Российский мессенджер MAX, первая независимая статистика

Привет.

Одной из самых горячих тем последних дней стал российский мессенджер MAX, созданный в VK и принятый правительством России как основа для развития цифровой платформы. Часто мессенджер MAX называют суверенным, полностью отечественным и заменяющим тот же Telegram. Метящим стать как минимум аналогом WeChat, то есть приложением, интегрирующим не только быстрые сообщения для общения, но и те же «Госуслуги». Мне не до конца понятно, зачем нужны «Госуслуги» в мессенджере, если у нас есть сайт и приложение, в которых получать информацию, заказывать справки или делать что-то иное проще и понятнее. Но для отечественного мессенджера пытаются придумать множество применений, сулят золотые горы. Многие искренне считают, что мессенджер появился только-только, хотя вышел он несколько месяцев назад, просто сейчас к нему приковано всеобщее внимание.

Статистики как таковой почти нет, на днях в Минцифры заявили о том, что у MAX в России два миллиона пользователей. Например, я один из тех людей, что поставили наш мессенджер, но никак им не пользуюсь. Наверняка я вхожу в эту статистику, но насколько много пользователей приходит в мессенджер и остается в нем?

Вопрос вовсе не праздный, так как мы видим агрессивную маркетинговую кампанию, в которой используют звезд разной величины, а также безвестных людей. Для молодежи реклама выглядит несколько надуманной, обычный сценарий — некто звонит из лифта, с парковки, что выглядит удивительным, ведь MAX позволяет это делать. Никакого ноу-хау нет, так как позвонить при наличии мобильного интернета можно из любого приложения, но для рекламы MAX выбрали именно такой посыл. Меня тут немного смущает то, что исключительно российский мессенджер все еще мессенджер и к тому же называется на английский манер — MAX, правильнее было бы переименовать его в «Макс». Явная недоработка с точки зрения концепции и русского языка, если уж создаем свое, то давайте и имена давать русские, а не использовать англицизмы. Но это я так, ворчу по-стариковски.

У любого продукта есть кривая развития, как правило, второго шанса понравиться людям не бывает. Нужно убедить пользователей, что им нужен наш мессенджер и он не уступает тому же Telegram. От популярности мессенджера зависит его будущее, то, насколько быстро он будет развиваться, удерживать аудиторию, получать новые возможности. Все упирается в число пользователей, и если отталкиваться от заявленных двух миллионов, то это более чем весомый результат за короткий срок. С другой стороны, ни один продукт не получал такой поддержки, не обсуждался на федеральных каналах нон-стоп, а агрессивное продвижение не привлекало такого внимания.

В t2 первыми решили посмотреть, как выглядит статистика вокруг российского мессенджера, и посчитали трафик на него. По данным оператора, с 4 по 20 июня рост аудитории мессенджера MAX оказался десятикратным. В пресс-релизе оператор дает более детальную разбивку, процитирую его:

«Первый значимый прирост аудитории в MAX пришелся на период с 4 на 5 июня – количество пользователей увеличилось в 5 раз за сутки. Этот пик совпал с докладом Минцифры о работе над многофункциональной цифровой платформой. С 5 по 10 июня интерес к сервису оставался стабильно высоким, 75% новой аудитории, которая присоединилась к сервису на момент 5 июня, продолжила пользоватьcя мессенджером. Суточное количество клиентов, заходивших в MAX, в 2-3 раза превышало показатели мая.

11 июня стал новым пиком: после новостей о принятии закона о создании национального мессенджера с интеграцией государственных, платежных и коммерческих сервисов, количество уникальных пользователей выросло в 16 раз относительно майских значений.

С 12 по 14 июня суточный трафик стабилизировался, 52% пользователей, которые присоединились 11 июня, продолжили заходить в мессенджер. Еще один пик интереса пришелся на 30 июня, когда компания выпустила пресс-релиз о достижении одного миллиона зарегистрированных пользователей. Сейчас количество пользователей MAX в 10 раз превышает майские значения, что говорит о том, что значительная часть новой аудитории осталась с сервисом».

В ВК смогли использовать новости и продвинуть свой продукт за счет действий государства, возникшего интереса к отечественному продукту. Цифры говорят о том, что это успешный старт и люди в мессенджере появляются. Могу подтвердить статистику t2 тем, что у меня в ленте постоянно всплывали знакомые имена, те, кто зарегистрировался в мессенджере.

В данный момент у меня уже порядка двух сотен контактов в MAX, это люди из моей записной книжки (всего у меня около 2500 имен, так что такой процент — уже очень неплохой показатель). Другое дело, что мне в MAX пока никто не пишет, исключение — пара сотрудников ВК, Минцифры и одной государственной газеты. И то можно сказать, что это не переписка как таковая, а реплики в ответ на мои публичные комментарии. Тем не менее, если абстрагироваться от этого момента и даже посмотреть на загрузки, установки MAX, то они для нового продукта отличные (вспоминая предыдущий вариант мессенджера от ВК, мы можем сказать, что они не идут ни в какое сравнение).

Целый ряд банков уже заявили о том, что планируют присутствовать в MAX, предлагать своим клиентам интеграцию привычного банковского кабинета для управления деньгами и услугами. Это в теории показывает веру в надежность мессенджера, защищенность данных пользователей. Но те же банки не так важны, как то, что пользователи рано или поздно начнут общаться между собой, а для этого нужна критическая масса. Главный вопрос — какой именно является критическая масса, чтобы люди пошли в MAX? Пять миллионов активных пользователей? Быть может, десять миллионов регистраций? Непонятно, и ответа на этот вопрос у меня нет.

Но если смотреть на бизнес, то он дает огромный кредит доверия MAX, считает, что проект станет национальным, собственно, правительство России уже утвердило его в таком качестве. И это не только банки, тот же t2 для своих абонентов обнуляет весь трафик на MAX, де-факто делает его бесплатным (в данный момент это такие тарифы, как «Мой онлайн», «Мой онлайн+», «Везде онлайн», Black, Premium и ряд других). Подобная поддержка также будет подталкивать людей проявить интерес к MAX, ничем подобным не мог похвастаться ни один мессенджер в прошлом. Тот же Telegram не получал такого толчка на первом этапе, он развивался иначе.

Независимая статистика показывает интерес внутри России, но тут нужно задать еще один немаловажный вопрос: а есть ли перспективы у мессенджера, который считается национальной цифровой платформой вне России, готовы ли его ставить в других странах? На данный момент число таких установок минимально, основные установки мессенджера — внутри страны. И, значит, его популярность напрямую зависит от продвижения здесь и сейчас.

Как точку отсчета и наилучший пример российского приложения можно взять «Госуслуги». За пятнадцать лет существования рост числа пользователей не был взрывным, он был постепенным, но неуклонным. В MAX мы видим другой пример — тут взрывной рост, органика должна идти вслед за ним, когда пришедшие в мессенджер начинают в нем общаться.

Даже на примере аудитории нашего сайта видно, что продвижение MAX успешно, в голосовании примерно четверть людей отметили, что установили мессенджер, найти голосование можно здесь.

И тут мы снова возвращаемся к вопросу, смогут ли разработчики нашего мессенджера удержать так быстро набранную аудиторию, ведь следующий этап — это конвертация установок приложения в активных его пользователей, когда люди действительно пишут друг другу ежедневно и общаются. Каковы ваши мысли об этом? Удастся ли такая конвертация? Что нужно для нее сделать, чтобы конкретно вы начали общаться в MAX?

eldar@mobile-review.com
наверх