Итоги 2022 года. Битва за «Авито». Поправки в закон «О рекламе»

Привет.

Подводя итоги 2022 года, не мог пройти мимо события, о котором много и в деталях писал, да и не только — выступал в Госдуме, комментировал в различных медиа, прикладывал усилия. Речь, конечно же, идет о поправках в закон «О рекламе». Иначе можно сказать, что поправки в закон продвигались против «Авито». Так складывалось, что компания оказалась лакомым кусочком, ее беспричинно обвиняли во всех смертных грехах, какие только возможны. Спустя полгода после ключевых событий в этой истории можно подвести черту и в какой-то мере восстановить произошедшее, откинув эмоции.

Думаю, что «Авито» не нуждается в представлении, площадка является классическим классифайдом, где можно найти частные объявления о продаже тех или иных товаров. Популярность «Авито» привела к тому, что на площадке появились и компании, они продают свои товары и зачастую ставят цены ниже, чем в собственных интернет-магазинах. Причина в том, что этот канал воспринимается ими как дополнительный, но все вместе создает эффект снежного кома, и число пользователей площадки, а также объявлений, растет как на дрожжах. Достаточно сказать, что посещаемость сайта «Авито» превышает таковую для Wildberries или других заметных площадок.

В мае 2022 года «Авито» достиг рекорда — 100 млн объявлений, скорость размещения объявлений выросла почти в два раза год к году. В конце мая также был установлен дневной рекорд — миллион объявлений в день. Каждую секунду на платформе происходило семь сделок. Самым популярным разделом стали «Товары», 70% объявлений находится там. Вторым по значимости разделом стал «Авто и автозапчасти». Но в 2022 году также виден заметный рост для «Работы», «Недвижимости», «Услуг». К концу мая дневная посещаемость «Авито» составила более 22 млн человек. Сильный бизнес, который в кризис только усилился за счет правильно расставленных ранее акцентов.

Смело можно утверждать, что в 2022 году «Авито» стал значительно сильнее, а рыночная ситуация складывалась так, что компания усиливала свою позицию на рынке. Владельцем «Авито» являлся южноафриканский Naspers, но структура холдинга была сложно устроенной, в частности, у южноафриканцев большое число европейских активов, к которым относился и «Авито», что логично. После введения санкций против России со стороны европейских компаний в Prosus вывели управление российским бизнесом в отдельную структуру, отныне «Авито» не входил в OLX Group. В Prosus также в конце мая объявили, что планируют найти покупателя на свой российский бизнес, начали этот поиск. Не углубляюсь в детали, они тут не так важны, вы с легкостью можете найти соответствующую информацию — обозначаю события, чтобы у вас был контекст.

С этого момента начинает раскручиваться цепочка событий, которую смело можно назвать борьбой за «Авито» как ресурс. В июне в Госдуму вносится законопроект, депутат Антон Горелкин предлагает ограничить для иностранных компаний владение долей в онлайн-сервисах объявлений. Поправки, предложенные господином Горелкиным, выглядели как принуждение к продаже доли «Авито», в компании обратились с открытым письмом в Госдуму в адрес главы комитета Госдумы по информационной политике Александра Хинштейна. Две цитаты из того письма «Авито», где просили отменить предложения: «вынужденное поспешное отчуждение долей» и «риск поглощения конкурентами». Успешный, работающий российский бизнес пытались поставить в условия необходимости решать вопрос продажи в кратчайшие сроки, фактически снизить до минимума стоимость и продать себя за копейки. Выигрыш от такой сделки был только для тех, кто нацелился получить бизнес «Авито», государство от этого ничего не выигрывало, впрочем, как и все остальные.

В битве за «Авито» это был только первый шаг, дальше выступил депутат Артем Кирьянов, он предложил поправки в закон «О рекламе». Госдума приняла законопроект в первом чтении, это случилось настолько моментально, что никто не успел глазом моргнуть. Законопроект стал одним из самым скандальных в 2022 году, в нем предлагалось отдать весь рынок наружной рекламы одной компании. Как водится, частной и выбираемой по не очень понятным правилам. «Авито» присоединили к законопроекту, предложили регулировать онлайн-объявления, так как они представляют угрозу национальной безопасности России!

Начало истории очень подробно описал в «Бирюльках», вы можете увидеть множество эмоций с моей стороны, так как все это действо выглядело как фарс. Участвовал с господином Кирьяновым в эфире на РБК ТВ, где не смог получить ни одного внятного ответа на вопросы, только лозунги.

Никаких обоснований необходимости поправок в закон «О рекламе» не приводилось, только неискоренимое желание сделать именно так и никак иначе. Реакция депутатов Госдумы была очень острой, многие, не стесняясь в выражениях, называли эти поправки позорными и противоречащими интересам как России, так и граждан страны.

Участвовал в круглом столе Госдумы, посвященном поправкам в закон «О рекламе», высказал все, что думаю об этой теме.

Создание частной монополии, в рамках которой одна компания получала возможность кормиться за счет чужих и успешных бизнесов, выглядело как минимум удивительно. Причем люди, которые ратовали за это, не стеснялись в своих желаниях, делали это прилюдно.

В комментариях на сайте или в нашем Telegram-канале часто натыкался на мысль: «Эльдар, хватит уже пытаться что-то сделать, ничего не получится, все решено». Я так не считал и оказался прав. Поправки в закон «О рекламе» не были приняты, и это стало победой гражданского общества, история оказалась очень токсичной, она привлекла максимальное внимание. Никто не хотел ассоциировать себя с теми, кто принимает такие поправки в законы, так как они выглядели максимально плохо.

Когда мне приводят в качестве примера множество законов и поправок в них, что были утверждены и при этом вредны, я не могу спорить — это факт. Но ровно такой же факт, что люди, приводящие эти примеры, не приложили максимальных усилий, чтобы этого не произошло, они не били в колокола. Они наблюдали за этим спустя рукава и считая, что ничего изменить нельзя. Вопрос в вашем отношении к тем или иным событиям, в том, как вы их воспринимаете.

Моя личная позиция очень проста — я стараюсь изменить мир в той области, где работаю. Я не считаю возможным делать это для всего без исключения во всех сферах бытия. Это неправильно по своей сути, времени на жизнь не останется. Но закрывать глаза на происходящее в той сфере, где ты работаешь, неверно. Должна быть ответственность за то, что ты делаешь, и за то, что зависит от тебя. Ни в коем случае не записываю то, как сложилась ситуация с «Авито», на свой счет. Тех, кто возмутился ситуацией, были тысячи, и каждый приложил усилия, чтобы плохого не произошло.

В октябре компания, которой владеет Иван Таврин (многие его помнят как генерального директора «МегаФона»), покупает «Авито» за 151 млрд рублей, сделка прошла одобрение в ФАС. В марте оценка Prosus, которая была дана для «Авито», составляла около 6.5 млрд долларов, крупнейшая площадка в России, хороший оборот. Так, в 2021 году ООО «Кех Екоммерц», владеющая «Авито», показала оборот в 42.6 млрд рублей, чистую прибыль в 14.4 млрд рублей. Кризис открыл новые возможности для «Авито», компания быстро растет, как ни крути, это лакомый кусочек. В конечном итоге бизнес «Авито» оценили в 2.5 млрд долларов, что выглядит справедливой стоимостью.

Поиски покупателя шли с начала весны, им не помешали нападки, и сделка для «Авито» сложилась удачно. Главное, что бизнес компании не был разрушен вмешательством извне, и это хороший пример того, что гражданское общество работает, усилия тысяч людей привели к правильному результату. Предложение Антона Горелкина о доле владения онлайн-досками объявлений кардинально изменилось, в третьем чтении закон теперь звучит иначе — основным владельцем классифайда теперь может выступать только российское юридическое лицо или гражданин России, к тому же не имеющий паспорта иной страны. Акцент закона сместился, теперь важно, чтобы российская компания контролировала этот бизнес. И это правильный подход, который в корне отличается от того, что предлагалось первоначально.

Весь 2022 год был богат на события, но именно борьбу вокруг «Авито» можно посчитать знаковой, в ней отражается то, как меняется наше общество. Невозможно проделывать свои дела в прямом эфире, как когда-то, возмущение в обществе слишком велико, равно как и ответная реакция. И это положительная история, она наглядно показывает, что от наших с вами голосов зависит многое. Но ничто не дается просто так, сидя на диване, ничего не изменить, нужно приложить хотя бы минимальные усилия. А за «Авито» просто рад, компания продолжает развиваться, и это российский IT-бизнес.

[email protected]
наверх