Привет.
Постоянно слышу со всех сторон, что российский рынок электроники растет, сам неоднократно говорил об этом. Вопрос только в том, как оценивать рост рынка и какое упражнение нужно проделать, чтобы добиться адекватной оценки, а не попасть пальцем в небо. Оценки 2023 года более-менее сходны в отношении смартфонов, рынок составил 32.5 млн устройств. Сюда не входит вторичный рынок, не учитывается трансграничная торговля, но все эти дополнительные каналы составляют каплю в море, совокупно не добирают даже одного процента от общих продаж.
Но давайте проделаем проверочное упражнение, чтобы понять, каким на самом деле является розничный рынок смартфонов в России, ведь он отличается от поставок в канал, которые считает большинство исследовательских компаний (в GfK, напротив, считают как раз розничные продажи, а не продажи в канал). Как можно проверить это число? Только одним путем — посмотреть число активаций смартфонов в России за календарный год. Не буду останавливаться на сложностях подсчета в деталях, и это не только доступ к данным операторов, а скорее необходимость правильного учета IMEI-номеров для устройств с двумя SIM-картами (они не всегда парные, не всегда выдаются верно и так далее). Необходимость вычесть из общей массы LTE-планшеты, которые порой подмешиваются в статистику и искажают ее. Представим, что вся эта работа случилась по мановению волшебной палочки и мы получили более-менее точное число активаций новых устройств. То есть их IMEI-номера до того в России никогда не были доступны. И вот тут наступит момент, когда нужно будет судорожно искать ошибку в методологии, потерянные устройства, ведь число активаций составит около 29 млн штук. Куда мы могли потерять 3.5 млн смартфонов, которые растворились внутри России? Нравится загадка? Попробуем вместе объяснить ее происхождение.
В России появилось множество людей, которые занимаются перепродажей товаров — покупают дешево, продают дороже. Они ищут скидки, выгодные предложения, выкупают товары и готовы потерпеть в поисках покупателя, не стремятся перепродать товары быстро. Как правило, они размещают свои объявления в социальных сетях, в классифайдах, на том же «Авито». Может показаться, что число тех, кто занимается подобной торговлей, незначительно, но в совокупности за год они продают около полумиллиона смартфонов в России. Как правило, ориентируются на ходовые модели флагманов, стремятся получить максимальную выгоду. Оборачиваемость товара составляет больше месяца, что отличается от обычной розницы или онлайн-магазинов. Покупают на том же «МегаМаркете» со скидками, затем отправляются торговать на «Авито».
В течение 2023 года мы смотрели за числом частных объявлений о флагманах на «Авито», выявилась прямая корреляция с распродажами на «МегаМаркете» и в меньшей степени на других площадках. Появляются низкие цены, и тут же идет выкуп и продажа по большей стоимости, которая в итоге оказывается чуточку ниже предложений на сером рынке. Так торгуют далеко не всеми товарами, а только гарантированно продаваемыми (те же устройства Apple к ним не относятся, их слишком много, цены можно найти очень разные).
Даже обнаружив полмиллиона смартфонов, мы пока не знаем, куда делось еще три миллиона штук, которые не показываются в активациях в России. Их вывозят куда-то за рубеж? Такая гипотеза справедлива, но в таможенных документах найти подтверждение не получается. Чтобы подтвердить или опровергнуть, обратился к двум компаниям, которые занимают более 10% российского рынка каждая (в штучном выражении). Посмотрели активации поставленных моделей вне России, их оказалось ничтожно мало. Конечно, можно списать на сами бренды, что они не так популярны на внешних рынках, но думаю, что дело все-таки в ином.
Для региональных магазинов и компаний выгоднее покупать те же смартфоны и целый ряд позиций электроники не в оптовом канале, а на онлайн-площадках, когда они финансируют распродажи, цены оказываются ниже, чем у оптовых поставщиков. Доходит до смешного, иногда сами производители выкупают свои товары, так как поставки из Китая обходятся на десятки процентов дороже.
С одним из брендов, продающих смартфоны, мы решили посмотреть на происходящее в цифрах. Взяли в качестве точки отсчета продажи на «МегаМаркете», когда розничная цена была ниже оптовой. Производитель не увидел активации половины проданных смартфонов в течение месяца! То есть это явно канал, который начинает работать не как розничный, а как оптовый. Учитывая, что ни копейки денег в субсидии продаж не было вложено, стоит ли воспринимать это как успех? Многим именно так и кажется, на деле это вовсе не так.
Что происходит с купленными телефонами? Их ставят в рознице небольшие игроки, причем чем дольше они стоят на полках, тем быстрее продавцы снижают на них цены. То есть формально транслируют низкие цены, которых нет у производителя, и ломают для последнего рынок. Если бы ситуация с распродажами по низким ценам была единичной, не повторялась, то продолженного эффекта от этого не было бы, но так как все ровно наоборот, мы видим влияние на цены производителя — ему приходится считаться с этим явлением и даже корректировать свои цены вниз для региональных партнеров. Последние справедливо выкручивают руки, заявляя, что им выгоднее покупать в розницу, чем брать устройства в оптовом канале. При этом нужно понимать, что в розницу по бросовым ценам можно выкупить небольшие объемы товара, надежных поставок тут ждать точно не стоит. Но все равно наличие таких цен влияет на политику продвижения со стороны как производителя, так и оптовиков. И ничего хорошего в этом нет, так как подобные предложения ломают рынок.
Многие производители даже не понимают, что у них есть дополнительная емкость канала, заполненная их устройствами по низким ценам. В расчет этот момент просто не принимается (а это те самые 3.5 млн устройств за год для всех компаний). И их влияние значительно, так как рост рынка не такой крутой, каким кажется из данных отчетов, повторные продажи слишком заметны и превратились в своего рода уникальное явление (в Европе такого нет, а вот в Китае сплошь и рядом). И неправильное планирование может приводить к переоценке емкости каналов, что, в свою очередь, вынуждает поставлять больше товара, чем нужно рынку. И в отсутствие дефицита еще больше его дисконтировать, что мы видим на примере нескольких китайских производителей, причем в совершенно разных областях.
Российский рынок чувствует себя отлично, продажи растут. У меня тут нет никаких сомнений. Но чтобы понимать точные цифры роста, необходимо учитывать региональных игроков, которые освоили покупки в нетрадиционном канале, в розницу берут товар для своих продаж (прибавим сюда классических торговцев, освоивших «Авито» и другие площадки). Успехи того же «Авито», о которых площадка постоянно сообщает, напрямую зависят от наличия дешевого товара, который кто-то субсидирует ради роста оборота, доли рынка.
Чтобы понимать размер рынка того же «МегаМаркета» по смартфонам, достаточно сказать, что в январе 2023 года площадка в месяц продавала 125 тысяч смартфонов. Сегодня еженедельные продажи составляют 65-75 тысяч устройств (при емкости рынка в 550-600 тысяч смартфонов в неделю). И из этого количества заметная часть уходит к тем, кто
повторно их продает. Это стало значительным фактором для рынка, его нельзя игнорировать в своих расчетах.
Пусть будет число сделок 100. Из них 90 реально проданных. 50 за полную стоимость и 40 с дисконтом.
Что лучше для производителя, продать 90 со скидкой или 50 по максимуму?
Учитывая что цены товара для Америки Европы России и Китая разные.
Обычная практика, если нужно "залить" рынок во все каналы. Точно уже давно используется при продажах крупной известной марки кондитерских изделий.
И не надо писать глупости, что самому производителю это не выгодно. Он об этом прекрасно знает и в схеме участвует. И он легко может повлиять на то, чтобы (если нужно) в мегамаркет или в любой другой канал товар больше не отгружался в крупных оптовых партиях.
Когда у мужика менявшего на базаре рубли на полтинники спросили как идет бизнес, он ответил — прибыль еще не считал, но оборот колоссальный…
Другой вопрос что сбер может себе это позволить…
мимoпроходил, Особенно если учесть что СБЕР принадлежит Фонду национального благосостояния и поскольку денег (ликвидности) в фонде осталось немного, скорее всего рассматриваются сценарии продажи акций. А значит нужны обороты.
Я все-таки не понял цепочку поставок.
Есть китайский производитель который импортирует товар через свое дочернее предприятие в РФ, потом отгружает дилерам и они выставляют на ММ, ММ субсидирует продажи, а производитель обратно выкупает? Странная схема. Получается что тогда сам ММ фактически решает кому назначить скидку а кому нет.
Либо другая схема:
Есть российская компания, которая переводит Юани в оплату телефонов своему партнеру в Китай, который закупает их у производителя, оставляя часть юаней себе. Российская компания размещает на ММ и сама субсидирует продажи используя средства из других источников, так как цель операции — Юани в китае на счету партнера. Такая сложная схема вывода капитала нужна потому, что только платежи за потребительскую электронику легко принимают китайские банки. По остальным операциям они боятся вторичных санкций.
Deodorant, Вообще могут быть теоретически проблемы, когда впихиваешь в канал по 50уе, а новые партии хочется впихнуть по 70уе, а они не впихиваются.
Поэтому у того же Самсунг или Эппл лучше всего продаются прошлые модели 😉
Ибо что такое телефон — кусочек пластика и микросхем, в которых самое ценное — это вложенная разработка, а на этом уже все заработали на родине.
И да, цены для Китая и остальных разные, наверное поэтому тот же BBK вводил блокировку телефонов для Китая за рубежом.
Но пока что негативные моменты видимо оказались больше, чем позитивные (внезапно).
В общем эти телефоны просто лежат на полках?
Магазинов, в квартирах, про запас?
И как это в Европе нет вторичных продаж, у них ебэй есть, там много телефонов продается.
последняя строка в тексте зачем-то отформатирована как отдельный абзац
у нас вообще в стране специфическое отношение к статистике. мне кажется, это тяжелое наследие СССР, когда первичные данные искажались на каждом уровне, чтобы перед вышестоящим начальством выглядеть успешными. в результате в открытом доступе была только недостоверная статистика, прикрытая лицемерной заботой о национальной безопасности. СССР давно мертв, а привычка искажать данные осталась.
Филипп Мастяев, привычка искажать данные есть вообще у всех без исключения — СССР тут не при чем. На запада они точно также искажаются при недостаточном уровне стороннего контроля.
Константин, у нас просто нет этого самого стороннего контроля
Филипп Мастяев, так он мало где есть. акционерные общества еще пытаются как-то аудитить, да и то умудряются искажать данные
Филипп Мастяев, Контроль есть, но одно дело контролировать, а другое дело публиковать данные объективного контроля.
Denis Sokolov, У сбера чистая прибыль за 2023 г. — 1,5 триллиона. Половина идет на дивиденды, остальное на развитие. Т.е. на развитие (куда входит и наращивание бюджетов мегамаркета остается 750 миллиардов). Рекламный бюджеты мегамаркета — насколько я помню в 2022 г. оценивались в миллиард в год. В 2023г. ну допустим 2 миллиарда. Это слону дробина, сбер этого даже не замечает и может продолжать заливать рынок баблом еще очень долго, если ему хочется. Про продажу акций сбера из ФНБ — очень большие сомнения.
Александр Заславский, У меня тоже сомнения, но бОльшая часть ликвидной части фнб уже потрачена. Оставшейся хватит на этот год, а потом только акции.
Denis Sokolov, Откуда инфа про большую часть ликвидной части фнб ? Интересно, просто, на чём основывается эта инфа ? Спасибо.
Denis Sokolov, Поделитесь документами, ссылками. Спасибо.
мимoпроходил, Тоже не понимаю — вот есть Сбер, он ПАО, акции публично торгуются. Какая связь с ФНБ? учитывая что у Сбера нет проблем с ликвидностью.
В праздники было выгодно, сейчас не так,нужно больше заморачиваться ради небольшой суммы, последние варианты выгоды были часы,смарты всегда риски,но я не занимаюсь этим профессионально,лениво
frontovik, Сайт минфина minfin.gov.ru/ru/statistics/fonds
На Март ликвидная часть ФНБ 4,7 трлн руб. В акциях ( в основном СБЕР) 7,5 трлн. Год назад ликвидная часть была 6 млрд, а акции оценивали 5 млрд. ФНБ купил большой пакет акций СБЕРА у государства в 2020 г.
Михаил Хусаинов, 50%+1 акция СБЕРА принадлежит Фонду национального благосостояния. Продажа акций была гениальным ходом. Теперь размер ФНБ определяется в основном за счет переоценки стоимости акций СБЕРА. Правда продать их по этой цене нельзя.
frontovik, Да, сразу напишу, что за 2023 изъятия из ФНБ составили 3,5 трлн
frontovik, Сайт минфина ru/statistics/fonds
На Март ликвидная часть ФНБ 4,7 трлн руб. В акциях ( в основном СБЕР) 7,5 трлн. Год назад ликвидная часть была 6 млрд, а акции оценивали 5 млрд. ФНБ купил большой пакет акций СБЕРА у государства в 2020 г.
Филипп Мастяев, Как человек, который занимается 30 лет аналитикой и работает со статистикой каждый день, скажу, что наоборот, в СССР статистика была адекватна устройству общества, она была недоступна для публики, но отражала реальность (для этого не обязательно быть абсолютно точной). Но в РФ существуют параллельно 2 системы статистики: советская (по наследию) и подобие международной для сравнения. В последние 10 лет качество обеих систем сильно ухудшилось, а за последние 2 года большая часть данных вообще закрыта. Самые хорошие данные сейчас дает ЦБ.
Константин, Как вы представляете себе искажение данных "на западе"? Хотя бы примерно? Байден звонит в Мировой банк и просит поlрутить объем промпроизводства в Алабаме и PMI в аризоне?
Denis Sokolov, Спасибо большое ))
Denis Sokolov, Понял, то есть продать можно по рыночной цене, но небольшой объем. Вот это вопрос кстати, Сбер же платит неплохие дивы, и их получает ФНБ, и миноритарии — их то и надо как-то отрезать от потока.
Филипп Мастяев, Акционерам говорят, что мы мол продали столько-то товара. Или подключили столько-то абонентов. И понеслось — куда грузили, в розницу или в канал? Сколько вернется, если допустимо условиями контракта и будет списано. Сколько брака по плану/ по факту. В какие периоды отчетности включить, чтобы улучшить показатели. Маркетинговые компании и т.д. Там ну просто столько способов подкручивания показателей для роста капитализации конторы, что Союз в углу скромно плачет.
Denis Sokolov, Ну не Байден, например, а само руководство Алабамы таких сказок в уши инвесторов и кредиторов нальет для привлечения финансирования, что мам не горюй.
Константин, У вас своеобразное представление об экономике и управлении. Понимаю, что мой совет не прошен, но вот такие безапелляционные высказывания о вещах, которых вы не понимаете совсем наносят огромный ущерб репутации.
Михаил Хусаинов, Да, вы совершенно правы, но если продать немного в рынок, то государство потеряет контрольный пакет. А если продать тому же государству, то денег от этого больше не станет. Дивы действительно идут на пополнение ФНБ, но во первых они невеликие — 11% в рублях чуть выше инфляции, а во вторых их надо дождаться еще, да их к тому же может не быть с такими субсидиями 🙂
Не удивлюсь, если окажется, что большая часть этих покупок с чудоскидками на сбербанкамаркетах были сделаны доморощенными авито-бизнесменами в кредит, а сам банк на процентах ещё и в плюс вышел))))
Ну не было бы Мегамаркета с его скидками, было бы в разы меньше продаж. Сбер не обеднеет — это факт с его триллионами прибыли. Не ясно, что пытается доказать автор — жалко чужих денег? Или сбер с его 80% рынка кредитов в стране отощает — очень смешно
Denis Sokolov, если дадут 30р с акции — уже неслабая сумма будет)
Deodorant, Из очевидного: ошибки планирования рынка. Можно знатно сесть в оверсток либо не выполнить планы, сформированные на основании нелинейного мало предсказуемого селл-аута. Все эти бонусы-скидки-промокоды в любой момент прекращаются, а план по селл-ину в страну у вендора останется. Папапапапам
Михаил Хусаинов, Нет, если акция стоит, скажем 3000 рублей, то с дивидендами 30 р вы за год теряете 270 р.
Denis Sokolov, Сейчас Сбер 300 с небольшим, при диве в 30 — и с учетом того что тело самой акции тоже растет — в целом вполне себе инструмент. А для государства — это еще и возможность не просто печатать, а через успешно работающие проекты так контролировать инфляцию. Все имхо, не экономист ни разу)
У любого серовоза смартфоны дешевле выходят. Это не безумные скидки это старый добрый способ продажи с онлайн площадок — завышение цены и завлекалово скидкой.
Михаил Хусаинов, В целом логика верна, но дьявол в деталях. ФНБ покупал примерно по 200 в 2000 г. Это в сегодняшних ценах около 260. Котировки на конец 2023 270. Итого за 3 года на росте ФНБ заработал 9 рублей 1% в год. Дивы за период владения составили в сегодняшних рублях 50 р. из которых 25 дивы этого года. Итого дивидендная доходность составила 4,5% годовых, а общая чуть больше 5%. Терпимо, но не так чтобы супер, ниже чем у государственных облигаций. Что касается печатания денег, то именно продажа акций и была печатанием — ЦБ получил ликвидность для банковской системы.
Филипп Мастяев, У меня просто реалистичное представление об экономике и управлении, потому что я в этой сфере работаю. И про то как замалчиваются риски, специфично подаются показатели прекрасно знаю. На западе тоже самое — ну про ипотечный кризис почитайте, например — чего они наворотили и как это получилось. По поводу безапелляционных. Ну вот по конкретике: Первоначальные отчеты о занятости в США завышены на 439 000 рабочих мест в 2023 году. Ну надо же…
Deodorant, Конечно ошибки планирования. Или не ошибки, лучше продаются ведь предыдущие серии, с дисконтом.
Лояльная аудитория выкупает свежие модели по полной стоимости, а остальные колеблющиеся и нищие со скидкой или прошлогодние. Сколько возьмут.
Нормальная стратегия продаж. Мало ли кому чего хочется. Ведь тоже Apple не прекращает выпуск прошлогодних моделей, значит это ему выгодно. Продать столько, сколько влезет.