Деградация мобильной связи в России неизбежна. Запрет Speedtest

Привет.

Что ни день, то такие новости, что впору хвататься за голову. Эта история началась с заметки Валерия Кодачигова в «Известиях», напоминающая детектив, особенно если вдуматься в происходящее и детали, чем мы и займемся вместе. В Госдуму от экспертов рынка, академиков связи, отправляется письмо, в котором выражается нешуточная обеспокоенность тем, что Россия находится под постоянными атаками иностранных спецслужб, киберугрозы нарастают день ото дня, а мы разрешаем работать на наших сетях такому приложению как SpeedTest от американской компании Ookla. В письме указывается, что приложение «это такой же механизм организации колониальной зависимости в сфере ИКТ, как SWIFT в банковской сфере», а использоваться оно может для сбора информации и «организации кибератак против информационных ресурсов в любой стране». Академик МАС, Сергей Мельник утверждает, что данные из Speedtest, попадая в руки иностранных спецслужб, могут использоваться для адресных DDoS-атак. В Госдуме письмо приняли, оно отправлено на рассмотрение вице-премьеру Дмитрию Григоренко, в газете приводят комментарий запредседателя Госдумы, Петра Толстого: «Даже потенциальная возможность доступа со стороны наших геополитических оппонентов к данным о работе телеком-инфраструктуры России недопустима. В условиях СВО потенциально вредоносного программного обеспечения на сетях российских телеком-операторов не должно быть в принципе, поэтому, конечно, я поддерживаю запрет использования отечественными операторами западных продуктов для измерения скорости интернет-соединения». Найти статью «Известий» можно вот тут.

Начнем танцевать от печки, чтобы понимать, почему вся эта детективная история плохо пахнет и какую задачу пытаются решить в Госдуме, взвалив на себя непомерный груз. У любого чиновника федерального уровня или депутата существуют простые гигиенические правила, они не отвечают публично на сообщения условного Васи Пупкина. Причин для этого миллион, но главная заключается в том, что на входе чиновник или депутат получает огромное число корреспонденции, добрая половина которой написана людьми одинокими и желающими общения. Они предлагают немедленно обогнать Америку и Китай, построив в будущем году базу на Луне. Считают, что нужно отменить налоги и раздать всем деньги, в таком случае мы сможем зажить прекрасно. Количество гениальных предложений и пожеланий не поддается исчислению и реагировать на них публично как-то не с руки.

Поэтому, если на высоком управленческом уровне вдруг реагируют на предложение неизвестной организации или персоналии, то обычно в этом вижу то, что начинается игра в поддавки. В публичное поле нужно вывести общественную инициативу, предложение с мест. И уже на него отреагировать сообразно своим представлениям о прекрасном. Чтобы не быть голословным предлагаю разобраться в том, что такое «Международная академия связи».

«МАС» как реликт 90-х. Как стать академиком за пять минут

В 90-е годы все пошло в разнос, а люди пытались выдать себя за кого угодно. На деловых встречах визитками обменивались исключительно директора, генеральные директора, президенты. Однажды присутствовал на встрече, где собрался пяток генеральных директоров, которые обсуждали куда пойти потом, в McDonald’s или пышечную за углом, так как до получки еще неделя. Изумительное время, когда все было впервые и вновь.

Именно тогда появились народные академики, что на время стали популярны. Достаточно было создать любую организацию, что всегда стоило копейки, вписать в название слово академик и дело сделано. С этого момента любой член организации может писать на визитке, что он академик, например, «Международной академии связи». Несмотря на происходивший бардак, в Российской Академии Наук от такого посягательства на свои права и девальвацию звания академика не стали смотреть сквозь пальцы. Множество публикаций на тему, давление на правительство России, что вылилось в письмо заместителя председателя правительства Российской Федерации Ю. Ф. Ярова от 10 декабря 1994 года N 2632п-П40 указано, что правом присваивать титулы академика и члена-корреспондента обладают только государственные академии. Но «академикам» закон не писан, и они продолжают себя так называть, пользуясь тем, что государство смотрит на это сквозь пальцы. Да и в РАН больше не реагируют на таких академиков, так как накал борьбы сошел на нет, все понимают, кто и чего стоит.

Почти за три десятка лет в телекоме, я никогда не слышал ничего про «МАС», вот совсем ничего. Ни разу и ни в каком контексте. Допустим, что я совсем плох, у меня выпадения памяти, обратился к поиску в сети. Кроме сайта самого «МАС» ничего найти невозможно, организация не предлагала ничего для индустрии, нет никаких комментариев в прессе, инициатив и так далее. Первая инициатива — это письмо в Госдуму, которое и начали комментировать. Для организации, что существует ровно столько же, сколько я работаю в телекоме, это выглядит странным.

Изучим сайт «МАС». На нем нам предлагают стать академиком, нужно оплатить разовый взнос в десять тысяч рублей, платить ежегодные членские взносы в размере шести тысяч рублей. Анкета для солидности заполняется на английском языке, про закон о персональных данных в «МАС» ничего не слышали, они все еще живут в 90-х.

Президент организации, Оситис Анастасия Петровна имеет широкие интересы, она участвует как учредитель в таких организациях как салон красоты и парикмахерская, аренда недвижимости (основной бизнес), финансовых услугах (фонд Святых Константина и Елены). Но тут нет ничего связанного с телекомом как таковым, на сайте череда перепечаток чужих новостей и событий из профессиональной сферы, периодические сборы немногочисленных членов «МАС» и невнятные сканы каких-то левых документов без объяснений чего-либо. А еще уверения, что в организацию входят более 800 «академиков» из тридцати стран мира. Что совершенно не бьется с бухгалтерской отчетностью компании, если исходить из размера взноса в 6000 рублей с человека.

Перед нами типичная пустышка, за которой нет ничего в профессиональном аспекте. И вот тут возникает другой вопрос, почему депутаты вдруг отреагировали на письмо «МАС», а из заметки в «Известиях» даже складывается впечатление, что и ФСБ поддерживают изложенную инициативу.

Деградация связи в России, неизбежный сценарий для телекома

Нет, это не моя любимая пластинка, что от частого употребления набила оскомину. Я не знаю, как достучаться до сознания людей и объяснить, что без телекома жизнь сегодня уже невозможна, что те же МФЦ, транспорт, логистика и многое другое просто встанут намертво, и это нанесет экономический ущерб всем нам. Недавно, описывая действия ФАС относительно МТС, повторял все это в очередной раз, как обычно получил массу комментариев о том, что все это неправда, операторы богатые, а люди бедные.

Депутаты отличаются тем, что они часто игнорируют реальность, но обсуждения последних месяцев относительно множества разных инициатив вокруг телекома вдруг привели их к осознанию размера той катастрофы, к которой мы движемся. И тут самое время засучить рукава и попытаться смягчить последствия удара, начинать исправлять ситуацию. Вместо этого случилось странное, а именно попытка скрыть саму ситуацию, сделать так, чтобы люди в стране не имели объективного контроля за происходящим.

Чем плох тот же Speedtest от Ookla в разрезе деградации связи в России? Ответ очевиден, приложение наглядно показывает, какой связь была и какой она стала, более того, это самое популярное приложение в России. И при этом надавить на него, подкрутить результаты не получится. Нас готовят к тому, что начнется деградация сетей, да она уже видна в некоторых регионах. Нахожусь в Адлере и год к году наблюдаю падение качества мобильных сетей, что характерно для всех операторов без исключения. Скачет соединение, базовые станции перегружены, людей так много, что даже рвутся голосовые звонки. Качество интернета оставляет желать лучшего. И еще недавно тут все было не идеально, но неплохо. Сейчас же происходит стремительная деградация качества связи. Избежать этого невозможно, мы вплотную у точки невозврата и падение сетей, сбои в их работе станут новой нормой в 2025 году, ждать этого можно с лета. Сейчас это все еще цветочки.

Объяснять сбои в работе сетей чиновники планируют привычными тезисами о враждебном внешнем окружении, DDoS-атаках (они есть, они рекордные по размаху, но тут смешивают разные события в одно).

Можно ли использовать SpeedTest для планирования таких атак? Безусловно можно. Также как любое иное приложение, встроенные тесты скорости есть в сотнях приложений. Но они не показывают эти данные пользователям, соответственно не несут никакой угрозы для российских чиновников.

Напомню тем, кто забыл, что любые пользовательские операционные системы (Windows, MacOS, Android, iOS) имеют встроенные средства для измерения не только скорости сетевого соединения, но и многих иных параметров. Данная информация является служебной по отношению к ОС и передается на сервера вне России, ничего с этим сделать мы не можем. Единственный выход отказаться от использования смартфонов, компьютеров и другой техники. Причем детализация такой информации намного выше, чем у того же Speedtest. Но запрещальщики этого просто не понимают, они не знают об этом. А если и знают, то их это не волнует.

Мы будем видеть, что сети падают, качество услуги становится плохим. Но инструментально замерить и сравнить скорости, стабильность соединения не сможем. Блокировка того же Speedtest на сетях не составит труда. У нас навострились блокировать все, что угодно и в любых объемах, что вызывает раздражение, так как неясно, каких целей кроме эмоциональной реакции от нас добиваются чиновники. Думаю, что логичным будет полный запрет интернета как такового, зачем нужны эти полумеры? Но возможно ли это в стране, где цифровое развитие является приоритетом. Нет, невозможно даже в принципе. Мы отказались от нецифровых управляющих структур в государстве, от документооборота до тех же МФЦ. И восстановить их невозможно, у нас уже нет дороги обратно.

Для меня вся эта история еще один тревожный звоночек. Вместо попытки исправить ситуацию, мы занимаемся мифотворчеством, тратим время на иллюзии, а времени у нас с каждым днем все меньше и меньше. Будет очень больно, когда придется исправлять все, что наворотили в предыдущие годы. И никто кроме нас этого все равно исправить не сможет.

[email protected]
наверх