Привет.
Меня не покидает ощущение абсурда, так как чиновники и депутаты продолжают мусолить тему уехавших IT-специалистов. Словно в нашей жизни нет других проблем и эта единственная, решим вопрос с теми, кто уехал, и Россия неожиданно станет совсем другой страной, маршрутку до Марса запустим в считанные кварталы. Утрирую, но такую сосредоточенность на ерундовой теме я понять не могу. Причем некоторые называют уехавших предателями и вешают различные ярлыки, другие говорят о том, что это цвет нации, какие-то особенные люди и нужно чуть ли не в ногах валяться, чтобы они вернулись. Мне не близки обе точки зрения в отношении тех, кто отправился искать счастья вне России.
В Минцифры весной оседлали тему помощи IT-индустрии, в условиях неопределенности носились с разными предложениями, добивались брони для специалистов компаний, одни словом, прикладывали максимум усилий и были полезными, тут нет сомнений. Неоднократно говорил, что наш министр Максут Шадаев сделал много нужного и проявил себя как чиновника новой формации, который печется о своей отрасли. Хороший пример, на который могли ориентироваться многие, что, к слову, и вызвало зависть в других ведомствах, их министры такой прыти не демонстрировали. Уверен, что Шадаев в тот момент нажил себе еще большее количество неприятелей, слишком уж заметными были все эти инициативы.
Прошел почти год, и мы четко понимаем, что никакого падения IT-отрасли не произошло, число уехавших специалистов не является критичным, падения индустрии в России не состоялось. Более того, исход ряда компаний позволил набрать разработчиков мирового уровня, де-факто это штучные специалисты, которые до недавнего времени не были доступны для российских компаний. У них не изменились зарплаты, появились новые, амбициозные задачи. И при этом они не спешат уезжать из страны, их все устраивает на родине. Об этом не говорят во всеуслышание, не подсвечивают позитивные моменты, а рисуют картину исключительно в мрачных тонах: мы все умрем. Объективные наблюдения за рынком не дают оснований считать, что у нас образовался кадровый голод в IT, причем в самом широком смысле. Зарплаты остаются более-менее стабильными с точки зрения массового сегмента, компании имеют укомплектованные штаты. Переходы из одной компании в другую давно являются нормой, тут также нет ничего нового. Более того, ни один чиновник, включая Минцифры, не объявил во всеуслышание, что из-за дефицита кадров у нас не работает тот или иной проект, остановилось развитие и так далее. Напротив, все бодро рапортуют о том, что появились новые ниши на рынке, которые осваивают российские компании. Возникает ощущение биполярного расстройства — с одной стороны, у нас все хорошо, с другой стороны, якобы любой ценой нужно вернуть уехавших IT-специалистов.
Наложим на это то, что против России идет информационная война, в которой участвуют в том числе люди, живущие и работающие внутри страны. И вот появляется вброс про то, что Минцифры обсуждает с индустрией некие проекты, чтобы вернуть IT-специалистов на родину. И бесплатные билеты на самолет им предлагаются, и бронь от армии, и так далее. Это не просто выдумки, а часть той самой информационной кампании для раскачки ситуации в России. Задача — показать чиновников не держащими свое слово, продемонстрировать, что им плевать на тех же айтишников. Ведь главное тут укоренить мысль, что вначале кто-то обещал золотые горы, а потом их отнять — сделать так, что ничего не случилось и не случится.
Давайте попробуем обдумать, кого могут попытаться вернуть в Россию и насколько бесплатный билет на самолет важен для человека. На мой взгляд, специалист, который не нашел работу за границей, не является востребованным. Называя вещи своими именами, это балласт. Денег нет, работы нет, и тут появляется российское государство, которое начинает уговаривать его вернуться обратно, а еще готово оплатить билет и, видимо, предоставить работу. Как налогоплательщик я сугубо против такого подхода, зачем нам нужен балласт, люди, которые побегут при любой возможности и при этом не являются специалистами, которых готовы принять на работу с распростертыми объятиями. Зачем нам неудачники, которых государство возьмет под свое крыло, к тому же за наш счет?
Банальные рассуждения, но из информационной кампании следует, что в Минцифры работают недалекие люди, которые этого не понимают и готовы тратить государственные деньги на подрыв IT-отрасли, нанимать на работу тех, кто ничего не умеет и не хочет работать. Серьезно? Можно, конечно, верить в глупых чиновников, но жизнь доказала, что это ошибочное мнение в большинстве ситуаций. И про Минцифры можно сказать, что они не являются настолько самостоятельными, чтобы подрывать государство изнутри, тратить ресурсы в пустоту.
Одно дело — охота за конкретными специалистами, точечная работа с ними, совсем другое — когда скопом даются некие льготы убежавшим. При таком подходе те, кто никуда не бежал, зададут закономерный вопрос — а почему поддерживают тех, кто не оказался лоялен, а нам показывают шиш? И ответа на этот вопрос не будет, так как его не может быть.
Все признаки информационной кампании по созданию новых смыслов налицо. Вначале появляется сенсационный материал, один из череды многих, потом его начинают растаскивать по Telegram-каналам и не только, причем это активно делают те, кто признан иноагентами, и они уже добавляют другие посылы, разжевывают смысл, нужный для создания напряжения в обществе. Посмотрите на скриншоте на пример такого разгона материала с нужными акцентами.
Работа в какой-то мере топорная, так как иноагенты синхронно хватают темы, которые вбрасывают в информационное поле, и это не первый раз, когда мне встречается подобное. Используют первоисточник втемную или он работает за мзду малую, не так уж важно. Главное тут — результат, которого добиваются, создание образа чиновников, которые противостоят государству и его «глупости». Внесение смуты и раскола. В абсурдном виде тот же прием использовался относительно Китая, что якобы один из генералов устроил госпереворот. Ранее нечто подобное вбрасывали про Шойгу и якобы то, что он поднял восстание в России, но тема быстро сошла на нет. Слишком топорная робота, тут же не все так очевидно, но инструментарий и задачи ровно те же.
Каждый человек имеет право на выбор, в том числе выбор работы и страны, в которой он хочет жить. Никаких ограничений и препон для тех, кто хочет уехать из России, не создают. Пропаганда западных стран почти год пытается убедить нас в том, что страну покинули лучшие из лучших, а остались люди, не способные ни на что, поэтому Россия вскоре погрузится в пучину. Чем больше меня пытаются убедить, что я туповат и ничего не умею, как и люди, окружающие меня, тем меньше я в это верю. И вот эта история, собранная на коленке, ровно про тот же самый смысл — что в Минцифры якобы и правда верят, что покинули страну лучшие из лучших, а значит, их нужно вернуть любой ценой. И это автоматически означает, что без таких людей мы обречены. Под это подтасовывают отдельные высказывания министра и других чиновников, которые буднично обсуждают те или иные возможности для возвращения людей, но не делают на этом какие-то акценты и тем более не сулят золотые горы.
Все это происходит на фоне растущей безработицы в IT-секторе, увольнения идут пачками, в США на улице оказываются десятки тысяч айтишников, причем это только начало года, а тенденция началась еще летом 2022 года. На этом фоне Россия становится привлекательным местом для работы многих IT-специалистов, и обсуждения идут именно в этом разрезе, а вовсе не в том, как вернуть тех, кто захотел уехать и жить где-то еще. Это не тот случай, когда мы не бросаем своих, нельзя заставить людей полюбить жизнь на родине, если они этого не хотят. У нас есть рабочие места, есть желающие их занять, и поэтому нет никакой катастрофы, отрасль живет, работает, развивается.
Более того, тот же Шадаев утверждает, что из России уехало около ста тысяч айтишников, из которых 80% продолжают работать на российские компании. И в чем проблема, если они не задействованы в критической инфраструктуре? Если работодателей устраивает, что их сотрудники находятся где-то вне страны, то пусть они и живут с этим. Эти люди никуда не исчезли, они продолжают создавать продукты для России. Что говорит о том, что из страны уехало около 20 тысяч человек, которые перестали работать на наши компании. И это похоже на правду, но 20 тысяч даже самых гениальных людей не делают погоды, это незначительное число. И у нас много тех, кто уже занимает их места, сделал за этот год карьеру. И вот это то, что правильно и верно.
Провели опрос в нашем Telegram-канале, нужно ли поддерживать возвращение уехавших айтишников, ответы достаточно однозначны.
Как по мне, наша аудитория очень лояльна к тем, кто уехал, и готова одаривать их благами. Опрос где-то на ресурсе с людьми, далекими от технологий, покажет совсем иное, большинство посчитает, что никакой поддержки не нужно, разрыв будет ошеломляющим.
Перед нами стоит очень много разноплановых и серьезных задач, люди для их решения в стране есть. И поэтому тратить время и силы, чтобы вернуть тех, кто не хочет работать в России, никто не будет. Да, какие-то условия будут созданы, но не более того. Бегать за такими людьми, уговаривать их ни Минцифры, ни другие ведомства не собираются. А то, что извне создают предпосылки для внутренних конфликтов, якобы были обещаны золотые горы, а потом ничего не случилось, понятно. Это игра против России, которая не ослабевала ни на один день. Вот только жаль, что мы втягиваемся в эту игру и принимаем за чистую монету тот бред, которым нас ежедневно потчуют. Значит, информационная кампания против России достигает как минимум каких-то целей.
Нет кризиса в кадрах на рынке IT. Нет проблемы с тем, чтобы найти людей под те или иные задачи. Вопрос в скорости разработки, амбициях компаний и том, что нужно бежать сломя голову, чтобы занимать освободившиеся ниши. Но компенсируются эти сверхусилия такими же доходами, а значит, выигрывают все без исключения — страна, разработчики, мы с вами. Поэтому в следующий раз, когда вы прочитаете о том, что у нас есть проблема с кадрами и все плохо, поищите хотя бы одно высказывание о том, что какой-то конкретный и большой проект не может развиваться из-за нехватки айтишников. Уверяю вас, что никакой информации об этом вы просто не найдете, так как дефицит кадров — это миф, созданный с умыслом.