Цифровой контент: почему вы не владеете ничем и покупаете воздух

Привет.

Абсолютная свобода в получении информации, которую дают нам смартфоны, не имеет аналогов в истории человечества. Не нужно рыскать в поисках нового фильма или музыкального альбома, достаточно найти, где есть этот контент, и начать наслаждаться им. Что-то есть в подписках на стриминговые сервисы, что-то продается за отдельные деньги. Вопрос в наличии тех или иных подписок, в том, кому принадлежат эксклюзивные права на контент, который вам нужен. Времена, когда выходил новый альбом Beatles и люди выстраивались в многокилометровые очереди за пластинками в день начала продаж, закончились. Когда-то в магазин Apple, принадлежавший ливерпульской четверке, стояли огромные очереди. Магазин просуществовал недолго, меньше года, и не стал коммерчески успешным, скорее его можно охарактеризовать как провал.

Официальная историография Apple утверждает, что имя компании было придумано за считанные часы, одним из доводов было то, что Apple расположится в телефонной книге выше, чем Atari. Но что-то мне подсказывает, что Стив Джобс знал историю Beatles и их магазина. Скорее всего, просто использовали имя, придуманное до них, с добавлением в конце слова Computers.

В старые времена покупка чего-либо означала, что вы отдаете свои деньги и получаете товар, причем в его физическом представлении. Пластинка или позднее CD с музыкой, видеокассета или DVD, книга, напечатанная на бумаге, — все это физические предметы, которые теряли связь с создателем или продавцом в момент, когда вы приобретали их. Поэтому вы могли делать с ними что угодно — подарить, сложить на полку или в чулан, выкинуть на помойку. Ваша вещь и ваш выбор, что с ней делать и как.

Кажется, что в цифровой мир мы переносим слепок с мира реального и ничего не меняется. Мы ровно так же можем приобрести фильм, но вместо физической копии он появится в памяти устройства, нажатие кнопки, и вы его смотрите. Для тех, кто хочет сэкономить, есть аналог проката видеокассет, за меньшую стоимость вы арендуете кино на какое-то время, после чего оно исчезает из вашей цифровой библиотеки. Кажется, что перед нами ровно тот же самый мир, только он стал удобнее и проще, перешел в цифровую форму. К сожалению, мы слишком хорошо думаем про создателей этого цифрового мира, считаем, что они скопировали лучшее и сделали свой продукт максимально удобным для нас. Увы, это совсем не так, создатели цифрового мира заботились о своих доходах и максимальном контроле над тем, что мы делаем на своих устройствах, приложили недюжинные усилия, чтобы мы на деле не владели ничем!

Нет ни капли сомнения, что Apple и лично Стив Джобс совершили революцию в музыкальной индустрии, они создали цифровое представление музыки, сделали ее недорогой и доступной миллионам. В те времена музыкальный альбом на CD стоил в среднем от 20 долларов и выше, в iTunes можно было купить его по цене около 10 долларов. Плюс вы могли купить отдельные треки, как правило, они стоили около доллара. В реальном мире, возможно, покупались синглы, но стоили они совсем иначе в силу природы физического носителя. Многие искренне полюбили iTunes, так как музыка стала дешевле и доступнее.

Но именно в те годы в Apple заложили будущее цифровых продаж и подход к ним. В компании посчитали, что нужно максимально привязывать пользователей к своему сервису (на тот момент iTunes), а значит, хранить всю музыку в своей библиотеке, удалять ее с пользовательского устройства. Звучит как нечто удобное, не так ли? В любой момент вся ваша музыка доступна в библиотеке от Apple. Но ровно до момента, пока вы оплачиваете доступ к ней, пока вы с компанией. Этакий якорь, который не позволяет сменить компанию и куда-то уйти, ведь в этом случае вы теряете все.

В лицензионном соглашении iTunes (кто читает эти соглашения до момента, пока не возникли проблемы?) отдельно было оговорено, что компания не несет никакой ответственности ни за что. Ровно такой же подход в современных лицензионных соглашениях, пользователь лишен почти любых прав, и все, что происходит, — исключительно его риски. Мы исходим из предположения, что все должно работать и, наверное, никаких проблем не возникнет.

В 2016 году композитор Джеймс Пинкстоун (James Pinkstone) рассказал свою историю работы с iTunes и Apple Music в качестве пользователя. У Джеймса на компьютере хранилось 122 ГБ музыки, большая часть которой была написана им.

Что произошло у него и у многих других пользователей, которые просто не знают об этом и даже не догадываются о случившемся? При подписке на Apple Music в iTunes активируется поиск вашей музыки и всех локальных копий. Вы наверняка знаете или слышали из рекламы, что в Apple добавляют вашу музыку в облако, чтобы вы могли слушать ее на каком угодно устройстве и где угодно. Для этого локальные файлы кодируются в формат ААС (256 Kbps). В описании сервиса указывается, что при кодировании для iTunes оригинальные файлы остаются неизменными. И это логично, не так ли?

А вот в конце содержится фраза, которая ставит меня в тупик: песни, загруженные с помощью iTunes, не занимают места на ваших устройствах, если вы не укажете обратного. Что?

Причем любопытно, что я привел скриншот со страницы поддержки Apple, в описании сервиса до таких «мелочей» никто не опускается. Давайте узнаем, что случилось с музыкой Джеймса в iTunes.

Программа составила список файлов Джеймса, сравнила со своим каталогом в облаке. После чего все локальные копии музыки были удалены, так как они уже находились в облаке и Джеймс мог в теории загрузить их в любой момент. При наличии интернета.

Неизвестные для iTunes композиции, например, работы Джеймса, были также оцифрованы и загружены. Многие работы iTunes показались одинаковыми, софт не анализировал незначительные отличия и сократил число «дублей» до одного. То есть у композитора исчезли все варианты его произведений, остался только один, выбранный программой. Дальше – больше, редкие записи музыкальных произведений, отличающиеся от канонических и находящихся в библиотеке iTunes, также были удалены и заменены на широко распространенные варианты. Не все такие композиции заменили, но сам подход iTunes и Apple таков, что замена является нормальной операцией.

А вот дальше еще веселее. Вы имели локальную копию файлов, которые получили (в том числе купили) еще до Apple Music. В какой-то момент вы решите, что вам надоела подписка на Apple Music, и захотите от нее отказаться. Вы уже догадались? Вся ваша библиотека в облаке будет удалена, вы лишитесь всей музыки. В том числе той, что Apple присвоила своему сервису.

В службе поддержки Apple Джеймсу сказали, что все работает правильно и файлы должны удаляться на его компьютере, так все и задумано. Более того, указали, что все описано в пользовательском соглашении iTunes, вы пользуетесь программой на свой страх и риск, и только вы несете ответственность за то, что произойдет. Теоретически, она может удалить все файлы на вашем компьютере, и, по мнению Apple, это будет исключительно ваша ответственность. 

Если вы думаете, что Apple несознательно удаляет файлы пользователей и делает это по ошибке, то вы глубоко заблуждаетесь. Одним из элементов в продвижении iPod и iTunes во времена Стива Джобса стало удаление пользовательской музыки, которую люди покупали в конкурирующих сервисах. Причем делалось это без уведомления пользователей. Вы покупали музыку, загружали ее на свой компьютер, затем подключали iPod через iTunes, и он удалял эту музыку, не копируя в себя, а заодно подчищая ее с вашего компьютера. Звучит дико?

А хотите объяснение от Apple, почему компания позволяла себе эти милые шалости? Это было сделано по соображениям безопасности! В компании не могли гарантировать то, что музыка, купленная в магазинах, отличных от iTunes, не повредит устройство. А вот что об этом говорил тогдашний директор по безопасности Apple Августин Фарруджа: «Мы не должны предоставлять пользователям слишком много информации… Мы не хотим смутить пользователей». Конечно же, информация о том, что кто-то удаляет мои купленные файлы, способна меня «смутить», и очень сильно.

Подход Apple незначительно менялся, но можно считать, что он стал стандартом для индустрии. Неважно, какой контент вы продаете в цифровом виде — музыку, фильмы, книги. Главное, что вы владеете доступом к пользовательскому устройству и можете его ограничить во всем.

Лицензирование контента под конкретные страны — распространенная практика, которая приводит к очень странным последствиям. Впервые я столкнулся с этим, когда прилетел в США, предварительно загрузив в память смартфона несколько сезонов разных сериалов на Netflix. Был уверен, что на пару недель мне хватит такого количества серий. Усевшись в такси в аэропорту JFK, хотел досмотреть пятнадцать минут от серии, которую не успел посмотреть на борту самолета. С удивлением осознал, что серии нет, впрочем, как и всех загруженных фильмов, они неожиданно исчезли. Так Netflix приветствовал меня на американской земле, лицензии предполагали возможность смотреть сериалы только в России, а не где-то еще. Купленное мной право смотреть сериалы и фильмы оказалось пшиком, хотя ничего дурного я не делал. Так в Netflix сделали меня пиратом, поскольку не удосужились подумать, что люди могут путешествовать по разным странам.

В Apple TV есть нечто подобное: когда вы путешествуете и у вас есть приставка от Apple, которая «живет» в разных странах, большая часть контента доступна везде. У моего друга несколько домов по миру — Испания, Майами, Германия и, конечно же, дом в России. В каждом доме стоит Apple TV, подключен его аккаунт, и он считал, что в теории получит везде одну и ту же библиотеку, большая часть покупок происходила в России. Дети любят какие-то мультики, они изначально куплены в России. Но в других странах они просто исчезают из библиотеки сразу после перемещения в другую страну. Причем они так же исчезают и в России! При повторной покупке мультики появляются везде, главное — покупать их в той стране, где находишься, они доступны на любом языке. Эмпирически была выведена формула, что повторная покупка дает контент везде при условии, что она стоит дороже, чем в России. То есть это какая-то борьба с теми, кто хотел бы схитрить и купить контент в стране, где он стоит дешевле. Причем даже рудимент борьбы, поскольку реального способа так поступить просто нет.

Другой мой приятель, по совместительству в прошлом самый большой и любимый партнер Apple в России, столкнулся ровно с тем же, у него произвольно исчезал контент с Apple TV. После шестой покупки «Шрека» он вышел из себя и поднял на уши всех в Apple, начиная с российского офиса и заканчивая конкретными людьми в Великобритании. Все разводили руками и сетовали, что происходит какой-то сбой, в библиотеке почему-то исчезали фильмы, купленные ранее. Думаю, что тут тоже каким-то боком вмешались поездки и просмотр в других странах Apple TV с планшета. Но никакого результата получить не удалось, дело так и заглохло. Обычные люди, которые сталкиваются с подобными вещами, имеют еще меньше шансов услышать хоть какой-то ответ.

Система цифрового контента выстроена так, чтобы покупатель не имел на него никаких прав. Вы загружаете фильм в Apple TV или другом сервисе, но зачастую не можете физически загрузить его в память устройства, чтобы проиграть вне фирменного плеера и оболочки от компании. Это сделано для того, чтобы вы были привязаны к продуктам конкретной компании, и это ограничения, которые присущи нашему миру.

Давайте посмотрим на другой пример — Amazon Kindle. В 2009 году компания продала ряд книг своим пользователям, после чего выяснилось, что никаких прав на такие продажи у партнера Amazon не было. Вместо того, чтобы договориться с издателем, в Amazon просто тихо удалили все книги на пользовательских устройствах, а когда разгорелся скандал, компенсировали их стоимость. Все это происходило без участия людей, в компании самостоятельно решили, что делать, и вмешались в работу пользовательских устройств. И только публичный скандал заставил вернуть деньги. Вы продолжаете думать, что покупка книги в электронном виде — это хорошая идея?

Почти неизвестный факт, что в Amazon (также как в Google) могут изменять книги на пользовательских устройствах, не предупреждая об этом. Задумка в теории отличная — если издатель находит помарки, опечатки, то исправляет их, и книга становится лучше. На деле это позволяет включать режим цензуры, когда из книг могут удаляться те пассажи, что противоречат политике компании или государства. При этом нет нужды запрещать конкретную книгу, достаточно вымарать то, что не нравится цензорам.

В апреле 2019 года Microsoft решила выйти из бизнеса электронных книг, до этого момента в Microsoft Store можно было приобрести книги в электронном виде. У меня всегда было ощущение, что раздел книг в Microsoft добавили, не особо задумываясь, зачем он нужен и как он будет работать, просто чтобы было не хуже, чем у Apple или Google. С течением времени выяснилось, что заключать соглашения с издателями не так просто, они хотят продавать книги по высоким ценам либо иметь хороший оборот. Первое было недопустимо для Microsoft, а второе просто недостижимо. Никогда не встречал живых людей, которые пользовались бы электронными книгами от Microsoft.

В апреле было объявлено о закрытии сервиса, с начала июля Microsoft удаляет книги с устройств своих подписчиков. В отличие от альтернативных сервисов, вы не могли получить незащищенную копию книги, только с DRM-правами, что и позволяет удалить их сейчас. К чести Microsoft нужно сказать, что все потраченные деньги будут возвращены на ваш счет, например, на банковскую карту. Если вы делали какие-либо пометки, оставляли комментарии к книге, то вам вернут дополнительно 25 долларов. Не бог весть какая сумма, этакий бонус.

Для большинства людей это просто небольшая неурядица, но если кто-то работал с книгами, оставлял множество комментариев и это, например, научная работа, то проблема намного глубже. Но уверен, что таких людей крайне немного, единицы, если быть точным. Мне эта история вспомнилась в другом контексте, а именно в связи с тем, как меняется наш мир. Ведь по факту сервис от Microsoft удалил контент на устройствах пользователей, которые считали, что это их контент. Вообразить, что однажды у вас с книжной полки исчезнут ваши книги, которые вы когда-то купили, невозможно.

Самое большое заблуждение, которое мы переносим на цифровые покупки, заключается в том, что мы чем-то владеем и у нас есть какие-то права, которые мы можем отстоять перед большой корпорацией. Весь цифровой контент, что вы приобрели, не принадлежит вам, он находится в собственности компаний, и они вольны ограничивать вам доступ к нему. Более того, случаются ситуации, когда вам могут заблокировать само устройство, пока вы не согласитесь с новыми правилами.

В обычном мире мы покупаем что-то, вещь стоит у нас дома, и мы ей пользуемся. Изначально приняв условия лицензионного соглашения, те возможности, что приобрели, мы не ждем никакого подвоха. В Nintendo выпустили в 2012 году приставку Wii U, через пару лет решили поменять пользовательское соглашение. Вместе с обновлением софта необходимо было принять новое соглашение, избежать этого было невозможно. То есть приставка вошла в замкнутый цикл, пока пользователь не соглашался с новыми лицензионными условиями, она не давала доступа к уже купленным играм, не позволяла зайти ни в один раздел. Уже купленная вещь вдруг стала бесполезной, пользователь не имел никакого выбора, ведь не согласись он на новые, де-факто навязанные правила, он потерял бы все, что купил до того.

Армии юристов работают над тем, чтобы защитить корпорации от всех возможных претензий со стороны тех, кто неожиданно узнает, что у пользователя не очень много прав. Покупка современной электроники — это не приобретение законченной вещи, которая останется неизменной, производитель может блокировать многие характеристики, убирать важные приложения и возможности. С контентом ровно та же ситуация, тут нет никаких исключений. Когда вы покупаете цифровой контент, считайте, что вы взяли его в долгосрочную аренду, тогда не будет разочарований. Нельзя обладать чем-то, что вы не можете контролировать, тем, чем вы не распоряжаетесь. Когда вы говорите, что купили фильм в стриминговом сервисе и в любой момент можете его посмотреть, вы заблуждаетесь. Что-то случится, изменится лицензия компании, и вы останетесь ни с чем. У вас нет возможности даже сделать копию своей покупки, перенести на другое устройство сам файл. Так какая же это покупка?

В App Store с приложениями та же история, они вам не принадлежат.

После того, как этот трюк прошел с контентом, производители стали его распространять и на сами устройства, сегодня работа вашего смартфона или компьютера так или иначе контролируется производителем. И от него зависит, что именно будет в памяти вашего устройства, а чего там не будет. Пока производители не злоупотребляют своими возможностями, рынок сотрясают редкие скандалы. Но удавка на шее пользователя медленно затягивается, контроль становится все более тщательным. Нам нужно быть реалистами и понимать это. Ваше устройство только частично ваше. С каждым годом процент «вашести» тает.

[email protected]
наверх