Ваша SIM-карта как второй паспорт. О будущем SIM-карт в России

Привет.

За несколько дней устал повторять свою позицию относительно проверки паспортных данных для SIM-карт, выправления информации на стороне операторов. Поймал себя на мысли, что чем больше мне задают вопросов под разными углами, тем лучше видно непонимание того, зачем это делается и как развивается наш рынок. В детальном интервью для “Первого” за кадром затронул тему развития цифровых сервисов в России, подумал, что будет неплохо рассказать об этом в деталях, тема как минимум любопытная.

Текст про количество SIM-карт с неверными данными вы можете прочитать отдельно.

Но начну с темы актуализации данных по SIM-картам и вопросов, которые возникают и не находят ответа. Например, почему государство начало следить за исполнением закона “О связи” только сейчас, а раньше смотрело сквозь пальцы на эти моменты. Причин для этого множество, причем борьба с мошенниками, которую подняли на щит многие чиновники, не входит даже в первую пятерку, актуализация паспортных данных почти никак в борьбе с ними не помогает. Ведь проверяется правильность паспортных данных, а вовсе не то, кто конкретно пользуется телефоном. Как следствие, мошенник, который оформил SIM-карту на чужой, но реальный паспорт, никак не будет затронут проверками. Возможно, в будущем станут следить, чтобы люди пользовались своими SIM-картами, но до этого точно очень далеко.

Анонимность SIM-карты, оформленной на чужой паспорт, весьма сомнительна. Многие считают, что государство пытается актуализацией данных вывести на белый свет конкретных людей, но это точно не так. В России существует множество систем, доступных государству, чтобы соотнести “анонимную” SIM-карту и реального человека. Вопрос в количестве затраченных ресурсов и времени. И приводя в порядок базу номеров, государство решает и такую задачу — ускорение поиска тех или иных людей, возможность получить новые функции для этого. Но эта задача не выглядит приоритетной, она сопутствующая и далеко не главная.

Речитатив про цифровой концлагерь давно приелся, людям кажется, что таким образом государство хочет за ними следить, хотя оно уже имеет для этого огромные массивы информации и ничего такого точно не нужно. Многие чувствуют себя некомфортно, когда знают, что кто-то смотрит их паспортные данные или их нужно где-то предоставить. Наблюдал в МФЦ старика, который требовал показать закон, по которому ему нужно предъявить свой паспорт, чтобы получить какую-то услугу. Мотивация была простой. «Я вам паспорт покажу, а вы на меня оформите миллион кредитов. Не дам, даже не просите».

Просто зная данные паспорта, сложно что-то оформить, при содействии нечистых на руку сотрудников банка в теории что-то подобное сообразить можно. Но такие истории постепенно уходят в прошлое, так как желающие заработать шальные деньги успешно специализируются на пошиве варежек в местах не столь отдаленных. Но стереотип восприятия остается.

Попытался посчитать, в скольких местах я показывал паспорт на прошлой неделе, вышло больше десятка мест, чаще всего его сканировали для местных баз данных. Хочешь пройти в офис — будь добр показать паспорт и чтобы его данные запомнили. Но никакой проблемы это не создает. Затрудняюсь придумать, что такого можно сделать с паспортными данными. Но неприятно, если их будут знать все подряд. И вот это опасение сидит в нас во всех, на всякий случай мы не хотим, чтобы наши данные кто-то знал. В прошлые десятилетия паспортными данными торговали, но, опять-таки, придумать, как их использовать на практике, никто так и не смог.

Спросил незнакомого мне человека, переживающего за сохранность своего паспорта, о чем конкретно он беспокоится. Что можно сделать с этими данными? Он развел руками и просто сказал: «Что-то плохое». Мы ожидаем от потери своих данных чего-то плохого, но даже не догадываемся, что это может быть в принципе.

Теперь давайте представим, что SIM-карта в ряде ситуаций может служить некой заменой паспорта, его второй ипостасью. Например, приходя в другой офис, где нужно показать свой паспорт, я демонстрирую QR-код, который считывают за секунду и при этом получают информацию о том, что я такой-то такой-то, но никаких моих данных не видят. Они скрыты от девушки на проходной или охранника, эти данные находятся у государства. Код просто работает и показывает, что я — это я. И, конечно же, показывает мою фотографию. При необходимости и в случае чрезвычайного происшествия можно будет восстановить данные, узнать, кто именно прошел, и так далее. Но до этого момента мои данные будут приватны, защищены от любопытствующих. Человеческий фактор будет убран за скобки уравнения. Роль SIM-карты тут в том, что именно она будет подтверждать, что приложение работает на вашем устройстве, а не на каком-то другом, именно номер SIM-карты (не путайте с номером вашего телефона) станет идентификатором, который позволит все это делать.

Рассматривать цифровизацию общества нужно в комплексе, в России принимается множество законов, которые готовят почву для появления цифровых паспортов, удостоверений личности. И у них будут разные сферы применения, но SIM-карта всегда будет выступать как второй способ авторизации, мы сможем получать доступ к понятным сервисам с помощью своего телефона. И тут важно сделать все, чтобы технологии работали бесшовно.

Давайте рассмотрим другой пример. Каршеринг от «Яндекса» знаменит тем, что налево и направо продаются взломанные аккаунты, которыми могут пользоваться люди с левыми SIM-картами. ГИБДД проводит проверки на дорогах, останавливает водителей каршеринга, но толка тут не так много, нужно убирать такие истории на начальном этапе.

Теперь давайте представим, что у нас есть связка из SIM-карты и верных паспортных данных для нее, а также базы водительских прав МВД. При начале аренды автомобиля происходит проверка, например, есть ли у вас права на вождение. Возможно, вас попросят сделать фотографию себя, чтобы удостовериться, что вы — это вы. Вариантов масса.

Факт в том, что будущие сервисы напрямую зависят от точности данных операторов, без этого они просто не будут работать, у них нет шанса бороться с мошенничествами. И вычищать базу от левых данных нужно в том числе и по этой причине. Не вижу в этом ничего плохого, прозрачность для государства становится важным фактором, она определяет то, что можно делать легко и просто. Вспомните, с какой легкостью мы осуществляем сегодня переводы денег по номеру телефона. Удобно? Не то слово.

Во время пандемии семьи с детьми получали от государства выплаты, они автоматически начислялись на карту одного из родителей (повторная история, в первый раз нужно было зайти на «Госуслуги»). Идеальный пример полезного сервиса, который моментально и без волокиты решает вопрос для огромного числа людей.

Пример с негативной окраской — штрафы за нарушение правил дорожного движения приходят ровно так же в цифровом виде, откреститься от них невозможно. То есть у нас рынок данных и наших действий становится прозрачным, и мы постепенно привыкаем к этому. Следующий шаг — еще большее упрощение многих вещей, возможность делать их без паспорта. Но для этого нужен некий идентификатор, универсальное решение. И таковым точно станет SIM-карта, она уже есть у каждого человека. Будет ли она в виде eSIM с российским шифрованием, в каком-то ином виде, не знаю. Но все направление развития идет именно в пользу того, чтобы сделать многие сервисы доступными из любой точки России с вашего телефона. И тут значение SIM-карты возрастает, она становится незаменимой, фактически вашим вторым паспортом. Мы стремительно идем именно в этом направлении, можно сказать, что цифровизация жизни в России развивается намного быстрее, чем в других уголках мира. И не могу отрицать, что мне это нравится.

Жить становится легче, при этом доступность информации обо мне в рамках государственных систем уменьшается, нельзя в одном месте найти сведения обо мне, как это было раньше. Базы дробятся, доступ к ним затруднен со стороны. И злоумышленник внутри системы государственного управления не сможет получить сколь-нибудь значимый объем информации о конкретном человеке. Еще десять лет назад из государственных баз можно было получить много информации о людях, сегодня это уже не так, а доступ к ним со стороны затруднен или и вовсе больше невозможен.

Поэтому уверен, что ценность SIM-карты, ее правильного оформления на себя с течением времени будет только расти, по-другому и быть не может. И это полностью противоречит сегодняшнему отношению к SIM-карте, когда на ней висит большая часть нашей жизни, но мы этого зачастую не осознаем до ее потери. И ровно до момента, пока сами не столкнемся с тем, как, оказывается, много всего было привязано к SIM-карте и как теперь сложно все с нее восстанавливать. Так что берегите свои SIM-карты уже сегодня, а также оформляйте их на себя, а не на того парня. Скрывать в них точно нечего, как от государства, так и от операторов.

[email protected]
наверх