Кризис перепроизводства айтишников в России. Недостаток рабочих мест и возвращение беглецов

Привет.

Почти год как айтишники наше все. Мы постоянно слушаем о том, сколько человек уехало за границу, фантастические цифры приводятся всеми без исключения — от чиновников до просто заинтересованных лиц. И к этой теме мы периодически возвращаемся, чтобы посмотреть на ее развитие, динамику происходящих процессов. Накопилось предостаточно событий, чтобы поговорить о том, что происходит внутри России и как мифотворчество отличается от реальной жизни. Забегая вперед, скажу, что очень сильно.

После того, как чиновники создали миф о массовом исходе IT-специалистов из России, о том, что нужно спасать индустрию любой ценой, возникло множество прожектов, которые были на это направлены. Государство в лице различных ведомств постаралось подсчитать, сколько таких людей действительно находится вне России и при этом продолжает работать на российские компании. Приватно слышал различные оценки, но все они колеблются в районе 15-20 тысяч человек (для тех, кто официально оформлен, а не выступает фрилансером). Ни о каких ста тысячах даже близко речи не идет.

Обещание золотых гор тем, кто вернется, создает очень большое раздражение как в обществе, так и во многих министерствах, где искренне не понимают, откуда такая тяга вознаградить тех, кто сбежал. И эта позиция часто озвучивается на различных мероприятиях, причем порой в очень резкой форме. Отбросив эмоции, можно сказать, что вкратце она звучит так: те, кто уехал на эмоциях и не имеет стабильного дохода, работая на зарубежную компанию, рано или поздно вернутся обратно, средств для выживания вне России у этих людей нет. И это действительно так.

Впереди у нас массовый возврат людей, причем в первую очередь это будут те, кто уехал в сентябре под влиянием эмоций и при этом имеет работу в российской компании. Спустя полгода жизни вне России они лишаются статуса налогового резидента и должны платить налог в размере 30%. Работодатели будут вынуждены соблюдать такой режим налогообложения, что сделает жизнь людей затруднительной, в большинстве случаев они не шикуют, а выживают в прямом смысле этого слова. К началу апреля этот фактор вынудит многих вернуться обратно.

Параллельно происходит ужесточение правил в некоторых странах, яркий пример — Казахстан, теперь находиться на территории страны можно только 90 дней в течение полугода. Выехать и въехать обратно не выйдет, эту лазейку закрыли. Что тоже подтолкнет людей искать новые места обитания, но на это у них опять-таки нет средств. В Казахстан в массе своей уехали не те люди, что могут позволить себе безбедное существование. И это снова история про то, что не нужно создавать условия для возвращения IT-специалистов, они вернутся и так. Подчеркну, исключением становятся те люди, которые представляют большой интерес, но это единичные истории, и они никак не характеризуют общую тенденцию.

Куда будут возвращаться беглецы, в какую страну, точнее, на какой рынок труда? И вот тут начинается самое любопытное. Свежее исследование HeadHunter приземляет мифы в реальность, по данным компании, медианная заплата для начинающего программиста в январе 2023 года упала на 13% год к году, она составила сто тысяч рублей. Для специалистов среднего уровня падение на 11%, 160 тысяч рублей. Зарплаты ведущих разработчиков выросли на 4%, составили примерно 250 тысяч. Снижение зарплат объясняется притоком новых кадров на рынок труда.

Прочитав об этом исследовании, подергал знакомых HR в крупных компаниях, в первую очередь тех, что напрямую ассоциируются с IT. Общее мнение примерно такое: горшочек, не вари. Все боятся озвучивать реальное положение дел, так как оно идет вразрез с мнением чиновников из Минцифры, опровергает их политику, описывающую дефицит кадров. Но давайте приведем цитаты из нашего общения, чтобы у вас сложилось понимание ситуации на рынке труда.

Крупная IT-компания открыла вакансии для начинающих программистов, несколько крупных российских городов, вот комментарий их HR-специалиста: «Такого никогда не было, на одно место у нас претендует около 400 соискателей. Заработная плата среднерыночная, но люди готовы пожертвовать своим доходом ради перспективы работы у нас. На собеседованиях прямо говорят, что готовы получать на 20-25% меньше. Больше половины соискателей имеют сильные навыки, и из них будет толк. Мы никогда не сталкивались с таким наплывом соискателей, для нас это очень сложная ситуация, так как физически проработать подобный объем заявок наше подразделение не может. Мы начали ориентироваться на другие параметры, нежели обычно, при приеме на работу. Сегодня рынок работодателя, до пандемии все было ровно наоборот».

Телеком-компания, поиски разработчиков: «На место конкурс 700 человек, толпа жаждущих. Новички и разработчики с опытом, у некоторых за плечами хорошая школа, есть из кого выбирать. Мы очень довольны. От мер поддержки отказываться не хотим, но планируем снижать зарплаты для новичков, их слишком много. Для компании это идеальная ситуация, мы можем за адекватные деньги усилить разработку. Не требуется расширения бюджета, а сроки разработки заметно сократятся».

Картина в других больших компаниях примерно такая же. Причем чем проще позиция по требованиям, тем большее количество людей на нее претендует. Штучные специалисты с особыми умениями, как обычно, в цене, но так было всегда. Ощущение, что на рынке переизбыток тех, кого можно назвать IT-разработчиками, и проблемы с поисками кадров нет даже близко. И это полностью опровергает утверждения чиновников, что все летит в тартарары и нужно всемерно поддерживать отрасль, чтобы не произошло каких-то необратимых процессов. Понятно, что любые льготы будут приветствоваться — кто, в конце концов, в здравом уме откажется от приятных послаблений или мелочей в виде бонусов от государства. Но в реальности большая часть мер поддержки, связанных с дефицитом кадров, не нужна, так как этого дефицита просто не наблюдается в реальной жизни.

Дилемма для тех, кто активно продвигал историю с дефицитом кадров, проста и понятна. Трудно будет признать, что катастрофы не произошло, массового исхода не случилось, а заполняемость позиций в компаниях на хорошем уровне. В ближайшие месяцы можно ждать того, что рынок труда отреагирует на переизбыток кадров еще заметнее: зарплаты упадут, менять работу станет сложнее, так как переманивать будут только сильных специалистов. Того факта, что вы работаете в крупной компании, еще недавно было достаточно для того, чтобы вас куда-то взяли на работу и посчитали, что вы знаете все от и до. Теперь этого мало, многие обожглись на этом, проверка людей идет тщательнее, а деньги предлагаются более адекватные. И это на фоне взлета потребности в программистах, создания новых продуктов на замену тем, что производятся западными компаниями. Несмотря на огромный спрос на разработчиков, он полностью удовлетворен.

И это мы не говорим о ситуации, которая началась в Европе и США, когда разработчиков массово увольняют за ненадобностью. Множество разбитых карьер, искореженных человеческих судеб. На этом фоне Россия выглядит как относительный островок спокойствия, где таких титанических потрясений не происходит. Но мы не изолированы от глобальных тенденций, и переизбыток специалистов во всем мире затронет и нас. Впору будет говорить о безработице в IT, это следующий этап развития общего кризиса.

Отсюда простой вывод — время пинать балду давно закончилось (конечно, если вы этого еще не поняли). Востребованы те, кто умеет работать, решать задачи и делать это быстро и качественно, за таких людей держатся везде. Плюс нужно постоянно учиться, искать применение своим способностям на стыке профессий, чтобы уметь видеть общую картину, а не быть просто кодером. Расслоение в IT началось, а это также значит, что появляются возможности сделать в прямом смысле головокружительную карьеру, и такие шансы выпадают крайне редко, один-два раза в жизни. В чем-то завидую молодым ребятам, которые могут схватить свою птицу счастья за хвост.

Чиновникам самое время озаботиться планом Б, так как совсем скоро придется объяснять, откуда у нас переизбыток IT-специалистов, которые жалуются на отсутствие работы. И многие из них пойдут в информационную безопасность. Хорошо, что государство создало новые рабочие места в таком количестве.

Мое отношение к рынку труда для IT-специалистов спокойное, он живой и работающий. Переживать за будущее тем, кто умеет работать, точно не стоит, в России много вакансий. Но претендентов на них еще больше, что также нормально. Подобные аномалии случаются постоянно для разных профессий, которые для кого-то выглядят привилегированными.

Позолота с профессии слетит, и снова молодые люди захотят выбрать не IT-специальность, а что-то другое, что будет давать им надежный кусок хлеба. Ситуация тяни-толкай, а подытоживая, повторю слова моего знакомого: горшочек, не вари. Нам уже с избытком хватает IT-специалистов, теперь нам нужно повышать их уровень и качество.

[email protected]
наверх