Минцифры, главные задачи министерства и влияние на рынок

Привет.

Состав правительства в России изменился несильно, но главным для IT и телекома стало сохранение поста Максутом Шадаевым, за ним должность министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Еще до объявления нового состава правительства многих интересовал вопрос, — останется все без изменений или все-таки назрели перемены. С десяток раз давал один и тот же комментарий, попробую его изложить коротко.

Максут Шадаев пришел на позицию министра после достаточно слабых предшественников, например, его предшественник Константин Носков удержался в кресле полтора года, это время не запомнилось ничем. До того шесть лет министерство возглавлял Николай Никифоров, ему повезло так как на первые годы пришелся куммулятивный эффект развития телекома, взлет 4G, рынок показывал рост и каких-либо заметных проблем просто не было, особенно в первые годы. Когда проблемы стали нарастать, решения по ним затягивались, убирались в дальний ящик, вопросы висели в воздухе. Что в конце концов и привело к отставке.

Контекст в котором начал работу Максут Шадаев совершенно иной, можно сказать, что это время антикризисных коммуникаций, постоянное изменение ландшафта рынка. У меня нет согласия со всем, что делает Минцифры под управлением Максута Шадаева, что вполне нормально и объяснимо, но то, что за предыдущие четыре года выстроились отношения бизнеса, министерства и чиновников в самом широком смысле этого слова, факт. Антикризисное управление от Шадаева оказалось одним из самых эффективных, корпоративная школа дала себя знать и для многих чиновников в 2022 году конкретно Шадаев стал раздражающим фактором. Министр, что не боится выступать, защищать свою отрасль, предлагать необычные решения, все это говорило и говорит в его пользу. В идеальном мире мы все должны принимать правильные решения, в реальности всегда есть сдержки и противовесы, что не позволяют добиться нужного эффекта. Приведу самый яркий пример, — изменение цен на связь. В правительстве считают, что повышение цен на связь является раздражающим фактором для населения и поэтому в отсутствие государственного регулирования цен используют ФАС, чтобы не давать повышать цены.

Анекдотическая ситуация — с одной стороны у нас открытый рынок, нет госрегулирования, с другой стороны государство не принимает в расчет экономическую составляющую бизнеса, защищает население от роста цен. Но не делает этого относительно услуг ЖКХ, электричества, роста цен на продукты питания, автомобили, товары народного потребления. Ощущение, что только связь не имеет права расти в цене, а все остальное должно прирастать в стоимости. И это в конечном итоге может привести нас к разрушению экономики в целом, когда без современных сетей связи, без доступного интернета в разных уголках страны, вся наша цифровизация полетит в тартарары. Министерство пытается это объяснять, бьется за малейший компромисс, но выиграть в этой борьбе не может. Наличие или отсутствие денег в отрасли, что приходят с рынка, это важнейший фактор для развития. Добавим сюда также то, что растут операционные расходы всех операторов без исключения, средства защиты от внешних атак нужны всем, а их стоимость также растет. Себестоимость бизнеса меняется на глазах и от этого никуда не убежать.

Приведу такой пример, группа компаний «Солар» (входит в Ростелеком) представляя средства защиты нового поколения, живописала одну из недавних атак на российскую инфраструктуру. Классическая атака DDoS, но параметры атаки 2.7 Тбит/секунду. Для такой атаки использовали половину всех ботнет-сетей в мире. Атака была отбита. Другой пример, «Диктант Победы», на сайт проекта шло 1.5 млн запросов в секунду, массированная атака. Ничего подобного по масштабам представить себе еще несколько лет назад было нельзя. Стоимость таких атак огромна, но и цена защиты растет. Это только один из примеров того, как для операторов возрастает стоимость ведения бизнеса.

После утверждения кандидатуры Максута Шадаева в Госдуме, в Минцифры поделились приоритетами работы министерства, это десять задач для работы ведомства. Давайте вместе пройдемся по ним, чтобы понять направление развития нашей отрасли и что будет в ней важного. Вначале пишем задачу, а уже дальше дам комментарий о том, что происходит и насколько реальны цели.

Задача №1. Создание собственной низкоорбитальной спутниковой группировки для обеспечения быстрого и дешёвого доступа в интернет на территории всей страны.

Несмотря на государственную программу ликвидации цифрового неравенства, в нашей стране есть множество территорий, куда невозможно проложить ни оптический кабель, ни дотянуться другими видами связи. Слишком небольшая плотность населения, сложные климатические условия. Единственный вариант заключается в создании спутниковой связи.

В «Бюро 1440», компании что входит в Yadro, планируют, что спутниковая группировка на низких орбитах сможет начать работу в 2027 году. В 2023 году на орбиту были выведены первые три спутника «Рассвет-1», на них тестируют систему навигации, двигатели, работу спутников в связке.

Проект очень часто приводят как наш ответ StarLink и между ними много сходных черт, главное что они решают де-факто одну и ту же задачу. Проект огромный, сложный и на дороге к собственной спутниковой связи на низких орбитах нас ждет множество проблем. Но все это решаемо, а потребность в такой связи не просто существует, это одна из ключевых задач для государства. И поэтому в Минцифры поставили эту задачу во главе списка.

У меня нет ожидания быстрых побед, но при этом нет сомнений, что в этом десятилетии мы получим такую связь. Она нам необходима. Другой важный момент, космос сегодня становится все больше доступен коммерческим компаниям, стоимость входного билета остается высокой, но уже посильной не только для государств. Отсюда десятки компаний по всему миру, что занимаются коммерческой электроникой для спутников или даже созданием таковых. У нас как космической державы неплохие стартовые возможности в этой гонке и мы вовсе не опоздали с созданием своей сети спутников.

Задача №2. Организация массового производства отечественных базовых станций для развития сетей мобильной связи 4-го и 5-го поколений.

Прототипы российских базовых станций 4G нам показывают постоянно и нон-стоп, но ведь вопрос в производстве, адаптации на сетях. Сроки постоянно смещаются, как у нас любят говорить вправо. В конце 2023 года планировались натурные испытания базовых станций на реальных сетях в России, в итоге они перенеслись почти на год, в качестве утешительного приза прошли тесты отдельных элементов софта. Проблема многоплановая, тема сложная и упирается как в элементную базу, так и качество таких БС, что заведомо уступает зарубежным аналогам, хоть китайского производства, хоть из других стран.

Операторы подписали форвардные контракты на 100 млрд рублей на покупку российский БС, то есть деньги у разработчиков есть. Но это продажа кота в мешке, никто не знает насколько будут наши БС плохими. И вопрос их приемлемости для сетей, ставить их любой ценой никто не собирается. Вопрос в быстроте исправления ошибок, развитии этого направления. Здесь есть определенные подвижки, но сроки постоянно смещаются. Важно понимать, что операторов обязали использовать для развития сетей только российские БС, не хотелось бы получить фиктивную работу с переклеиванием шильдиков, если наши БС не будут готовы в срок. Надеюсь, что так не случится. Направление развития сложное, но правильное для рынка и страны.

Задача №3. Увеличение скорости доступа в интернет. До 1 гигабита в секунду. Такая модернизация должна осуществляться на основе российского оборудования.

Красивая цифра, но реальной потребности в такой скорости ШПД у большинства пользователей нет (сужу по продажам в Москве и других городах, загруженности таких каналов). Хорошо, что под эту тему снова звучит необходимость развития российского оборудования. Для рынка это ориентир, куда нужно идти.

Задача №4. Обеспечение устойчивой работы Почты России при безусловном сохранении всего её функционала и всей сети отделений, которые сейчас функционируют.

Архиважная задача, так как наличие разветвленной сети отделений «Почты России» это залог доставки не только корреспонденции, а также пенсий. Это коммуникации внутри страны и извне. Почта находится в перманентном кризисе, впрочем это характерно для большинства стран с такой территорией как у России. Поэтому нам нужно поддерживать «Почту России» и стремится сократить ее убытки, делать это максимально безболезненным способом для всех. Убыток «Почты России» в 2023 году 7.2 млрд рублей, что в четыре раза ниже, чем годом ранее. Оцените просто масштаб. У государства есть деньги для поддержания этого бизнеса.

Задача №5. Устранение цифрового неравенства, создание инфраструктуры мобильного скоростного интернета на территории малочисленных населённых пунктов и вдоль автомобильных дорог общего пользования

Де-факто ничего нового, развитие покрытия сетей, в том числе за счет государственных программ. Такая работа идет, так что она просто продолжится. Кому-то повезет и интернет появится в забытых всеми местах. И ляжет на плечи операторов как расходная часть, так как экономического обоснования для поддержания сетей в очень маленьких населенных пунктах нет, это прямые убытки.

Задача №6. Сокращение сроков создания и внедрения новых государственных, ведомственных информационных систем, а также устранение неравенства между регионами по уровню цифровизации органов власти за счёт предоставления готовых платформенных решений и сервисов из единого государственного облака.

Тема стандартизации различных ГИСов очень важна и тут кроется определенная эффективность при однотипности подхода к созданию, распространению таких систем. Важны нюансы, но об этом тут говорить не будем.

Задача №7. Сокращение сроков оказания услуг, переход на проактивный, комплексный и персональный формат обслуживания граждан в режиме онлайн, когда результат предоставляется в момент обращения.

Формат МФЦ и не только требует ускорения обработки обращений граждан, чтобы система работала максимально эффективно. И тут можно сказать, что это стандартная, типовая работа. Внутри скрывается много сложных задач, но работа выполнима, понятно как и что нужно делать. Развитие того, что уже было и есть.

Задача №8. Создание условий для повышения эффективности деятельности наших предприятий за счёт массового внедрения российского ПО, которое по своим характеристикам не должно уступать ведущим зарубежным продуктам. Формирование научно-технических заделов, связанных с квантовыми вычислениями, ИИ и кибербезопасностью.

Слова правильные и в таком формате готов подписаться под ними. Но у меня есть разногласия в том, что именно Минцифры считает российским ПО, в частности, я не понимаю, как можно называть клоны Android AOSP российскими мобильными ОС. Доходит до смешного, у нас уже приложения под Android попадают в реестр российского ПО как операционные системы. Необходимо обнулить подход в этом направлении и посмотреть правде, пусть и горькой в глаза. Требуются иные подходы, то что декларировалось и продвигалось как системный подход к рынку, никуда не годится.

Задача №9. Повышение качества обучения ИТ-специалистов в вузах за счёт привлечения профильных ИТ-компаний. Это будет обязательным условием сохранения этими компаниями льгот.

Отличная тема и главное, что она работает на практике. От такого подхода выигрывают все без исключения, сами компании, страна и те студенты, что получают поддержку и порой даже рабочие места после окончания ВУЗа. Как ни крути, но это просто правильный подход и тут можно всемерно поддержать Минцифры. Не просто поддержать, а сказать еще и спасибо за то, что министерство этим занимается в таких масштабах и направляет рынок в эту сторону.

Задача №10. Борьба с кибермошенничеством, фродом, спамом, ужесточение ответственности за утечки персональных данных, оборотные штрафы

Еще одна выигрышная тема, так как у нас уже работают системы антифрода направленные на всех операторов, число мошеннических действий на сетях неуклонно падает. И это в том числе усилия государства, что создает правилы игры, борется со спамом, мошенниками, плюс атаками на инфраструктуру. История стоит денег, сегодня она финансируется компаниями, государство здесь скорее направляет и подправляет правила игры. Но то, что Россия за два предыдущих года стала заметно сильнее в информационной безопасности на всех уровнях, не вызывает сомнений. И это текущая работа, что будет идти.

Летом 2023 года Минцифры представили концепцию развития отрасли связи до 2035 года, многие пункты в этой концепции совпадают с изложенным выше. У нас вышло два материала, где я позволил себе критику в отношении целого ряда пунктов.

Думаю, что те комментарии актуальны и сегодня, повторять их в этом тексте не вижу особого смысла. Мое мнение относительно сохранения поста Максутом Шадаевым предельно простое — на переправе коней не меняют, при прочих равных наш министр справляется со своей работой хорошо. Роль личности важна, но помимо Шадаева министерство это большая команда управленцев, что отвечают за разные проекты, как вы видите это даже из задач описанных выше. Какие-то направления сильны, какие-то выглядят слабее. Например, работа с российским софтом, это однозначно слабое место, так как признавать американский Android российским, мягко говоря, странно. Что-то наоборот вызывает искреннее одобрение. Но в приложении к рынку роль министерства в последние годы явно положительна, хорошее перевешивает плохое. А в нынешние сложные времена это уже очень много.

[email protected]
наверх