Привет.
На наших глазах развивается удивительная ценовая война. Ни один из ее участников не может себе это позволить, тем не менее, откинув все разумные размышления, вступает в борьбу за клиентов, продавая свои услуги де-факто в убыток. Заодно перечеркиваются все усилия операторов по объяснению того, что индустрия много лет сидит на голодном пайке, нет средств для развития сетей, качество связи может в ближайшем и очень недалеком будущем катастрофически упасть. Никто в столь стесненных обстоятельствах не устраивает ценовую войну, последствия которой нельзя просчитать. В краткосрочной перспективе она нанесет поражение всему рынку, а если определится «победитель», то его победа будет отравлена убытками, которых он наберет больше, чем остальные. Давайте вместе попробуем рассмотреть историю ценовой войны и последствия для рынка, отбросив в сторону эмоции и посмотрев только на факты.
Насколько вам важен номер мобильного?
В телекоме не до конца осознали, что номер мобильного телефона перестал сохранять ту же ценность для клиентов, что и раньше. На заре развития мобильной связи номер телефона был важен, так как вам звонили на него, запоминали в телефонной книге и так далее. Появление красивых номеров, аукционов на них — все вместе создавало ощущение важности таких номеров, наличия в них ценности.
Сегодня в магазинах операторов можно купить красивые номера, за них берут дополнительную плату, но мало кто гоняется за таким номером. Исчезла эпоха, когда люди помнили чужие номера наизусть, теперь мы полагаемся на телефонные книжки, а общение из сотовых сетей перешло в мессенджеры. Мне стали чаще звонить в Telegram, чем по сотовой связи, причем это не личные, а именно рабочие звонки. Считать, что тут есть фактор экономии, нельзя, зачастую качество передачи речи в Telegram на голову выше, и это несмотря на HD-кодеки, что есть у операторов, в теории они должны обеспечивать изумительное качество звука. Но факт остается фактом, в Telegram голос звучит объемным, лучше слышны все оттенки речи, чем при разговоре по сотовым сетям. Возможно, что именно мне так «везет», но опрос знакомых показал, что и у них сложилось такое впечатление. Операторы как-то позабыли, что надо улучшать качество основной услуги, так как голос уходит от них много лет подряд.
Столь сильная привязка к номеру теперь отсутствует, более того, периодически люди, занимающиеся бизнесом, отказываются от своих номеров, слишком многие их знают, и обнуляются, ровно так же поступают люди в шоу-бизнесе. Мне это напоминает очистку корпуса корабля от ракушек, избавление от всего наносного.
Но есть еще один фактор — возможность перенести свой мобильный номер из сети одного оператора в другую сеть, где вы сохраняете номер, но получаете при переходе новые условия и можете выбрать выгодный тариф, который доступен исключительно для новых подключений. Что провоцирует людей переходить от одного оператора к другому, перетягивание одеяла стало отличной игрой между операторами. Число абонентов в стране не меняется, поэтому выгодно привлечь чужих абонентов и при этом не тронуть своих.
Олег Иванов, глава Научно-исследовательского института Радио (НИИР), в начале весны 2024 года озвучил статистику MNP, за 2023 год число переходов от одного оператора к другому выросло на 50%, общее число успешных переносов составило 16.5 миллионов. В начале года говорилось о старой проблеме, операторы ставят палки в колеса при переносе номеров, всеми силами пытаются удержать абонента. Например, возникают «ошибки» в данных, которые не позволяют завершить перенос, и это происходит несколько раз. Некоторые абоненты не упорствуют и остаются со своим старым оператором. Проблема, знакомая для рынка, и ее решают, в сентябре 2024 года частично снизили накал борьбы, операторам дали по рукам, произошел моментальный взлет переносов на 20%.
У меня есть неофициальная статистика, что на прошлой неделе число переносов поставило своего рода рекорд и оно растет, так как люди переходят на более выгодные условия, которые предлагают операторы. И тут самое время поговорить о параметрах ценовой войны.
Экономия на связи в два раза минимум — ценовая война конца 2024 года
В России цены на связь не регулируются государством официально, найти какие-либо нормативные акты на эту тему вам не удастся. С другой стороны, ФАС РФ взяла на себя обязанность ограничивать рост цен на связь уровнем официальной инфляции. То есть раз в год оператор имеет право поднять цены для конкретного абонента на уровень инфляции (примерно на 8-10% в 2024 году). Касается это исключительно мобильной связи, но никак не проводных операторов, которые могут менять цены в широких пределах. В России сложилась парадоксальная ситуация, когда мобильная связь дешевле, чем проводная, в большинстве стран мира все ровно наоборот. Дисбаланс связан с тем, что государство в ручном режиме управляет рынком, вымывает с него деньги, занимаясь популизмом. Мы много раз об этом говорили, популизм такого рода ведет к тому, что сети ветшают, а денег на развитие просто не остается. Мы полным ходом движемся в кризис, когда мобильные, а затем и проводные сети начнут сыпаться. Этот процесс уже носит необратимый характер, и с каждым днем число проблем нарастает, снежный ком уже не остановить, летом 2025 года мы будем видеть первые серьезные сбои.
Для любого человека свой интерес намного понятнее, чем эфемерные интересы телекома или страны в целом. Если на рынке предлагают скидки, то надо быть дураком, чтобы от них отказываться, и люди выжимают из ситуации максимум выгоды для себя. Осуждать кого-то за такие действия нельзя, ведь сама индустрия создает все условия для этого.
Застрельщиком ценовой войны выступил t2, тариф «Хватит» стал в два с небольшим раза дешевле, чем ближайший по параметрам тариф оператора «Мой онлайн+». Первый предлагается за 350 рублей, второй — за 800 рублей в месяц (здесь и далее цены для Москвы). Интересно, что в тарифе «Хватит» заморозка стоимости тарифа предлагается навсегда, во втором тарифе — только до конца 2026 года. Плюс в тарифе «Хватит» безлимитный интернет на все для выходных дней, что делает его частично безлимитом, происходит возврат услуги, которая отсутствовала на рынке.
Прошлая большая ценовая война операторов уничтожила рынок за счет введения безлимитов на мобильный интернет, с их появлением стало невозможным продавать что-либо, людям не нужны голосовые звонки, SMS, их интересует интернет. Безлимит стал шикарным предложением, но он же отправил прибыли отрасли в пике. И последние три-четыре года нас отучали от того, что безлимит должен существовать, его постепенно убирали на архивных тарифах, его не было в списке опций для подключения новых публичных тарифов. Шла планомерная работа на переход на пакетные тарифы, экономика операторов очень медленно выправлялась.
Введение безлимита, пусть даже частичного, привела к тому, что это стало уникальным предложением, и пошла тяга, люди потянулись в t2. Другие операторы не могли оставаться в стороне, тот же МТС в кратчайшие сроки, а именно за неделю, отреагировал и вывел свое предложение, в котором на свежей линейке тарифов можно получить безлимитный интернет.
Ценовая война отличается тем, что операторы отдают свою прибыль в моменте для роста абонентской базы. Например, если один оператор снижает цены в два раза, то к нему перетекают абоненты других операторов, частично меняют тариф свои абоненты (об этом чуть позже). Но выигрыш тут однозначен, переток наращивает абонентскую базу, и покупка новых клиентов оправданна.
В теории все идеально, на практике другие операторы реагируют, причем почти моментально, и реализовать свое преимущество становится невозможным. Для МТС, имеющего наибольшую базу в России, важно защитить ее от перетока к другим операторам, поэтому последовала такая быстрая реакция. Но также на каждом витке ценовой войны ставки повышаются, читай — растут скидки. В случае МТС интернет снова стал безлимитным, и на актуальных тарифах он не стоит ровным счетом ничего или условно-бесплатен.
Идеально на ситуацию накладывается то, что государство у нас добилось отмены платы за раздачу мобильного интернета на другие устройства (!!!), даже на безлимитных тарифах брать за это деньги нельзя. Добавим сюда блокировку YouTube на сетях проводных операторов, переток трафика к мобильным операторам, что создает для них очень высокую нагрузку, и получим идеальное стечение обстоятельств. С появлением безлимитов на интернет пользователи решают свою задачу по просмотру видео, причем решают за смешные деньги. И это удар по проводным операторам, которым и так приходится несладко, особенно небольшим и средним компаниям, что вынуждены конкурировать с теми же мобильными операторами, предлагающими проводной интернет за рубль как дополнение к услугам мобильной связи. Удар по рынку ШПД нанесен нешуточный, возвращение безлимита при более-менее высоких скоростях вновь делает использование телефона для раздачи интернета интересным. А если оператор постарается ограничить раздачу интернета на таких тарифах, то пользователи пойдут в ФАС и вновь добьются своего.
Гипотетический выигрыш для оператора в ценовой войне — это привлечение новых абонентов. В реальности проигрывают все без исключения. Причина этого в том, что число абонентов не меняется для рынка в целом, мы просто перекладываем их из одного кармана в другой, при этом тратим усилия на перевод их от одного оператора к другому, одновременно снижая как минимум в два раза ту сумму, что они платят.
По самым скромным оценкам, в рамках этой ценовой войны, которая будет длиться около двух месяцев минимум, операторы смогут перетянуть около 2.5 млн абонентов, перевести их на доступные тарифы с большим объемом трафика (безлимиты или большие пакеты трафика, не столь важно). При среднем ARPU такого абонента в 800 рублей мы получим при переходе средний ARPU на уровне в 360 рублей. То есть 440 рублей исчезают в огне ценовой войны, эти деньги сгорают для рынка. За два месяца с рынка вымывается минимум 1.1 млрд рублей. Если грубо взять год, то получится 6.6 млрд рублей. Копейки? Не думаю, что это так. В долгосрочной перспективе все операторы получают проблему — они не смогут быстро возвращать цены на больший уровень.
Обратите внимание, что тот же «Мегафон» ответил на ценовую войну тарифом Yota.
Тут нет безлимита, ответ носит формальный характер. Нужно реагировать, но портить свою экономику оператор не хочет. В билайне пока не ответили на действия конкурентов, для понимания, тариф с параметрами, сходными с “Хватит» от t2, стоит порядка 920 рублей, то есть в три раза больше. Перед нами реальная стоимость услуг на рынке, но сейчас она интересует мало кого из покупателей, так как есть ценовая война и можно купить все заметно дешевле. Осуждать людей за это невозможно, операторы сами дали им такую возможность.
Приведу еще один частный случай. У меня достаточно большое число M2M-устройств, в которых нет потребности звонить, нужны SMS, а также трафик. Причем для видеокамер этот трафик на уровне 10-15 ГБ в месяц, иногда даже больше. Сегодня у меня в среднем на оплату таких SIM-карт уходит в два раза больше, чем предлагает t2 с заморозкой цены навечно. Мой платеж в 3500 рублей теперь превращается в меньший вполовину, выгода явная, и для меня это отличное предложение. Если не думать о том, что операторы получат меньший доход и, как результат, рано или поздно сети просто начнут работать хуже.
Посмотрите, сколько стоит M2M-тариф у билайна, думаю, все станет понятно.
Регулятору впору собирать операторов и заставлять отменять этот праздник жизни, закрывать аттракцион невиданной щедрости. Иначе мы ускоряем те кризисные явления, что были в отрасли и до того, причем разгоняем их до невозможности. Вижу тут только один выход — операторам нужно помочь в их желании упасть до дна, уничтожить свои доходы как можно скорее.
Переход от одного оператора к другому не так сложен, многие люди готовы его сделать по MNP. Но посмотрите, сколько людей ради выгоды готовы поменять оператора и без сохранения номера, их немного, но они существуют. Вы можете найти наш опрос вот тут.
А с MNP не надо терять номер, зато вы получаете новые условия, или ваш оператор постарается вас удержать и предложит скидку. Одним словом, сейчас мы получаем время, когда ценовая война надежно убивает доходы телекома, они испаряются. И ничего хорошего в этой ситуации нет и не может быть. Пир во время чумы. От ценовой войны теряют все, а мнимая выгода для абонентов обернется ухудшением качества услуг для всех без исключения, сети будут падать, так как для их работы нужно финансирование, которое операторы получают, продавая свои услуги. Теперь они уничтожают экономику ключевой услуги, делают это бодро и с огоньком. Причем разгребать последствия этой ценовой войны придется многие годы, откатить цены обратно быстро и безболезненно не получится, это также мина замедленного действия, подложенная под телеком.