая скорость, что по определению стоит больше, чем стандартный тариф.
- Производители PC могут производить больше ноутбуков из категории тонких и легких. Такие продукты проще в производстве и разработке и в целом высокомаржинальны.
- Производителям смартфонов проще оправдать, зачем нужны такие большие «лопаты» и раздвижные экраны.
- У пользователей, которые играют время от времени, теперь меньше ограничений. Вышла одна интересная история – арендовал в Game Pass или через Ubisoft подписку, поиграл в облаке, удовлетворил любопытство и забыл.
- Также обычных пользователей должен привлекать и тот факт, что играть можно абсолютно на любом железе. PwC в тему приводят историю, как Nvidia предложила владельцам iPhone играть в браузере в Fortnite, которая была удалена из магазина приложений из-за конфликта Epic Games и Apple.
Ведущие мировые игроки
Пожалуй, нельзя говорить, что рынок облачного гейминга уже сформировался и монополизировался, но все хедлайнеры хайтек-отрасли уже тут. Также важно отметить, что облачный гейминг обладает очень высоким порогом входа, который мало кто может себе позволить. Для облачного гейминга нужны не только мощные дата-центры, которые бы находились на расстоянии не более 600-800 км от игрока, но и скоростной интернет-канал.
Сегодня решения представили:
Google Stadia. Преимущество Google в обширной экосистеме и возможностях продвижения. Посмотрел на YouTube – сразу поиграй в Google Chrome или на Android-смартфоне.
Sony PlayStation Now. Сервис существует с 2014 года. В последнее время Sony взялась за его развитие активнее. Так, в конце апреля было озвучено, что теперь стриминг наконец-то будет в Full HD (раньше только 720p). Однако продукт по-прежнему ограниченный, так как для игры нужно обладать геймпадом от PlayStation.
Amazon Luna. Пока что темная лошадка, так как сервис по-прежнему в режиме закрытого тестирования.
Microsoft xCloud. Пожалуй, чуть ли не самый сильный игрок на рынке. Во-первых, Microsoft владеет огромным количеством игровых студий, во-вторых, объединила с xCloud с Game Pass, то есть не надо платить за аренду облака, всё в одной подписке. В-третьих, Microsoft ближе всех к понятию «Netflix для игр»: купил подписку, и сразу и игры есть, и облако, чтобы играть. В-четвертых, компания обладает мощной облачной инфраструктурой на базе собственного продукта Microsoft Azure. К слову, Microsoft даёт Sony в аренду свои мощности.
GeForce Now. Сила продукта от Nvidia в том, что компания продаёт, по сути, продукт под ключ, который может купить любая состоятельная компания. Например, так поступил мобильный оператор LG Uplus в Южной Корее, таким же образом появился российский проект GFN.Ru. При этом Nvidia сотрудничает с наибольшим количеством игровых магазинов.
Tencent. Занятно, что в Китае пока что нет облачного гейминга, несмотря на активное развитие 5G. PwC считает, что наибольшие шансы на успех есть у Tencent, занимающей доминирующее положении на местном облачном рынке и обладающей большой библиотекой игр.
Российский рынок облачного гейминга
Россия входит в топ-10 крупнейших рынков видеоигр и киберспорта. Занятно, но на 9-м месте – Канада, в которой проживает около 38 млн человек. На третьем месте – Япония со 126 млн человек населения.
Так что наше 10-е место с учетом населения слегка намекает, что либо не очень пока играть любим, либо платить. Ну и, конечно, тут следует понимать, что гейминг – это премиальное развлечение, доступное далеко не каждому среднестатистическому россиянину. Эту мысль подтверждает и срез по типам игр. Мобильный сегмент занимает доминирующее положение. То есть тут как раз все фримиум-игры.
Прогнозы PwC про российский облачный рынок
В 2020 году объём рынка составил 4,6 млн долларов. И это, видимо, всё доля GFN.ru, которая активно продвигает свой сервис. Свои подразделения облачного гейминга в режиме публичного бета-тестирования открыли Mail.ru (сервис My.Games), МТС (в партнерстве с GFN.RU) и «Сбер» (сервис SberPlay с декабря 2020 года доступен на «умной» приставке SberBox).
Наш рынок изолирован от иностранных сервисов (от Microsoft, Sony, Amazon и т.д.). И их прихода ждать в ближайшее время не стоит. Это затратно в деньгах – строить дата-центры для запуска, да и политическая/экономическая обстановка слишком нестабильная, чтобы западные компании активно инвестировали в Россию. Тут у нас Google замедлить собираются, о какой Google Stadia может идти речь?
Активнее всего на российском рынке развивается GFN.Ru, которая как продвигает продукт под своим брендом, так и заключает коллаборации.
Пожалуй, отдельно можно выделить проект Mail.Ru – MY.GAMES Cloud, который пока что находится в стадии условного бета-теста. И представляет собой скорее каталог бесплатных игр, часть которых доступна в облаке.
Отдельно хотел выделить компанию PlayKey, но буквально пару дней назад прилетела новость, что Mail.ru Group купила 100% разработчика. В данном случае интересно и немного похвально, что Mail.Ru не пошла к той же Nvidia за готовым решением (или не смогла, так как есть GFN.ru?), а самостоятельно занялась развитием направления.
Про аудиторию облачного гейминга
В заключение – несколько слов про аудиторию облачного гейминга. Пока что сравнительно небольшая аудитория, которая стабилизировалась в районе 120 тысяч человек.
Довольно любопытно, что высокая доля пользователей использует Android для игры. А вот пользователи iPhone в России как-то не обратили внимания на возможность играть через браузер, хотя самой популярной игрой в облаке остаётся как раз Fortnite.
Ну а для игры нужен стабильный интернет. Лишь минимальный процент игроков пробует мобильные сети.
Заключение
У PwC получилось любопытное исследование. Весьма позитивное с точки зрения мировых трендов. Не может не радовать развитие Mail.Ru. Текущий каталог игр, конечно, вызывает вопросы. Но покупка PlayKey может выправить ситуацию.
Очевидно, что в ближайшие годы лидером рынка будет оставаться GFN.ru. Компания всё делает правильно, регулярно добавляет все актуальные новинки и одновременно с релизами внедряет все новшества от Nvidia.
Пожалуй, ложка дегтя – это размер аудитории, которая стабилизировалась в районе 120 тысяч человек. Мне видится, что тут есть и некий ментальный блок. Не так давно научились платить за сериалы, а тут надо и подписку, и игру купить. При этом довольно низкий процент тех, кто играет по Wi-Fi, а не все готовы и могут заморачиваться с проводом. С развитием Wi-Fi 6 ситуация, конечно, в этом аспекте будет меняться.
Впрочем, объем мирового рынка тоже невелик. Вполне, вероятно, тем, кто следит за играми, облачный гейминг не нужен, так как консоль/PC в наличии. А те, кто, может, и поиграл бы, пока что не особенно осведомлены о возможностях. При этом такому человеку надо пройти непростой путь: зарегистрироваться в магазине игр и купить там игру, а потом купить подписку на облако. Вполне вероятно, что с развитием сервисов, когда будет введена технология покупки в один клик, это привлечет новых пользователей.
Зашёл с коммуникатора. Почему эта статья ниже вчерашней статьи, рекламы Самсунга, новостей и ещё одной рекламы? Это нелогично, сюда никто не домотает. Новости и здесь, и вообще идут отдельным логическим блоком. Если он отделён от статей снизу, значит, ниже статей нет. А если новости не на самом низу, то реклама под ними уж точно знаменует логическое дно страницы. Дальше мотать незачем. А тут, оказывается, ещё сегодняшняя статья, причём потенциально более интересная, чем три свежих и вчерашняя. Это бредово, если возможно, пожалуйста, измените это.
"а подписки на фильмы, игры, музыку покупают лишь лохи"Ну, авторы купленной игры мне хотя бы патчи будут присылать, а вот издатели фильмов и музыки… вряд ли ))
10-е место с учетом населения слегка намекает, что либо не очень пока играть любимPS Now в России отсутствует, Google Stadia тоже, не говоря уже про Amazon Luna, так что ничего удивительного.
Учитывая стоимость видеокарт, у облачного гейминга должен быть подъём аудитории.Проблема только в том, что он до сих пор не предлагает впечатления, сравнимые с локальным геймингом (ну, не предлагал несколько месяцев назад, когда я пробовал последний раз). Лаги, периодические ухудшения качества картинки, очереди на вход до нескольких часов даже при платной подписке…У меня вообще ощущения, что вся эта лихорадка с майнингом — сговор производителей видеокарт/винтов, игровых консолей и облачных игровых сервисов. Цель — сделать игру на компьютере очень дорогой, чтобы игрок побежал в облако или в магазин за денди (или что там сейчас актуально).
да-да, я помню концепцию, что лучше железо домаЗря ёрничаете. Личный транспорт, прокат/шеринг, такси, общественный транспорт — все это нужно. И вряд ли вы пересадите на прокат тех, кому выгодна своя машина. Поэтому ошибка сервисов гейминга и тех кто их популяризует скорее маркетинговая. Нужно ориентироваться на нишу между активным геймингом и полным нежеланием играть. И это должен быть не только "прокат", что предлагают сервисы сейчас, но и "такси" — плата за реально использованный ресурс, для тех, кому игры нужны от случая к случаю. Именно за ресурс, завися от вычислительной сложности, как происходит сейчас с облачными платформами. Но на крайний случай, для начала сойдет и повременная оплата за час. В том числе за саму игру, не требуя ее покупки.
Читал статью и в голове такая же мысль!
Браво!Думал, что я один такой, кто мыслил в русле "такси" для игр.Я использовал GFN пару месяцев с ноутбуком достаточно древним (встроенное видео).Клево, весело. Но ради 10 часов в месяц 1000р… Ну такое себе.Лежит PS4 и я по скидкам покупаю игры — играю когда есть время (его почти нет).Конечно, иногда покупаю предзаказы в надежде, что вот тут будет целый день, когда меня никто не будет отвлекать… и так почти год лежит предзаказанный Tony Hawk 1-2 =) Даже не скачивал.
Мой план возможно коварнее. Заметил, что приложениям для облачных платформ немного больше уделяется внимание оптимизации, чем для собственных мощностей. Со своими все просто — железа хватает и прекрасно. А в облаке платишь за каждый чих. Так и с играми, если оплата будет идти не за время, а за ресурс. Если пользователь увидит что час игры в АБВ стоит Х рублей, а в ВБА стоит 2Х, при сопоставимом удовольствии, что он выберет? Поэтому внимание разрабов будет уделяться не только красивостям, но и их оптимизации, а также геймплею. Что может вдохнуть в игры новую жизнь.
Ноутбуки пока норм по ценам, потому что там дискретные видеокарты недоступны для широкого рынкаНу и все современные релизы более-менее идут на современным им видеокартам в Full HDПочти нет такого как раньше когда выходил условный DOOM 3 который хрен у кого заработает в нормальном качествеФрики конечно появляются иногда но чем шире аудитория тем лучше продажи
Если бы облачный гейминг работал через мобильный интернет, аудитория была бы сильно шире — не у каждого есть разлоченный wifi на работе :)С другой стороны, пока у нас всего 12,5% населения имеют доход выше 75 тысяч в месяц, всегда будут больше тратить в условный CAPEX чем в условный OPEXНо даже с сегодняшними 1000 рублей в месяц есть немаленькие очереди на вход в GFN, то есть сервис и так уже нахапал больше чем перевариваетp.s. у вас там кажется опечатка — "Gamу Pass от Microsoft"
>>играть и «донатить» зачастую немыслимые деньги играм по типу «три в ряд» полная деградация=)
что может привести к полной деградации ААА проектов и, как писал автор, скатыванию в 3-в-ряд. ну а что — дешевле жеж
Почасовые тарифы были у кого-то.
пользователь должен страдать!
>>Если бы облачный гейминг работал через мобильный интернет, аудитория была бы сильно ширевот сделают 5г и заживут! скоро видать как в школе отбирать телефоны при входе на работу будут=)))
ноутбуки никогда не были по норм ценам по сравнению со стационарными пк)
Ну если игры покупать ненадо будет а просто в облаке играешь это одно,а если и за игру заплати и за облако то нафиг надоМожет человек собрал игровой пк на последние деньги и кроме как качать пиратки выбора нет
Ну, пока можно целый ноут купить с 2060 за цену видеокарты 3060 🙂
Так он и сейчас в 4G попрет, только трафик сливается с дикой скоростью, ну и лаги конечно
да пинг высоковат
ну это просто майнеры совсем оборзели
облачный гейминг как раз не требует от компа ничего сверхъестественного, кроме видеокарты, смогущей как-то выводить входной поток на экран, да интернета быстрого и без просадок
Зато теперь имя на анонсе кликабельно: можно Нимина в закладки добавить и уже не пропускать выпуски любимого автора 🙂https://mobile-review.com/all/author/vminin/
посмотрел сколько стоит 3060 0_оЯ полтора года назад взял системник типа i5 9400f + нормальный кулер, 16ram (с радиаторами) 2060 обычную, ну БП ватт 600-700 (не помню), ссд 256 гб М2 для системы (тож не самый дешевый) и корпус с 3 кулерами. и вышло мне это добро в 50 килорублей в ДНСе. А они сейчас видяху базовую за 80+ продают. ппц
Можно даже на мобильной 3060 взять. За 90 продаются ноуты с райзеном 5600, винтом на 512 и 8 гб ОЗУ. Добавить оперативки и можно во все в фулл хд играть, даже с трассировкой.
Еще пару недель назад такие системники за 90 в ДНС продавались на базе 10400. Но уже закончились.
Сейчас ноутбук на базе 3060 в районе 90-100 выглядит адекватной покупкой. Цена обусловлена только курсом доллара и никакой доплаты за майнинг.
Купленные игры, фильмы и музыка — это то, что работает в любое время без ограничения и без доступа к сети. А всё остальное — это приобретённые ограниченные права на использование в течении какого-то времени. И только физические диски и скаченный у пиратов контент можно считать действительно "купленной" вещью. Остальное — размен виртуальных цифирок, увы.
Тоже верно. Последняя купленная мною игра — Half Life 2 (точнее сборник "Orange Box" на DVD диске) отказалась запускаться, пока не перекачала себя практически полностью из Steam… и да, через dial-up )) Поэтому, если Steam внезапно отключится — диск останется только для красоты. Зато с версией с торрентов не случится ничего.
Не думаю. Основная беда этих анализов, смешивают игроков в одну кучу и считают, что они куда-то там перетекают. На самом деле это частично пересекающиеся, но две разные группы — казуальщики и ААА-геймеры. Первые в большинстве не интересуются ААА-проектами и как раз за счет них вылазит мобильный гейминг. Кто не играл — начал. А вторые, пусть и согласны по-казуалить, но приставки/ПК не забросят. И да, облачный гейминг, как раз ТОЛЬКО для вторых. И именно среди них, и за них, может развернутся конкуренция.
Отсутствие пиратства (на удаленных серверах запускаются только лицензии) привлекает игровые студии и онлайн-магазины игр. Как раз по указанной причине, многие издатели ушли из gfn, так как хотели, чтобы для облака пользователи покупали отдельную копию игры.
Страдать, если не хочет думать и учится новому. Не защищаю верстку, действительно косяк, но я это узнал только из таких комментов. Как читал в/из RSS, где несколько лент объединены в папку Утро, так и читаю.
Есть такой малозаметный финт ушами — процессоры и видеокарты ноутбуков, при равных индексах, совсем не равны десктопным. Видишь i5 и 2060, радуешься. А как начинаешь сравнивать, оказывается это равно десктопным i3 и 1060.
И кому они сделали хуже?
Это так, но мобильная 3060 уже примерно на уровне настольной 2060, что позволяет насладиться ноутбучным геймингом в 1080p на высоких настройках в 60 кадров за адекватный ценник.
Если судить по этой фразе "В 2020 году объём рынка составил 4,6 млн долларов.", то только Nvidia была в пролете от этого.
Кстати, дополню. Может даже наоборот случиться. Клиентов ААА прибавится. Сейчас казуальщики не интересуются ААА, в том числе из-за железа и необходимости что-то там разбираться — стимы всякие, установки. Именно на них нужно ориентироваться. Сделай удобно — заходишь на сайт, тыкаешь название и играешь; надоело или не понравилось, бросил и ткнул другое, — и вот вам куча новых клиентов. Но для этого нужна не подписка, ориентированноя на клиента который знает что будет играть, а именно плата за фактически использованные ресурсы, без покупки игр.
Не попрет. Пинги такие, что кроме лагов и фризов ничего в игре не увидится. Проверено.
Давно читал, поэтому могу соврать. Мобильная 3060 даже чуть слабее чем десктопная 2050. А ценник пока не радует.
Да в общем и пофиг, если в 4К не лезть
Не пофиг, если подходить с позиции сравнения цен, как в вашем комментарии.
Угу, месяц назад видел за 100 ноут на 3060 и за 75 на 2060
Но если все же захотите немного поддержать каких-то разработчиков, можете купить игру в ГОГе(если она там есть, конечно). В польском магазинчике никаких защит и привязок нет, скачал и играй, хоть с флешки на другом компе без ГОГа и инета.
На регулярных распродажах куча тайтлов с большими скидкамиОсновная масса студий научилась в экономику и хочет снимать сливки со всех слоев потребителей
На торренте внезапно может остаться только порезанная RU версия без оригинальной озвучки и пережатая настолько что распаковывается дольше чем качается
"пережатая настолько что распаковывается дольше чем качается"Да этим вроде уже не балуются — всё равно на DVD-болванку не влезает, смысла жать нету. Ну а так — да, если нужна испанская или немецкая озвучка, то лучше купить. Репакеры обычно русскую и английскую оставляют ))
"скачал и играй, хоть с флешки на другом компе без ГОГа и инета"С ними что то неладно, по крайней мере "без ГОГа и инета" — запускаются мучительно долго.
Справедливости ради RSS нельзя назвать "новым". Я им пользуюсь уже 17 лет, и на момент начала технология была уже довольно зрелойОпять же, если исходить с позиции авторов ресурса, то лучше пусть люди открывают сайт как привыкли, чем узнают об RSS, ведь иначе будет резаться реклама. Аналитика (не мобильная, посещаемости сайта) опять же страдаетНо Константина Иванова где-то полторы недели назад пытались убедить, что это неправильно и не смогли. Он проблемы не видит. (не могу не отметить, что я тоже проблемы не вижу, т.к. не читаю ресурс с мобилы 🙂 )
Отсутствие пиратства (на удаленных серверах запускаются только лицензии)Нуууу, не совсем.Есть сервисы, которые позволяют пользователям делать Йо-хо-хо на свой страх и риск, даже любезно uTorrent из коробки стоит и анблокер для популярных торрент-трекеров.Облака, на мой взгляд, зря пытаются в хардкорных игроков. Надо попроще быть, да с библиотекой без отдельной платы. Пока жизнеспособным вижу только xCloud. Его во-первых, пиарить можно невозбранно на своей же собственной ОС, во-вторых, сразу с нестыдной библиотекой где найдется "что-то для каждого".Ну и не сдохнет он в одночасье, у дяди Сатьи денег еще на десяток таких сервисов наберется. Если не на сотню.
Прекрасный пример (бес)полезного сервиса для России.Где он доступен? В Москве и Питере? Там и так денег у людей в среднем в 3-5 раз больше, чем по стране. Могут себе позволить и железо и игры. Вот чем мне этот сервис полезен во Владивостоке? Пингом 300+ мс?
Я на своём Xbox именно по этой причине забил на онлайн. С таким пингом не поиграешь
Для этого надо жить играми. Много играет от случая к случаю.
Учится новому для человека, а не новому в технологиях.
Да да да, кстати.В процах ноутов меньше ядер и меньше частота точно.Против физики не попрешь.
На удивление, постоянно так бывает, но сейчас больше gog релизов стало, их не режут WatchDogs остался только в русской озвучке, пришлось даже отдельно искать качать английский звук — оказывается много кому он нужен, даже инструкцию сделали где искатьНо сейчас его бесплатно раздавали в Epic, так что тут нет проблемДа и вообще практика частых распродаж это хорошо — всегда можно дешево взять что-то интересное, пусть и прошлогоднее, зато со всеми патчами и без кряков
Как-то на хоботе пробежала такой вывод: ни в одном ноутбуке не зафиксировано суммарное TDP больше 100 Вт. Отсюда и пляшу в эмпирических оценках. Беру десктопные комплектующие на это значение в пропорции 50/50 и это тот максимум производительности, на который способен современный бук. Понимаю что идея грязновата и чистый проц может стоять более мощный, но в первом приближении оценка оказывается верной.
Ну да, если спецификации почитать — то сразу все понятно.Да и вообще вот этот вот проц с огромным кулером, вот это вот видеокарта длиной 35см.Оки, упаковываем все это в компактный корпус ноутбука, со смешным блоком питания — и опа! все это быстрее работает и меньше греется, ага 🙂
Ну тут сам сервис бестолково сделан. Отдельно надо платить за железо и за игру. Это уже не play as a service, а нечто другое. Мы же не платим отдельно за лицензию на музыку и за право её стриминг на телефон с сервера Spotify, например. Пока модель продаж сыровата. Вот когда будет именно игра как сервис, будет клиентура. Тарифы могут зависить от качества детализации и разрешения экрана.
Для такой услуги требование купить игру, чтобы в нее играть — просто дикое. Все равно, как если бы с пассажира такси требовали купить машину.Так эти сервисы далеко не уедут.