Привет.
Перед вами завершающий материал из серии рассказов про радиолабораторию «МегаФона», тут мы говорим о старении смартфонов с точки зрения радиочасти, миф это или реальность, о том, как могут различаться китайские смартфоны и их аналоги, продаваемые в России, какие неочевидные вещи тестируют в лаборатории. Мой собеседник — руководитель лаборатории Александр Джакония.
Э.М. Как на практике обычный человек может отличить смартфон или телефон с плохой радиочастью от того, который работает хорошо? Есть ли способ сделать это просто?
А.Д. Если объяснять совсем просто, то устройство будет греться. И это плохо. Возможно, вы не знаете новую модель, но у вас всегда есть возможность сравнить с тем, что у вас уже было. У нас в лаборатории были на тестах устройства, которые грелись настолько, что их невозможно было взять в руку, они обжигали. Словно ты берешь горячую чашку с чаем.
Не стоит покупать устройства неизвестных производителей, особенно это касается смартфонов, которые собраны неизвестно кем и неизвестно в какой подворотне. Стоят такие устройства копейки, перепроданы в Китае тридцать раз, и что там внутри, никому не известно. Этого точно не стоит делать.
Э.М. А ваша лаборатория занимается измерением уровня SAR, излучения телефонов?
А.Д. Нет, мы не занимаемся сертификацией устройств, у нас операторская лаборатория, поэтому это не наша область.
Э.М. Давайте поговорим про сертификацию устройств в России, многие небольшие производители пытаются сказать, что если они прошли сертификацию, то их устройства идеальны. Но из моего опыта следует, что это совсем не так, расскажете об этом?
А.Д. Пересечение с нашими тестами и сертификацией не очень большое. Что говорит сертификация? Например, она подтверждает работоспособность устройства в таком-то диапазоне, устройство работает в band 7 в LTE. Мы же проверяем, какую скорость выдает устройство в том же band 7, как переключается на другие базовые станции и многое другое.
Поэтому, когда к нам в лабораторию попадают устройства, мы совсем не обращаем внимания на то, какой у них статус с точки зрения сертификации, прошли они эту процедуру или нет. Для нас это не играет никакой роли. Мы тестируем устройство на работоспособность в сети оператора.
Э.М. Насколько строго вы подходите к тестированию устройств? Что считается важным, а на что можно закрыть глаза?
А.Д. За все тринадцать лет ни одно устройство с первого раза не было идеальным. Все время что-то находим, возможно, это минорные проблемы. Незначительные проблемы мы оставляем на совести производителя, указываем на них и рассчитываем, что он исправит их в следующих релизах софта. Но если мы видим, например, неработоспособность в агрегации несущих частот, то для нас как оператора это серьезная проблема и блокирующий фактор для попадания такого устройства на полки наших магазинов. С такой проблемой устройство на рынок не выйдет.
Э.М. А возможна ли ситуация, когда вы сделали с производителем прошивку для китайского смартфона, затем человек покупает аналогичную модель в Китае, ставит как-то эту прошивку и считает, что он обманул систему, сэкономил деньги и получил хороший результат. Каким является результат на самом деле?
А.Д. Сложный вопрос, на который невозможно дать однозначный ответ. Результат может быть любым, так как это зависит от модели, от комплектующих, от того, на какой рынок она ориентирована, какие антенны стоят в китайской модели. Смартфон — очень сложное устройство, одно из самых сложных в потребительской электронике. Более того, современные устройства адаптируются не только к конкретной сети, но и к модели потребления, а также использования. Вы встаете утром, и вам важен прогноз погоды, а для кого-то это не играет роли. Смартфон должен научиться предугадывать ваши желания, и сложность устройств из-за этого растет постоянно. И это тема, которая намного шире, чем адаптация радиочасти под конкретного оператора. Адаптация смартфона под конкретный рынок — это большая работа, этим обычно занимаются крупные производители, которые осознали необходимость таких настроек.
Э.М. Есть что-то неочевидное в том, что вы тестируете. Можете навскидку рассказать о проблемах, остающихся вне поля нашего зрения?
А.Д. Обычно качество сети оценивают по скорости передачи данных. Хотя достичь правильных показателей скорости мы рано или поздно сможем, у нас большой опыт в этом. Тут есть другие подводные камни, особенно при переключении устройства между разными поколениями, 3G, 4G или 5G. Вот смотрите, у нас есть пилотные зоны 5G, в них смартфон может зарегистрироваться и использовать их. Вы купили флагман с поддержкой 5G, он стоит больше ста тысяч рублей, отличный аппарат. Попадаете в пилотную зону 5G, пробуете другие скорости передачи данных. А потом выходите из зоны действия 5G, и ваш телефон лишается передачи данных вовсе, его нужно перезагрузить. Качество перехода устройства между технологиями — не менее важная история, чем скорость, переключение между базовыми станциями и так далее.
При переходе из 4G в 3G, если происходит переподключение устройства, для сети это плохо, возрастает сигнальная нагрузка. И это тоже важно. С появлением новых технологий, ростом взаимосвязи между ними количество тестов увеличивается в геометрической прогрессии.
Э.М. Пилотные зоны 5G — это, конечно, хорошо, но, может, не стоит тратить время на тестирование этой технологии? Что вы хотите получить на выходе?
А.Д. Мы хотим, чтобы при появлении у нас коммерческой сети 5G наши устройства сразу, с первого дня хорошо работали на этой сети. Приведу такой пример из истории. К нам когда-то приехал первый LTE-модем, мы доводили его до ума, чтобы он заработал в сети. История на практике философская. Производители оборудования говорят: мы сделаем все что нужно, но сейчас же нет сети, давайте не тратить время. А операторы говорят: зачем строить, если у вас нет устройств, которые работают правильно? Мы помогаем разорвать этот порочный круг. К моменту, когда у нас будет большая, коммерческая сеть 5G «МегаФон», все устройства с поддержкой 5G, которые уже есть на рынке, а их много, будут протестированы и настроены так, чтобы работать в нашей сети правильно.
Э.М. Существует ли старение смартфонов с точки зрения радиочасти? Сегодня многие покупают смартфоны на длительный срок, например, пользуются ими четыре-пять лет. За это время LTE-сети сильно не изменились, почувствует ли человек ухудшение связи или она останется той же для него?
А.Д. С точки зрения сети со смартфоном ничего не происходит, он никак не меняется за эти годы. Все, что в нем было, остается ровно таким же. Но если падает скорость передачи данных, то одной из причин может быть износ аккумулятора, он просто уменьшает энергопотребление компонентов, ограничивает мощность передатчика и так далее. Кажется, что это износ не конкретного компонента, а устройства в целом.
Может быть так, что не хватает памяти для того, чтобы скачать какой-то фильм. Но с точки зрения сети все ровно так же. Я очень скептически отношусь к теории заговора, что производители с течением времени специально ухудшают характеристики устройств. Мы этого в радиочасти тех же смартфонов не видим, они работают как и в первый день, отличий нет.
Можно объяснить это с экономической точки зрения. На Android прошивки выходят примерно три года, каждая прошивка стоит денег для производителя. То есть чтобы что-то “поломать”, нужно выпустить прошивку. Зачастую овчинка не стоит выделки, так как никто не гарантирует, что потом выберут снова ваш продукт, а не купят что-то иное.
Э.М. Вы работаете только в лаборатории, на реальной сети ничего не смотрите?
А.Д. После всех испытаний в лаборатории мы выезжаем в поля, чтобы понять, как устройство работает на реальной сети, это наилучшая возможность проверить качество нашей работы. Тут все наглядно, как работало устройство до того, как попало к нам, и как оно стало работать. В том числе факультативно смотрим на других операторов, чтобы понимать, какое место мы занимаем среди них.
Э.М. Хорошо, а что у лаборатории в планах, что вы будете делать дальше?
А.Д. Не открою секрета, если скажу, что мы сейчас строимся, весной переезжаем в новое помещение на Васильевском острове. Это будут три новых экранированных помещения, отдельная серверная с радиотранспортом, ядро сети находится в ЦОДе «МегаФон». Там мы планируем добавить большие возможности для тестов 5G, в том числе миллиметрового диапазона. Упор в новом месте делаем на лучшее экранирование помещений.
Э.М. Финальный вопрос. Если помечтать, то что хочется сделать в лаборатории?
А.Д. У меня есть такая мечта. Хочу безэховую большую камеру, обвешанную разными антеннами по всей внутренней поверхности, с мощным измерительным комплексом. Чтобы он мог измерять в реальном времени все, что касается излучения. Качество антенн мы можем измерять по косвенным признакам, но не всегда можем точно назвать причину проблем, и их приходится искать более тщательно. С таким комплексом мы сможем видеть проблемы в деталях.
Э.М. Большое спасибо, Александр, с наступающим Новым годом!
А.Д. Взаимно, хочу, пользуясь случаем, поздравить с Новым годом всех. Надеюсь, что связь будет всегда вас радовать качеством.
Это точно 3G на 900мГц (у нас только такое) берёт во всей стандартной панельной квартире, а 4G с частотой 2500+ мГц не далее полутора метров от окна. Ну если у кого-то дворцы из стекла, там конечно все получше будет.
У МТС есть ViLTE. Почему у МегаФона нет?
Потому что мегафону жалко денег на развитие своих сетей как и в билайне.Там у руля сидят люди которые разрушают компанию из внутри.
Потому что нахер он не нужен. Кто в здравом уме будет звонить по видео через оператора, когда есть айфоны/WA/Telegram?!