Покупка SIM-карты по биометрии. Очередная сенсация из ниоткуда

Привет.

Пришло время выдуманных страшилок, что гарантированно захватывают внимание достопочтенной публики, вызывают обсуждения, перехлестывающие через край эмоции. И если сенсации не предвидится, то почему бы в очередной раз ее не создать из ничего? Рецепт апробирован газетой «Коммерсант» многократно, устану перечислять то, что происходит постоянно, в конце материала можете открыть пару-тройку ссылок, там подробно разобраны другие истории. Конечно же, когда до этого дошли руки.

В этот раз меня задергали вопросом о том, как дальше жить, если государство планирует продавать SIM-карты исключительно с помощью биометрии, причем не только иностранным, но и российским гражданам. Причиной для таких рассуждений стал материал в газете «Коммерсант», что вышел 16 мая. Позволю себе цитату из него:

“ФСБ обсуждает с Минцифры ужесточение порядка продажи сим-карт гражданам РФ. Среди вариантов: обязательность биометрии, ограничение точек продаж салонами операторов связи, МФЦ и «Почты России», использование цифровой подписи. Введение ограничений может привести к сокращению числа дилеров, которые сейчас реализуют сим-карты. Именно к их работе у силовиков больше всего вопросов по обороту серых сим-карт. В то же время дилеры обеспечивают операторам 35–70% продаж”.

Моя работа связана с цифрами и меня корежит, когда я вижу оценки в стилистике «плюс, минус лошадь». Откуда цифра того, что дилеры обеспечивают продажи от 35 до 70% всех SIM-карт? Она же взята просто с потолка и ничем не подкреплена вовсе. Да и сам разброс очень показательный, если не сказать больше. Но это ворчание, что просто иллюстрирует отношение к тематике и цифрам.

Мне было интересно, когда и в какой момент в ФСБ сообщили об изменение в законе «О связи», а главное кому. Читаем дальше:

“Источники “Ъ”, близкие к операторам связи, рассказали, что ФСБ обсуждает с Минцифры ужесточение порядка продажи сим-карт гражданам РФ. По словам одного из них, для борьбы с серым рынком сим-карт рассматривается три варианта покупки. Первый — по биометрии. Второй — только в салонах связи операторов, МФЦ и отделениях «Почты России». Третий — с помощью приложения «Госключ» (цифровой подписи), где в электронной форме подписывается договор. Эту информацию подтвердил еще один источник “Ъ”, знакомый с ситуацией».

И вот тут мы выясняем, что перед нами в лучшем случае игра в испорченный телефон. Некий источник, близкий к оператору связи (это кто? Те самые дилеры, что кровно заинтересованы в отсутствии регулирования рынка?), сообщил, что в ФСБ обсуждает с министерством ужесточение порядка продажи SIM-карт. Учитывая, что такие рабочие встречи разных ведомств, включая представителей операторов, проходят уже несколько лет, то новизна вопроса вызывает сомнения. Это периодические встречи, они стали для индустрии стандартными. Чтобы понимать, откуда все это идет, давайте вспомним, что с 2021 года государство решило навести порядок с оборотом SIM-карт, чтобы все паспортные данные были актуальными. Вначале это случилось с корпоративными клиентами, затем с физическими лицами. Мы об этом писали много, рассказывали о разных аспектах происходящего.

На рабочих встречах обсуждаются вопросы в том числе актуальности данных, что есть сегодня для SIM-карт. И можно смело рапортовать, что большая часть SIM-карт оформлена в России на правильные паспортные данные, тут больше нет никаких проблем.

Следующей ключевой проблемой становится то, что у нас есть предприимчивые люди, которые оформляют на себя сотни или даже тысячи SIM-карт, а затем в нарушение договора с оператором, их продают другим людям. У операторов есть только один путь для расторжения договора, в том числе в судебном порядке, что отнимает много сил, времени и ресурсов. Для индустрии важно выработать новые формы взаимодействия с абонентами, при помощи государства. В публичном поле мы видим обсуждения, например, ограничения числа SIM-карт, что могут быть оформлены на одного гражданина России. Но это все равно не решает проблемы продажи SIM-карт, оформленных на чей-то паспорт (такая SIM-карта будет легальной с точки зрения оператора, у операторов нет возможности и инструментов для проверки, кто именно пользуется SIM-картой).

На рабочих встречах последний год обсуждаются идеи того, как именно можно привести в порядок использование SIM-карт, чтобы люди не продавали их налево. Причем закономерно звучат вопросы, как отделить ближайших родственников (родителей, детей и так далее) от использования SIM-карт кем-то совершенно посторонним. Ведь не секрет, что многие оформляют SIM-карты на своих родственников, оплачивают их, управляют ими. И тут нужно придумать простые, эффективные механизмы, чтобы не создать для людей проблемы. То, что я могу наблюдать со стороны, так это взвешенный подход Минцифры, представителей других ведомств и операторов. Все вместе ищут способ, как получить нужный эффект без каких-либо драконовских мер. Как и раньше это будет постепенное движение в нужном направлении. Посмотрите, как происходит регулирование SIM-карт, оно поэтапное, вдумчивое, никакого махания шашкой наголо, без попыток сделать все с наскока. Всегда нужно смотреть на предысторию вопроса, чтобы понимать вероятность того или иного развития событий.

Вернемся к страшилке, что создали в газете «Коммерсант», что одно из предложений продавать SIM-карты с использованием биометрии. Это предполагает необходимость, как минимум, ее сдавать. Биометрия используется как страшилка, что поддерживается в головах многих людей, в том числе используется для атак против государственной инфраструктуры, в частности, МФЦ. Помните очереди из людей, что желали отозвать свои биометрические данные из МФЦ? Почитайте материал о той истории, его стоит освежить в памяти.

За пару дней до публикации обсуждаемой заметки у нас появился другой вброс относительно биометрии, что единая биометрическая система (ЕБС) будет использоваться для поиска преступников в России. У нее нет таких функций, более того, закон четко описывает для чего и как используется система. В Минцифры вышли с опровержением такого использования ЕБС. Про саму систему и как ее можно использовать у нас также был отдельный материал.

Меня удивляет, когда новости идут внахлест, из разных, на первый взгляд, никак не связанных источников, но бьют они в один и тот же страх. Биометрию. То, что пугает людей своей непонятностью. Поискал, что еще появилось на эту тему в публичном поле, обнаружил историю про то, что у кого-то «украли лицо в московском метро». Функция Face Pay давала якобы ошибочные срабатывания, а в материале плавно подводили к тому, что нужно удалить всю свою биометрию из приложения метрополитена. Мягко, ненавязчиво били ровно в тот же страх. Возможно, что такое случайное стечение обстоятельств, но все вместе выглядит как спланированная информационная атака, что ничем не отличается от той, что была в прошлом году.

И дальше уже неважно скормили журналистам дезинформацию и те ее съели неосознанно или воспользовались их любовью к дутым сенсациям (знаю десятки примеров, как конкретно пользуются раздутым эго журналистов этого издания и скармливают им желаемые идеи, что воплощаются в тексты — все это бесплатно и даром, речь про телеком).

Нам важен результат, который вновь подрывает веру людей в безопасность биометрии, рисует образ государства, что пытается получить эти данные любой ценой. На деле это попытка затормозить прогресс, попытка создать условия, когда технологии не будут так быстро идти вперед и давать свои плоды. Банально сделать жизнь внутри России хуже. Никаких реальных источников у новости про продажи SIM-карт по биометрии, нет. Более того, если включить логику, то в России все еще действуют паспорта, этот документ является основным для гражданина страны и по нему вы можете осуществлять любые операции (купить квартиру, написать завещание, открыть счет в банке и так далее). Предположить, что этого документа может быть недостаточно, невозможно. Равно как и то, что люди с юридическим образованием вдруг предлагают перелопатить кучу законов, чтобы зачем-то продавать SIM-карты по биометрии.

Знаете почему эта дутая сенсация рассыпается в прах? Объясню. Задача, что стоит перед государством, добиться чтобы SIM-карты не продавали на вторичном рынке, с чужими паспортными данными. Но это делают вполне реальные люди, зачастую они не скрываются и оформляют такие SIM-карты на себя. В данный момент просто не существует никакого наказания для частных лиц за такую продажу. И поэтому такие SIM-карты продают, растет их цена, что делает такой бизнес еще выгоднее. Государству же нужен понятный, вменяемый инструмент, что позволит вычищать этот рынок. Биометрия эту задачу никак не решает. Гражданин ровно также купит SIM-карты по своей биометрии, ровно также продаст их дальше. И как мы решим этот вопрос? Да никак.

Отсюда насквозь фальшивая природа статьи, где пытаются нарисовать образ государства, чиновников как недалеких людей, что творят не пойми что. Выдают за факт то, чего не случилось. Что интересно, после публикации некоторые горячие головы среди депутатов всерьез задумались, что нужно запрещать, не пущать и далее по списку. Как видите, ничего хорошего и позитивного из таких фальшивок не вырастает.

Цитируемость высокая, обсуждений много, но был ли смысл в этой дутой сенсации? Только для тех, кто работает против России в информационном поле и пытается создать негативный фон. Никакого другого смысла в этом материале не было даже близко. И если бы авторы понимали хотя бы минимально, чем занята индустрия телекома в России, какие задачи и проблемы перед ней стоят, то такой материал не мог появится. Так как фальшивость изначальной информации видна для любого участника рынка.

P.S. Про другие выдумки вы можете почитать по ссылкам ниже, они хорошо дополняют этот материал.

[email protected]
наверх